Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход к отражению элементного взаимодействия научно-исследовательской разработки в качественной и количественной формах, анализ и установление рациональных объемов потребления трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также эффективное использование бизнес-процессов при осуществлении научного исследования, определение адекватных реальным условиям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к стратегическому управлению процессом разработки и реализации инноваций хозяйствующего субъекта
    • 1. 1. Сущность и роль стратегического управления развитием научно-инновационного процесса хозяйствующего субъекта
    • 1. 2. Особенности стратегического управления инновациями в социальной и производственной сферах национальной экономики
  • Глава 2. Анализ инновационной деятельности и методические положения создания рационального механизма стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия
    • 2. 1. Анализ инновационной деятельности хозяйствующего субъекта
    • 2. 2. Анализ научно-инновационной направленности, секторов деятельности, затрат и результатов предприятий национальной экономики
    • 2. 3. Формирование рационального механизма стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия
  • Глава 3. Создание системы стратегического управления инновациями хозяйствующего субъекта
    • 3. 1. Определение элементного взаимодействия и эффективности функционирования системы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта
    • 3. 2. Достижение стратегических ориентиров и прогностических оценок результативности научно-инновационного развития предприятия

Стратегическое управление научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение экономических результатов инновационных хозяйствующих субъектов в процессе социально-экономического развития в условиях непрерывных и существенных изменений отраслевой, национальной, общемировой конъюнктуры, возрастающего уровня конкуренции среди профессиональных участников рынка инноваций в значительной степени зависит от научных исследований в области текущего, перспективного и стратегического управления инновационными процессами, развитием инновационных хозяйствующих субъектов, их стратегической направленности на достижение необходимых ориентиров экономической и социальной результативности, эффективности использования всех видов ресурсов.

Рациональное взаимодействие элементов системы стратегического управления инновациями хозяйствующего субъекта непосредственно связано не только с последовательным и согласованным выполнением правил, процедур и этапов формирования стратегий, формулирования цели достижения желаемых экономических и социальных идентификаторов, анализа влияния факторов внешней и внутренней сред на научно-инновационную ретроспективную и текущую деятельность, перспективное развитие инновационного хозяйствующего субъекта, но и с наращиванием конкурентных преимуществ всеми профессиональными участниками рынка инноваций посредством реализации стратегий, направленных на выпуск новых товаров и услуг.

Поэтому системное представление стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта в динамике изменений макро-, микросред, в зависимости от его организационно-правовой формы, поставленных целей и решаемых задач, характеризуемых конкретными видами и секторами научно-исследовательской деятельности, уровнем реализации функций управления в условиях эффективного использования ресурсного потенциала, повышения качества выполняемых научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в целях достижения необходимого уровня конкурентоспособности, отвечающего лидирующим позициям развития инновационного предприятия, выступает одним из основных условий научной обоснованности достижения стратегических ориентиров экономической и социальной результативности его научно-инновационного развития.

Актуальность решения проблем стратегического управления процессом научно-инновационного развития хозяйствующего субъекта возрастает в условиях невысоких темпов технического перевооружения, обновления и модернизации активной части основных фондов, возрастания степени неопределенности изменения внешней среды во времени, повышающегося уровня сложности управления предприятиями, организациями, учреждениями научно-инновационной деятельности, низкого уровня планово-расчетных обоснований перспективного и стратегического развития научно-инновационного процесса.

Научные проблемы реализации основных функций стратегического управления инновационным развитием хозяйствующего субъекта в процессе достижения им необходимых темпов экономического и социального роста, рационализация взаимодействия элементов механизма стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия, создание и обоснование возможности повышения эффективности функционирования системы стратегического управления инновационным развитием в условиях возрастающего влияния факторов внешней и внутренней сред, определение перспективных направлений и прогнозных оценок экономических результатов научно-инновационного развития предприятия также ждут своего решения.

Актуальность темы

диссертационного исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных проблем стратегического инновационного развития предприятия, как научное обоснование теоретических подходов к стратегическому управлению инновациями в социальной и производственной сферах народного хозяйства, анализ секторов инновационной деятельности, создание методических положений рационального механизма и системы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность национальной экономики, её хозяйствующих субъектов в исследованиях по созданию механизма и системы стратегического управления процессами научно-инновационного развития профессиональных участников рынка новшеств, по достижению необходимых ориентиров результатов и затрат, эффективности реализации результатов научных исследований и разработок в деятельности хозяйствующих субъектов определили цель, задачи, предмет и объект данного диссертационного исследования.

Основной целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических положений стратегического управления развитием инновационных предприятий с целью достижения ими необходимых экономических и социальных результатов и уровня эффективности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• создать теоретические положения о роли стратегического управления развитием научно-инновационного хозяйствующего субъекта в повышении его эффективности и целевой ориентации на достижение необходимых экономических и социальных результатов;

• определить с системных позиций особенности стратегического управления инновациями в производственной и социальной сферах национальной экономики;

• по результатам анализа инновационной деятельности предприятия дать рекомендации по рационализации состава научноисследовательских разработок, их адаптации к влиянию факторов внешней и внутренней сред;

• проанализировать научно-инновационную направленность, сектора деятельности, затраты и результаты инновационных предприятий национальной экономики;

• рационализировать элементное взаимодействие механизма стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия;

• установить целевую направленность взаимодействия элементов системы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта в составе общего инновационного цикла;

• сформировать методические подходы к достижению стратегических ориентиров и прогностических оценок результатов научно-инновационного развития хозяйствующего субъекта.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта.

Объектом исследования выступают новшества, инновации, реализуемые в социальной и производственной сферах национальной экономики, процесс управления научно-инновационным развитием хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области стратегического управления, планирования социально-экономического инновационного развития структурных составляющих, хозяйствующих субъектов народного хозяйства, создания и внедрения новшеств, оценки экономической эффективности инновационной деятельности, инновационного инвестирования, законы Российской Федерации «Об инновационной политике Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике».

В диссертации нашли применение такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы сравнения, системного подхода, прогнозирования, аналитический и экспертный методы обоснований стратегий инновационного развития. Выполненные в диссертации теоретические и методические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что:

• разработаны теоретические положения, раскрыты сущностные представления, классификационные признаки новшеств и инноваций, роль стратегического управления научно-инновационным развитием в нейтрализации, локализации негативного влияния факторов внешней среды в неопределенном времени на инновационный хозяйствующий субъект;

• установлены особенности стратегического управления инновациями структурных составляющих национальной экономики в динамике влияния факторов внешней и внутренней сред, способствующие достижению необходимых экономических и социальных результатов, повышению уровня конкурентоспособности;

• осуществлен анализ направленности, затрат и результатов научно-инновационной деятельности предприятий народного хозяйства, даны рекомендации по рационализации состава научных исследований и разработок, их адаптации к влиянию факторов внешней и внутренней сред;

• создан рациональный механизм стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия, обеспечивающий достижение ориентиров необходимой экономической и социальной результативности на каждом из этапов научно-инновационного цикла в условиях усиливающегося влияния внешней среды в неопределенном времени;

• предложены и обоснованы методические положения по обеспечению взаимодействия элементов системы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта, направленные на повышение эффективности инновационного инвестирования, на увеличение экономического эффекта создания новшеств, внедрения и диффузии инноваций;

• сформирован системный подход к достижению стратегических ориентиров и прогнозных оценок результативности на основе реализации обобщающей и частных стратегий, маркетинговых, бенчмаркинговых, реинжиниринговых и брендовых способов воздействия на научно-инновационное развитие хозяйствующего субъекта.

Практическая значимость диссертационной работы заключаются в том, что предлагаемые в ней теоретические и методические положения имеют направленность на достижение в стратегическом периоде времени необходимых экономических и социальных результатов научно-инновационного развития хозяйствующих субъектов.

Практическое значение имеют полученные результаты по рационализации взаимодействия элементов механизма и системы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта, целенаправленных на достижение стратегических ориентиров экономических результатов, эффективности ресурсопотребления и инновационного инвестирования.

Структура диссертации сформирована таким образом, что бы в наиболее доступной форме и оптимальной степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертационной работы на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

• основные результаты анализа инновационной деятельности хозяйствующего субъекта, заключающиеся в том, что: невысокий уровень издержек на осуществление научно-инновационной деятельности влечет прирост балансовой прибылиприрост инвестиций повышает текущий технологический уровень предприятия относительно предыдущего этапа инвестиционных вложенийрезультаты осуществления различных стратегий инновационного развития субъектов хозяйствования и эффективность использования всех видов ресурсов должны определяться на основе применения экспертных и аналитических методов, предоставляют возможность рационализировать состав научно-исследовательских разработок и на этой основе адаптировать протекание научно-инновационного процесса к вилянию факторов внешней и внутренней сред, устанавливать поэтапно и последовательно достигать результаты экономического, социального характера, определять их достоверность;

• стратегическое управление научно-инновационным развитием организационно-правовых структур социальной и производственной сфер национальной экономики может быть реализовано в долгосрочном периоде времени на объективной основе результатов анализа динамики изменений как деятельности хозяйствующих субъектов, выполнявших научные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, так и инновационной направленности их развития в ретроспективном и стратегическом периодах времени;

• в среднесрочном и стратегическом периодах времени разноуровневым органам управления развитием научно-инновационного процесса необходимо предпринять комплекс мер экономического, финансово-инвестиционного, маркетингового, социального, структурно-организационного, научно-инновационного характера по рационализации структуры общего состава и числа хозяйствующих субъектов, выполняющих научные исследования и разработки, по интенсификации процесса создания новшеств и сокращения времени их внедрения в деятельности хозяйствующих субъектов социальной и производственной сфер национальной экономики, по повышению эффективности использования материально-технических, информационных и интеллектуально-трудовых ресурсов;

• для повышения экономических, социальных и финансовых результатов научно-инновационного развития в долгосрочном периоде времени необходимо в рамках нормативно-правового регламентирования и реализуемых стратегий развития научно-инновационной сферы: содействовать росту числа хозяйствующих субъектов, выполняющих научные исследования и разработки, в предпринимательском секторе деятельности, где наблюдается значительное снижение числа инновационных предприятийсохранять и развивать научно-исследовательский потенциал учреждений и организаций государственного сектора и высшего профессионального образования, увеличивая объемы финансирования, выполняемых инициативно и по государственному заказу фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработокподдерживать на законодательной и экономической основах деятельность некоммерческих организаций, целевой направленностью уставных положений которых является активное участие и содействие научно-инновационной деятельности, увеличивая тем самым заинтересованность физических и юридических лиц в учреждении организаций различных видов некоммерческой деятельности по созданию новшеств и внедрению их в производственной и социальной сферах национальной экономики;

• рационализация структуры затрат инновационных хозяйствующих субъектов должна заключаться в перераспределении внутренних финансовых средств с отдельных элементов затрат на увеличение доли капитальных вложений в создание новшеств фундаментального и прикладного характера при сохранении структурной доли затрат на оплату труда в интервале 35 — 38% при условии увеличения объемов финансового обеспечения необходимых затрат на проведение научных исследований и разработок по сравнению с анализируемым ретроспективным периодом 2000 — 2002 годов, в котором, соответственно, индекс ежегодного роста общих затрат был равен 159,6%, 137,2% и 128,3%;

• в системе стратегического управления научно-инновационным развитием конкретного хозяйствующего субъекта структура внутренних текущих затрат по видам научных исследований и разработок должна соответствовать не только его имеющемуся ресурсному потенциалу, но и реализуемым стратегиям управления обобщающего и частного (функционального) характера, направленность действия которых обеспечивает достижение необходимого уровня эффективности инновационного развития исходя из динамики роста соотношений экономического эффекта (результата) и единовременных, текущих затрат в процессе создания новшеств по итогам выполнения научных исследований и разработок;

• результаты анализа динамики числа, распределения по секторам деятельности инновационных хозяйствующих субъектов, объемов федерального и внутреннего финансирования научных исследований и разработок, состава внутренних видов расходов на создание и внедрение новшеств и последовательно реализуемый разноуровневыми органами управления комплекс мер по рационализации структуры общего состава и числа, секторов деятельности инновационных хозяйствующих субъектов, объемов финансирования расходов на создание новшеств предоставляют возможность органам управления согласовывать во времени влияние факторов внешней и внутренней сред на научно-инновационное развитие предприятий социальной и производственной сфер с ресурсными возможностями в рамках реализуемых обобщающей и функциональных стратегий для нейтрализации действующих негативных тенденций и предупреждения возникающих с целью достижения экономических и социальных результатов, повышения темпов роста эффективности ресурсопотребления;

• основными элементами рационального механизма управления научно-инновационной деятельностью субъектов хозяйствования, независимо от того выступает ли данная деятельность доминирующей или по небольшому объему выполнения лишь малой частью и отдельным видом деятельности предприятия, являются функции, методы, способы, стратегии управления, предпринимаемые структурно-организационные, экономические, финансово-инвестиционные, социальные и маркетинговые меры, обеспечивающие в своей совокупности такое взаимодействие, которое в механизме стратегического управления научно-инновационным развитием конкретного хозяйствующего субъекта соответствует достижению необходимого экономического и социального результатов;

• в механизме стратегического управления научно-исследовательской разработкой и реализацией нововведений должны иметь нормативный характер такие способы, как бенчмаркинговый, имитационный, прогностический, оптимизационный во взаимосвязи с методами управления, определяющих количественный и качественный уровни достижения необходимых или устанавливаемых субъектом управления экономических и социальных результатов научно-инновационной деятельности в процессе создания научно-исследовательских разработок, выполнения научных исследований;

• к основному стратегически ориентированному маркетинговому воздействию на рынок нововведений относится такой способ исследований и планирования маркетинга инноваций, как бенчмар-кинг, включающий в себя комплекс средств, позволяющий на системной основе определять, оценивать и организовывать использование собственных конкурентных преимуществ, а также экономическое и финансовое состояние прямых и косвенных конкурентов;

• бренд-стратегия означает комплексное исследование репутации хозяйствующего субъекта на основе продвижения его товаров, услуг на рынке, представляющих собой совокупность материальных (вещественных) и нематериальных (неосязаемых), соответственно, характеристик товара, услуги, которые, соединенные воедино, формируют сознание потребителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке, осуществление целостного маркетингового комплекса мероприятий по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного субъекта хозяйствования на рынке;

• ценовая перспективная и стратегическая ориентированность субъекта хозяйствования в развитии механизма стратегического управления научно-инновационным развитием должна включать в себя: определение минимальной цены на каждое новшество, общую величину затрат на его создание и реализацию, а также уровень рентабельности научно-инновационной деятельностиорганизационно-экономическое обеспечение цен на новшества, повышающего уровень его конкурентоспособности;

• взаимодействие основных элементов рационального механизма стратегического управления научно-инновационным развитием конкретной организационно-правовой структуры, в отличие от элементного взаимодействия процессора системы стратегического управления данным объектом, заключается в устранении внешних и внутренних причин и факторов, препятствующих или негативно влияющих на тесноту взаимосвязи элементов и их взаимодействие для достижения поставленных перед инновационным предприятием стратегических ориентиров экономической и социальной результативности, эффективности производства изделий, оказания услуг;

• рационализация взаимодействия элементов механизма стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия может быть обеспечена за счет: стратегической ориентации достижения необходимой экономической и социальной результативности на каждом из этапов научно-инновационного циклареализации мер различной направленности, ресурсообеспеченно-сти и уровней концентрации на ответственных стадиях создания научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических разработок, проведения фундаментальных исследованийдифференцированного подхода с одновременным или избирательным применением сформированных функциональных стратегий в рамках обобщающей (базовой) стратегиикорректировки и изменения состава функциональных стратегий в процессе мониторинга их влияния на достижение необходимых результатов создания, внедрения инноваций в условиях существенного влияния факторов внешней среды на экономические и социальные результаты научно-инновационного развития предприятия;

• рациональный механизм стратегического управления научно-инновационного развития предприятия любой формы собственности, на каждом из этапов жизненного цикла его развития предполагает активное взаимодействие различных его элементов в зависимости от поставленных целей функционирования субъекта хозяйствования и наличие таких направлениий развития, как создание новшества и его реализация, внедрение и эксплуатация новшеств, исходя из бенчмаркинговых, инжиниринговыхреинжиниринговых, брендовых экономических преобразований локального характера и ценовой ориентации на достижение необходимой экономической результативности профессиональных участников рынка инноваций;

• экономическая результативность по итогам создания и реализации научного исследования (например, фундаментального) или научно-исследовательской разработки, в соответствии с действующими методическими рекомендациями по оценке финансируемых инвестиционных проектов, не может быть в должной и объективной форме определена, так как экономический результат, получаемый от реализации научного исследования или научно-исследовательской разработки, не выражается стоимостными объемами реализуемой продукции или оказываемых услуг объектом инвестирования;

• социальная результативность инновационного инвестирования должна влиять на возникновение или развитие таких положительных тенденций, как: рост количества рабочих местулучшение жилищно-бытовых условий граждан административно-территориальных образований, персонала хозяйствующих субъектовувеличение числа и повышение качества культурно-досуговых мероприятийструктурно-организационные преобразования в подразделениях индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов производственной и социальной сферрост и модернизация объектов инфраструктуры социально-экономических систем (народное хозяйство, регион, предприятие) — улучшение медико-диагностического, образовательного, культурно-, спортивно-массового обслуживания граждан;

• экономическая, социальная и техническая результативность функционирования рационального механизма стратегического управления научно-инновационным развитием профессиональных участников должны координироваться в соответствии с особенностями развития общей системы управления инновациями и соответствовать цели, поставленной перед ней;

• на стадии обоснования целесообразности вложения денежных средств в инновационный проект должны быть определены все виды предстоящих текущих и единовременных затрат на создание инновации, проведены маркетинговые исследования, установлены колебания конъюнктуры на рынке инноваций, наиболее вероятные потребители создаваемой инновации по цене удовлетворяющей инвестора и соответствующей сложившимся уровням спроса и предложения как на конкретную инновацию, так и на используемый бренд;

• взаимодействие элементов системы стратегического управления научно-инновационным развитием хозяйствующего субъекта в рамках общего инновационного цикла направлено как на повышение эффективности инновационного инвестирования, так и на увеличение экономического эффекта в процессе создания новшеств, внедрения и диффузии инноваций для конкретного предприятия, на рост социального эффекта, выражающегося в приросте уровня благосостояния конечных пользователей нововведений, а также в научно-техническом эффекте, характеризующимся степенью прироста научных знаний и развития положительных научно-инновационных тенденций;

• целевая ориентация на достижение стратегических идентификаторов результативности и прогностических оценок научно-инновационного развития предприятия обладает рядом особенностей, которые вызывают необходимость не только использования современных научных отечественных и зарубежных достижений в области стратегического управления, но и создания системы стратегического управления инновациями хозяйствующего субъекта, ориентирующей объекты управления на перспективные изменения в связи с запросами потребителей, рост инновационного уровня и трансформацию конъюнктуры национального и мирового рынка товаров и услуг (в том числе по обслуживанию высоких технологий и высокотехнологичной продукции);

• цель деятельности научно-инновационного предприятия предполагает использование следующих стратегий его развития: сохранения технологических позиций, направленной на поддержание собственного конкурентного преимущества в инновационном развитии-и конъюнктуры потребительский предпочтенийопережающей наукоёмкости, определяющей прирост собственного конкурентного преимущества за счет повышенной технологичности продукции, чем в среднем по отрасли;

• стабильное положение экономического пространства в процессе функционирования субъектов научно-инновационной деятельности может характеризоваться рядом таких идентификаторов, как: замедленный рост потребительского спроса на предлагаемые новшестваповышенные требования к приобретаемым товарам, как по уровню качества и цене, так и по функциональной дифференциации их свойств;

• достижение необходимых стратегических ориентиров и прогностических оценок результативности научно-инновационного развития предприятия возможно на основе осуществления комплекса различных мероприятий, направленных на непрерывное улучшение бизнес-процессов, повышение качества создаваемых и внедряемых новшеств всеми сотрудниками субъекта хозяйствования от низших до высших звеньев организационной структуры (кайзен-стратегия общего развития инновационного предприятия);

• рационализируемый в своем взаимодействии элементный состав системы стратегического управления инновациями предприятия функциональной направленности предоставляет возможность повысить эффективность потребления всех видов ресурсов предприятия научно-инновационной сферы посредством: осуществления стратегий в соответствии с этапами жизненного цикла, изменениями конъюнктуры инновационного рынка в рамках экономического пространства, комплекса мер различного характера по достижению стратегических ориентиров результативности и прогностических оценокиспользования маркетинговых, бен-чмаркинговых, инжиниринговых, реинжиниринговых, брендовых и иных способов воздействия на результативность управления научно-инновационным развитием предприятияповышения качества создаваемых новшества, соединения обобщающей стратегии с частными и с кайзен-стратегией научно-инновационного развития хозяйствующего субъекта.

Заключение

.

Раскрытие сущности и установление роли стратегического управления развитием научно-инновационного процесса хозяйствующего субъекта, исследование особенностей стратегического управления инновациями в социальной и производственной сферах национальной экономики, проведение анализа направленности и инновационных секторов деятельности, затрат и результатов предприятий национальной экономики, формирование рационального механизма стратегического управления научно-инновационным развитием предприятия, определение элементного взаимодействия системы стратегического управления развитием хозяйствующего субъекта в рамках общего инновационного цикла, направленного на повышение эффективности инновационного инвестирования, увеличение экономического эффекта создания новшеств, внедрения и диффузии инноваций, создание методических положений по достижению стратегических ориентиров результативности и прогностических оценок посредством реализации стратегий в соответствии с этапами жизненного цикла, изменениями конъюнктуры инновационного рынка позволили автору сделать следующие выводы:

• наиболее полное раскрытие содержания понятия «инновация», предполагает его рассмотрение в различных аспектах восприятия и должно соответствовать, во-первых, тому, что инновация — это результат распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности функционирования хозяйствующего субъекта и представляет собой новый товар, услугу, их изменившиеся технические или технологические параметры, а также технологии различных социально-экономических процессов, развивающихся в ходе функционирования субъекта хозяйствования, во-вторых, понятие инновация неразрывно связано с инновационным процессом, который представляет совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих при разработке и внедрении новшеств;

• в зависимости от периода времени выполнения таких научно-исследовательских работ на данной стадии, как обобщение общетеоретических сведений по теме, определение направлений при выборе и обосновании методов исследования, моделировании процессов исследования и проведении экспериментальных действий на модели-имитации, при проектировании и изготовлении необходимых для лабораторных испытаний установок, стендов, приборов, выполнении опытно-экспериментальных работ возможны различные во времени соединения элементов функционирующего научно-инновационного процесса (параллельные, последовательные, комбинированные), характеризующие рациональность их взаимодействия в соответствующих условиях выполнения научно-исследовательских работ, а также исходя из объема и качества потребляемых ресурсов в научно-инновационном процессе;

• уровень поэтапной результативности протекания научно-инновационного процесса должен обеспечиваться: целевой ориентацией выполнения научно-исследовательской разработки (цели перед научным исследованием, научно-исследовательской разработкой поставлены, конкретизированы, обоснована их реальная достижимость на базе соответствующего ресурсообеспечения) — возможностью условного расчленения научно-инновационного процесса на этапы с последующим установлением степени возможности каждого из них, соподчинения в общей структуре данного процессаучетом влияния факторов внешней среды, проявляющихся в неопределенном времени;

• функция прогнозирования научно-инновационной деятельности, перспективного и стратегического развития хозяйствующих субъектов должна соответствовать проблемной постановке вариантов возможного их перспективного развития, включая наличие обобщающей и функциональных стратегий, которые в наибольшей степени необходимы для определения будущего состояния отраслевой и национальной конъюнктуры рынка патентов и новых технологий;

• к основным направлениям планово-расчетных обоснований перспективного и стратегического развития научно-инновационного процесса следует отнести: установление комплекса научно-исследовательских работ, позволяющего формировать концептуальные положения создания новшества, проведению лабораторных исследований, изготовление модели или опытных образцов новшестваосуществление опытно-конструкторских работопределение необходимого объема и эффективное использование ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), необходимых для создания и внедрения инновацииреализацию мероприятий по подготовке внедрения новых товаров, услуг, новшествапозиционирование инновации на рынке;

• реализация основных функций управления инновационной деятельностью организационно-правовой структуры может быть значима и результативна, соответствуя достижению установленных темпов экономического и социального роста, в том случае, если сложившиеся тенденции средне-, долгосрочного развития достаточно устойчивы, а комплекс предпринимаемых мер субъектом управления направлен не только на повышение результатов и обобщающего уровня эффективности ресурсопотребления, но и на предупреждение возникающих и устранение действующих в текущем времени негативных тенденций, влияющих на социально-экономическое развитие хозяйствующего субъекта;

• на первом этапе перспективного и стратегического управления инновационным и социально-экономическим развитием хозяйствующего субъекта необходимо: устанавливать и обосновывать направления инновационного развития с целью определения перспективных технологий, позволяющих производить новые товары, оказывать услуги, снижать издержки при производстве изделий, оказании услуг или улучшать их технические характеристикипрогнозировать уровни конъюнктуры рынка, характеризующие текущее соотношение конкурентных преимуществ предприятий и тенденции их развитияопределять потребительские ожидания, которые обусловливают направления развития новых свойств существующих товаров, услуг и являются приоритетными факторами внедрения в производство нововведений;

• в переходный период национальной экономики к развитым рыночным отношениям индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов социальной и производственной сфер влияние отрицательных факторов внешней среды в неопределенном времени не может быть представлено только в рамках таких видов управления, как текущее и перспективное (средне-, долгосрочное), так как в своей основе они реализуют тот комплекс управленческих воздействий структурно-организационного, социально-экономического, финансово-инвестиционного, маркетингового, инновационного и иного характера, который соответствует экстраполяционному переносу действовавших тенденций из ретроспективного периода в средне-, долгосрочный;

• стратегическое управление научно-инновационным развитием должно включать комплекс мер с целью нейтрализации или локализации негативного влияния факторов внешней среды в рамках сформулированных и принятых в системе управления обобщающей (базовой) и частных (функциональных) стратегий, позволяющих инновационной организационно-правовой структуре реально достигать необходимых (желаемых) ориентиров экономической и социальной результативности в стратегическом периоде времени;

• роль стратегического управления в повышении результативности и эффективности научно-инновационного развития хозяйствующего субъекта заключается в том, чтобы не только сохранить свое место на рынке инноваций, но и достичь тех экономических и социальных идентификаторов, которые отвечают лидирующим позициям профессионального участника рынка, сочетая элементный инструментарий своего воздействия с комплексом мер текущего и перспективного развития предприятия;

• отличительная особенность системы стратегического управления создания и реализации инноваций от текущего (один год) и перспективного (2−5 лет) менеджмента, осуществляемых в рамках индивидуального или корпоративного хозяйствующего субъекта, имеющего только однонаправленную научно-инновационную деятельность или сочетающего её с другими бизнес-операциями, заключается в том, что последовательность и технологические процедуры воздействий на виды инновационной деятельности представляют собой: установление управляющими подсистемами инновационной организационно-правовой структуры её стратегического видения и предназначения (миссии) — формулирование и принятие стратегической целипроведение анализа ретроспективного и текущего функционирования внешней и внутренней средформирование и реализацию обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегиймониторинг и корректировку стратегий в процессе достижения необходимых ориентиров экономической и социальной результативности;

• стратегические направления развития любого из типов предприятий с инновационной направленностью деятельности различны, как и различны методы достижения необходимой экономической и социальной результативности, их экономического роста в текущем и перспективном периодах;

• особенность стратегического управления хозяйствующими субъектами состоит в том, что текущему функционированию инновационной организационно-правовой структуры на основе представлений о неизменности макроэкономических условий, влияющих на ее деятельность, а также перспективному (средне-, долгосрочному) управлению развитием научно-инновационного хозяйствующего субъекта с предполагаемой предсказуемостью и эволюционными темпами изменения внешней и внутренней сред не противопоставляется, а разрабатывается и реализуется такой комплекс мер в составе стратегий и функций управления, который локализует и нейтрализует негативные влияния факторов внешней среды в неопределенном времени, сохраняя при этом желаемые темпы экономического и социального роста, а также занимаемое приоритетное место на рынке инноваций среди профессиональных участников;

• народнохозяйственные факторы влияния внешней среды, определяющие инновационную направленность развития хозяйствующих субъектов, подразделяются на общеэкономические, исходящие из национального уровня научно-технического прогресса, недоступного для нерезидентов государства и определяющие конкурентные преимущества страны на международном рынке технологий, товаров и услуг, а также факторы налоговой политики, которая разграничивает приоритетные направления развития науки посредством налоговых льгот на осуществление конкретной научной деятельности или реализации инноваций в конкретных хозяйствующих субъектах;

• фактор влияния внутренней среды может концентрироваться в: совокупности принципов деятельности инновационного предприятия, отражающих формы собственности, которые лежат в основе научно-инновационной деятельностиорганизационной структуре управления, регламентирующей разнообразие применения техники и технологий в процессе осуществления текущего менеджмента инновационной деятельностиорганизации производства, координирующей процесс разработки и реализации новшествстепени адаптивности социально-экономического субъекта к изменениям внешней и внутренней сред;

• существенным фактором влияния внутренней среды на научно-инновационное развитие предприятия является финансовая политика научно-инновационного хозяйствующего субъекта, обусловливающаяся структурой баланса, платежеспособностью, инвестиционной привлекательностью, доходом, приходящимся на акцию, уровнем прибыльности и рентабельности, определяющих необходимость создания и внедрения новшеств в рамках национальной, региональной или отраслевой социально-экономических систем, а также возможность проведения в перспективном средне-, долгосрочном периодах эффективной научно-инновационной деятельности;

• приоритетной особенностью стратегического управления развитием инноваций в социальной и производственной сферах национальной экономики является представление завершенной научно-исследовательской разработки в виде системы, где взаимодействие и взаимосвязь упорядоченных в своей целевой направленности элементов в конечном итоге завершается достижением устанавливаемого или необходимого экономического, социального и иного результата;

• системный подход к отражению элементного взаимодействия научно-исследовательской разработки в качественной и количественной формах, анализ и установление рациональных объемов потребления трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также эффективное использование бизнес-процессов при осуществлении научного исследования, определение адекватных реальным условиям создания и использования научно-исследовательской разработки результатов экономического, социального, научно-технического и иного характера исследований предоставляет возможность не только всесторонне и в обобщающей форме оценивать научно-инновационные, эксплуатационные идентификаторы качества и социально-экономической результативности инновации, но и рассчитывать уровень эффективности функционирования инновационной системы как отношение ее отдельных результативных выходных параметров к затратным показателям на её входе, отражающих нормативный или сложившийся уровень ресурсопотребления на создание инноваций;

• особенность стратегического управления выражается в поэтапном осуществлении обобщающей и функциональных стратегий со временем их принятия в текущем и перспективном управлении, позволяющую тем самым на основе экстраполируемых тенденций достигать необходимых ориентиров экономического и социального результата;

• система научного исследования в соотношениях своих результативных (выходных) показателей (научно-инновационный уровень, ожидаемый экономический и социальный эффекты от реализации инновации) и затратных (входных) измерителей, а также идентификаторов ресурсопотребления (оплата труда научно-исследовательского персонала и обслуживающего его вспомогательных работников, амортизационные отчисления, идущие на погашение изношенной части основных фондов научного подразделения, оплата расходуемых в ходе экспериментов, опытов материалов, энергии, покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов для опытных установок, стендов) должна отвечать требованиям её целевой ориентации на достижение критерия эффективности научно-исследовательской разработки, выражаемой максимальным интегральным результатом использования научной разработки по отношению к минимальной в сложившихся организационно-экономических условиях сумме всех видов затрат, связанных с получением данного результата;

• основной особенностью стратегического управления инновациями в социальной и производственных сферах национальной экономики является системное представление научно-инновационной деятельности в динамике влияния факторов внешней и внутренней сред хозяйствующего субъекта в зависимости от организационно-правовой формы его функционирования, поставленных целей и решаемых задач, определяемых конкретным видом научно-инновационной деятельности и реализуемыми ею функциями, при заданном ресурсопотреблении для достижения необходимого уровня конкурентоспособности, отвечающего лидирующим позициям технологического развития отрасли, сочетая текущее и перспективное развитие предприятия;

• выполнение научно-технических работ на такой стадии, как обобщение общетеоретических сведений по теме, определение направлений, выбор и обоснование методов исследования, моделирование процессов исследования и проведение экспериментальных действий на модели-имитации, проектирование и изготовление необходимых для лабораторных испытаний установок, стендов, приборов, выполнение опытно-экспериментальных работ наиболее затратоёмки и для уменьшения себестоимости конечного продукта возможны' различные во времени соединения элементов функционирующего научно-инновационного процесса (параллельные, последовательные, комбинированные), характеризующие рациональность их взаимодействия в соответствующих условиях выполнения научно-исследовательских работ, а также исходя из объема и качества потребляемых ресурсов в научно-инновационном процессе;

• относительное увеличение издержек на завершение полного научно-инновационного цикла позволит предприятиям поддерживать собственную конкурентоспособность, соответствующую необходимой норме прибыли в среднесрочном (при использовании текущих научных знаний) и долгосрочном (при использовании прогностических данных о будущем развитии научных знаний), стратегическом периодах времени;

• установление результатов различных стратегий инновационного развития субъектов хозяйствования и эффективности использования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов целесообразно осуществлять на основе научного анализа, применения экспертных, аналитических и иных способов научного обоснования;

• индивидуальные экспертные оценки в меньшей степени способствуют получению численных данных о протекании инновационного процесса из-за ограниченности знаний эксперта о развитии смежных областей научных исследований, практики функционирования профессиональных участников рынка, а также потребительских ожиданий потенциальных конечных пользователей нововведений в целом, определяющих основные направления инновационного развития;

• анализ влияния внутренних факторов на деятельность инновационного субъекта хозяйствования включает рассмотрение и сопоставление таких параметров, как: цели, поставленные перед управляемым объектом, характеризуемые стратегической ориентированностью научно-инновационного развития субъекта хозяйствованияпринципы осуществления менеджмента на инновационном предприятии, обусловленные корпоративной и социальной политикой процесса его функционированияфункции управления, влияющие на специализированные виды бизнес-процессовметоды менеджмента, обусловливающие способы осуществления функций управленияорганизационная структура, существующая на предприятии и характеризуемая исполнителями функций, их функциональными обязанностями, взаимосвязями между исполнителями функциональных обязанностейтехнико-технологические факторы, определяющие текущее конкурентное преимущество хозяйствующего субъектафинансовое положение инновационного субъекта хозяйствования, его рентабельность, ликвидность активов, уровень безопасности, а также возможность осуществления инвестиционных вложений в объекты инновационного хозяйствующего субъектаинновационную привлекательность, характеризующуюся возможностью вложения инвестиций в инновации различными кредитными организационно-правовыми структурами (банки, инвестиционные фонды);

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. — М.: «Дашков и К0″, 2002.
  2. И.Т. Инновационный менеджмент: Учебник. — СПб.: Питер, 2001.
  3. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. — М.: Изд-во „Экзамен“, 2000.
  4. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. № 7. 2001. С. 11−18
  5. JI. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. 1996. № 3. С. 2333.
  6. A.A. Регулирование и нормативное обеспечение деятельности государственных научных центров. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  7. К. Инновации и проблемы качества // Вопросы экономики. № 7. 2001.
  8. C.B. Управление инновационным бизнесом. — М.: ЮНИ-ТИ, 2001.
  9. О.В. Анализ и оценка внешних факторов развития инновационной деятельности предприятия. СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002.
  10. О.В. Управление инновационной деятельностью предприятия в условиях переходной экономики. М.: Изд-во „Нестор“, 2001.
  11. A.B. Стратегическое управление корпоративными инновациями. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  12. А.Д. Организация научно-исследовательской деятельности в вузе в переходный период. СПб.: СПбГЭТУ, 1997.
  13. В.П., Платонов В. В. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  14. JI.M., Кузнецова И. А. Статистика инноваций: первые результаты и ближайшие перспективы // Вопросы статистики. № 3. 1996. С. 9−20.
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. — М.: Ось-89, 1994.
  16. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. — М.: Макет, 1996.
  17. A.C. Проблемы совершенствования управления инновационной деятельностью в социальной сфере / В межвузовском сборнике научных трудов „Проблемы управления развитием социально-экономических систем“. Выпуск 12. — СПб.: СПбГУКиТ, 2002.
  18. И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий / Вопросы экономики. № 7. 2001.
  19. А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. № 5, 2000.
  20. В.Р. Результативность инноваций и планирование эффективности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов: Препринт. — СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002.
  21. В.Р. Роль инноваций и эффективности их использования в развитии социальной сферы: Препринт. — СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002.
  22. A.C. Инновации как главный фактор повышения эффективности производства (Краткие тезисы докладов на научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1997 года. Часть 1. — СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  23. A.C. Инновационное инвестирование в управлении российской экономикой: Препринт. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  24. Е.Ф. Инновационный процесс в рыночной экономике. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  25. П.Ф. Инновации и предпринимательство. — М., 1992.
  26. С. Партнерство американского государства, местных властей и частного сектора в реализации научно-технических достижений // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2002.
  27. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства // Экономист. № 5. 1996.
  28. В. Управление научно-технологическим развитием в США// Проблемы теории и практики управления. № 5, 2000.
  29. П.Н., Ипатов A.A., Кулагин A.C. Инновационная деятельность в условиях рынка. — СПб., 1994.
  30. П.Н., Казанцев А.К, Миндели Л. Э. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. —М.: ЦИСН, 1998.
  31. В.Н., Патрушев В. Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. — М.: Экономика, 2001.
  32. И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Изд-во „БАРО-Пресс“, 2001.
  33. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. № 7. 2001.
  34. А.Б., Картышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Информационно-издательский дом „Филинъ“, 1996.
  35. C.B. Управление нововведениями в промышленности. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  36. С.Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. и др. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой — М.: ЮНИ-ТИ, 2001.
  37. И.Г. Оценка научно-исследовательских проектов // США: экономика, политика, идеология. № 10. 1995. С. 112−117.
  38. Инвестиции в России. 2003. М.: Госкомстат России, 2003.
  39. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник / Под ред. М. З. Бора, А. Ю. Денисова. — М.: Изд-во „ДИС“, 1998.
  40. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Оголе-вой Л.Н. — М.: Инфра-М., 2002.
  41. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. № 7. 2001.
  42. А.К. Концепция бенчмаркинга в современном инновационном менеджменте //Гуманитарные науки. № 3. 1997. С. 37−43.
  43. А.Е., Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Проблемы перехода на инновационный тип развития // Гуманитарные науки. № 3. 1997. С. 58−64.
  44. А.Л., Кравцова В. И., Синько В. И. Особенности инновационной политики в машиностроении Российской Федерации // Машиностроитель. № 6. 1995.
  45. Ким Ю. М. Формирование стратегий развития и инвестирования хозяйствующего субъекта: Препринт. СПб.: Изд-во „Нестор“, 2003.
  46. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  47. Г. Д. Инновационные коммуникации. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
  48. Д.И. Инновационная деятельность. — М.: Изд-во „Экзамен“, 2001.
  49. А.М., Пришебилович Т. Б. Планирование инвестиционной деятельности предприятия // Регион: Политика. Экономика. Социология. № 3, 2003.-С. 12−14.
  50. Концепция реформирования российской науки на период 1997—2000 гг. /Поиск. № 48. 22−28 ноября 1997.
  51. Концепция федерального закона „Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации“ / Ю. В. Яковец. Подготовлено по заказу Минэкономики России. — М., 1997.
  52. Кох В. М. Достижение стратегических ориентиров целевых программ социально-экономического развития народного хозяйства: Препринт. -СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002.
  53. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Опыт и проблемы экономического регулирования нововведений в России // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. № 4. 1996.
  54. Э.Н. Стратегическое управление развитием региона: Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
  55. Н.Ю. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Изд-во РДЛ, 2001.
  56. А.Н. Этапы развития инвестиционного процесса / В межвузовском сборнике „Вопросы совершенствования социально-экономических отношений в условиях рынка“. — М.: Вуз и школа, 2003.
  57. В.М. Интеграционные процессы в инновационной сфере: роль фундаментальных НИР (препринт доклада). — М., 1995.
  58. Дж. Гитман, Майкл Д. Джонк. Основы инвестирования. — М.: Дело, 1997.
  59. В.Г. Инновационный менеджмент. — М.: Изд-во „Инфра-М“, 2002.•
  60. В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 1999.
  61. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. —М.: Инфра-М., 1997.
  62. Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. -М.: ИКЦ „ДИС“, 1997.
  63. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбор для финансирования. — М.: Госстрой, 1994.
  64. Н. Телекоммуникации в России: структурные реформы и повышение капитализации компаний // Вопросы экономики. № 7. 2001.
  65. М.С. Взаимодействие научной и инновационной сфер при выполнении региональных научно-технических проектов // Гуманитарные науки. № 3. 1997. С. 76−81.
  66. Мир управления проектами: Основы, методы, организация, применение / Под ред. X. Решке. — М.: Алане, 1994.
  67. В.В. Особенности инвестирования в системе управления инновациями / В межвузовском сборнике научных трудов „Проблемы управления развитием социально-экономических систем“. Выпуск 10. — СПб.: СПбГУКиТ, 2001.
  68. В.В. Финансово-инвестиционная стратегия управления инновациями в условиях социально-экономических преобразований: Брошюра. — СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
  69. М.Г. Инновационный вызов времени. — М.: Издательский дом „Сумма технологий“, 2002.
  70. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
  71. О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1997.
  72. В.М. Потенциал научных организаций и роль аудита в оценке его использования. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  73. З.Г. Инновации в интегрированных учебных заведениях. — Гатчина: ЛОИРО, 2001.
  74. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / Под ред. A.A. Румянцева. — СПб.: Наука, 1996.
  75. С.Г. Повышение результативности регулирования инновационной деятельности в регионе / В сборнике научных трудов „Проблемы управления развитием социально-экономических систем“. Выпуск 3. СПб.: СПбГУКиТ, 1998.
  76. Р. Регулирование инновационного процесса в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2001.
  77. А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. № 5, 2001.
  78. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  79. Н.В. Управление инновационным развитием высших учебных заведений / В сб. научных трудов „Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем“. Выпуск 1. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  80. С.Д. Мы используем новые технологии // Журнал „Босс.0
  81. Бизнес: организация, стратегия, системы“. Спецвыпуск. Первое полугодие 2003 года. С. 46.
  82. Е.В. и др. Концепция управления маркетинговыми услугами. СПб.: Изд-во Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2003.
  83. А.Б. К проблеме сохранения научно-технического потенциала Санкт-Петербурга // Гуманитарные науки. № 3. 1997. С. 64−66.
  84. С. А. Стратегическое управление. М.: Инфра-М, 1999.
  85. Постановление правительства Российской Федерации „О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок“ от 17.04.95 г. № 360 / Поиск. № 19. 1995.
  86. Постановление правительства Российской Федерации „О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации“ от 07.05.1997 г. № 543.
  87. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: концептуальные положения / А. А. Румянцев, М. А. Гусаков, М. Ф. Замятина, Г. П. Смирнова- под ред. А. Е. Когута. — СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  88. А.Г., Румянцев А. А. Проблемы крупных предприятий в инновационной деятельности // Гуманитарные науки. № 3. 1997. С. 5052.
  89. Приоритеты управления научно-инновационной деятельностью в территориальных образованиях / Под редакцией А. А Румянцева. — СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  90. П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку / Акад. естеств. наук Российской Федерации, Институт экономики и орг. предпринимательства. —М., 1993.
  91. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сборник -М.: Госкомстат России, 2002.
  92. С., Сейтель Ф. Мудрая идея: от замысла к успешным инновациям. Трансформация ваших идей в успешные инновации. — СПб.: Питер, 2002.
  93. Российская статистический ежегодник, 2002. М.: Госкомстат России, 2002
  94. Российский статистический ежегодник, 2003. — М.: Госкомстат России, 2003.
  95. Е., Шеховцева Н. Венчурный капитал и инновации // Российский экономический журнал. № 7. 1992.
  96. A.A., Гусаков М. А., Максимов В. В. Переход к новому технологическому укладу: влияние социально-экономических условий. — СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  97. . Инновация как средство экономического развития. — М.: Прогресс, 1990.
  98. Д.Ф. Методы оценки экономического эффекта от создания и реализации инноваций / В межвузовском сборнике научных трудов „Совершенствование социально-экономических отношений участников рынка в современных условиях“. М.: Вуз и школа, 2003.
  99. Д.Ф. Системное представление результатов научно-инновационной деятельности / В сб. научных трудов „Проблемы управления развитием социально-экономических систем“. Выпуск 15. СПб.: СПбГУКиТ, 2003.
  100. Д.Ф. Элементное взаимодействие, состав выполнения работ и этапности научно-инновационного процесса / В сб. научных трудов
  101. Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Выпуск 15. СПб.: СПбГУКиТ, 2003.
  102. . Методологические проблемы разработки государственной научной политики // Российский экономический журнал. № 1. 1996.
  103. O.A. Стратегия управления обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда города. СПб.: Изд-во «Нестор», 2003.
  104. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л. М. Гохберга. — М.: ЦИСН, 1996.
  105. Стратегия развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге. — СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 1998.
  106. И. О «технократизме» и «экономическом рационализме» в инновационном процессе / / Вопросы экономики. № 7. 2001.
  107. A.B. Формирование экономического механизма управления инновационными процессами / Экономика и коммерция. Выпуск 3. 1995.
  108. H.H. Анализ проблем инновационного развития строительных организаций / Сборник научных трудов «Современные проблемы рыночной экономики». Часть IX. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  109. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  110. Указ Президента Российской Федерации «О доктрине развития российской науки» от 13.06.96 № 884 / Российская газета 20 июня. 1996.
  111. Управление инвестициями: в двух томах / Под ред. В. В. Шеремета, K.M. Павлюченко, В. Д. Шапиро. -М.: Высшая школа, 1998.
  112. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Валдайцев C.B., Мотовилов О. В., Молчанов H.H. и др. Под ред. C.B. Валдайцева. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1995.
  113. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции: Учебное пособие. — М.: ГАУ, 1995.
  114. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. — М.: АКАЛИС, 1996.
  115. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб.: Питер, 2002.
  116. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения // Российская газета. 7 декабря. 1996.
  117. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 22 ФЗ).
  118. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», 2000.
  119. Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. 3 сентября. 1996.
  120. Федеральный эксперимент в научно-образовательном комплексе в г. Гатчина. — Гатчина: ЛОИРО, 2001.
  121. В. Американская модель инновационной деятельности и малом бизнесе // США: экономика, политика, идеология. № 6. 1994.
  122. ., Лавров К. Стратегическое управление научно-техническим развитием: опыт США // Проблемы теории и практики управления. № 2, 2000.
  123. Л. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский экономический журнал. № 7. 1996.
  124. Л. Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист. № 9. 1996. С. 59−64.
  125. У., Гордон Дж. А., Бейлн Д. Инвестиции / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
  126. С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  127. П.А. Управление созданием жизнеспособных нововведений // Проблемы теории и практики управления. № 1. 1996.
  128. Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2001.
  129. И. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. -М.: Прогресс, 1982.
  130. JI. Об управлении интеллектуальной собственностью // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2002.
  131. Cunter, Weinrich, Ulrich, Hoffman. Investitions analyse, Muncheni Wieni Houses, 1989.
  132. Grossi G. Promoting innovation in a big business / Ibid., 1990. Vol 23. № 1. P. 41−52.
  133. Hamilton W.F., Singh H. The evolution of corporate capabilities in emerging technologies / Interfaces. Providence, 1992. Vol. 22, № 4. P 13−23.
  134. Hammer M. and Champy J. Reengineering the Cooperation: A Manifesto for Business Revolution. — N-Y.: Harper Collins, 1993.
  135. Nasi J. Strategic thinking as doctrine / Arenas of strategic thinking / Ed. by Nasi J. — Helsinki: Foundation for econ. education, 1991. P. 26−64.
  136. Nelson R.R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. Oxford, 1993.
  137. Pavitt K. Key characteristics of the large innovating firm / Brit. j. of management. Chichester ect., 1991. Vol. 2., № 1. P. 41−50.
  138. Profiles of product innovators among large US manufacturers / Capon N., Farley J.U., Lehmann D.R., Hilbert J.M. / Management science. Providence, 1992. Vol. 38, № 2. P. 157−169.
Заполнить форму текущей работой