Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стандартный процесс принятия решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическая модель организационных решений отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики… Читать ещё >

Стандартный процесс принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решение управленческих проблем — сложный и многогранный процесс с определенной системой действий, которую можно считать технологией принятия решений. Этапы рационального решения проблемы и их последовательность разные исследователи трактуют по-разному.

Американские исследователи Л. Планкетт и Г. Хейл в работе «Выработка и принятие управленческих решений»[1] предлагают свой алгоритм принятия и реализации управленческого решения.

ШАГ 1. Постановка цели решения.

ШАГ 2. Установление критериев решения.

ШАГ 3. Разделение критериев.

ШАГ 4. Выработка альтернатив.

ШАГ 5. Сравнение альтернатив.

ШАГ 6. Определение риска.

ШАГ 7. Оценка риска.

ШАГ 8. Принятие решений.

ШАГ 9. Реализация управленческого решения.

ШАГ 10. Контроль и оценка исполнения.

Другой алгоритм принятия и реализации управленческих решений представлен в таблице З[2].

Таблица 3

Алгоритм принятия и реализации управленческих решений.

Стадия 1

Признание необходимости принятия решения:

  • а) восприятие проблемы;
  • б) интерпретация и формулирование проблемы;
  • в) определение критериев успешного решения проблемы

Стадия 2

Выработка решения:

  • а) разработка альтернатив;
  • б) оценка альтернатив;
  • в) выбор альтернативы

Стадия 3

Реализация решения:

  • а) организация выполнения решения;
  • б) анализ и контроль выполнения решения;
  • в) обратная связь и корректировка

Модели принятия управленческих решений

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается на различных уровнях в организации: индивидуальном и организационном, выделяют четыре модели принятия решений (схема 12)[3].

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что руководитель в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность, организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется в начале процесса в известных для менеджера или организации областях.

Анализ данных упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта.

Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации.

Политическая модель организационных решений отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.

Схема 12. Модели принятия решений в организации.

Схема 12. Модели принятия решений в организации.

Эффективность управленческих решений

Определение эффективности управленческих решений представляет значительную трудность. Видимо, целесообразно сопоставлять эффект управленческой деятельности с понесенными в процессе этой деятельности затратами. Однако невозможно обойтись только экономической эффективностью, важно учитывать эффективность организационную, социальную, психологическую, технологическую, правовую, этическую, политическую и экологическую и т. п.

Эффективность решения зависит от целого ряда объективных факторов, в теории менеджмента выделяются два из них:

  • — во-первых, качество решения, связанное с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предполагает проблемная ситуация; с учетом возможностей исполнителей решения (фактор качества «К»);
  • — во-вторых, степень принятия этого решения людьми (фактор «П»), Отсюда эффективное решение («ЭР» может быть представлено формулой: ЭР=П*Ю).

Когда один из названных факторов стремится к минимуму, эффективность решения падает. Факторы «П» и «К» находятся между собой в специфической зависимости, что представлено на схеме 13.

Схема 13. Группировка решений по основаниям «принятие» и «качество».

Схема 13. Группировка решений по основаниям «принятие» и «качество».

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение понятию «управленческое решение».
  • 2. Какие виды управленческих решений вам известны?
  • 3. Какие параметры определяют качество управленческого решения? 1[4]
  • 4. Какие требования предъявляются к управленческому решению?
  • 5. Назовите основные принципы принятия управленческих решений.
  • 6. Дайте характеристику стандартного процесса принятия управленческого решения.
  • 7. От каких факторов зависит эффективность управленческого решения?
  • [1] Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1987.
  • [2] См.: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 1996. С. 390—391.
  • [3] См.: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент… С. 393—395.
  • [4] См.: Ладанов И. Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и само-тренировки). М., 1995. С. 59.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой