Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Культурная антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мифология является богатейшим материалом для изучения того, как происходило развитие сознания, поскольку в неосознанном, коллективном творчестве человек больше выдает себя таким, каков он есть, в то время как в обдуманных концепциях конструируется «идеальная» человеческая личность. Описывая в наглядных художественных образах наши ощущения, эмоции, восприятия, миф позволяет осуществить «археологию… Читать ещё >

Предисловие. Культурная антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебник «Культурная антропология» разработано для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальности «Психология».

Задача изучения дисциплины — обнаружить специфику, определить особые подходы, выявить круг проблем, характеризующих «культурное» направление в рамках наук о человеке. С самого своего возникновения антропология задавалась вопросом: как, с помощью каких параметров можно определить границы между миром природы и миром культуры, животным и человеческим, биологическим и социальным существованием. Основной проблемой являлось не столько происхождение человека как биологического вида, сколько становление человека как существа культурного. Мы попробуем углубиться в этнографический, археологический, фольклорный материал, чтобы рассмотреть, каким образом такие механизмы культуры, как язык, миф, искусство и религия порождают, или производят, те качества в обществе и индивиде, которые мы считаем истинно человеческими.

Мифология является богатейшим материалом для изучения того, как происходило развитие сознания, поскольку в неосознанном, коллективном творчестве человек больше выдает себя таким, каков он есть, в то время как в обдуманных концепциях конструируется «идеальная» человеческая личность. Описывая в наглядных художественных образах наши ощущения, эмоции, восприятия, миф позволяет осуществить «археологию сознания», предположить, что происходило в психике древнего человека у самых истоков истории. Этому же способствует изучение этнографических данных и обрядовой деятельности, демонстрирующих архаичные формы поведения и смыслы, часто кажущиеся нам непонятными. Для их истолкования обратимся к материалам, в которых высказывания о самом себе существуют не в форме осознанных представлений, а в форме ощущений и интуиций, которые студентам-психологам интересно будет подвергнуть анализу. Таким образом, отчасти мы выполним волю Макса Шелера, считавшего, что истории теорий человека должна предшествовать история самосознания, то есть летопись представлений о самом себе. Как нам кажется, для психологов важнее, чем знание теорий, — умение видеть, чувствовать человека, проникать взором в его душу и читать тайные знаки, не высказанные в научных трактатах, но явленные посредством иных форм культуры (художественного творчества).

Лекции задуманы так, чтобы при условии готовности учащихся к совместному размышлению мы осуществили своеобразную амплификацию, то есть прояснение образов, возникающих в сознании человека (проще говоря, движений и устремлений человеческой души), через образы мифа, искусства, языковые метафоры, ритуальные нормы и религиозные символы. Но интересовать нас будут не любые образы сознания, а те, что касаются представлений человека о самом себе. Поэтому изучающих курс культурной антропологии не должно удивлять широкое привлечение материалов по изобразительному искусству (в котором наглядно реконструируется обобщенный портрет человека той или иной эпохи); мифологии, простодушно выдающей подсознательные устремления; религии, воссоздающей идеал того, каким человек хотел бы быть. Материалы эти являются не только иллюстрацией к теории, но и источником для нее. На их основании мы видим, как человек определял себя и культуру у самых начал истории, во времена, когда не было еще никаких научных концепций.

Однако для того, чтобы выдвигать новые гипотезы, выстраивать новые теории, необходим определенный уровень знаний. Мы надеемся, что в результате освоения курса студенты будут:

знать

  • • основные концепции генезиса человека и культуры в философии, а также своеобразные подходы к изучению человека в культурной антропологии;
  • • круг проблем антропологического характера в естественных и гуманитарных науках;
  • • специфику различных видов деятельности как феноменов культуры (язык, миф, религия, искусство, наука);
  • • функции этих видов человеческой деятельности на уровне социума и индивида;

уметь

  • • пользоваться специальной литературой, анализировать точки зрения различных авторов, находить необходимые сведения по проблеме, систематизировать материал в соответствии с рассматриваемой темой;
  • • обнаруживать аналогичные образы и идеи в материалах мифологии, религии, обрядовой практики, художественного творчества, анализировать их с точки зрения самопознания человека;
  • • видеть знаковую природу языка, мифологии, религии, искусства, науки, а также уметь определять их функционирование в качестве социального института;
  • • выявлять семантику различных культурных явлений, толковать культурные факторы, влияющие на развитие мировосприятия человека в разных типах культуры, в разные исторические эпохи;

владеть

  • • базовыми знаниями концепций в области культурной антропологии, пониманием современных тенденций гуманитарного знания;
  • • методами толкования различных механизмов культурной деятельности через призму самопознания;
  • • основными терминами в области философии, религиоведения, искусствознания в том объеме, чтобы произвести семантический анализ определенных явлений в истории культуры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины включает тематический план, содержание курса лекций и практических занятий.

С самого своего возникновения антропология задавалась вопросом, как, с помощью каких параметров, можно определить границы между миром природы и миром культуры; животным и человеческим, биологическим и социальным существованием. Основной проблемой являлось не столько происхождение человека как биологического вида, сколько становление человека как существа культурного. Цель преподавания курса — показать, с помощью каких механизмов культуры происходит становление и развитие человека в процессе филогенеза; какие виды деятельности делают человека собственно человеком.

Задачи преподавания дисциплины:

  • — определить специфические подходы к изучению человека в культурной антропологии;
  • — выявить круг проблем культурной антропологии;
  • — рассмотреть различные виды деятельности (искусство, язык, миф, религия) как механизмы культуры, способствующие самореализации человека;
  • — выяснить воздействие этих механизмов на уровне общества в целом и на уровне индивидуальном;
  • — охарактеризовать виды культурной деятельности через призму самопознания.

Содержание дисциплины

Тематический план курса для студентов специальности «Психология» дистанционной и заочной форм обучения

№.

Темы занятий.

Количество часов.

Всего.

Лекц.

Семи;

нарск.

Само;

стоят.

Введение

в предмет.

Язык как феномен культуры.

Миф в истории культуры.

Человек Культурный: мифологический опыт самопознания.

Социальные функции обрядов.

Человек Религиозный. Антропологические истоки культа.

Искусство как антропологический фактор

У истоков мышления.

Культура и личность.

Экстремизм и агрессия.

Итого

Тематический план курса для студентов специальности «Психология» дневной формы обучения

№.

Темы занятий.

Количество часов.

Всего.

Лекц.

Семи;

нарск.

Само;

стоят.

Введение

в предмет.

Анализ статьи К. ЛевиСтроса «Руссо — отец антропологии».

Неортодоксальные концепции происхождения человека.

Темы занятий.

Количество часов.

Всего.

Лекц.

Семи;

нарск.

Само;

стоят.

Человек — объект гуманитарного и естественнонаучного знания.

Язык как феномен культуры. Язык — знаковая система. Языки культуры.

Символ в культуре.

Миф в истории культуры. Мифология — хранилище древних знаний.

Тотемизм: люди-звери.

Архаическое наследие: зооморфизм в сказке и обряде.

Человек Культурный: мифологический опыт самопознания.

Шаманские практики — опыт трансценденции.

Священное и профанное.

Запад и Восток.

Мужчина и женщина в исламе и средневековом христианстве.

Культура и личность.

Социальные функции обрядов.

Календарные обряды.

Мантические обряды.

Жертвоприношение.

Эсхатологические настроения в культуре.

Человек Религиозный. Антропологические истоки культа.

№.

Темы занятий.

Количество часов.

Всего.

Лекц.

Семи;

нарск.

Само;

стоят.

Религия и культура в работах 3. Фрейда.

Мистические секты — поиск целостности.

Экстремизм и агрессия.

Религия и наука.

Искусство как антропологический фактор

Искусство и религия.

Фрейдизм и сюрреализм.

Современное искусство — опыт новой визуальности.

У истоков мышления.

Современные философские концепции человека.

«Открывая сознание заново».

Итого.

Темы лекционных занятий

Глава 1.

Введение

в предмет

Основные концепции человека и культуры в философской мысли прошлых эпох. История становления дисциплины «Культурная антропология» (причины и факторы, способствующие развитию знаний о человеке). Круг проблем: новый поворот в изучении homo sapiens, взгляд на человека как на существо, созидающее культуру и формирующееся культурой. Поиски метода новой науки. Значение и роль К. Леви-Строса, выдвигаемые им принципы и задачи антропологических исследований.

Глава 2. Язык как феномен культуры

Язык как сущностная характеристика человека. Проблема происхождения и развития языка, его значение и функции в социуме. Лингвистическая обусловленность мировосприятия. Вербальные способы идентификации с группой (этносом, субкультурой). Лексический словарь языка и ориентиры культуры (пространственновременные представления, практические установки и духовные ценности). Естественный язык и другие виды символической деятельности (искусство, религия, мифология, наука). Законы формообразования знаков, три стадии эволюционного развития символических форм (Э. Кассирер).

Глава 3. Миф в истории культуры

Функции мифа, его значение для культурной антропологии. Классификация мифологических сюжетов, этиологические возможности повествования. Тотемистические верования — первый опыт самопознания (объяснение собственного происхождения, обоснование социальных норм, эффективный способ этнической идентификации). Дальнейшее развитие сюжетов о появлении человека (антропогонические мифы о сотворении людей богами — стимуляция к совершенствованию). Мифологические представления о душе, поиски сущности человека. Соотношение телесной и духовной природы в архаических верованиях.

Глава 4. Человек Культурный: миф как опыт самопознания

Мифологические сюжеты о появлении культуры. Эволюция облика культурного героя: зооморфная и антропоморфная ипостаси персонажа. Двойственная природа трикстера: разрушитель и добытчик. Герой плут: осознание человеческих качеств и нравственных норм. Развитие представлений о морали (от соблюдения ритуальных правил, религиозных заповедей до понимания правовых законов социального общежития). Становление человека морального. Роль мифологических образов в развитии самосознания. Концепция «архетипов» и «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К. Г. Юнга. 3. Фрейд о значении воображения и фантазирования в мифе.

Глава 5. Социальные функции обряда

Биологические корни ритуальных форм поведения в традиционных культурах. Обряд — закрепление адаптивных механизмов культуры. Психологическое значение ритуалов бытовых (нормативное, успокаивающее, обнадеживающее воздействие) и жертвенных (снятие чувства вины и агрессии). Семантика обрядов жертвоприношения (обмен, путешествие в царство мертвых). Заклание животного в охотничьих культурах и тотемистических верованиях. Жертвоприношение человека в культах мертвых и культах плодородия. Формы и значение обрядов инициации.

Глава 6. Человек Религиозный. Антропологические истоки культа

Мифологические представления как основа религиозного культа. Новые формы поклонения сверхъестественным существам. Становление класса профессиональных священнослужителей. Нуминозное чувство. Характер религиозной веры. Этиология религии в истории философской мысли: концепции античности, Просвещения, XIX века. Человек в христианской антропологии. Биологические основания культа (теории Б. Малиновского, 3. Фрейда). Религия как социальный институт (функции, программы, задачи). Религия как средство политического воздействия.

Глава 7. Искусство как антропологический фактор

Антропологические характеристики искусства. Метод амплификации К. Г. Юнга в интерпретации памятников художественного творчества. Искусство как отражение внешнего облика и выражение внутренней сути человека. Древнейшие антропоморфные изображения (черты стиля, сюжеты, значение образов). Портрет — зеркало для человека. История возникновения и развитие жанра. Реконструкция образа человека определенной культуры на материале изобразительного искусства. Современное искусство против рациональности. Творчество во врачебной практике психоанализа и глубинной психологии.

Глава 8. У истоков мышления

Причины и стимулы мышления: версии, гипотезы, предположения. Ступени развития сознания homo sapiens. Эмоциональные истоки мышления. Образы сознания, формы их объективации. Образы воспоминания — новые возможности восприятия (появление идеи будущего). Образы воображения. От личного значения ко всеобщему (понимание символа и конвенциональное соглашение). Образы, представления, понятия. Творческая природа мышления. Соотношение рационального и иррационального в процессе созидания нового. Современные концепции творческой личности. Парадигмы мышления и свобода.

Тема 1. Культура и личность

Биологизированный взгляд на культуру как суперорганизм, подчиняющий себе индивидов. «Теория культуры» Л. Уайта. Личность в культуре: обусловленность культурными нормами и творческая свобода. Творческий гений и асоциальное поведение. Культурные средства социализации.

Тема 2. Экстремизм и агрессия

Агрессивное поведение в архаическом обществе. Объект агрессии: образ «чужого», потребность идентификации. Религиозный экстремизм. Война за веру в историческом прошлом и в современном обществе. Инстинктивные основания агрессии. Способы стимулирования агрессии в политике, культурные способы регулирования агрессии.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Календарно-тематический план работы

№.

Название темы.

Сроки.

Виды учебной работы. Рекомендуемое время на выполнение.

Время на изучение темы (ч.).

Введение

в предмет.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Анализ статьи К. Леви-Строса.

Выполнение самостоятельной работы.

Всего.

Язык как феномен культуры.

Язык — знаковая система.

Символ в культуре.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Ответы на вопросы для самопроверки.

Всего.

№.

Название темы.

Сроки.

Виды учебной работы. Рекомендуемое время на выполнение.

Время на изучение темы (ч.).

Миф в истории культуры. Тотемизм: люди-звери. Архаическое наследие: Зооморфизм в сказке и обряде.

3−4.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Ответы на вопросы для садюпроверки.

Выполнение самостоятельной работы.

Всего.

Человек Культурный: Мифологический опыт самопознания.

Запад и Восток.

5−6.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Ответы на вопросы для самопроверки.

Промежуточное тестирование.

Всего.

Социальные функции обрядов.

7−8.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Ответы на вопросы для самопроверки.

Выполнение самостоятельной работы.

Всего.

Человек Религиозный. Антропологические истоки культа.

9−11.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Конспектирование статей Фрейда.

Промежуточное тестирование.

Всего.

№.

Название темы.

Сроки.

Виды учебной работы. Рекомендуемое время на выполнение.

Время на изучение темы (ч.).

Искусство как антропологический фактор

12−13.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Ответы на вопросы для самопроверки.

Выполнение самостоятельной работы.

Всего.

У истоков мышления.

14−15.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

Ответы на вопросы для самопроверки.

1,5.

Выполнение самостоятельной работы.

Промежуточное тестирование.

2,5.

Всего.

Культура и личность.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

0,5.

Выполнение самостоятельной работы.

0,5.

Всего.

Экстремизм и агрессия.

неделя.

Изучение теоретических материалов.

0,5.

Выполнение самостоятельной работы.

0,5.

Всего.

Итого.

семестр

Методические рекомендации по самостоятельному изучению материала

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение, закрепляют и дополняют теоретический материал, поэтому они разбиты по разделам, соответствующим восьми лекциям учебного пособия. Задания для самостоятельного изучения содержат уточняющие подпункты, методологически ориентирующие студента, обращающие его внимание на наиболее важные аспекты материала. Для каждой главы предлагаются дискуссионные вопросы и литература, выходящая за рамки непосредственной программы курса, но значительно расширяющая кругозор студента-психолога. Он должен научиться пользоваться специальной литературой, находить необходимые сведения по проблеме, анализировать точки зрения различных авторов, а также систематизировать материал, выделять основные теории, понимать современные тенденции. Вопросы составлены таким образом, чтобы можно было получить наиболее полное представление о существующих авторских концепциях. Кроме того, вопросы направят ход рассуждений и помогут освоить необходимый материал.

Темы для самостоятельного изучения

Глава I.

Введение

в предмет (8 ч.)

Тема 1. Руссо — отец антропологии (2 ч.)

Основные задачи науки о человеке как их видит К. Леви-Строс в статье, посвященной Руссо. Проблема равноправия культур. Принцип отождествления и сочувствия. Различные подходы к изучению человека (политическая, философская, физическая антропология).

  • — Чем традиционные культуры отличаются от технологичных развитых цивилизаций?
  • — Почему при антропологическом изучении культур важно отстраниться от себя? Что дает это для самопонимания?
  • — Почему психологам важно изучать любые проявления человека? Что дают для этого антропологические исследования?

1. Леви-Строс К. Руссо — отец антропологии // К. Леви-Строс.

Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. С. 19−29.

Тема 2. Неортодоксальные концепции происхождения человека (3 ч.)

Основные этапы развития человека согласно теории происхождения видов. Археологические открытия и биологические теории. Критика дарвинизма, неортодоксальные теории возникновения антропоса. Расогенез, этногенез, культурогенез. Новые данные генетики. Будущая эволюция человека. Креационистские версии, взгляды теологов на проблему происхождения. Версии удревления вида homo sapiens (Э. Кремо).

  • — Какие существуют альтернативные дарвинизму точки зрения на эволюцию?
  • — Объясните с точки зрения психологии, почему возникают те или иные версии собственного происхождения?
  • — Какие предположения существуют по поводу будущей эволюции вида homo sapiens?
  • 1. Зубов А. А. Современное состояние теорий происхождения человека. М" 2004.
  • 2. Кремо Э., Томпсон К. Неизвестная история человечества. М. 2004.
  • 3. Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН, 1999.
  • 4. Хайнц Т. Творение или эволюция. Анализ теории эволюции в свете Священного Писания. Славянское Евангельское Общество, 1994.

Тема 3. Человек в гуманитарном и естественно-научном знании (3 ч.)

Человек как объект изучения естественных наук. Гуманитарный поворот в исследованиях на рубеже XIX—XX вв. Антропный фактор в развитии естественно-научного знания. Цели и задачи изучения человека.

  • — Как менялись интересы ученых, изучающих человека, на протяжении веков, в различные исторические периоды?
  • — Почему любое знание о человеке всегда фрагментарно?
  • — Определите круг проблем антропологического характера в гуманитарных науках.
  • — Как человеческий фактор влияет на исследования в области естественных наук?
  • 1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
  • 2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.; Иерусалим: Gesharim, 2000.
  • 3. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке М.: Гардарика, 1998.
  • 4. Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: НЛО. 2004.

Глава II. Язык — феномен культуры (6 ч.)

Тема 4. Язык — знаковая система (2 ч.)

К. Леви-Строс о функциях знаков в первобытной культуре (экспрессивная, побудительная, референциальная). Язык и познание. Использование знаков в процессе обучения. Структура знака: означаемое — означающее.

  • — Приведите примеры, как в современности проявляются функции знаков, выявленные Леви-Стросом для первобытности.
  • — Как язык воздействует на познание (в чем способствует, в чем мешает)?
  • — Что в семиотике подразумевается под означаемым: означающим; собственно знаком?
  • 1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.
  • 2. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Главная редакция восточной литературы, 1993.
  • 3. Маслова В. Лингвокульутрология. М.: Академия, 2004.
  • 4. Хомский Н. Картезианская лингвистика. М., 2005.

Тема 5. Символ в культуре (2ч.)

Классификация знаков, по А. Ф. Лосеву: знаки-сигналы, знакииндексы, эмблемы, символы. Характеристика сиашолов, условия их применения. Общее и единичное, значение и смысл в символе.

  • — Почему символы удобны для использования в религии, искусстве?
  • — Действенны ли символы в процессе познания?
  • — Челг символ отличается от эмблелш, аллегории, сигнала?
  • 1. Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. Статьи разных лет. М.: Восточная литература, 2003.
  • 2. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
  • 3. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.
  • 4. Мамардашвили М. К. Пятигорский А.М. Символ и сознание. М. 1997.
  • 5. Мауро Т. де.

    Введение

    в семантику. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

Тема 6. Языки культуры (2 ч.)

Язык как отражение мышления личности. Язык и мировоззрение. Роль языка в процессе инкультурации. Проблема перевода и понимания. Невербальные формы выражения.

  • — Как речь связана с мышлением?
  • — Можно ли создать искусственный разговорный язык?
  • — Для чего людям слэнг?
  • — Приведите примеры идентификации посредством слэнга. Литература
  • 1. Ажеж К. Человек говорящий. М" 2003.
  • 2. Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
  • 3. Пинкер С. Язык как инстинкт. М. 2003.

Глава III. Миф в истории культуры (10 ч.)

Тема 7. Мифология — хранилище знаний древних (2 ч.)

А. Косарев о функциях мифа как копилке знаний, способе фиксации и передачи знаний и материале для обучения следующих поколений. Этиологические возможности мифов. Закодированные представления о мире. Миф — объективация представлений о человеке. Миф как средство самопознания и утверждения человеческого.

  • — Какие виды рациональной человеческой деятельности возникли на основе мифологических представлений?
  • — Приведите примеры мифологических образов, в которых закодированы реальные закономерности физической природы.
  • — Мифологично ли современное научное знание?
  • 1. Антонян Ю. М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001.
  • 2. Гинзбург К. Мифы — эмблемы — приметы: Морфология и история: сб. ст. М.: Новое издательство, 2004.
  • 3. Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ, 2000.
  • 4. Поляков В. Космософия и миропостроение и теория относительности: синтез современной науки и древних воззрений. Минск, 2000.

Тема 8. Тотемизм: люди-звери (3 ч.)

Первые представления о собственном происхождении — мифы о животных-тотемах. Человек естественный: между природным и культурным. Обретение человеческого лица. Новые возможности интерпретации сущности человека через тотемистические мифы. Отражение социального устройства в тотемизме.

  • — Какие персонажи, объекты могут выступать в качестве тотемных предков?
  • — Как утверждается фратриальная структура общества в тотемных мифах?
  • — Как обосновываются нормы поведения в тотемизме? Литература
  • 1. Леви-Строс К. Тотемизм сегодня // Леви-Строс К. Первобытное мышление. М" 1994. С. 37−111.
  • 2. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

Тема 9. Архаическое наследие: зооморфные представления в обряде и сказке (5 ч.)

Обрядовые формы «превращения» в зверя: племенные инициации. Структура посвящения, символическое значение действий. Обретение признаков зверя (манипуляции над телом) и испытания. Способы отождествления с животным.

Отражение инициационных обрядов в сказке. Сказочные сюжеты о браке с зооморфным супругом. Путешествие сказочного героя и схема обрядов. Символическое значение получения даров.

  • — Для чего производятся символическая трансформация тела неофита?
  • — Что символизируют тяжелые физические испытания в обрядах посвящения?
  • — Какие образы символизируют превращение в зверя?
  • — Что является доказательством «превращения»?
  • — Что означает зооморфная природа брачного партнера?
  • — Где добывает сказочный герой невесту (жениха)?
  • — Что означает зооморфная ипостась брачного партнера, какие возможности таит?
  • — Сравните сюжет сказки об Амуре и Психее с сюжетами о зооморфных супругах (напри.мер, «Финист — Ясный сокол», «Царевна-лягушка»).
  • 1. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 2002.
  • 2. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Индрик, 1998.
  • 3. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
  • 4. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказках // Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: ЗАО «Совершенство», 1997. С. 288- 338.

Глава IV. Человек Культурный: мифологический опыт самопознания (9 ч.)

Тема 10. Шаманские практики — опыт трансцендентного (2 ч.)

Положение и статус шаманов в древних и традиционных обществах Сибири, Азии, Америки. Культовая практика общения с духами, целительство и знахарство. Социальные функции шаманства. Экстатические техники в шаманизме.

  • — Можно ли считать шаманов профессиональными служителями культа?
  • — Необходима ли в шаманизме религиозная вера?
  • — Охарактеризуйте представления о мироустройстве в шаманизме.
  • — Опишите посреднические функции шамана, осуществляющего связь с иными мирами.
  • — С какой целью в шаманизме практикуют экстаз?
  • 1. Борко Т. И. Шаманизм: от архаических верований к религиозному культу. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2004.
  • 2. Зеленин Д. К. Идеология сибирского шаманства. М.; Л., 1936.
  • 3. Ксенофонтов Г. В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме. Иркутск, 1929.
  • 4. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М.: Наука, 2002.
  • 5. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 1998.

Тема 11. Священное и профанное (2 ч.)

Сакральное — освящение ценностей. Ритуальные формы поведения, регулирование норм и правил общежития. Эмоциональный опыт в происхождении представлений о священном. Отделение священной сферы — места обитания божеств.

  • — Охарактеризуйте дихотомию «сакральное-профанное».
  • — Какова этимология термина «сакральный»?
  • — Какие чувства повлияли на возникновение представлений о священном?
  • — Преодолима ли граница между миром священного и земным миром в представлениях мифологии, шаманизма, религии?
  • 1. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.
  • 2. Забияко А. П. Категория святости. М.: МГУ, 1998.
  • 3. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999.
  • 4. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Тема 12. Запад и Восток (3 ч.)

Западный и восточный типы культуры. Представления о времени и пространстве на Западе и Востоке, влияние на поведение, жизненные цели и установки. Отношение к природе: выявление образа на материале поэзии (античная лирика и поэзия дзэн). Отношения человека к богу. Взаимоотношения в обществе.

  • — Какие факторы влияют на различие в мировосприятии западного и восточного типов культуры?
  • — Как влияют типы хозяйства на восприятие пространства?
  • — Каким образом восприятие времени обусловливает жизненные цели индивида в культуре?
  • — Как формируются ценности в разных типах культуры?
  • 1. Гачев Г. Д. Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.
  • 2. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс — Культура, 1995.
  • 3. Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Восточная литература, 1982.
  • 4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

Тема 13. Мужчина и женщина в исламе и средневековой христианской культуре (2 ч.)

Образ женщины в культуре Востока доисламских времен. Положение женщины в античном полисе (Греция и Рим). Гендерные роли: обоснование в Священном Писании (Коран и Библия). Женщиныпророчицы. Средневековые мыслители (Этьен де Бурбон, Жак де Втри) о том, «как нужно уклоняться от общения с женщинами».

  • — Что можете сказать о статусе мужчины и женщины в древних культурах Запада и Востока?
  • — Чем обусловлен средневековый христианский антифеминизм?
  • — Проанализируйте описания Рая в верованиях Ислама и христианства: равные ли перспективы посмертного существования мужчин и женщин?
  • 1. Брандт Г. Философская антропология феминизма: природа женщины. СПб.: Алетейя, 2006.
  • 2. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.
  • 3. Игнатенко А. А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989.
  • 4. Кристева Ю. Сила ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003.

Тема 14. Календарные обряды — магическое воздействие на течение времени (2 ч.)

Сезонные и жизненные циклы в архаических представлениях. Попытка стабилизировать существование и воздействовать на ход истории. Обряды умилостивления и обряды-благодарения. Магия плодородия. Символика вечного возвращения в аграрной магии.

  • — Какие наблюдения за реальным миром природы повлияли на идеи смерти-возрождения богов?
  • — Каково понимание истории и хода времени в древних охотничьих и земледельческих культурах?
  • — Какие вехи календаря отмечаются обрядами?
  • — Каким образом календарные обряды связаны с охранительными ритуалами против злых духов?
  • 1. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: РАДИКС, 1993.
  • 2. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М.: Наука, 1987.
  • 3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989.
  • 4. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.

Тема 15. Значение обрядов гадания (2 ч.)

Мантика в жизни человека и общества. Древние мантические системы Китая, этрусков, иудеев.

  • — Как знание будущего влияет на поведение?
  • — Почему обществу важны гадания о прошлом?
  • — Имеют ли мантические системы разных культур какие-либо объективные основания?
  • — Какое психологическое значение имеют мантические практики для современного человека? Почему невозможно от них избавиться?
  • 1. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.
  • 2. Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М.: Искусство, 2003.
  • 3. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000.
  • 4. Топоров В. Н. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1998.

Тема 16. Жертвоприношение (5 ч.)

Кровавые жертвоприношения в охотничьем и земледельческом сообществе. Паттерн идей «смерть — плодородие — благо». Семантика обрядов заклания животного и убиения человека.

  • — Какие символические значения имеет обряд жертвоприношения животного?
  • — Как человеческие жертвоприношения связаны с культом мертвых?
  • — Какие идеи утверждаются обрядами жертвоприношения в культах плодородия?
  • — Почему свадебная и погребальная обрядовая символика имеют большое сходство?
  • 1. Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М.: Языки русской культуры, 2000.
  • 2. Кровь в верованиях и суевериях человечества. СПб., 1995.
  • 3. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000.
  • 4. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс — Культура, 1995.
  • 5. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Мифология и история религии. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1998.

Тема 17. Эсхатологические настроения в культуре (3 ч.)

Появление эсхатологических мотивов в религии и культуре на сломе времен. Кризис и эсхатологические настроения. Сотериологические сюжеты в мифологии и религии. Закономерности возникновения мотивов конца света в древнем и современном сознании.

  • — Какие наблюдения повлияли на возникновение сюжетов конца света в древности?
  • — Чем объясняется существование апокалиптических сюжетов в современной культуре?
  • — Как влияют мотивы эсхатологии на жизненные цели и установки в разных культурах?
  • 1. Конец света: Эсхатология и традиция. М" 1997.
  • 2. Рассел Дж. Б. Князь тьмы: Добро и зло в истории человечества. СПб.: ИГ «Евразия». 2002.
  • 3. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998 .

Глава VI. Человек Религиозный. Антропологические истоки культа (16 ч.)

Тема 18. Антропологические истоки культа (5ч.)

Поиски оснований религиозного опыта в этнографических, философских, религиоведческих, психологических исследованиях. Первоначальные формы поклонения сверхъестественным существам. В. Вундт и Р. Отто о чувстве «нумена». Религиозность и аффекты. Теологические толкования происхождения религии. Биологические истоки веры в сверхъестественное.

  • — Какие формы поклонения объектам выдвигаются в качестве первоначальных религиозных культов в этнографии?
  • — Какие аффекты находятся в основании нуминозного чувства?
  • — Какова роль инстинкта «религиозности», если такой существует?
  • — Возможно ли безрелигиозное общество?
  • 1. Кабо В. Происхождение религии: История проблемы. Канберра: Алчеринга, 2002.
  • 2. Ларичев В. Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытных и религиозных верованиях. М. 1990.
  • 3. Маретт Р. Лекции по религиоведению. М.: Наука, 1997.
  • 4. Мюллер М. От слова к вере. Вундт В. Миф и религия. М.: Издво Эксмо, 2002.
  • 5. Отто Р. Священное // Религиоведение. 2003. № 1. С. 113−128.
  • 6. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

Тема 19. Религия и культура в работах 3. Фрейда (6ч.)

Механизм зарождения культуры в произведениях 3. Фрейда. Основная движущая сила человеческой деятельности. Столкновения принципа удовольствия и принципа реальности. Компенсаторная роль культуры.

Религия как иллюзия. Символическое исполнение мечты и грезы: невротические симптомы религиозности. Объяснение происхождения древних верований (тотемизма, образов бога-отца и богиниматери) и монотеистических религий.

  • — Как интерпретирует 3. Фрейд термин «культура»?
  • — Как сталкиваются «принцип удовольствия» с «принципом реальности»?
  • — Каковы способы избежать несчастья?
  • — Опишите механизм сублимации и возможности его применения в культуре.
  • — Как религиозные институты осуществляют табуирование и следят за выполнением запретов?
  • — Почему без культуры человеческое общество невозможно?
  • 1. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 17−64.
  • 2. Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 65−135.
  • 3. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия. // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 135−257.

Тема 20. Мистические секты — поиск целостности (3 ч.)

Архаические представления о единстве Микрокосма и Макрокосма. Мистические секты мировых религий. Состояния сознания в мистических практиках. Эзотерические учения и оккультные знания сегодня.

  • — Какие мистические учения существуют в христианстве, исламе, буддизме?
  • — Есть ли сходство в техниках достижения мистических состояний в различных религиозных традициях?
  • — Возможен ли мистический опыт вне религий?
  • 1. Афонасин Е. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002.
  • 2. Виллер Э. А. Учение о Едином в античности и средневековье. СПб.: Алетейя, 2002.
  • 3. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
  • 4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.
  • 5. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.

Тема 21. Религия и наука (2 ч.)

Накопление фактического материала в рамках религиозных воззрений. Первый опыт познания. Развитие взаимоотношений науки и религии от тождества к противостоянию, и к синтезу.

  • — Почему в древности было возможно только религиозное объяснение явлений природы?
  • — Какие познавательные механизмы задействованы в религиозном и научном мировосприятии?
  • — Возможны ли иррациональные пути познания в науке?
  • — Почему рациональный и иррациональный типы познания необходимы друг другу?
  • 1. Дубровский О. И. Религия и разум. М.: РУСАКИ, 2002.
  • 2. Кулаков Ю. И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 142−154.
  • 3. Наука — философия — религия: в поисках общего знаменателя. М.: ИФ РАН, 2003.

Глава VII. Искусство как антропологический фактор (8 ч.)

Тема 22. Искусство и религия (2 ч.)

Отражение религиозных представлений и верований в традиционном искусстве. Значение изобразительного искусства в оформлении культа. Культовая музыка. Иконографические образы в религиозных системах трех мировых религий.

  • — Почему церковь так активно использует искусство: каковы приемы воздействия религиозного искусства на верующего?
  • — Является ли религиозное искусство символичным?
  • — Почему ортодоксальный ислам и христианство в Средние века считали музыку дьявольским искушением?
  • — Почему культовое искусство канонично?
  • 1. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2003.
  • 2. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1986.
  • 3. Лотман Ю. М. Избранные статьи. М.: Гнозис, 1994.

Тема 23. Фрейдизм и сюрреализм (3 ч.)

Интерес к бессознательному в эстетической программе сюрреализма. Галлюцинации и сновидения: творческий метод. Образная система произведений С. Дали, техника погружения в бессознательное.

  • — Какие способы борьбы с логикой изобрел А. Бретон?
  • — В чем проявление творческой свободы, по мнению сюрреалистов?
  • — Какие приемы использовали поэты и живописцы сюрреализма и чего они добивались?
  • — Можно ли говорить о рациональности методов сюрреализма? Литература
  • 1. Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М: Прогресс, 1986. С. 40−73.
  • 2. Лесли Р. Сюрреализм: мечта о революции. Минск: Белфакс, 1997.
  • 3. Пикон Г. Сюрреализм 1919;1939. Лозанна, 1995.
  • 4. Швинглхурст Э. Сюрреалисты. М.: Лабиринт-К, 1998.

Тема 24. Современное искусство — опыт новой визуальности (3 ч.)

Попытки искусства влиять на человека: способы воздействия и преобразования. Человек — дюнстр, новый герой.

  • — Почему современное искусство выглядит антигуманистичным?
  • — Остается ли человек предметом искусства в современную эпоху?
  • — Возможен ли конец искусства, как пророчат сегодня некоторые философы и социологи?
  • — В каком виде искусства, по вашед^у мнению, возможно создать целостный образ человека?
  • 1. Андреева Е. Постмодернизм: искусство второй половины XX века — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007.
  • 2. Архитектура и антропософия. М.: КМК, 2001.
  • 3. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Научная книга, 2007.
  • 4. Вирино М. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004.

Глава VIII. У истоков мышления (7 ч.)

Тема 25. Современные философские концепции человека

(Зч.).

Самопознание человека как тема размышлений К. Ясперса. Архаическое наследие в современном рационально*! сознании (К. ЛевиСтрос). Психолог и антрополог, метод, цели, действия. Структура сознания и роль бессознательного и архетипов (К. Г. Юнг). Представления о норме и ненормальном (французские постструктуралисты, М. Фуко).

  • — Чем, по вашему мнению, обусловлен интерес к патологическим состояниям и проявлениям человеческой личности в современно*! гуманитарном знании?
  • — Как проявляют себя архетипы в культуре?
  • — Существуют ли общечеловеческие нормы и ценности?
  • — Является ли, по вашему мнению, современная ситуация кризисной в области сознания и культуры? Если да, то как это проявляется?
  • 1. Кимелев Ю. А. Современная западная философско-религиозная антропология. М.: Мысль, 1989.
  • 2. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
  • 3. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
  • 4. Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974;1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004.
  • 5. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

Тема 26. «Открывая сознание заново» (4 ч.)

Современный акцент антропологических исследований — деятельность и возможности человеческого сознания. Превратности метода, аргументация и доказуемость/недоказуемость. Проблема творчества.

  • — Возможно ли избежать субъективности в исследованиях человеческого сознания?
  • — Как наблюдать за человеческим сознанием?
  • — Бывает ли мышление нетворческим?
  • — Существуют ли способы достижения состояния мышления?
  • 1. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
  • 2. Проблемы сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989.
  • 3. Розин В. М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2000.
  • 4. Серл Д. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002.
  • 5. Хант Г. О. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. М.: ACT; Изд-во Института трансперсональной психологии, 2004.

Указания к промежуточной и итоговой аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний

№.

Виды контроля успеваемости.

Баллы.

Форма контроля.

Промежуточное тестирование.

Допуск к зачету.

Промежуточное тестирование.

Допуск к зачету.

Промежуточное тестирование.

Допуск к зачету.

Итоговое электронное тестирование.

Зачет.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой