Правовое регулирование охраны особо охраняемых природных территорий и объектов
Особо охраняемые природные территории местного значения в рассматриваемом Федеральном законе не указаны, но могут создаваться в соответствии с региональным законодательством. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо… Читать ещё >
Правовое регулирование охраны особо охраняемых природных территорий и объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие особо охраняемых природных территорий
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
- — государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- — национальные парки;
- — природные парки;
- — государственные природные заказники;
- — памятники природы;
- — дендрологические парки и ботанические сады.
Перечень ООПТ не является исчерпывающим — законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение (табл. 3) и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Дендрологические парки и ботанические сады могут также находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Таблица 3
Категории и виды особо охраняемых природных территорий.
Наименование ООПТ. | Федеральное значение. | Региональное значение. | Местное значение. |
Государственный природный заповедник. | X. | ||
Национальный парк. | X. | ||
Природный парк. | X. | ||
Государственный природный заказник. | X. | X. | |
Памятник природы. | X. | X. | |
Ботанический сад, дендрологический парк. | X. | X. |
Управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, создавшими соответствующую особо охраняемую природную территорию.
Органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны:
- а) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Особо охраняемые природные территории местного значения в рассматриваемом Федеральном законе не указаны, но могут создаваться в соответствии с региональным законодательством. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
В целях учета 00ПТ ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля соблюдения соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий установлен приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69.
С целью охраны территорий ООПТ осуществляются государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которые проводятся для обеспечения:
- а) режима особо охраняемой природной территории;
- б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
- в) режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.
На ООПТ федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Росприроднадзором при осуществлении им федерального государственного экологического надзора. Кроме того на ООПТ федерального значения, управление которыми осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, государетвенный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных федеральных государственных бюджетных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
На ООПТ регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Законом об ООПТ установлены права должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством РФ. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:
- а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
- б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).