Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические вопросы налоговобюджетной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дефицит государственного бюджета оборачивается ростом государственного долга, а тот, как было сказано выше, может стимулировать инфляцию, вызывать эффект вытеснения, приводить к секвестру, уменьшать суверенный рейтинг. Кроме того, большой государственный долг (особенно его иностранная составляющая) уменьшает доверие к национальной валюте, что стимулирует ее девальвацию со всеми вытекающими для… Читать ещё >

Теоретические вопросы налоговобюджетной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При проведении налогово-бюджетной политики выбор ее инструментов традиционно сводится к выбору между налогами и государственными расходами. Проблема состоит в том, что каждый из этих инструментов имеет свои достоинства и недостатки.

Снижение налогов провести сравнительно нетрудно, потому что экономические агенты относятся к этому благосклонно, но опасность состоит в том, что могут возникнуть проблемы с налоговыми поступлениями в бюджет. Налоги, как правило, трудно повысить, по крайней мере, те из них, которые задевают сразу многих налогоплательщиков, и поэтому правительству требуются очень весомые аргументы для этого. Примером может быть шедший в государственные внебюджетные фонды России единый социальный налог в размере 34% выплачиваемой заработной платы, которым облагались работодатели. Стремясь снизить налоговую нагрузку на фирмы, российское правительство с 2005 г. снизило его ставку до 26%. Однако объем налоговых сборов, но этой ставке даже в годы подъема не смог обеспечить сбалансированность ПФР, поэтому его растущий дефицит стал покрываться из федерального бюджета. В результате с 2011 г. правительство было вынуждено вернуться к прежней ставке этого налога, одновременно изменив прежнее название налога на другое — страховые взносы на обязательное социальное страхование. Тем не менее даже простой возврат к прежней ставке вызвал сильную критику правительства, особенно со стороны тех фирм, в издержках которых преобладают расходы на оплату труда. В результате правительство пересмотрело свое решение — для большинства налогоплательщиков эта ставка установлена на уровне 30%.

Рост государственных расходов пропорционально росту налогов, как показывает теорема Хаавельмо, может вести к росту совокупного спроса. Однако даже в этом случае возникает эффект фискального вытеснения (см. выше). Если же расходы бюджета растут быстрее налоговых поступлений, то в дополнение к эффекту вытеснения начинает расти государственный долг.

Использование того или иного инструмента зависит также от того, к какому направлению экономической теории тяготеет правительство. Во время спада неокейнсианцы будут прежде всего наращивать госрасходы, а неолибералы — сокращать налоги. В условиях подъема неокейнсианцы будут повышать налоги, а неолибералы — сокращать госрасходы.

Координация фискальной, монетарной и валютной политики

Эти направления экономической политики тесно связаны друг с другом, и поэтому их нередко объединяют под термином финансовая политика. Продемонстрируем их взаимосвязь на примере последствий дефицита государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета оборачивается ростом государственного долга, а тот, как было сказано выше, может стимулировать инфляцию, вызывать эффект вытеснения, приводить к секвестру, уменьшать суверенный рейтинг. Кроме того, большой государственный долг (особенно его иностранная составляющая) уменьшает доверие к национальной валюте, что стимулирует ее девальвацию со всеми вытекающими для национальной денежной системы последствиями.

Дефицит (профицит) государственного бюджета отзывается и на сальдо текущего платежного баланса. Как будет сказано в гл. 11, сальдо текущего платежного баланса (САВ) в целом определяется разницей между валовым сбережением (5) и валовым накоплением (I), или CAB = S — I. Однако во многом это сальдо будет больше или меньше в зависимости от того, с каким итогом сводится государственный бюджет. Дефицит бюджета предъявляет спрос на сбережения через продажу государственных ценных бумаг, и тогда САВ = = S — I — DEF. Профицит бюджета, наоборот, увеличивает сбережения в стране, в том числе через суверенные фонды и золотовалютные резервы, и тогда CAB = S — I + PROF. Пример последнего варианта — Россия предыдущего десятилетия (вплоть до кризиса 2008−2010 гг.), у которой сальдо текущего платежного баланса было рекордным отчасти из-за профицита государственного бюджета, расходовавшегося на сокращение государственного долга и наращивание финансовых резервов.

Подобная взаимосвязь обязывает правительство проводить фактически единую налогово-бюджетную, денежнокредитную и валютную политику, что будет показано далее в соответствующих главах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой