Системы органов местного самоуправления
Деятельность местных органов контролируют: по вопросам осуществления собственных полномочий в рамках закона — специальное министерство; по вопросам делегированных полномочий — соответствующие отраслевые министерства; любой совет может напрямую обращаться в министерства — территориальная подведомственность в этом отношении никакой роли не играет; Ведущими стали муниципальная (англосаксонская) и… Читать ещё >
Системы органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В зависимости от того, каковы полномочия органов местного самоуправления, как соотносятся органы управления на местах друг с другом и с центральными властями, различают несколько основных систем местного самоуправления. В настоящее время[1]
ведущими стали муниципальная (англосаксонская) и биполярная (романо-германская) системы местного самоуправления. Кроме того, в иостсоциалистических и развивающихся странах складываются своеобразные модели организации местного самоуправления. Более подробно рассмотрим классические модели самоуправления.
Англосаксонская муниципальная система.
Эта система возникла в Великобритании, а затем была заимствована многими странами мира, прежде всего бывшими колониями Великобритании. Муниципальная система имеет следующие характерные черты:
- 1) совет (коллегиальный представительный орган), избираемый населением, признается главным органом муниципальной единицы, имеющим право принятия окончательных решений, руководства и контроля;
- 2) руководитель совета (мэр, председатель, лидер) может избираться либо населением, либо советом;
- 3) полномочия муниципального совета считаются специальными и строго определены в законе, но принципу intra vires (в рамках прав): муниципальным органам разрешается делать лишь то, что непосредственно закреплено в законе;
- 4) никакой иерархии выборных органов, создаваемых в различных административно-территориальных единицах, не устанавливается, каждый из них призван решать строго определенные для него местные вопросы и как бы замыкается на своем уровне;
- 5) деятельность местных органов контролируют: по вопросам осуществления собственных полномочий в рамках закона — специальное министерство; по вопросам делегированных полномочий — соответствующие отраслевые министерства; любой совет может напрямую обращаться в министерства — территориальная подведомственность в этом отношении никакой роли не играет;
- 6) отменить решения органов местного самоуправления в административном порядке нельзя; действия органов местного самоуправления могут быть оспорены в судах по инициативе как государственных органов, так и частных лиц; суды общей юрисдикции вправе признать оспариваемое решение ничтожным. Существуют две основные разновидности англосаксонской системы: британская и североамериканская модели. Для британской, унифицированной, модели характерны: признание субъектами местного самоуправления муниципальных органов; отсутствие на местном уровне строгого разделения властей; унификация правового статуса административно-территориальных единиц и органов местного управления одного уровня.
Для североамериканской, диверсифицированной, модели характерны: признание субъектом местного самоуправления населения, особым образом организованного; многообразие форм и методов организации и деятельности муниципальных властей.
- [1] См.: Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Указ. соч. С. 205.