Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Определение гипертекста. 
Основы теории журналистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть книга, коей слово истолковано, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием". (А. С. Пушкин). Очевидно, что гипертекст слабо… Читать ещё >

Определение гипертекста. Основы теории журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Но как следует понимать сам гипертекст? Самое простое определение гипертекста можно найти в почти любом руководстве по вебдизайну.

Гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами.

Словарь культуры XX века В. Руднева[1] дает следующее определение гипертекста:

Гипертекст — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Приведем еще некоторые дефиниции, многообразие которых само по себе подчеркивает сложность этого феномена.

1. Гипертекст — это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами[2].

  • 2. Механизм, заключающийся в возможности связать отрывки текста, переходить от одного к другому, называется гипертекстом или нелинейным текстом[3].
  • 3. Надтекст — некая единица информации, частями которой являются тексты и (или) текст, части которого имеют сверхсвязи, т. е. соединены друг с другом не линейным отношением в одномерном пространстве (отношением следования как в обычном тексте естественного языка), а множеством различных отношений, представляемых в многомерном пространстве. В гипертексте отсутствуют заранее заданные ограничения на характер связей (сеть)[4].
  • 4. Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает.

Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте[5].

  • 5. «Под гипертекстом я понимаю непоследовательное сочинение (non-sequential writing) — текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать. Проще говоря, это ряд кусков текста (a series of text chunks), соединенных линками, предлагающими читателю различные пути [чтения]»[6].
  • 6. Гипертекст — это текст, организованный таким образом, что из некоторых его элементов возможен алеаторический (по выбору читателя) переход сразу на несколько других элементов либо возможны ссылки на другие элементы этого же текста или других текстов[7].

Считается, что гипертекст — новейшая конструкция, вызванная к жизни интернет-технологиями и виртуальными реальностями. Однако это далеко не так. Возьмем, например, древнейший пример гипертекста — Библию.

Библия — это не только литературное и историческое произведение, но и богослужебная книга. Библия снабжена ссылками, так называемыми параллельными местами, связывающими события Священной истории, Старого и Нового Завета, которые через литургию включаются в настоящее и определяют будущее. Библию не читают от страницы к странице, а читают в соответствии с церковным календарем. Каждому дню соответствует свой текст и определенное храмовое действо, которое, конечно, тоже является текстом. Текстом, актуализируемым богослужением, является убранство храма, фрески и иконы. Все, что происходит в отдельном храме, связано с церковью, которая согласно христианским догматам есть собор всех живых и всех почивших. Церковь, естественно, связана с миром, культура которого в значительной степени детерминируется церковными устоями. Таким образом, книга Библия разворачивается во все многообразие человеческого бытия.

«Есть книга, коей слово истолковано, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием». (А. С. Пушкин)[8]

Приведем еще одно определение гипертекста.

Гипертекст — это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения[9].

В этом определении необходимо подчеркнуть три основные характеристики гипертекста.

  • 1. Дисперсность структуры. Информация представляется в виде небольших фрагментов-гнезд, и «войти» в эту структуру можно с любого звена.
  • 2. Нелинейность гипертекста. Читатель отныне волен (вынужден) сам выбирать путь чтения, создавая при этом свой текст. Такая ситуация делает невозможной классическую литературную критику. Гипертекст «растворяет» жесткую фиксированность текста. Читатель в принципе не может прочесть гипертекст целиком; это нечитаемый (readless) текст.
  • 3. Разнородность и мультимедийность, т. е. применение всех средств воздействия на потребителя-читателя, какие только возможны технически в данной системе (именно это имеется в виду под словами «расширенные работы», expanded works) — от чисто литературных (выбора повествовательной стратегии и стилистики) через издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) и вплоть до самых сложных компьютерных (звук, анимация, отсылка к другим нехудожественным материалам).

Почти о том же писал и Р. Барт:

«…текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означающих, а не структуру означаемых; у него нет начала, он обратим; в него можно вступить через множество входов, ни один из которых нельзя признать главным; вереница мобилизуемых им кодов теряется где-то в бесконечной дали, они „не разрешимы“ (их смысл не подчинен принципу разрешимости, так что любое решение будет случайным, как при броске игральных костей); этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем — бесконечность самого языка»[10].

Приведенные определения гипертекста можно резюмировать следующим образом.

Гипертекст — это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами, и с текстом социокультурной реальности в целом.

Очевидно, что гипертекст слабо напоминает печатный текст, относительно которого справедлива русская поговорка «Написано пером — не вырубишь топором». Гипертекстуальность — это преодоление императивности печатного текста гутенберговой галактики, так как его значение определяется уже не автором и издателем, а читателем — соавтором гипертекста.

Если характерной чертой гипертекста, как отмечалось, является отсутствие непрерывности — прыжок или скачок в другое текстуальное пространство, то визуальную рекламно-брендовую среду современного горожанина можно интерпретировать, как набор ссылок, побуждающих к «прыжкам» в иные текстуальные пространства. Они обещают, как правило, «бесконечное товарное счастье», а сами бренды, соответственно, как гиперссылки, связывающие частные реальности в глобальную реальность общества потребления. К сожалению, в построении гипертекстового образа мира не обошлось без участия постмодерного общества потребления, проанализированного в известной работе Ж. Бодрийяра[11].

  • [1] Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
  • [2] Субботин М. М. Итоги науки и техники. Серия Информатика. Т. 18. М.: ВИНИТИ.
  • [3] Conklin J. Hypertext: an introduction and survey // Computer. 1987. Vol. 20. № 9.
  • [4] Овчинников В. Г. Автоматизированные ГТС: назначение, архитектура и перспективы развития // Научно-техническая информация. Серия 1. 1990. № 12.
  • [5] Эпштейн В. Л.

    Введение

    в гипертекст и гипертекстовые системы. [Электронныйдокумент], http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.ht). Проверено 12.02.2006.

  • [6] Nelson Т. Literary machines. Sausalito, СА: Mindful Press, 1993.
  • [7] Бутов M. Отчуждение славой // Новый мир. 2000. № 2. С. 188—209.
  • [8] Пушкин А. С. [Рец. на кн.:] Об обязанностях человека. Сочинение СильвиоПеликко // Пушкин А. С. Поли. собр. соч. М., 1949. Т. XII. С. 99.
  • [9] Электронный лабиринт. [Электронный документ]. (http://www3.iath.virginia.edu/elab). Проверено 14.01.2006.
  • [10] Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс-Универс, 1994. С. 14.
  • [11] См.; Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: пер. с фр. М.:Культурная революция, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой