Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства воспитания и обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая игра оказывает комплексное воспитательное воздействие — способствует умственному, физическому, нравственному, эстетическому воспитанию, но какой-то из этих аспектов может быть преобладающим. Так, в целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений. В то же время, решая задачи этического воспитания, во время… Читать ещё >

Средства воспитания и обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средства обучения и воспитания в педагогике выступают в качестве одного из важнейших компонентов педагогического процесса и, в то же время, оказывают влияние на другие его компоненты, такие как формы, методы, содержание и цели. Методы воспитания и обучения в широком смысле тоже можно рассматривать как средства воспитания и обучения.

Средства воспитания

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. В самом широком смысле к средствам воспитания относится микро-, мезои макросреда (табл. 7.1)[1].

Таблица 7.1

Средства социально-нравственного воспитания (на примере средств патриотического воспитания)

Микросреда.

Мезосреда.

Макросреда.

Ранний возраст.

Младший возраст.

Средний возраст.

Старший возраст.

Я Мама, папа Члены семьи Дом Соседи Двор

Группа Детский сад Кружки Улица Район.

Город Регион Климат Страна Традиции Культура.

Символика страны Народы мира Мировая культура Планета Космос.

В раннем и младшем возрасте основным средством воспитания выступает микросреда, в среднем дошкольном возрасте к нему добавляется мезосреда, в старшем дошкольном — макросреда.

Независимо от возраста, к основным воспитательным средствам исследователи относят общение, игру, труд, учение, природу, искусство. Кроме того, сюда входят предметы (игрушки, предметы быта, строительные и другие материалы), произведения духовной и материальной культуры (живопись, скульптура, достопримечательности города, различные сооружения) и др. Такая предметная и культурная среда, по мнению Е. А. Флериной, повышает активность, творческий характер деятельности дошкольников, ее результативность. Не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать», — писала она1.

При этом средства воспитания настолько многообразны, что обслуживают все направления педагогической деятельности и виды деятельности ребенка. Представляя собой богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности, они не только передают ребенку опыт духовной и материальной культуры своего народа, но и делают его современником научно-технического прогресса, например, в ходе освоения современных здоровьеформирующих (фитболл, стрейчинг и др.) или компьютерных технологий. В этом отношении, говоря о частных средствах современного воспитания, можно выделить группы, включающие в себя «слово и образ», «слово и знак, символ», «орудие и приспособления», которые используются в зависимости от воспитательных целей (умственное воспитание, эстетическое, физическое и т. д.).

Использование всех вышеперечисленных средств воспитания невозможно без организации общения взрослого и ребенка, общения детей друг с другом — это первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Само по себе или обслуживая данные виды деятельности, общение может рассматриваться как особый вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми и удовлетворение потребности в признании и понимании. Оно может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.

При непосредственном общении педагога с детьми или детей между собой наблюдается их прямой контакт друг с другом. Все участники общения знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, поэтому при организации общения с детьми разного возраста важно предусмотреть условия, в которых этот контакт будет наиболее эффективным. Многие народные игры предусматривают такую важную организационную форму, позволяющую надолго удержать внимание детей, как круг (хоровод). С целью психологического тренинга, способствующего выработке навыков общения, психологи также используют занятия в кругу.

При опосредствованном общении прямых контактов между участниками общения нет. Обмен информацией происходит или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книжки, детские журналы, магнитофон, телевидение и т. п.).

И в той и в другой форме — непосредственной и опосредованной — общение как средство воспитания способствует, прежде всего, развитию коммуникативных навыков, установлению взаимопонимания, развитию коллективных, дружеских отношений между детьми, оказанию взаимопомощи.

Игра часто употребляется как синоним игровой деятельности, но эти понятия не тождественны. Игра, в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель, структуру и конституирующие моменты игры и т. д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.

По форме организации игры могут быть индивидуальными, когда игрой занят один ребенок, и групповыми, когда в процесс игры включается несколько индивидов.

В зависимости от использования материалов игры могут быть предметными (использование в играх предметов, воспроизводящих реальный образ, или предметов-заместителей), настольными (настольно-печатные, игры с мелким строительным материалом, конструкторами), напольными (игры с крупным строительным материалом, использование модульных блоков), подвижными с предметом (игра в мяч) или без него («Салки»).

Существует много классификаций игр. Так, например, С. Л. Новоселова выделяет следующие их виды[2]:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка, или самостоятельные игры (игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)). В традиционной дошкольной педагогике они выделяются как творческие игры;
  • творческие игры — группа игр детей дошкольного возраста, в которые входят сюжетно-ролевые, строительные игры и игры-драматизации;
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные), досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театральнопостановочные)). Взрослый является проводником для перевода скрытых в игре правил в открытые правила. Поэтому в традиционной классификации в этой категории рассматриваются также игры с правилами (дидактические и подвижные);
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (традиционные или народные, исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). Они могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, что говорит о формировании активной личностной позиции ребенка[3]. Любая игра, в том числе, дидактическая, которая часто используется на занятиях с целью закрепления знаний, воспитывает ребенка во многих отношениях. Однако есть игры, которым специально придан статус воспитательных игр[4].

Воспитательные игры организуются с детьми в свободное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, труду и пр. В старших группах ДОУ, а также в начальных классах школы с детьми разыгрывают ролевые игры, связанные с формированием у них представлений о правилах поведения в общественных местах, организуют игры-практикумы по освоению «техники» жестов, общения в парах, подгруппах и в группах детского сада и класса, игровые тренинги формирования эффективных коммуникативных умений, проводят игры-инсценировки и конкурсы на лучшую драматизацию сказки и т. д. Такого рода игры называют адаптационными или социально-ориентированными.

Каждая игра оказывает комплексное воспитательное воздействие — способствует умственному, физическому, нравственному, эстетическому воспитанию, но какой-то из этих аспектов может быть преобладающим. Так, в целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений. В то же время, решая задачи этического воспитания, во время сюжетно-ролевой игры могут разыгрываться ситуации, иллюстрирующие разные образцы культурного поведения, например, за столом. Такие игры могут перейти в статус терапевтических, если они используются с целью коррекции психических расстройств, нарушений поведения, общения детей как дошкольного, так и школьного возраста. Это связано с тем, что игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «Доктора Айболита», ребенок изображает заболевших героев и доволен собой как хорошим исполнителем. В этот момент, когда ему «разрешено» поплакать, пожаловаться, психологически важен для ребенка, потому что при этом он может реально оценить свои действия, понять действия другого. Двойная позиция играющего в воображаемом автобусе — исполнитель и контролер — также развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. Так в ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать собственные действия, прогнозируя и эмоционально предвосхищая реакцию других людей.

Использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые о них написал Я. А. Коменский в «Законах хорошо устроенной школы»1. Он отмечал, что навязывать игры нельзя, а нужно создавать все условия, чтобы вовлечь в них детей. Воспитание чувств может проходить только при условии, если ребенок будет понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею игровой роли. Смысл воспитания будет заключаться в том, что ребенок, осваивая положительные игровые действия, станет переносить их в реальную жизнедеятельность. Благодаря этому в игре дети учатся руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на общечеловеческих ценностях. При этом взрослому игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивая тем самым каждому участнику проявление инициативы.

Родители и педагоги должны уметь подбирать игрушки, удобные для разыгрывания сюжетов нравственного характера. Естественно, что при этом необходимо соблюдать возрастной принцип, умственные и двигательные возможности детей. Если ребенок не способен организовывать и развивать сюжет нравственного характера, то игровые ситуации создает взрослый. Он обучает ребенка осмысленным действиям с игрушками и предметами, включает его в процесс подготовки атрибутов для игры или игровых материалов, предметов-заместителей и, самое главное, учит передавать социальные эмоции и отношение к тому, что происходит в игре. Поэтому дошкольнику необходимо подсказать те средства, которые могут помочь выразить его чувства, проявить смелость, мужество и т. д. Одного ребенка важно научить вести себя правильно при знакомстве, задавать вопросы; другого — выражать свои чувства верными средствами; третьего — помогать сверстнику или любому взрослому, нуждающемуся в помощи, соотнося при этом свои силы с реальными возможностями.

С этой же целью можно использовать не только игру, но и моделирование игровых ситуаций в жизни воспитанников. Например, детям, играющим в песочнице, можно рассказать и показать, как знакомиться друг с другом, попросить, чтобы тебя приняли в игру и т. п. В домашней обстановке можно организовать сюжетно-ролевые или режиссерские игры с проблемными ситуациями, разыгрывая сценки из жизни, моделируя уже случившиеся события или прогнозируя возможные. В процессе организации таких игровых ситуаций пополняются эстетические и нравственные представления ребенка, происходит развитие выразительных образных движений, речи и способностей. Можно организовать игровую ситуацию и таким образом, чтобы она поддерживала стремление детей сделать что-то хорошее. Например, если у дошкольника есть старший брат, другой родственник или просто знакомый, который готовится пойти в армию, то эту ситуацию также хорошо обговорить и обыграть вместе с ребенком, придумать, как сделать какой-то подарок и тем самым поддержать призывника, которому не всегда легко расстаться с домом, «написать» ему письмо в картинках.

Труд взрослых связан с созданием и совершенствованием орудий труда, воспроизведением конкретных трудовых действий на собственное благо и благо общества. Детский труд связан с игрой. Еще Ж.-Ж. Руссо обращал внимание на воспитательное значение такого труда. Отправляя детей на экскурсии в ремесленные мастерские, он предлагал им не просто наблюдать за работой, но и участвовать в ней. Совместный труд и сегодня рассматривается как средство воспитания. Посильно включаясь в работу на дачном участке или на участке детского сада (помощь в уборке листьев, посеве семян и других доступных для дошкольников формах совместной работы), ребенок не только приобретает трудовые навыки, но и запоминает названия растений, с радостью наблюдает за изменениями в их росте и пр. Трудовая деятельность также вызывает необходимость речевого общения с другими детьми и взрослыми и проявления сопереживания, сочувствия и содействия.

При этом могут быть выделены специфические средства, соответствующие средствам трудового и нравственно-трудового воспитания (рис. 7.2).

Учение выступает как средство воспитания, в основном, в школьном возрасте, хотя и в дошкольный период воспитатель часто прибегает к методам обучения, чтобы достигнуть воспитательного эффекта. Однако у дошкольников мотивы обучения, отдельные учебные умения и навыки еще только формируются. В школьном возрасте учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение ребенком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным (осуществляться в специальных образовательных учреждениях) или неорганизованным. Особенности учебной деятельности состоят в том, что ребенок организует свое поведение на занятии или уроке в течение определенного времени, выполняет ряд заданий педагога, не отвлекаясь на посторонние предметы (т.е. учение служит средством развития индивида).

Средства трудового воспитания.

Рис. 7.2. Средства трудового воспитания.

При этом выделяют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления.

К первой их группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помотаю которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний:

  • сериация — упорядочивание объектов по выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при изменении его в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку
  • (включая числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах;
  • классификация — мыслительная операция, состоящая в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Природа и искусство являются настолько распространенными, мощными и гибкими средствами воспитания, что используются педагогом в любой момент, связанный с эстетическим и умственным развитием, воспитанием положительных качеств ребенка.

Во время наблюдений на прогулках ребенок знакомится с сезонными изменениями в природе, с различными природными явлениями, при этом взрослый обращает его внимание па красоту осенних листьев, зимнего пейзажа, богатство летних красок и многообразие растений, насекомых, на красоту неба и т. д. Для того чтобы ребенок почувствовал эту красоту, взрослый должен эмоционально выражать свое настроение, свою любовь к родной природе. Только в этом случае наблюдается процесс эстетизации детских впечатлений. Раскрывая перед ребенком «великую книгу природы» педагог получает уникальную возможность пересечь линии эстетического и умственного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Так, он может обратить внимание детей на жизнь муравьев, которые непрестанно трудятся; котят, за которыми ухаживает заботливая мама-кошка; вспомнить действия литературных персонажей или сказочных героев, пример которых может помочь проанализировать свой или чужой поступок и т. д.

Искусство обладает такими же уникальными возможностями. Поэтому для создания развивающей среды дома и в детском саду рекомендуется использовать произведения различных видов и жанров (живопись, декоративные формы изобразительного искусства, литература, музыка[5]). Это дает возможность для развития и интеграции музыкальной, изобразительной, театрализованной и художественно-речевой деятельности воспитанников.

Однако в программах эстетического воспитания детей дошкольного возраста авторы по-разному выделяют виды искусства, с которым нужно знакомить детей. В частности, в программе «Красота. Радость. Творчество» (авторы — Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина) выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.

Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Необходимо в течение дошкольного возраста как можно шире показать народное искусство, дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами, а также в различных видах художественной деятельности. Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества и т. п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно этой концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется авторами программы в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды ДОУ, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

  • [1] Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб, пособиедля студ. высш. лед. учеб, заведений / под рсд. С. А. Козловой. М.: Академия, 2002.
  • [2] Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.
  • [3] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  • [4] В дошкольном возрасте все виды игр можно назвать воспитательными, но особое значение в передаче и освоении человеческих отношений, правил поведения имеют сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
  • [5] Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение или, наоборот, успокаивает, настраивает на определенный вид деятельности. Можно подобрать музыку для проведения утренней зарядки, подвижныхигр и упражнений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой