Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование сотрудничества государств — членов Европейского Союза в расследовании уголовных преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если место осуществления необходимых процессуальных действий расположено за рубежом, то аналогичные поручения и другие формы сотрудничества правоохранительных органов в расследовании уголовных дел охватываются более широким понятием правовой помощи. В данном случае речь идет о взаимодействии между целыми государствами в лице их компетентных органов (прежде всего, суды и прокуратура). Одно… Читать ещё >

Правовое регулирование сотрудничества государств — членов Европейского Союза в расследовании уголовных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимная правовая помощь по уголовным делам

В практике следственных и судебных органов разных стран время от времени возникают ситуации, когда отдельные процессуальные действия (например, производство обыска или выемки, допрос свидетеля и др.) требуется провести в другом географическом районе, расположенном за пределами территориальной компетенции (юрисдикции) следователя и суда, в производстве которого находится уголовное дело. В подобных обстоятельствах — если речь идет о территории одной страны — возможным решением проблемы служит институт следственных и судебных поручений, предусмотренный законодательством целого ряда государств.

Если место осуществления необходимых процессуальных действий расположено за рубежом, то аналогичные поручения и другие формы сотрудничества правоохранительных органов в расследовании уголовных дел охватываются более широким понятием правовой помощи. В данном случае речь идет о взаимодействии между целыми государствами в лице их компетентных органов (прежде всего, суды и прокуратура). Одно из государств («запрашивающая сторона») обращается к другому («запрашиваемая сторона») с ходатайством (запросом) о проведении на территории последнего определенных действий по сбору доказательств и другой информации, необходимой для успешного расследования уголовного дела, которое рассматривают судебные органы первой (запрашивающей) стороны.

Основания, виды и порядок направления таких запросов традиционно регулируются специальными международными договорами о правовой помощи, которые могут носить как двусторонний, так и многосторонний характер[1].

Заключение

договоров о взаимной правовой помощи одновременно дает возможность сделать оказание правовой помощи обязательным, т. е. превратить ее из своего рода «доброй услуги» во взаимную обязанность государств.

Юридическое оформление в международных договорах института правовой помощи служит также основой для решения вопроса о допустимости доказательств, полученных на территории другой страны судами и следственными органами.

Наиболее важным многосторонним договором о правовой помощи в современной Европе является подписанная в рамках Совета Европы Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (далее — Конвенция 1959 г.). Участниками этой конвенции сегодня являются почти все страны Европы, в том числе Россия (с 1999 г.).

Конвенцию 1959 г. в разное время подписали и государства, входящие в ЕС. В то же время, поскольку в рамках ЕС уровень правовой интеграции является значительно более высоким, а уровень трансграничных взаимосвязей (в том числе в криминальной сфере) — более интенсивным, государства — члены ЕС в конце XX в. пришли к выводу о подготовке собственных, более эффективных источников в данной области.

Первым шагом в этом направлении стала Шенгенская конвенция 1990 г., одна из глав которой была специально посвящена взаимной правовой помощи по уголовным делам (гл. 2). Спустя десятилетие вместо этой главы Советом ЕС была подготовлена, а государствами-членами подписана самостоятельная конвенция — Конвенция от 29 мая 2000 г. о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза (далее — Конвенция 2000 г.)[2].

Разработка и введение в действие специальных правил ЕС по вопросам правовой помощи обусловлено потребностью, с одной стороны, упростить, с другой — расширить и дополнить механизмы правовой помощи, предусмотренные Конвенцией 1959 г. Данная Конвенция, как указано в официальном комментарии («разъяснительном докладе») Совета ЕС, играет для них роль «материнской конвенции» и на данном этапе пока не утрачивает силу[3].

В то же время, если обнаружится противоречие между правилами Конвенции 1959 г. и Конвенции 2000 г., то в отношениях между государствами — членами ЕС должна применяться последняя.

Конвенция 2000 г. представляет собой один из наиболее полных и подробных источников нормативных положений в этой области в современной мировой практике. Ее основная часть включает 30 статей, структурно разделенных на пять разделов.

Раздел I «Общие положения», как видно из его названия, регулирует «общие» условия предоставления государствами-членами правовой помощи друг другу. Здесь же содержатся нормы, определяющие соотношение Конвенции с ранее подписанными международными договорами в данной области (ст. 1), а также с шенгенским правом (ст. 2). В качестве сферы применения института правовой помощи по уголовным делам (ст. 3) отныне выступают не только дела по уголовным преступлениям, но и по некоторым административным правонарушениям и правонарушениям юридических лиц[4].

Государство-член, направляющее запрос о правовой помощи, определяет порядок и процедуру исполнения своего запроса (ст. 4). Если речь идет, например о допросе свидетеля на территории другого (запрашиваемого) государства-члена судебными органами последнего, то они должны, по общему правилу, руководствоваться законодательством той страны, от имени и по поручению которой действуют[5].

Тем самым уголовно-процессуальные нормы, в соответствии с которыми расследуется преступление, получают экстерриториальный эффект, применяются ко всем лицам, вещам и документам, которые служат источниками доказательств по уголовному делу.

Запрашивающее государство-член в лице своих судебных органов определяет также срок исполнения запроса. Органы запрашиваемого государства, в свою очередь, обязаны исполнить запрос «как можно скорее», а если это не получается, то должны безотлагательно информировать субъекта запроса о том, в течение какого времени они смогут его исполнить.

В том, что касается способа передачи запроса о правовой помощи, Конвенция 2000 г. вводит в качестве общего правила непосредственную его пересылку компетентным судебным органам запрашиваемого государства, в том числе по факсу или посредством электронной почты. Не исключается и устная форма[6]. «Отправление запросов в целях их вручения и исполнения производится непосредственно между судебными органами, компетентными на соответствующей территории. Ответ на запрос выполняется таким же способом, если иное не предусмотрено в настоящей статье» (ст. 6).

Данный порядок сношений (непосредственное взаимодействие судебных органов разных стран) призван ускорить и упростить процедуру выполнения запросов, которая теперь не требует обращения к промежуточным инстанциям[7].

Помимо запросов об оказании правовой помощи судебные органы государств-членов уполномочены осуществлять непосредственно друг с другом «спонтанный обмен информацией» (ст. 7) о преступлениях и других правонарушениях, а также напрямую (но почте) отправлять процессуальные документы (повестки, копии судебных приговоров и определений) лицам, находящимся на территории других стран (ст. 5).

Самый большой раздел Конвенции 2000 г. посвящен специфическим признакам отдельных видов (форм) правовой помощи между государствами — членами ЕС[8] — разд. II «Запросы, относящиеся к некоторым особым формам правовой помощи». К числу таких запросов относятся:

1) запрос о реституции (ст. 8), цель которого — обнаружить, изъять и вернуть на территорию запрашивающего государствачлена в целях возвращения законному владельцу «объектов, полученных незаконным путем», например похищенных у потерпевшего материальных ценностей.

В 2003 г. Советом ЕС в контексте реализации принципа взаимного признания приговоров и судебных решений по уголовным делам (см. 27.6) также утверждено Рамочное решение 2003/577/ПВД Совета от 22 июля 2003 г. об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств[9]. Согласно этому документу судебные органы одного государства-члена могут вынести «решение о замораживании» (франц. decision de gel) объектов, находящихся в другом государстве-члене. Текст решения о замораживании вместе со специальным сертификатом затем пересылается в государство-член, где находятся требуемые объекты. На территории последнего решение о замораживании подлежит признанию и непосредственному исполнению, как и аналогичные предписания местных судебных органов.

Термин «замораживание», использованный в тексте Рамочного решения 2003/577/ПВД, распространяется на все меры, призванные временно воспрепятствовать любой операции по уничтожению, преобразованию, перемещению, передаче или отчуждению вещи, которая способна выступить объектом конфискации или доказательством по уголовному делу: наложение ареста, временное изъятие, запрет операций по банковским вкладам или счетам и др.

Для последующей передачи вещи в государство-член, где принято решение о ее замораживании, необходимо направление вышеуказанного запроса о правовой помощи. Имущественное благо, таким образом, сначала «замораживается», а затем пересылается органам заинтересованного государства-члена для его конфискации или использования в качестве средства доказывания;

2) временное перемещение задержанных лиц в целях осуществления следственных действий. В соответствии со ст. 9 Конвенции 2000 г. государство — член ЕС уполномочено, но соглашению с другим государством-членом произвести «временное перемещение» на территорию последних лиц, содержащихся под стражей, для осуществления в отношении них определенных следственных действий (следственный эксперимент, очная ставка с лицом, которое находится в запрашиваемом государствечлене и не может прибыть в государство-член, осуществляющее уголовное преследование, и др.).

Обвиняемый или подсудимый в таком случае принудительно отправляется на заранее оговоренный компетентными органами двух стран период времени в другое государство — член ЕС, где он также продолжает находиться в заключении (данный период засчитывается в общий срок предварительного заключения и впоследствии учитывается при назначении наказания)[10];

3) допрос посредством видеоконференции (ст. 10). Видеоконференция — это новая форма правовой помощи, вызванная к жизни достижениями научно-технического прогресса. Ее технологической основой служит установление прямой видеосвязи в режиме реального времени между географически отдаленными частями одной страны или разных государств. Допрос посредством видеконференции в настоящее время уже признан в качестве законного средства получения показаний в уголовно-процессуальных нормах целого ряда стран.

Конвенцией 2000 г. аналогичный метод легализован как способ получения показаний из-за рубежа — если свидетель или эксперт находится в другом государстве-члене и вызывать его в страну, где ведется уголовное дело, признано «нецелесообразным или невозможным» (например, из-за возраста или болезни свидетеля, затрудняющих его поездку в запрашивающее государство, или по причине опасности, которые могут ему угрожать там)[11].

Видеоконференция организуется по запросу государствачлена, рассматривающего уголовное дело. На основании этого запроса другое государство-член, где находится свидетель или эксперт, вызывает его повесткой в специально отведенное помещение, связанное видеосредствами с помещением судебного органа, который выступил инициатором запроса.

Видеоконференция как форма правовой помощи служит альтернативой классическим методам судебных поручений и вызова свидетелей из-за рубежа повесткой. Хотя на сегодняшний день это еще весьма дорогое средство получения показаний, у него имеется ряд серьезных преимуществ.

В частности, свидетель, получивший повестку из-за рубежа, не может быть подвергнут приводу или иным образом в принудительном порядке быть доставлен в государство, где рассматривается уголовное дело (соответственно, повестку можно при желании игнорировать). Напротив, в случае видеоконференции свидетель или эксперт могут быть вызваны независимо от их согласия, т. е. заинтересованные лица уже не в силах уклониться от дачи показаний;

4) допрос посредством телеконференции. Телеконференция, как и видеоконференция, — новый вид правовой помощи, связанный с использованием технологий дистанционной (телефонной) связи.

Согласно официальному комментарию к Конвенции 2000 г. телеконференция должна использоваться для получения от свидетелей и экспертов ответов на «рутинные вопросы», которые не требуют строгих формальных процедур. Вместе с тем в отличие от видеоконференции, в данном случае обязательно согласие со стороны заинтересованного лица (т.е. свидетель или эксперт могут отказаться прибыть на телеконференцию).

Телеконференция организуется запрашиваемым государством-членом на основании обращения судебного органа запрашивающей стороны. Получив такое обращение (запрос), государство-член уведомляет свидетеля или эксперта о времени и месте, куда ему необходимо явиться для ответа на вопросы судебного органа, расположенного в другом государстве — члене ЕС;

5) контролируемые поставки. Контролируемые поставки являются одной из форм оперативно-розыскной деятельности, которая имеет важное значение для раскрытия многих преступлений, в частности, в области незаконной торговли наркотиками.

В рамках ЕС, но территории которого лица и товары перемещаются свободно, может возникнуть потребность в организации контролируемых поставок в пределах уже не одной, а нескольких стран (чтобы проследить, например, возможные маршруты наркокурьеров). В связи с этим ст. 12 Конвенции 2000 г. предусматривает направление заинтересованным государством-членом специального запроса другому государству-члену с целью получить разрешение осуществить контролируемые поставки на территории последнего. Режим контролируемых поставок подчиняется законодательству страны, на территории которой они проводятся[12];

6) создание совместных следственных бригад. Совместные следственные бригады являются одновременно формой правовой помощи и способом эффективной координации усилий правоохранительных органов государств-членов по расследованию преступлений, затрагивающих интересы двух и более из них.

Совместная следственная бригада образуется на основании соглашения компетентных органов заинтересованных государств-членов по запросу одного из них. Формально ее учреждает государство, в котором должны проводиться все или большая часть следственных мероприятий (следователи других государств-членов, включенные в бригаду, именуются «прикомандированные члены»).

Совместная следственная бригада вправе осуществлять свою деятельность на территории сразу нескольких государств — членов ЕС. При этом — в зависимости от того, в каком из государств она действует в конкретный момент — функции ответственного руководителя выполняет соответствующий национальный гражданин.

Будучи de jure временным учреждением одного из государств-членов, следственная бригада через своих «прикомандированных членов» получает возможность обращаться и в оперативном порядке истребовать необходимую ей информацию от других стран ЕС. Соответственно, в данном случае уже не требуется направлять в официальном порядке запросы о правовой помощи.

В состав совместных следственных бригад наряду с должностными лицами государств-членов могут быть включены представители других учреждений. Речь идет, прежде всего, о служащих Европола, Евроюста, Европейской комиссии, а также представителях международных организаций в области борьбы с преступностью (Интерпол и др.)[13];

7) оперативное внедрение[14]. Аналогично контролируемым поставкам оперативное внедрение выступает в качестве одной из форм оперативно-розыскной деятельности, которая может служить также видом правовой помощи.

Согласно ст. 14 Конвенции 2000 г. «запрашивающее и запрашиваемое государства-члены могут договориться о взаимной правовой помощи в целях осуществления уголовных расследований с использованием агентов, действующих тайно или под фиктивным именем (тайные расследования)».

Деятельность тайных агентов, которая может оказаться полезной для раскрытия многих транснациональных преступлений (в том числе международного терроризма), осуществляется в порядке, в течение времени и на условиях, которые установлены соглашением заинтересованных сторон.

Бурное развитие информационных технологий, в частности электронной почты, Интернета, мобильной телефонной связи, обусловило возникновение еще одной формы правовой помощи — содействие в отслеживании и получении судебными органами информации, передаваемой по телекоммуникационным сетям.

Конвенция 2000 г. стала первым в мире многосторонним договором о правовой помощи, который урегулировал ее в своих положениях. В силу большой важности и, одновременно, технической сложности данная форма правовой помощи выступает предметом специального разд. III «Прослушивание телекоммуникаций» Конвенции 2000 г., дословно — их «перехват» (франц. interception des telecommunications).

Нормы данного раздела предусматривают различные ситуации, в которых возможно и необходимо оказание взаимной помощи государств — членов ЕС в перехвате телекоммуникаций: в зависимости от того, где находится объект прослушивания (в государстве-члене, органы которого осуществляют уголовное преследование, или в других государствах-членах), может ли государство-член самостоятельно осуществить перехват разговоров, и отсюда нуждается ли оно только в согласии или также в технической помощи со стороны других государств-членов.

По усмотрению запрашивающего государства прослушивание может иметь своим результатом либо незамедлительную передачу интересующей информации, либо предварительную ее запись с последующей передачей компетентным органам, обратившимся с запросом[15].

Раздел IV (без названия) Конвенции 2000 г. посвящен вопросам, которые имеют важное значение для защиты прав и интересов физических и юридических лиц, в отношении которых государства-члены собирают и передают друг другу информацию. Единственная статья данного раздела (ст. 23) устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых государство-член может использовать сведения, полученные от других государств-членов: в целях расследования уголовных и административных дел, по которым предоставлена правовая помощь в соответствии с Конвенцией 2000 г., с целью «предотвратить серьезную и неотвратимую угрозу государственной безопасности» и др.

Последний разд. V Конвенции устанавливает порядок ее подписания, вступления в силу, условия присоединения новых государств — членов ЕС и некоторые другие правила заключительного и переходного характера.

16 октября 2001 г. Совет ЕС подготовил, а государства-члены подписали дополнительный протокол к Конвенции о взаимной правовой помощи, который призван облегчить взаимодействие государств-членов в борьбе с отмыванием денег и другими видами «финансовой преступности» (преамбула протокола)[16].

Протоколом введены специальные формы правовой помощи, касающиеся информации о банковских счетах или банковских операциях на территории государства — члена ЕС физических/юридических лиц, в отношение которых в другом государстве-члене осуществляется уголовное расследование. Их три:

  • 1) запросы об информации с банковского счета;
  • 2) запросы об информации относительно банковских операций;
  • 3) запросы об отслеживании банковских операций, проводимых в течение определенного времени по конкретному счету или счетам.

Отслеживание, получение и передача информации производятся втайне от владельца банковского счета и третьих лиц, при необходимости с отступлением от принципа «банковской тайны.

В 2003 г. в рамках программы мер по обеспечению взаимного признания судебных решений, но уголовным делам, охватывающей и процессуальные меры на этапах предварительного расследования и судебного разбирательства, Европейская комиссия выступила с амбициозной инициативой, цель которой — полностью отменить в рамках ЕС международно-правовой институт взаимной правовой помощи по уголовным делам[17].

Подобно институту выдачи (экстрадиции), замененным в ЕС европейским ордером на арест, вместо запросов (ходатайств) о правовой помощи предложено ввести систему «европейских ордеров» — решений, принимаемых судами или прокуратурами одного государства-члена и подлежащих обязательному исполнению на территории другого государства-члена, где нужно произвести следственные действия (допрос свидетелей, обыск, выемку, экспертизу и т. д.).

Первым этапом в достижении этой цели стало принятие рамочного решения о «европейском ордере на получение доказательств». На основании подобного ордера суды и органы предварительного расследования каждого государства-члена могут получать вещественные доказательства и документы («предметы, документы и данные»), находящиеся на территории другого государства-члена, для их использования в производстве по уголовному или административному делу, в том числе против юридических лиц (см. 27.6).

В дальнейшем аналогичный механизм планируется распространить на остальные виды доказательств, для получения которых необходимы активные действия органов другого государства-члена: получение свидетельских или иных показаний, производство экспертизы и составление экспертного заключения; осуществление анализов в отношении человека (включая анализы ДНК); «получение доказательств в режиме реального времени» (прослушивание телефонных переговоров и иных сообщений, наблюдение за лицом или банковскими счетами и т. д.) и др.

В конечном счете Европейская комиссия считает необходимым подготовить единый кодифицирующий акт о трансграничном получении доказательств по уголовным делам. Принятие такого акта, по мнению Комиссии, позволит заменить собой нынешнюю «мозаику международных и европейских конвенций» в этой области и повысить эффективность уголовного правосудия в ЕС в целом.

Проект такого акта — проект Директивы Европейского парламента и Совета о европейском следственном решении по уголовным делам — в 2010 г. был представлен законодательным институтам ЕС в форме совместной инициативы семи государств-членов[18].

Проектируемая Директива в случае ее принятия призвана заменить собой внутри ЕС все рассмотренные выше конвенции о правовой помощи (в том числе Конвенцию 1959 г., Конвенцию 2000 г. и не утратившие силу нормы о правовой помощи, содержащиеся в Шенгенской конвенции 1990 г.). Проектируемая Директива одновременно должна вобрать в себя правила ранее принятых рамочных решений о замораживании имущества или доказательств и о европейском ордере на получение доказательств (эти рамочные решения также подлежат отмене).

Единой формой трансграничного получения доказательств согласно проекту Директивы будет служить «европейское следственное решение» (франц. decision d’enquete europeenne), которое выносится судом, следователем или прокуратурой одного государства-члена и подлежит обязательному исполнению компетентными органами другого государства-члена, где необходимо получить доказательства по уголовному делу.

  • [1] Положения о взаимной правовой помощи, а также о выдаче преступниковвключаются также в международные договоры, посвященные общим вопросам борьбы с преступностью (например, ст. 11 и последующие Международнойконвенции о борьбе с финансированием терроризма, подписанной под эгидойООН 9 декабря 2000 г.). В ЕС аналогичные нормы закреплены в рассмотренныхв 27.2 законодательных актах, которые посвящены уголовной ответственностиза отдельные виды преступлений. Вопросы правовой помощи и взаимного признания и исполнения решений, но гражданским делам в ЕС выделены в отдельную сферу правового регулирования — «судебное сотрудничество по гражданским делам». По этим вопросам в рамках ЕС принят целый ряд нормативныхактов: регламенты о юрисдикции, взаимном признании и исполнении судебныхрешений по гражданским и торговым делам; об уведомлении и вручении в государствах-членах судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам; о сотрудничестве судебных органов государств-членов в сбореи получении доказательств по гражданским и торговым делам и др.
  • [2] JO. 2000. С 197. Официальный комментарий («разъяснительный доклад»)Совета ЕС к Конвенции см.: JO. 2000. С 379. Вопросы правовой помощи и сотрудничества государств-членов в расследовании уголовных и иных правонарушений в таможенной сфере стали предметом отдельных конвенций ЕС. Последняяиз них — Конвенция о взаимном содействии и сотрудничестве между таможенными администрацями 1997 г. //JO. 1998. С 24.
  • [3] 8 ноября 2001 г. был подготовлен к подписанию второй дополнительныйпротокол к Конвенции 1959 г., который воспроизвел, подчас дословно, многиеположения Конвенции 2000 г., а также Шенгенской конвенции. Поскольку конвенции Совета Европы открыты для большего числа стран (в том числе дляРоссии), отныне многие европейские и даже неевропейские государства могут, присоединившись к протоколу 2001 г., стать участниками новых форм правовой помощи и сотрудничества, разработанных до этого в праве ЕС. В их числе: допрос посредством видеоконференции и телефонной конференции, трансграничное наблюдение, контролируемые поставки, совместные следственные бригады и др. (см. ниже).
  • [4] В соответствии со ст. 49 Шенгенской конвенции, которая оставлена в силеКонвенцией 2000 г., взаимная правовая помощь также должна предоставлятьсяв рамках процедур, связанных с компенсацией за неправомерные меры преследования или незаконное осуждение; при рассмотрении гражданских исковв уголовном процессе; с целью передачи судебных поручений, относящихсяк исполнению наказания, мер безопасности, взысканию штрафа или выплатысудебных расходов; в области мер, связанных с отсрочкой оглашения приговора, условно-досрочным наказанием и т. п. Правовая помощь, кроме того, предоставляется, но делам, «связанным с нарушениями… положений в области акцизов, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин» (ст. 50 Шенгенскойконвенции).
  • [5] В Конвенции Совета Европы 1959 г. (ст. 3) в качестве общего правила установлено противоположное требование: запрашиваемое государство исполняетсудебное поручение в соответствии со своим законодательством. Это правило, как показывает практика, может создавать большие неудобства и фактическиспособно сводить на нет пользу от механизма правовой помощи. Например, государство Л, в котором расследуется дело, обратилось к государству Б о проведении допроса свидетеля. В запрашивающей стороне (А) при таких допросахпредусмотрено участие адвоката, а в запрашиваемой (Б) — нет. Показания свидетеля, взятые согласно законодательству Б, соответственно, будут признанынедопустимыми в судах А. Согласно Конвенции 2000 г. допрос свидетеля будетпроизводиться в соответствии с процедурой того государства, где рассматривается уголовное дело, т. е. проблема данного рода не возникнет (пример приведенпо разъяснительному докладу к Конвенции 2000 г.).
  • [6] Термин «судебные органы» в документах ЕС, как и Совета Европы, толкуется расширительно. В объем этого понятия включены не только, собственно, суды, но и прокуратура, другие органы уголовного преследования, которыев некоторых странах входят в структуру исполнительной власти.
  • [7] Конвенция Совета Европы 1959 г. в большинстве случаев (ст. 15) требуетотправлять судебные поручения через министерства юстиции, хотя и допускаетпо отдельным вопросам непосредственное сношение друг с другом судебныхорганов разных стран. В то же время, в Конвенции 2000 г. для некоторых запросов о правовой помощи в качестве обязательного или факультативного предусмотрен иной порядок сношений: через министерства юстиции и другие центральные органы, пересылка по дипломатическим каналам, через Интерпол, Европол, Евроюст и др.
  • [8] Понятия «вид» и «форма» правовой помощи обычно используются в литературе как синонимы. См.: Милитук В. В. Институт взаимной правовой помощипо уголовным делам: действующая практика и перспективы развития. М. :Юрлитинформ, 2001. С. 26.
  • [9] JO. 2003. L 196.
  • [10] Другая разновидность данной формы правовой помощи предусмотренаКонвенцией 1959 г. (ст. 11): временное перемещение лиц, содержащихся в заключении в одном государстве (запрашиваемой стороне), в другое государствопо просьбе последнего в целях дачи свидетельских или иных показаний, но уголовному делу, которое рассматривается судебным органом запрашивающей стороны. Согласно Конвенции 2000 г. государство временно перемещает за рубеж"собственных" обвиняемых или подсудимых в целях уголовного расследования, а согласно Конвенции 1959 г., напротив, «вызывает» из других стран в качествесвидетелей лиц, которые осуждены к лишению свободы или находятся там иодстражей в связи с другим уголовным делом. Временное перемещение задержанных лиц как форму правовой помощи следует отличать от экстрадиции и передачи лиц в целях уголовного преследования или отбывания наказания в других государствах, которые являются отдельными видами межгосударственногосотрудничества в уголовно-правовой сфере (см. 27.6).
  • [11] По специальному соглашению государств — членов ЕС допрос посредством видеоконференции можно применять и к обвиняемым (подсудимым) приусловии согласия последних. Допрашиваемым лицом также разрешено выступать потерпевшему.
  • [12] Сходные правила закреплены в ст. 73 Шенгенской конвенции (гл. 3 «Наркотики») в отношении контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ.
  • [13] В связи с тем, что процесс ратификации Конвенции 2000 г. развивалсядовольно долго и еще не завершен во всех государствах — членах ЕС, правиласоздания и деятельности совместных следственных бригад были воспроизведены в особом законодательном акте ЕС — Рамочном решении 2002/465/ПВДСовета от 13 июня 2002 г. о совместных следственных бригадах // JO. 2002. L 162. Согласно заключительной статье Рамочного решения 2002/465/ПВД онорассчитано на временное применение и утратит действие «со дня, когда Конвенция о взаимной правовой помощи между государствами-членами ЕвропейскогоСоюза вступит в силу во всех государствах-членах».
  • [14] Дословно «тайные расследования» (франц. enquetes discretes).
  • [15] Подробнее см.: Милинчук В. В. Укал. соч. С. 158—160.
  • [16] JO. 2001. С 326.
  • [17] Proposition de decision-cadre du Conseil relative au mandat europeend’obtention de preuves tendant a recueillir des objets, des documents et des donneesen vue de leur utilisation dans le cadre de procedures penales // Bruxelles, le 14.1.2003.COM (2003) 688 final. P. 10−11.
  • [18] JO. 2010. С 165.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой