В результате изучения и освоения дайной главы обучающийся будет:
знать
- • закономерности исторического развития предпринимательства в России;
- • основы стейкхолдер-менеджмента;
- • разнообразие основных и дополнительных целей в бизнесе.
уметь
- • воспринимать бизнес как личностно значимое современное социально-экономическое явление;
- • прогнозировать развитие бизнеса в будущем, используя информацию о бизнессреде и опыте предпринимателей;
владеть
- • культурой мышления, в частности обобщения, анализа и восприятия информации о профессиональном опыте российских предпринимателей и состоянии бизнес-среды в России;
- • методами классификации бизнеса по разным признакам.
Сущность бизнеса и его роль в экономике
Взгляды на бизнес в нашем обществе, как и в научной среде существуют разнообразные. Кто-то считает, что бизнес — это явление временное и маргинальное, которое подлежит вытеснению регулируемой государством и планируемой централизованно хозяйственной деятельностью. Кто-то уверен, что не всякий бизнес можно назвать предпринимательской деятельностью. Современные западники убеждены, что наиболее эффективна американская модель функционирования бизнеса, а в других странах успех предпринимателей определяется степенью приближения к этой модели. Другие просто преклоняются перед бизнесом и считают его высшим проявлением хозяйственной свободы в современном обществе. Авторам учебника, который вы читаете, наиболее близка позиция восприятия бизнеса как естественной, общественно-необходимой и свободной творческой деятельности, которой предстоит путь дальнейшего, возможно, своеобразного развития в России, как и в любой другой стране. На страницах этого учебника вы встретите термины «бизнес», «предпринимательская деятельность», «хозяйственная деятельность субъекта бизнеса». Не вдаваясь в подробности, мы употребляем эти термины как синонимы.
В России опыт рыночных отношений после советской эпохи все еще только нарабатывается: 25 лет — это ведь так немного в исторической перспективе. Будем надеяться, что рекомендации по созданию и управлению бизнесом, изложенные в учебнике, послужат появлению новых субъектов бизнеса, совершенствованию организации бизнес-процессов на существующих предприятиях, вдохновению студентов и других читателей на развитие бизнеса, способствующего процветанию российского общества.