Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право. 
История древнего мира. 
Древний рим

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для архаического периода в истории развития римского права характерны крайний формализм и явный приоритет fas перед jus. Обычное, или неписаное, право целиком основывалось на обычаях предков (mores majorum). Законы XII Таблиц не заменили mores majorum, а стали дополнением и уточнением к ним, собрав и уточнив некоторые важнейшие нормы частного и публичного права. Коллегии понтификов принадлежала… Читать ещё >

Право. История древнего мира. Древний рим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Римское право явилось выдающимся достижением античной цивилизации, став на века классическим образцом юридической мысли. История развития римской правовой системы делится на несколько этапов:

1) архаический (от истоков римской civitas до конца IV в. до н.э.); 2) предклассический (III—I вв. до н.э.); 3) классический (I—III вв. н.э.); 4) постклассический (IV—VI вв. н.э.)1. Источниками римского права являлись: 1) нормы обычного права; 2) законы (leges); 3) эдикты магистратов; 4) квалифицированные мнения известных правоведов. В царский период юридические и религиозные нормы составляли одно целое. В период Ранней республики постепенно происходит отделение светского права (jus) от сакрального (fas). Первым в римской истории опытом кодификации правовых норм стало создание Законов XII Таблиц.

Римское право состояло из двух компонентов: публичного права (jus publicum) и частного права (jus privatum). В сферу действия первого попадали интересы государства, второго — частных лиц. Согласно определению знаменитого юриста Ульпиана, «публичное право — это то, которое относится к положению Римского государства, частное — то, которое относится к пользе и выгодам отдельных лиц». Публичное право регулировало вопросы, относившиеся к государственным культам (jus sacrum)[1][2], правовое положение жрецов (jus sacerdotium), а также права и обязанности должностных лиц (jus magistratuum). Нормы публичного права не могли изменяться соглашениями отдельных лиц и носили императивный характер, т. е. являлись безусловно обязательными. Частное право включало в себя нормы, определявшие отношения между частными лицами — гражданами (cives), полноправными членами римской гражданской общины (civitas), а также нормы, определявшие порядок разрешения «частных» споров — конфликтов, возникавших между частными лицами (judicia ptivata)[3]. Римское частное право получило значительное развитие только в период Поздней республики, когда архаический коллективизм гражданской общины постепенно сошел на нет, по мере развития товарно-денежных отношений стал расти индивидуализм и новые реалии общественной жизни неизбежно должны были найти свое отражение в правовой системе.

Частное право в республиканскую эпоху развивалось в виде трех параллельных правовых систем — цивильного права (jus civile), права народов (jus gentium) и преторского права (jus praetorium). Последнее1 возникло во второй половине II в. до н.э. и представляло собой совокупность новшеств, введенных преторами[4][5] в юридическую практику и обнародованных в преторских эдиктах. Преторское право как совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил иначе называется магистратским правом (jus honorarium). Римское цивильное право с середины III в. до н.э. стало противопоставляться праву народов, действие которого распространялось как на римлян, так и на неграждан, или Перегринов. С течением времени jus civile к jus gentium стали сближаться: при практическом применении они находились в постоянном взаимодействии и влияли друг на друга. Чем дальше, тем больше римское право приобретало универсальный характер, распространяясь на провинции, в результате чего возникли такие понятия, как естественное право (jus naturale) и принцип равенства всех граждан перед законом (aequitas, или jus aequum).

На каждом этапе своего исторического развития римское право приобретало некие новые черты и не оставалось неизменным. Зарождаясь, институты римского публичного и частного права эволюционировали, трансформировались и отмирали, уходя в прошлое. Однако, несмотря на все эволюционные изменения и трансформации, которые претерпевало римское право, римский правопорядок в целом был привержен традиции. Публичное и частное право развивались без кардинальных реформ и резких потрясений. Римские юристы не отказывались от древних принципов, даже если они оказывались чересчур архаичными и не соответствовали новым социальным реалиям. В результате постепенно выстраивалась сложная система отступлений и поправок, оговорок и исключений, расширительных или ограничительных толкований тех или иных правовых норм. В итоге принципы и институты архаического права приспосабливались к новым веяниям времени.

Для архаического периода в истории развития римского права характерны крайний формализм и явный приоритет fas перед jus. Обычное, или неписаное, право целиком основывалось на обычаях предков (mores majorum). Законы XII Таблиц не заменили mores majorum, а стали дополнением и уточнением к ним, собрав и уточнив некоторые важнейшие нормы частного и публичного права. Коллегии понтификов принадлежала безраздельная монополия в области интерпретации законов и сделок частных лиц. Поскольку в те времена в глазах римлян само звучание слова было наполнено глубоким сакральным смыслом, никто не задавался всерьез вопросом о духе юридических норм и о воле субъектов права. Юриспруденции как таковой не существовало; в процессе правоприменения граждане придерживались буквального значения использованных слов. Ошибка в употреблении одного-единственного слова определяла проигрыш дела и лишала юридической силы совершаемое действие.

Правопорядок, именуемый «квиритским гражданским правом» (jus civile Quiritum), носил устный характер и отличался торжественностью, строгим формализмом и особой правовой символикой. Так, символом власти, обладания, собственности была рука (manus). «Захватить рукой» (тали сарегё) означало стать собственником (отсюда такое понятие, как «манципация», т. е. передача отчуждаемой вещи в собственность). На суде прикоснуться к спорной вещи специально предназначенной для этой цели палкой, символизировавшей копье, означало удостоверить свою власть над вещью. В суд необходимо было принести предмет спора; если спор шел о стаде, то стадо символизировалось одной овцой, козой или клочком шерсти, и т. д. Основным принципом социальной, политической и правовой организации в этот период являлась суверенная и абсолютная власть «отца семейства» (paterfamilias). Перед лицом главы семьи все прочие члены семейной группы — сыновья, внуки, женщины, рабы — находились на положении подвластных и были лишены личной и имущественной самостоятельности. Лишь pater familias обладал абсолютным правом собственности (dominium) над всеми вещами. Это право утрачивалось только со смертью pater familias в пользу его наследника (heres).

Переход от архаического к предклассическому периоду ознаменовался учреждением городской претуры (367 г. до н.э.). Городской претор избирался гражданами и наделялся имнерием с юрисдикцией вершить правосудие в стенах Вечного города. Таким образом, судебная власть выделяется в отдельную ветвь, а римская правовая система усложняется, наряду с цивильным правом формируется новая правовая система — преторское право. В процессе развития преторского права происходит становление новых форм сделок, системы преторских исков, защищавших отношения, не урегулированные нормами цивильного права. С учреждением должности претора по делам чужестранцев (praetor peregrinus) в 242 г. до н.э., когда начинается формирование права народов, возникает дуализм римской правовой системы (имеется в виду параллельное развитие и взаимодействие jus civile и jus gentium^). Именно в этот период зарождается юриспруденция — наука о праве. Понтифики утратили монополию в области толкования правовых норм. Ответы (responsa) на юридические запросы отныне давались гражданам и преторам не втайне и не в форме оракула, а публично. Толчком к дальнейшему развитию юриспруденции послужило также введение во второй половине II в. до н.э. (по закону Эбуция) формулярного процесса[6][7].

  • [1] Вплоть до кодификации императора Юстиниана I Великого (527—565 гг.), когда былсоздан Corpus juris civilis (Свод гражданского права), систематизировавший достижения римского права за 13 веков.
  • [2] Сакральное право римские правоведы относили к сфере публичного права, посколькублагополучие всей гражданской общины, согласно представлениям римлян, во многом зависело от надлежащего исполнения ритуалов и совершения жертвоприношений, т. е. от следования нормам и образцам поведения, установленным богами.
  • [3] 2 Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Например, к ней относилась кража, рассматриваемая в римском праве как частное правонарушение (delictumprivatum), тогда как во всех позднейших правовых системах кража признавалась и признается уголовным преступлением, т. е. относится к публичному праву.
  • [4] Авторитетный правовед Папиниан определил преторское право как «право, котороевведено преторами для общественной пользы с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить». Не являясь законодателем, претор не мог изменять нормы jus civile.
  • [5] В 367 г. до н.э. была учреждена должность praetor urbanus, в 242 г. до н.э. — должностьpraetor peregrinus. Из эдиктов преторов по делам чужестранцев возникла и стала развиватьсяновая правовая система — так называемое право народов (jus gentium).
  • [6] И. А. Покровский назвал jus gentium «лабораторией, в которой перерабатывалисьразнообразные нормы различных народов античного мира, сталкивавшиеся между собойна международном рынке, в одно интернациональное целое, для того чтобы затем переработать и самое римское право в духе той же интсрнационачыюсти».
  • [7] Смысл формулярного процесса заключался в том, что предмет спора формулировалане одна из сторон, а претор, который излагал его в специальной записке, адресованнойсудье, — формуле (formula). Формулярный процесс был более гибким по сравнению с архаической системой судопроизводства, поскольку он предусматривал альтернативность исходадела по одному иску.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой