Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ответственность за нарушения обязательств по перевозке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортные уставы и кодексы конкретизируют закрепленные в ГК положения об ответственности за отдельные нарушения обязательств, а также существенно расширяют круг нарушений, влекущих ответственность перевозчика, пассажира, грузоотправителя, грузополучателя и других субъектов транспортных договорных отношений. В каждом из них, за исключением КТМ, имеется специальная глава, посвященная вопросам… Читать ещё >

Ответственность за нарушения обязательств по перевозке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и признаки ответственности за нарушения обязательств по перевозке

За нарушение сторонами транспортных договоров своих обязательств они несут гражданско-правовую ответственность. Все признаки этой ответственности, ее особенности в рамках осуществления транспортной деятельности, связанной с перевозками, находят отражение в транспортном законодательстве.

Первый признак вытекает из п. 1 ст. 793 ГК, согласно которому при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В ГК закреплены как общие положения об ответственности за нарушения обязательств (гл. 25), так и положения об ответственности за отдельные нарушения обязательств при организации и осуществлении перевозок (ст. 791−796), а также об ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира (гл. 59).

Транспортные уставы и кодексы конкретизируют закрепленные в ГК положения об ответственности за отдельные нарушения обязательств, а также существенно расширяют круг нарушений, влекущих ответственность перевозчика, пассажира, грузоотправителя, грузополучателя и других субъектов транспортных договорных отношений. В каждом из них, за исключением КТМ, имеется специальная глава, посвященная вопросам ответственности. КТМ регулирует ответственность в специальном параграфе (параграф 8 гл. VIII) и отдельных статьях (ст. 186, 188−193, 195- 197).

Предоставляемое ГК сторонам право своим соглашением устанавливать ответственность, не нашедшую регламентации в транспортном законодательстве, дает им тем самым возможность на практике устанавливать дополнительные гарантии надлежащего исполнения транспортных договорных обязательств.

Согласно второму признаку гражданско-правовой ответственности при перевозках она является следствием нарушения договорных обязательств, связанных с перевозкой. Этот признак имеет два аспекта. Один касается определения транспортным законодательством деяний, относящихся к правонарушениям. Второй является специфическим для транспортных обязательств и заключается в регулировании вопроса о правовых формах фиксации правонарушений.

Перечень деяний, отнесенных к правонарушениям, закреплен в ГК и транспортных законах. Наиболее распространенными на практике являются несвоевременная подача транспорта под погрузку и предъявление груза для погрузки, несохранность груза, багажа, грузобагажа, несоблюдение срока их доставки, задержка отправления и прибытие с опозданием транспорта при перевозке пассажиров и некоторые другие.

Что касается вопроса о фиксации фактов правонарушений при перевозках, то в транспортных уставах и кодексах предусмотрены специальные главы, регулирующие виды и формы соответствующих документов, в которых удостоверяются обстоятельства правонарушения, и порядок составления этих документов (гл. 7 УЛТГНЭТ, гл. VIII УЖТ, гл. XVIII КВВТ). Основными из них являются коммерческий акт и акт общей формы, в которых фиксируются факты несохранности, повреждения и порчи груза. Данные о несоблюдении сроков выполнения договорных обязательств указываются в транспортных документах (транспортной накладной, дорожной ведомости).

Третий признак гражданско-правовой ответственности при перевозках — применение ее, как правило, в порядке государственного принуждения. Он имеет ту принципиальную особенность, что принуждению предшествует в обязательном порядке предъявление грузоотправителем, грузополучателем, а при перевозке внутренним водным транспортом — и пассажиром, претензии перевозчику, нарушившему условия договора перевозки, т. е. решение вопроса о добровольном несении перевозчиком ответственности. Только в случае его отказа удовлетворить претензионные требования возможно применение государственного принуждения на основе судебного решения в рамках искового производства.

Четвертым признаком гражданско-правовой ответственности являются присущие ей конкретные неблагоприятные последствия для должника. Применительно к ответственности в связи с перевозкой он проявляется в известных формах умаления имущественного положения перевозчика, пассажира, грузоотправителя, грузополучателя, нарушивших условия договора, — в виде возмещения убытков и выплаты неустойки.

Специфическим проявлением неблагоприятных последствий является также ограничение, а иногда и лишение права грузополучателя (грузоотправителя) на получение груза в случае неисполнения им обязательства по внесению платы за его перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей. Это также уплата им процентов на сумму просроченного платежа за перевозку груза в размерах и порядке, установленных гражданским законодательством (ст. 30 УЖТ).

С указанными положениями тесно связаны такие два признака гражданско-правовой ответственности при перевозках, как ее имущественный характер и направленность на восстановление имущественного положения пострадавшей стороны. Второй из них имеет важное значение в деле реализации принципа справедливости, присущего российскому праву[1].

Таким образом, с учетом рассмотренных признаков гражданскоправовую ответственность при перевозке можно определить как претерпевание правонарушителем предусмотренных ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон транспортных договорных отношений, вызванное нарушением обязательств, дополнительных неблагоприятных последствий имущественного характера в виде установленных санкций, осуществляемое в добровольном порядке или в порядке государственного принуждения и направленное на восстановление имущественного положения потерпевшего.

  • [1] См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1999. С. 187.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой