Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические подходы к изучению образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие системы образования в 1950—1960;е гг. в западных странах сопровождалось расширением исследований в области социологии образования. Большая часть этих исследований проводилась в рамках структурно-функционалистского подхода и была нацелена на выяснение того, в какой мере образование способствует выравниванию возможностей людей в обществе. Однако в 1970;е гг. в изучении образования… Читать ещё >

Теоретические подходы к изучению образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие системы образования в 1950—1960;е гг. в западных странах сопровождалось расширением исследований в области социологии образования. Большая часть этих исследований проводилась в рамках структурно-функционалистского подхода и была нацелена на выяснение того, в какой мере образование способствует выравниванию возможностей людей в обществе. Однако в 1970;е гг. в изучении образования и объяснении его роли в современном обществе все большую популярность набирает конфликтологическое направление. Любопытно отметить, что сторонники обоих направлений анализировали один и тог же эмпирический материал, однако приходили к диаметрально противоположным выводам.

Структурно-функционалистский подход

Структурно-функционалистский подход был особенно популярен в 1950—1960;е гг. Как уже отмечалось выше, отличительной чертой этого исторического периода был либеральный оптимизм общества, основанный на убеждении в том, что новый социальный и экономический порядок, возникший после Второй мировой войны, должен был полностью порвать с прошлым, особенно с экономической нестабильностью, массовой безработицей и бедностью, что в конечном счете и привело к фашизму и войне. Согласно доминирующему тогда мировоззрению социальные различия должны были быть постепенно ликвидированы и каждый человек мог стать членом среднего класса общества. Образование было призвано сыграть ключевую роль в реализации этого сценария развития.

С позиций структурного функционализма изменения, связанные с индустриализмом, породили особый «функциональный императив», т. е. необходимость удовлетворения определенных потребностей для нормального существования и развития общества. Образование, по мнению теоретиков этого направления, выполняет в обществе три жизненно важных функции:

  • 1) подготовка и развитие трудовых ресурсов индустриального общества, особенно в сфере «беловоротничковой» занятости — технических, профессиональных и управленческих работников, спрос на которых постоянно растет;
  • 2) отбор и распределения индивидов по различным сферам занятости. Поскольку индустриальные общества имеют множество видов занятости, требующих различного уровня способностей, необходим сложный механизм отбора индивидов в соответствии с их талантами и их обучение для последующей эффективной трудовой деятельности;
  • 3) передача новым поколениям основных ценностей общества. Приобщая учащихся к «общему культурному наследию» общества, независимо от их классовой и этнической принадлежности, обучение вносит свой вклад в интеграцию общества.

Несмотря на свою большую популярность в этот период, структурнофункционалистский подход к образованию серьезно критиковался по нескольким направлениям.

Во-первых, степень соответствия между умениями, формируемыми в процессе образования, и техническими требованиями эффективного производства далеко не ясна. На практике образовательные учреждения обвинялись как раз в том, что они не формируют у учащихся те умения и навыки, которые требуются на рынке труда.

Во-вторых, хотя образовательные учреждения действительно сортируют учеников на успевающих и неуспевающих, неясно, действительно ли этот отбор отражает интеллектуальные достоинства учеников, а не их аскринтивные (изначальные) характеристики, такие как этническая, классовая или гендерная принадлежность.

В-третьих, понятие «общее культурное наследие» также достаточно неопределенно. На практике многочисленные попытки проанализировать содержание учебных материалов, как правило, выявляли их расовую, этническую, классовую и гендерную нагружеиность.

Необходимо также подчеркнуть, что проект «продвинутого индустриального общества», выдвинутый в конце 1960;х гг., потерпел крах к середине 1970;х гг. не столько потому, что он изначально был неправильным, сколько потому, что изменилось само общество. Идея развитого индустриального общества базировалась на существовании национальных экономик, контролируемых и управляемых своими государствами. Процессы глобализации, серьезно трансформировавшие национальные экономики и общества и сделавшие институты социал-демократического государства всеобщего благоденствия во многом нежизнеспособными и неэффективными, не принимались тогда в расчет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой