Организация создания собственного дела в России осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участииков предпринимательском деятельности и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания торгового предприятия.
Действующее законодательство определило следующие способы организации создания предприятия: по решению собственника имущества или трудового коллектива, на основе принудительного деления предприятий или выделения из состава действующих предприятий отдельных подразделений.
В настоящее время существуют следующие наиболее распространенные способы создания предприятия:
- 1) создать свое предприятие «с нуля», на основе собственной или копировании чужой идеи;
- 2) купить франшизу, т. е. приобрести у головной фирмы лицензию на ведение определенного вида деятельности под торговой маркой владельца;
- 3) купить действующее предприятие.
Первый способ — организация создания предприятия «с нуля» является наиболее рискованным, так как при организации нового дела риск всегда выше по сравнению с другими способами ведения бизнеса. Вместе с тем, начиная предпринимательскую деятельность «с нуля», можно обойтись относительно небольшой суммой первоначального капитала, что является несомненным преимуществом данного способа. В связи с этим примерно две трети начинающих предпринимателей предпочитают открывать свое предприятие, а не покупать действующее.
Второй способ — приобретение франшизы. Приобретение франшизы предполагает процедуру продажи франчайзингового пакета франчайзера[1] одному или нескольким франчайзи[2].
Эго вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную систему сто ведения.
Система франчайзинга прочно зарекомендовала себя как один из самых надежных механизмов, позволяющих быстро получить прибыль от своего дела. Одна из причин успеха франчайзинга заключается в особом эффекте сотрудничества между франчайзи и франчайзером.
- [1] Франчайзер — это известная фирма, передающая право самостоятельному предпринимателю на использование ее торговой марки и технологии организации коммерческой деятельности и оказывающая в процессе действия договора комплекс услуг.
- [2] Франчайзи — предприятие, заключившее договор франчайзинга и получившее правореализовать товар или услугу франчайзера, используя его бизнес-технологию, и обязанноеосуществлять отчисления в пользу франчайзера.