При движении автомобиля по криволинейному участку дороги он занимает полосу проезжей части по ширине большую, чем требуется в соответствии с его габаритами в плане. Чтобы обеспечить условия движения встречных автомобилей такие же, как на прямолинейном участке, необходимо уширить проезжую часть (рис. 3.11). Из подобия треугольников ЛВС и BCD находим, что.
где / — база автомобиля, м.
Рис. 3.11. Расчетная схема определения уширения на кривой.
Пренебрегая в скобках величиной Л С, малой, по сравнению с 2R, получаем необходимое уширение одной полосы движения.
Получаемая формула не учитывает возможных отклонений автомобиля от средней траектории при высоких скоростях движения.
Уширение полосы движения с учетом скорости движения рекомендуют определять по эмпирической формуле.
Как следует из приведенной зависимости, величина уширения зависит от габаритов автомобиля. При проектировании дороги для движения автопоездов уширение при одних и тех же радиусах кривых требуется значительно большее.
По СП [7] уширение проезжей части на дорогах с двухполосной проезжей частью предусматривают при R < 1000 м.
Проезжую часть на кривых в плане уширяют с внутренней стороны за счет обочины, при этом оставшаяся ширина обочины не должна быть меньше 1,5 м для дорог I—II категорий и 1 м — на дорогах остальных категорий.
Участок, в пределах которого осуществляют уширение проезжей части, называют отводом уширения. Отвод уширения, так же, как и отгон виража, располагается в пределах переходной кривой. При этом длина их принимается по большему значению, полученному по расчету (рис. 3.12).
Рис. 3.12. Способы устройства уширения на кривых:
1 — основная (круговая) кривая; AD — отвод уширения; Д — уширение В пределах круговой кривой уширение имеет постоянную величину (рис. 3.13).
Рис. 3.13. План закругления.
Уширение проезжей части в городских условиях также производят при радиусах менее 750 м за счет полос озеленения. Если по оси проезжей части улицы проложены пути трамвая, то уширенис следует делать с каждой стороны трамвайных путей.