Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Страны средневековой западной европы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую роль играли средневековые города. Их бурный рост относится к концу XI—XII вв., когда началось быстрое развитие ремесла и торговли. Естественно, что города во всех сферах своей жизни находились под влиянием феодальных порядков. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от феодала, в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно… Читать ещё >

Страны средневековой западной европы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На Западе произошел тот единственный значимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полностью.

К. Ясперс, немецкий историк, философ

Феодальные формы государства и особенности права стран Западной Европы

Падение Западной Римской империи повлекло крушение античных государственно-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение Древнего мира. Это событие, хотя и повлекло за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира (особенно его демократического наследия), не стало регрессом в истории государственности и человечества в целом. Развал Римской империи сделал возможным появление новых государств и народов. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели создать свои, неизвестные странам Востока и античному миру формы государственности и права.

Государственное развитие средневекового Запада.

Христианство и власть Если многие люди последуют твоим энергичным усилиям, может быть, на твоей земле возникнут новые или, скорее, лучшие Афины.

Алкуин, теолог и у ченый Средневековья (из письма Карлу Великому)

С точки зрения географии Запад является частью света. Но в исследуемом историческом контексте под Западом понимаются все те культуры, которые наследовали культуру Древней Греции и Древнего Рима. Прежде всего это Западная Европа. Название «Европа» проявляется впервые в одном из текстов Гесиода, греческого поэта VIII в. до н.э. Ни одна научная теория не позволяет нам определить причины, по которым континент носит это имя. Может быть, это просто игра случая, аналогичная тому, по которому американский континент носит имя Америго Веспуччи.

Через восточные рубежи Европы волнами накатывались орды захватчиков, приходивших чаще всего из Азии. Среди них можно отметить кельтов — племена индоевропейского происхождения, которые вторглись в Европу во втором тысячелетии до н.э. и лингвистическое влияние которых до сих пор ощущается во многих европейских языках. Начиная со II в. н.э. германцы переходят через Рейн, пересекают Галлию и достигают Испании. Гунны, болгары, авары, мадьяры, монголы проникают в Европу по большим восточным равнинам. Эти миграционные волны, перемешивая население Европы, сыграли важную роль в формировании государственноправовых структур.

Западноевропейские народы, несмотря на различия между ними, прошли общий исторический путь — сначала в составе Западной Римской империи, потом в ходе ее завоевания германцами и слияния пришельцев с местным населением. Их объединяло многое: единая церковь во главе с римским папой, со службой на латыни, общим днем празднования Пасхи, наличие единственной империи — германо-итальянской, противостояние мусульманам и Византии, наконец — борьба за освобождение от власти римской церкви. Эти явления принадлежат истории всех стран Западной Европы.

Средневековое западноевропейское государство возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византии) или вследствие утверждения феодальной частной собственности, образования сословий, минуя рабовладельческую формацию (государство франков, славянские государства).

В целом же в период Средневековья в Европе и во всем мире утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления.

Характерной формой правления практически во всех государствах мира в Средние века была монархия, хотя существовали и особого рода республики. Власть короля, царя осознавалась людьми как нечто естественное, воспринималась как власть, полученная от Бога, а правовые нормы, издаваемые монархами, понимались как «божественное право», поэтому они практически не могли оспариваться, на них нельзя было покушаться. Утверждалось, что король обладает суверенитетом и не подлежит суду.

Доминирующим представлением о государственном устройстве стало восприятие общества как единого, сложного, иерархически организованного организма, в котором каждая общественная группа «должна знать свое место» — выполнять определенную общественную функцию и подчиняться власти.

Само слово «демократия» исчезло из европейского лексикона и если использовалось, то не иначе, как в негативном значении.

Однако идеи ограничения монархической власти пронизывали общественно-политическую жизнь. Огромное влияние на утверждение демократического ориентированного мировоззрения оказало христианство. Оно дало нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей перед Богом, на уважении человеческого достоинства (поскольку каждый человек сотворен Богом по своему образ}' и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического контроля («отдайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и приоритете религиозно-нравственных ценностей.

Под влиянием христианства утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека.

Получила развитие концепция общественного договора. Оказали большое влияние средневековые религиозные движения, выступающие против независимости церковных авторитетов от мирян, протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства. Народные движения зачастую принимали формы борьбы за очищение церкви.

Под влиянием развивающегося индивидуалистского мировоззрения в связи с рождением капиталистических отношений, возникших гуманистических идеи и ценностей возрастали демократические воззрения. Однако Запад обрел свое истинное лицо лишь тогда, когда его население создало новую цивилизацию — цивилизацию Запада.

Запад на протяжении воков непрерывно и последовательно развивался. Это достаточно ярко проявилось в становлении государственных институтов.

Можно выделить несколько форм западноевропейской монархии.

  • 1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Она характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группировался вокруг короля, чья власть в это время укреплялась. В Европе в период ранних (варварских) государств королевская власть пользовалась поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников. В это время складывались первые относительно крупные феодальные государства.
  • 2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзерен итета-вассал итета.
  • 3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). Экономический подъем, связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных органов.
  • 4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). В позднем Средневековье, когда полным ходом шло разложение феодализма и формировались основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть была способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Абсолютная монархия, характеризовалась сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, исполнительных, судебных функций, в руках короля, созданием профессиональной армии и бюрократического государственного аппарата, что обеспечивало королю прямое управление и контроль за страной.

Для западноевропейской модели средневекового государства характерным являлось то, что поземельные отношения определяли в то время характер общественного и политического строя.

Владение землей давало и право на реализацию властных полномочий на определенной территории.

Господствующий класс феодалов представлял собой более или менее замкнутую группу людей, наделенных привилегиями — правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на осуществление управления и суда. Отношения между феодалами строились на основе взаимной зависимости. Одни выступали в качестве сеньоров (от лат. senior — «старший»), другие — в качестве вассалов (от лат. vassus — «слуга»). Сеньоры предоставляли своим вассалам земли и гарантировали им защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Феодальное владение давалось в пожизненное пользование за службу и отбиралось в случае нарушения вассальных обязательств. Также земля сдавалась в пользование под налоги или ренту.

В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств. Чем больше вассалов имел сеньор, тем большим было его влияние при дворе. Количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, который отражался на его титуле. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию, сословность. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер.

По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли феодальные государства. Монархи далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Чтобы сохранить свою власть, они использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династических браков.

Сословное деление, выражавшее неравенство людей, сопровождалось закреплением особого юридического статуса для каждой группы населения. Общество разделялось не только на феодалов и зависимых. Существовали также купцы, ремесленники, банкиры, чиновники. С большей точностью можно было бы выделить три сословия: дворянство, духовенство, все остальные. Каждое сословие имело права и обязанности. Неисполнение обязанностей вело к лишению прав. Внутри сословий также присутствовала своя иерархическая система. Серьезное значение в отношениях имели корпоративные связи в рамках общин, цехов, гильдий.

Важное место в жизни средневековых государств занимала община, обладавшая разносторонними функциями (фискальными, административными, судебными, хозяйственными).

Особую роль играли средневековые города. Их бурный рост относится к концу XI—XII вв., когда началось быстрое развитие ремесла и торговли. Естественно, что города во всех сферах своей жизни находились под влиянием феодальных порядков. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от феодала, в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно не могло преодолеть сословные преграды. Городские производство и торговля не были свободны от разнообразных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и т. д.).

Автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления.

Статусы городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий отличались многообразием. Наибольшую степень автономии в средневековых государствах имели городские общины, получившие статус полного самоуправления. Отдельным городам удавалось приобрести статус самостоятельного города-государства. Как правило, в таких городах устанавливалась республиканская форма правления (Венеция, Генуя и т. д.).

Города, особенно в эпоху Возрождения, все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Самим своим существованием города подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой