Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика работы журналиста в печатных сми

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Платными" печатными СМИ как раз и называют те, за которые потенциальный читатель платит деньги. Подавляющее большинство газет и журналов в нашей стране — от «Maxim» до «Правды Севера» — распространяются за деньги. К сегменту бесплатных печатных медиа, как правило в современной журналистской практике относят либо сетевые издания — газеты «Metro», «Мой район», либо рекламно-информационные издания… Читать ещё >

Специфика работы журналиста в печатных сми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

  • • специфику печатных СМИ;
  • • особенности функционирования печатных СМИ в современном медиапространствс;
  • • особенности журналистского труда в печатных СМИ;
  • • преимущества выразительных возможностей печатных СМИ перед иными видами медиа;

уметь

  • • применять навыки работы с информацией с учетом специфики печатных СМИ;
  • • использовать выразительные возможности печатных СМИ в процессе профессиональной деятельности журналиста;
  • • использовать жанровое разнообразие в работе журналиста в печатных СМИ;

владеть

  • • стратегиями работы с информацией с учетом специфики печатных СМИ;
  • • навыками анализа выразительных возможностей журналистского творчества в печатных СМИ;
  • • навыками анализа информационной политики редакции печатного СМИ.

Ключевые слова: печатные СМИ, выразительные средства, информационная политика, редакция, специфика печатных СМИ.

Печатные СМИ едва ли не самый «традиционный» тип медиакоммуникации, насчитывающий не одну сотню лет. Поэтому можно говорить о том, что те каноны и теоретические схемы, описывающие и регламентирующие интересующую нас профессиональную деятельность, сложились давно и в сфере периодической печати. А уже позже с развитием техники и появлением новых технологий, обеспечивающих коммуникации, они были эстраполированы и на сферу радиовещания, и в практику телевидения, и даже — в сетевое пространство. Однако при этом печатные СМИ не закостенели в привычных информационных стандартах и приемах создания журналистских материалов, а также в том, как выстраивать собственные отношения с читательской аудиторией. Можно утверждать, что научно-технический прогресс не только способствовал усовершенствованию подготовки и изготовления печатных СМИ, но и «спровоцировал» те позитивные (да и негативные) трансформации, которым подверглась их деятельность и непосредственно — труд самих журналистов.

Для того чтобы четче выявить и более конкретнее определить как сами изменения, так и специфику, необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать типологию печатных СМИ в пересчете на особенности и реальность современного состояния информационного пространства. По данным Роскомнадзора на конец 2013 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано более 3 тыс. новых печатных СМИ, из них непосредственно газет — 1402, журналов — 1657. Всего же общее число соответствующих зарегистрированных печатных изданий на тот же отчетный период составляло: газет — 26 932, журналов — 31 979. Поэтому постоянно ведущиеся разговоры о том, что газеты и журналы скоро «умрут» как тип медиа, являются, на наш взгляд, всего лишь недобросовестной уловкой конкурирующих медиасфер (прежде всего, сетевой и электронной).

Однако ситуация объективно не может считаться стабильной, так как проблемы создают не только объективные экономические факторы (инфляция, курсовые колебания валют, игра с ценами на нефть и т. п.), но и реальность информационной среды, в которой функционируют именно печатные СМИ. Ведь их особенность заключается, прежде всего, в том, что непосредственно процесс создания, т. е. подготовки и печати газет и журналов, еще не означает того, что они дойдут до читателей. Здесь мы сталкиваемся с ключевой проблемой в современной жизни газет и журналов — проблемой их распространения.

Исторический опыт формирования рынка печатных СМИ породил и закрепил в практической деятельности три возможных варианта доставки печатного контента до потребителя. Первый — подписка потенциальных читателей на выбранные ими печатные издания, которые в подобном случае доставляют при посредничестве «Почты России». Второй способ (и наиболее распространенный в нынешних условиях) — продажа газет и журналов в розницу. Фактически сегодня он является одним из экономических системообразующих факторов успешного существования любой газеты или журнала. Третий способ доставки печатного СМИ до его возможного читателя — целевая бесплатная транспортировка каждого конкретного номера или выпуска туда, где живет или работает тот, кому они могут пригодиться. Так, например, в больших городах распространяют местные муниципальные издания. Что же касается общей ситуации с распространением печатных медиа в нашей стране, то вновь сошлемся на официальные статистические данные.

Вот какие выводы делают эксперты Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) по итогам работы своей отрасли в 2015 г. «Объем розничных продаж периодической печати в 2015 г. достиг величины 46,4 млрд руб., что на 2,3% меньше показателя 2014 г., суммарный тираж снизился до 1,36 млрд экз. (минус 15%), — констатируется положение дел в отчете. — Продажи по подписке остановились на отметке 18,4 млрд руб. (минус 6%), подписной тираж — 0,51 млрд экз. (минус 16%). В стоимостном выражении рынок распространения сократился на 3,3%. Рынок рекламы в 2015 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года в российской печатной прессе сократился на 32%, наружной рекламе — на 25%, телевидение и радио — на 19%.

Среди причин, вызвавших сокращение розничных продаж периодики, нс последнее место занимает уменьшение количества специализированных киосков и павильонов прессы по мотивам экономического и административного свойства. Киоски отодвигаются из зон высокого трафика во дворы, что приводит к снижению продаж импульсного товара — прессы. За 2015 г. количество киосков в России сократилось на 3% и приблизилось к отметке в 27,9 тыс. (с учетом Республики Крым). Таким образом, на конец 2015 г. один специализированный объект с прессой приходится на 5241 жителя страны, что полностью противоречит рекомендациям приказа Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 г. № 197 и серьезно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации"[1].

Среди причин называются те, которые очевидны даже для неспециалиста в медиасфере — углубляющийся экономический кризис, снижение доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку, сохранение административных барьеров. Свою лепту в ухудшение состояния медийной отрасли внесли также изменения в отечественном законодательстве, подрывающие экономическую стабильность предприятий и идущие вразрез с интересами потребителей. Однако при общей негативной тенденции все же отметим абсолютные количественные показатели того, что все-таки пресса в нашей стране существует. И тем, кто собирается трудится в этой сфере в качестве журналиста, важно помнить не только о существующих и возможных проблемах, но еще и о том, что в отчете именно печатные СМИ были названы «импульсивным товаром».

Для того чтобы лучше представлять коммуникативные возможности печатных медиа в современных российских медиареалиях, стоит четко разбираться в их типологии, что фактически предопределяет тс творческие пределы и рамки, в которых предстоит трудиться будущему журналисту, коль скоро он начнет свою творческую карьеру в классической прессе.

Первая и самая важная типология, характеризующая весь массив печатной периодики на территории Российской Федерации, это разделение изданий на универсальные и специализированные. К первому блоку относятся так называемые общественно-политические издания (газеты и журналы). Например, газета «Комсомольская правда» и журнал «Огонек». Формула ориентации подобных изданий в отношении интересов потенциальной читательской аудитории звучит следующим образом: «для всех обо всем». Специализированные печатные издания, в свою очередь, принято подразделять на две подгруппы — профильно-тематическую и профильно-ориентированную. Формула интереса читательской аудитории в первом случае получает следующее вербальное оформление: это «издание для всех, но не обо всем». К этой подгруппе можно отнести, например, общие издания специального интереса — по ведению домашнего хозяйства, содержанию приусадебного участка, об автомобилях. Типичные примеры: региональная петербургская газета «Шесть соток» и федеральный журнал «Пятое колесо».

Для характеристики контента и возможной аудитории профильно-ориентированной подгруппы специализированных печатных СМИ, которую в теории именуют «профильно-отраслевой группой» соответствующих медиа, принято использовать следующую формулу: это «издание не для всех и не обо всем». Понятно, что в этом отряде печатных СМИ оказываются преимущественно узкоспециальные издания (в том числе и корпоративные), ориентированные на конкретную сферу промышленности, экономики, финансовой или сельскохозяйственной сферы, а также любой иной сферы, требующих многолетней профессиональной подготовки и соответствующих знаний и опыта. Например, очевидно, что в ежемесячном журнале «Каучук и резина» вряд ли станут публиковать материалы о развитии театрального дела в Сибири. А в Петербургском театральном журнале не стоит ожидать цикла статей, посвященных колебаниям цены фьючерсных сделок по нефти марки «брент».

Для тех, кто стоит на пороге начала своей творческой карьеры журналиста, крайне важно осознавать степень собственной компетентности в той или иной сфере знаний, навыков и понимания профессионального тезауруса в определенных областях науки и техники. Иначе всю свою последующую журналистскую жизнь тому, кто рассчитывал на «чистое» творчество, придется править и корректировать сугубо научные тексты.

Следующая и самая очевидная линия разграничения всего рынка печатных СМИ — по уровню издания. По этому признаку их можно разделить на федеральные, региональные и местные (муниципальные). Уровень издания в данном случае определяется территорией распространения (охвата) — вся Российская Федерация, федеральный округ, субъект федерации, город, район, муниципальный округ. Приведем примеры. Газеты «Известия» и «Комсомольская правда» представляют собою типичные федеральные ежедневные издания. Структура каждого номера четко делится на две части — федеральную и региональную. Первую «наполняют» журналисты центральной редакции в Москве, вторую — те, кто трудится в региональных представительствах издания. Такие же схемы существуют и в деятельности газет «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Новая газета» и др.

В последнее время начали активно развиваться печатные издания, претендующие на охват всей территории какого-либо округа с соответствующим отражением жизни всех входящих в него субъектов федерации. Можно привести пример петербургской ежедневной газеты «Невское время». Ее печатный выпуск был приостановлен новым владельцем БМГ, куда входит издание.

Многие печатные издания, выходящие в свет в конкретной области или республике, четко ориентируются на весь комплекс проблем и ситуаций, характерных для их региона. И в этом местном колорите — большое конкурентное преимущество таких СМИ перед федеральными «монстрами», хотя и очевидно, что суммарные тиражи последних по всей стране и авторитет их значительно превышают аналогичные показатели регионалов. Тем не менее, в городе на Неве выходит и по сей день газета «СанктПетербургские ведомости», которая ведет отсчет собственной истории от тех «Ведомостей», которые начал издавать еще в 1703 г. Петр Первый.

Что же касается местной прессы, то иод таким термином, как правило, понимают газеты и журналы, выходящие в городе областного подчинения (например, Великие Луки в Псковской области), небольших городах — районных центрах (например, Бокситогорск или Сланцы в Ленинградской области), или поселках городского типа. В более крупных городах местные издания чаще всего появляются в городских районах или учреждаются соответствующими муниципальными образованиями. Например, в Невском районе Санкт-Петербурга издается газета «Славянка», получившая свое имя от одноименной речки, протекающей по территории района. Об информационной ценности таких печатных изданий для жителей тех территорий, которые они охватывают, стоит сказать особо. Зачастую, особенно в сельской местности, такие СМИ — едва ли не единственный источник информации на бумажном носителе.

Соответственно масштаб информационного пространства при подобном подходе предполагает и ориентацию на то количество населения, которое проживает (и трудится) на охватываемой конкретным печатным изданием территории. Однако, учитывая значительные размеры нашей страны и плотность ее населения на один квадратный километр площади, следует вносить существенные коррективы в предполагаемое абсолютное количество потенциальной читательской аудитории. Сравните такие субъекты федерации, как Чукотский автономный округ и Санкт-Петербург, и вывод придет сам собой: большая территория не гарантирует изданию большое количество тех, кто, возможно, будет его читать.

Сегмент местной печатной прессы в современных условиях существенно подкрепляет вариативность будущего профессионального выбора для начинающего журналиста с точки зрения старта карьеры. Сегодня в Российской Федерации насчитывается около 3700 республиканских, областных, городских и районных газет с суммарным тиражом более 49 млн экз. Но несмотря на столь значительные количественные показатели, в этом сегменте печатной прессы накопились определенные проблемы, которые с одной стороны, осложняют функционирование регионалов, а, с другой — требуют решения не только на местном, но и общем, федеральном уровне. Достаточно критично оценивает ситуацию такой известный авторитет в области теории медиа, как И. М. Дзялошинский. Он считает, что большинство этих изданий и сегодня подконтрольно органам власти субъектов Федерации. «Традиция иметь в каждом регионе или муниципальном образовании официальные печатные СМИ, зависимые от местных администраций, — отмечает исследователь, — была заложена еще в советские годы, поэтому многие такие газеты отмечают нынче чуть ли не 100-летние юбилеи»[2].

Естественно, что подобное положение дел в сфере печатной прессы явно не соответствует принципиальным конституционным установкам на независимость российских СМИ. Причина этого в современных условиях более чем очевидна — сложившиеся в обществе отношения между субъектами информационного процесса, когда в основе их реального функционирования и существования самих СМИ лежит, прежде всего, экономика, а не информация. Вот как оценивает И. М. Дзялошинский подобную ситуацию с региональными газетами и журналами: «В подавляющем случае, основа доходной части печатных СМИ данной категории, составляющая от 25 до 85% их годового бюджета, формируется за счет бюджетных средств. По данным секретаря Союза журналистов РФ В. Касютина, собственник имущества около 30% редакций — муниципальные образования. Государственной формой собственности (субъектов РФ) является примерно столько же редакций. К частным себя причисляет одна треть редакций»[3].

Мы достаточно подробно описываем современную российскую ситуацию на рынке печатных СМИ, чтобы предупредить возможное разочарование начинающих мастеров пера и кнопок на компьютере в том, что, восприняв из некоторых теоретических источников (преимущественно, зарубежного происхождения) идеи свободы слова, независимости СМИ и журналистов, демократии, которой должно служить все медийное профессиональное сообщество, они бы не получали шок от жестких реалий на старте творческой карьеры. Известный тезис одного из виднейших теоретиков прессы, высказанный более века назад в статье «Партийная организация и партийная литература»: «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — сохранил свою актуальность и по сей день, а за прошедшее время еще раз продемонстрировал свою прагматическую актуальность в сфере медиарилейшнз.

В данном случае нельзя говорить о том, что медиасферу можно воспринимать исключительно как тот сегмент человеческой деятельности, где важнее всего информация. Она, безусловно, важна и является фундаментальным понятием для журналистики. Но начинающему журналисту никак не стоит оставлять вне поля своего внимания одно важное и существенное обстоятельство, исторически освоенное профессионалами информации во многом благодаря печатным газетам и журналам: процесс их издания — это индустриальный процесс производства печатного контента, который также строится и по законам бизнеса. Именно из сферы печатной журналистики появилось на рубеже XIX—XX вв. понимание того, что медиарилейшнз — это еще и индустрия.

Если мы будем держать в уме постоянно данное обстоятельство журналистской деятельности, то тогда станет понятным следующий принцип типологии печатных СМИ — платные и бесплатные. Причем ясно, что первых явно больше, чем вторых, потому что, следуя традициям развития мировой журналистики, газеты и журналы издают не только для того, чтобы их читали, но еще и для того, чтобы их покупали. Даже название одного из самых древних видов печатного СМИ «газета» происходит от соответствующего итальянского слова, обозначающего мелкую разменную монету, на которую в соответствующие исторические периоды желающие покупали выпуск издания, содержащего информацию и новости.

«Платными» печатными СМИ как раз и называют те, за которые потенциальный читатель платит деньги. Подавляющее большинство газет и журналов в нашей стране — от «Maxim» до «Правды Севера» — распространяются за деньги. К сегменту бесплатных печатных медиа, как правило в современной журналистской практике относят либо сетевые издания — газеты «Metro», «Мой район», либо рекламно-информационные издания (газеты «Асток-пресс», «Реклама-шанс», журналы вида in-flight, которые получают пассажиры авиарейсов ряда компаний). То, что подобный вид печатных медиа тяготеет к рекламной информации, никак не закрывает его страницы от размещения обыкновенной и традиционной журналистской информации в разных форматах и жанрах. Однако стоит обратить внимание обучающихся, что зачастую ввиду определенной редакционной политики в СМИ такого типа присутствует в явном или скрытом виде рекламная информация[4]. Этому не помогает даже строгий контроль со стороны соответствующих государственных органов в сфере массовых коммуникаций. Более того, зачастую рекламодатели, обращаясь в ту или иную редакцию, настаивают, чтобы их материалы, во-первых, не располагались на тех полосах или в тех блоках, которые издания как правило отводят под размещение рекламных модулей и статей, а во-вторых — чтобы сами материалы были обработаны под обыкновенные информационные стандарты газеты или журнала, в которых они намерены разместить свою «спрятанную» рекламу.

Все выше перечисленные возможные обстоятельства работы журналиста, о которых рассказано в данном учебнике, есть отражение эмпирической реальности профессиональной сферы, в которой порою сосуществуют совершенно противоположные, но смыслу деятельности печатные СМИ. Например, с 90-х гг. прошлого столетия, когда рынок печатных медиа начал развиваться бурными темпами и началась борьба за потенциального читателя, то обозначилось, если угодно, концептуальное противостояние двух типов печатных изданий. Сегодня мы можем условно разделить их на «издание новостей и мнений» и «издание сенсаций».

В первом случае перед нами — классический образец печатной журналистики. Как правило, это газеты и журналы «общего» и «специального» интереса, опирающиеся на внятную, с четко понимаемым кругом общественных проблем аудиторию. И хотя сегодня в условиях шоу-цивилизации газеты и журналы уступают первенство в части скорости доставки новостей до читателей (здесь первенствуют чаще всего электронные СМИ), они все же сохраняют свой новостной потенциал для публики. Во-первых, потому что еще не каждый гражданин и не везде смотрит телевизор, слушает радио и заглядывает в Сеть. А во-вторых, несмотря на полученный последними гандикап по времени, печатные СМИ имеют возможность не торопиться выдавать новость «на гора», чтобы поразить и удивить аудиторию. Ведь газеты выходят только утром следующего за свершимся событием дня. Что означает для журналистов, отражающих это событие в своих статьях, корреспонденциях, заметках, наличие определенного количества времени, которое может сыграть на руку тем, что даст возможность нроверить факты, обстоятельства, сведения, получить комментарии, выявить то, что еще не успели сообщить (или не знали) медийные конкуренты.

Что же касается «издания сенсаций», то их не принято считать серьезной прессой ввиду таблоидного характера как в поисках и подачи самой информации, носящей сенсационный характер, так и в том, что во многих случаях журналисты идут на откровенную фальсификацию сведений, фактов, провокацию известных людей, а в ряде случаев — прямо нарушают конституционные свободы. Как, например, действовали журналисты московского новостного ресурса Life News, пытаясь подкупить сотрудников из медицинских учреждений, где проходил лечение ныне ушедший из жизни режиссер Эльдар Рязанов. Им предлагались значительные суммы за любую информацию о состоянии его здоровья.

Страницы академического учебника — не то место, где принято морализировать относительно того, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в деятельности современного журналиста. Однако дело автора предупредить обучающихся, тех, кто возьмет в руки эту книгу, чтобы постараться попять смысл профессиональной деятельности в информационной сфере. Предупредить о возможных моральных издержках «творчества» в таблоидах или иных видах «желтой прессы», не говоря уже о возможных негативных последствиях нравственной и человеческой деградации тех, кто пытался стать «звездами» бульварной журналистики. При этом также стоит помнить и о профессиональной репутации среди коллег по цеху, не говоря уже о возможных юридических последствиях негативного плана — от возмещения в денежном эквиваленте морального ущерба пострадавших до уголовного преследования за клевету. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

В одном из приложений к настоящему учебнику есть список фильмов о журналистской профессии. Рекомендую, если вдруг у вас уже возникло желание отправиться в таблоидные объятия «желтой прессы», посмотреть игровой фильм Филиппа Янковского «В движении». В нем Константин Хабенский весьма откровенно сыграл этакого столичного «короля сенсаций». В характере его героя как раз и явлены все те человеческие и профессиональные деформации, когда человек уже не человек, а заведенный робот по сотворению скандалов, интриг, расследований.

  • [1] Из отчета АРПП по итогам 2015 г.
  • [2] Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. М., 2015. С. 89.
  • [3] Лзялошинский И. М. Современное медиапространство России. С. 89.
  • [4] В 1990;е гг. такой вид журналистского творчества получил жаргонное название"джинса".
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой