Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция равновесия рынка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РЕ — цена равновесия; Ql, 0s, QD — объемы равновесия, предложения и спроса соответственно; I — избыток предложения; II — избыток спроса Данная диаграмма показывает, что при цене Р1 объем спроса превышает объем предложения на величину (Q® — Qf), определяя тем самым дефицит данного товара. И наоборот, при цене Р2 объем предложения превышает объем спроса на величину (Q| — Q2), предопределяя избыток… Читать ещё >

Концепция равновесия рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После раздельного определения спроса и предложения можно перейти к общему анализу поведения обеих сторон рынка: продавца и покупателя. Причем особого внимания заслуживает чаще всего встречающийся вариант их взаимоотношений, характеризующийся следующими свойствами:

  • — достаточное количество участников на обеих сторонах, т. е. как на стороне предложения, так и на стороне спроса;
  • — предлагающая сторона не предпринимает количественных сокращений объема производства в ожидании повышения цены товара;
  • — потребители не ограничивают объем потребления в ожидании снижения цены товара;
  • — нормальное реагирование на изменение цены как потребителя, так и производителя.

Нарушение этих принципов может привести к ситуациям1, показанным на рис. 1.24. В случае, представленном на рис. 1.24, а, отсутствует цена, при которой могла бы осуществиться сделка. Подобная ситуация возможна, например, на рынке жилья в крупных городах. В случае, представленном на рис. 1.24, б, минимально возможное предложение выше максимального объема спроса на рынке. При выполнении всех вышеперечисленных принципов получается диаграмма рыночного равновесия.

(рис. 1.25).

Нарушение условий равновесия спроса и предложения.

Рис. 1.24. Нарушение условий равновесия спроса и предложения:

а — завышенная цена предложения; 6 — заниженный спрос Подобные ситуации характерны в основном для неразвитых рыночных экономик.

Определение рыночного равновесия.

Рис. 1.25. Определение рыночного равновесия:

РЕ — цена равновесия; Ql:, 0s, QD — объемы равновесия, предложения и спроса соответственно; I — избыток предложения; II — избыток спроса Данная диаграмма показывает, что при цене Р1 объем спроса превышает объем предложения на величину (Q® — Qf), определяя тем самым дефицит данного товара. И наоборот, при цене Р2 объем предложения превышает объем спроса на величину (Q| - Q2), предопределяя избыток товара. И лишь в точке Е наблюдается полное соответствие (равновесие) между объемами спроса и предложения (Qn— QD = Qf).

Таким образом, равновесие определяется как комбинация «количество — цена», при которой нет превышения объема спроса над объемом предложения, и наоборот. Равновесная цена РЕ означает следующее: кто в соответствии с данной функцией спроса готов как минимум уплатить цену Рр тот может приобрести товар; при данной функции предложения свой товар может реализовать каждый, кто требует за него как максимум цену РЕ. Кроме того, необходимо отметить, что при равновесной цене количество находящихся в обращении товаров достигает своего максимума; объемы товаров, обращающихся по ценам, иным, чем равновесная, отмечены на рис. 1.25 штрихами на функциях спроса и предложения.

Алгебраически состояние равновесия Е, QE) можно определить таким образом: Концепция равновесия рынка.

где а, Ь, с, d — константы.

Соответственно.

Концепция равновесия рынка.

Отсюда следует, что.

Концепция равновесия рынка.

При равновесной цене в отличие от других цен покупатели приобретают все, что они хотели купить, а продавцы продают все, что запланировали продать. В состоянии равновесия рынок, таким образом, сбалансирован, и ни у продавцов, ни у покупателей нет стимулов к нарушению имеющегося баланса.

Однако это состояние рынка недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменяются, нарушается и состояние равновесия. Состояние равновесия неустойчиво, однако механизм взаимодействия спроса и предложения при нарушении равновесия возвращает систему, как правило, в равновесное состояние.

Действительно, если цена будет выше равновесной 2 > РЕ), то излишек товара невозможно будет продать, и продавцы, желая сбыть продукцию, будут вынуждены снижать цену, пока она не сравняется с равновесной ценой РЕ (i).

Аналогично, если цена будет ниже равновесной (Р, < РЕ), то товар будет мгновенно распродан, но спрос останется неудовлетворенным. В результате цена данного товара будет расти до равновесного уровня РЕ (Т).

Таким образом, избыток предложения способствует снижению цены (вследствие конкуренции продавцов), избыток спроса (дефицит) — ее повышению (вследствие конкуренции покупателей).

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу*. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его заключается в том, что равновесие на рынке складывается под влиянием давления не избытков спроса и предложения, а превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 1.26. Если объем предложения ниже равновесного уровня (Q, < QE), то цена спроса выше цены предложения (Pf* > P;s), что побуждает продавцов увеличивать объем предложения. Если объем предложения превышает равновесный уровень (Q2 > Qe), то цена предложения выше цены спроса 2 > Р2), что заставляет продавцов снижать объем предложения. При равновесном объеме предложения цена спроса совпадает с ценой предложения (Ps — Рп = РЕ).

Именно Маршаллу, как уже было отмечено выше, мы и «обязаны» обратным расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Как это со всей очевидностью видно на рис. 1.26, объем спроса и объем предложения Маршалл рассматривал как независимые переменные, от которых зависят «цена спроса» и «цена предложения».

Итак, главной в подходе Маршалла является разность цен. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Равновесие по Маршаллу обеспечивается изменением (увеличением или уменьшением) объема предложения, что на рис. 1.26 отмечено стрелками.

1 Леон Вальрас (1834—1910) — франко-швейцарский экономист, основатель математического направления в экономической теории, разработал модель общего экономического равновесия.

Равновесие по Маршаллу.

Рис. 1.26. Равновесие по Маршаллу.

Равновесная цена в условиях свободного ценообразования выполняет чрезвычайно важные функции.

На рынке покупателя, где объемы предложения превышают объемы спроса, это:

  • 1) селективная функция, приводящая к уходу е рынка продавцов, которые не могут покрыть свои задержки в условиях снижающейся цены;
  • 2) рационализирующая функция, побуждающая производителей повышать эффективность бизнеса за счет оптимизации использования ресурсов;
  • 3) стимулирующая функция, заставляющая производителей снижать цены на свои товары (конечно, в зависимости от эластичности спроса, о чем будет сказано ниже).

На рынке продавца, где объемы спроса выше, чем объемы предложения, равновесная цена выполняет еще следующие функции:

  • 4) информационную — с помощью растущих цен рынок информирует производителей о возможности получения более высокой прибыли;
  • 5) направляющую — повышение цены и прибыли приводит к тому, что ресурсы, необходимые для производства, поступают в соответствующие отрасли.

Излишек потребителей и производителей в условиях равновесия С понятием рыночного равновесия тесно связаны такие важные (для анализа изменений положения на рынке при тех или иных воздействиях на него) понятия, как потребительский излишек, а также излишек производителей.

Чтобы понять суть потребительского излишка, воспользуемся графической моделью, представленной на рис. 1.27.

Как следует из рис. 1.27, потребитель в соответствии с законом убывающей предельной полезности за первую единицу данного товара готов был заплатить 190 ден. ед., за вторую — 180, за третью — 170 и т. д.

Модель потребительского излишка.

Рис. 1.27. Модель потребительского излишка.

В условиях равновесной цены, которую мы примем равной 100 ден. ед., потребителю за 10 ед. товара достаточно заплатить 10 • 100 = 1000 ден. ед. Таким образом, за исключением последней (десятой) единицы товара потребитель приобретает каждую единицу товара по цене, которая меньше той, которую он готов был за нее заплатить.

Разность между ценой, которую потребитель был готов заплатить за каждую дополнительную единицу товара, и фактической величиной рыночной цены, которую он реально заплатит за каждую единицу товара, называется потребительским излишком, приходящимся на данную единицу товара. Иными словами, эго превышение полезности единицы товара над затратами на ее приобретение.

Общая величина потребительского излишка показана на рис. 1.27 штриховкой. Причем очевидно, что если товар будет бесконечно делимым, то излишек потребителя в этом случае может быть представлен площадью фигуры АВЕ.

Аналогично, излишек производителя, получаемый им с каждой проданной единицы товара, может быть рассчитан как разность между рыночной ценой и гем минимумом цены, на которую был готов производитель, продавая данную единицу своего товара (рис. 1.28).

Общий излишек производителя, получаемый им от продажи всей продукции, которую он был готов продать по равновесной цене, равен, как следует из рис. 1.28, площади фигуры ЛЕС.

Модель излишка производителя.

Рис. 1.28. Модель излишка производителя.

Понятия излишков потребителей и производителей являются основным инструментом, необходимым для изучения уровня экономического благосостояния покупателей и продавцов на рынке, а также эффективности распределения ресурсов в экономической системе, так как если распределение ресурсов максимизирует общий (и потребителей, и производителей) излишек, оно является эффективным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой