Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тональная перспектива. 
Техника и технология сми. 
Радио- и тележурналистика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку при восприятии экранного пространства зритель опирается на образы, виденные им в реальной жизни (темная земля и яркое небо, темные силуэты гор, деревьев или домов и светлая даль за ними), то подобные тональные соотношения приучили его воспринимать нечто темное и фактурное как более близкое, а светлое, нечеткое, блеклое — как что-то далекое. Профессиональный оператор, прекрасно зная эту… Читать ещё >

Тональная перспектива. Техника и технология сми. Радио- и тележурналистика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иллюзия глубины пространства создается на плоскости не только с помощью линейной, но и воздушной перспективы.

Художники давно обнаружили, что воздух имеет плотность. При виде близлежащих объектов мы этого не чувствуем. Но чем дальше находится от нас объект, тем больше ощущается плотность воздушной среды: очертания объектов становятся менее четкими, меняется их цветовая тональность в сторону уменьшения насыщенности цветов и смягчения контрастов. Кроме того, далекие от нас объекты кажутся более светлыми (особенно если ярко светит солнце), чем передний план.

Что касается цветовых характеристик, то следует также отметить, что в ясную погоду воздух отражает синеву неба, и дальний план, соответственно, будет иметь голубоватый колорит. В том же случае, если погода облачная, пасмурная, светлые объекты приобретают желтоватый или даже красноватый оттенок, а темные объекты — неопределенный сероватый тон, порой с оттенком фиолетового.

Плотность воздушной среды может быть разной. На нашем Крайнем Севере и в любой горной местности воздух очень чистый, что позволяет отчетливо видеть большие пространства. Но даже имея возможность обозревать пейзаж на десятки километров, мы сразу замечаем, что по мере удаления от нас очередная гряда гор становится менее четкой и более монохромной, а точнее, выглядит более блеклой, чем горы, которые ближе к нам.

Возле больших городов плотность воздуха ощущается сильнее. А когда воздух насыщен влагой, пылью или дымами, то изменения очертаний и цветовых характеристик удаленных объектов ощущаются еще заметнее. Если же висит дымка или опустился туман, то плотность воздуха многократно увеличивается (рис. 6.25). Объекты по мере удаления от нас становятся все менее четкими, а то и вовсе растворяются в дымке или тумане. Отсюда вывод: суть воздушной перспективы, грубо говоря, заключается в том, что дальний (задний) план воспринимается как размытый, обобщенный и более светлый, чем передний план.

Эстетическое впечатление, создаваемое таким сочетанием переднего плана и фона, возникает оттого, что между разными удаленными от наблюдателя зонами нет четких границ, поскольку они плавно переходят одна в другую, а в результате сливаются в единый светотональный и цветовой рисунок.

Стоит также обратить внимание на то, что на характер воздушной перспективы значительное влияние оказывает различного вида освещение.

Наименее эффектно пейзаж выглядит при лобовом, фронтальном освещении. Солнце как бы пробивает воздушный слой, равномерно освещая все объекты, и эффект воздушной перспективы в этом случае выражен значительно слабее. Контровое же, встречное, освещение, наоборот, подчеркивает плотность воздушной среды и активно выявляет красивую воздушную дымку.

Воздушная перспектива.

Рис. 6.25. Воздушная перспектива

Первым описал воздушную перспективу Леонардо да Винчи. Он заметил, что по мере удаления от наблюдателя предметы изменяют цвет. Поэтому он считал, что ближайшие к художнику объекты надо изображать четко, передавая их предметный цвет; удаленные же объекты, которые при ясном небе приобретают голубоватый оттенок, должны и на полотне изображаться соответственно.

Ему же принадлежит термин sfumato (затушеванный, исчезающий как дым). Даже в своей мастерской художник создавал различные дымы, чтобы ощутить смягченное изображение объекта. Позже этот прием будет освоен художниками барбизонской школы, писавшими на натуре (на пленэре), и доведен до совершенства импрессионистами.

Термин «тональная перспектива» имеет более широкое значение и фактически включает в себя, как вариант, воздушную перспективу.

Если при воздушной перспективе мы имеем дело с большими пространствами, где может ощущаться плотность воздуха, то тональная перспектива предполагает любое расположение на плоскости темных и светлых масс (независимо от протяженности пространства), при котором усиливается иллюзия третьего измерения.

Поскольку при восприятии экранного пространства зритель опирается на образы, виденные им в реальной жизни (темная земля и яркое небо, темные силуэты гор, деревьев или домов и светлая даль за ними), то подобные тональные соотношения приучили его воспринимать нечто темное и фактурное как более близкое, а светлое, нечеткое, блеклое — как что-то далекое. Профессиональный оператор, прекрасно зная эту закономерность, будет стараться компоновать на переднем плане более темные объекты, а в качестве фона использовать более светлые, чтобы усилить иллюзию трехмерности экранного пространства.

Наверное, вы замечали, что фотографы и операторы любят располагать на переднем плане кадра темную арку, проем дверей, темную листву или какие-либо силуэты. Делается это с целью усилить иллюзию глубины пространства с помощью тональной перспективы (рис. 6.26).

Тональная перспектива.

Рис. 6.26. Тональная перспектива.

Даже при съемке в павильоне операторы используют приемы создания иллюзии тональной перспективы, — отделяют передний план от фона занавесями из тюля, создают легкую дымку, дают широкий поток контрового света.

Еще раз подчеркнем, что тональная перспектива помогает оператору не только усиливать иллюзию третьего измерения, сочетая четкий передний план с хорошей проработкой деталей с менее четким, обобщенным и более светлым фоном, но и создавать на экране эстетичное, выразительное изображение.

Цветовое решение кадра, как уже отмечалось, также может быть использовано с целью усиления иллюзии глубины экранного пространства. Оператор будет стараться выстраивать композицию кадра так, чтобы на переднем плане были объекты с доминантой теплых тонов (красных, оранжевых, желтых), а дальний план решался в холодных (голубоватых, зеленоватых) тонах.

Все сказанное о тональной перспективе в полной мере относится не только к съемке пейзажей или постановочных кадров, но и к съемке репортажей и документальных фильмов. Профессиональный оператор и тележурналист не упустят возможности с помощью перечисленных средств подчеркнуть глубину пространства, акцентировать внимание зрителя на сюжетно важных объектах в кадре.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой