Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наименование места происхождения товара как средство индивидуализации товара

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правомочие владельца принять решение о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве определены в ст. 1531 ГК РФ. Обладатель свидетельства также вправе зарегистрировать в иностранном государстве наименование, подлежащее правовой охране в Российской Федерации; отказаться от исключительного права на наименование места происхождения товара; принять решение о внесении изменений… Читать ещё >

Наименование места происхождения товара как средство индивидуализации товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оригинал, ты потускнел от копий!

И. В. Северянин

Наименованием места происхождения товара (НМПТ), которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

На использование НМ ПТ может быть признано исключительное право производителей такого товара.

Указанные наименования, несмотря на сходство с товарными знаками и знаками обслуживания, обладают рядом специфических признаков, которые обусловливают необходимость выделения их в отдельную категорию объектов правовой охраны. Остановимся подробнее на условиях, которым должны отвечать данные объекты.

  • 1. Обозначение товара должно содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной местности. Надо заметить, что способ указания на место происхождения товара может быть любым, важно лишь, чтобы обозначение ассоциировалось у потребителей с определенным местом происхождения товара. При отсутствии таких ассоциаций обозначение в качестве места происхождения товара не может быть заявлено.
  • 2. Необходима связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются природными условиями, присущими данному географическому объекту (вологодское масло, вина «Абрау-Дюрсо», Нарзан), и (или) людским фактором (красносельская скань, гжель, рязанские узоры, Златоустовская гравюра на стали, липецкие узоры). Если свойства и качества товаров никак с местом производства не связаны, то обозначения товаров, совпадающие с названиями географических объектов, НМ ПТ признаваться не могут.

Законодательством ограничен перечень объектов, которым может быть предоставлена правовая охрана. А именно не подлежат правовой охране в качестве НМПТ обозначения, ставшие общеупотребительными для идентификации товара определенного вида, не связанные с местом его производства (п. 2 ст. 1516 ГК РФ).

Традиционно выделяются следующие специфические черты наименования места происхождения товара:

— посредством данного объекта осуществляется индивидуализация товара;

наименование является выражением и обозначением географического объекта;

  • — содержится указание на происхождение товара из конкретной страны, области или местности, а также на наличие особых «природных или людских факторов»;
  • — есть прочная привязка к месту происхождения: качественные (сырье) и отличительные особенности (обработка) товара должны вытекать из географического происхождения;

при предоставлении правовой охраны учитывается степень известности товара широкому кругу лиц в связи с особыми свойствами продукта;

  • — правовая охрана прекращается при исчезновении характерных для географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами;
  • — производство товара осуществляется в границах того географического объекта, наименование которого используется в названии товара.

Исключительное право на НМ ПТ предоставляет возможность использования указанного средства индивидуализации и защиты от незаконного использования. Таким образом, владелец вправе помещать наименование на своих товарах, использовать НМ ПТ в рекламе, устанавливать запрет использования наименования другими лицами и другие правомочия.

Содержание исключительного права на большинство объектов интеллектуальной собственности включает правомочие распоряжения. Относительно НМПТ данное правомочие исключено. Вместе с тем ГК РФ предусматривает реализацию некоторых форм распоряжения исключительным правом на наименование места происхождения товара.

Правомочие владельца принять решение о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве определены в ст. 1531 ГК РФ. Обладатель свидетельства также вправе зарегистрировать в иностранном государстве наименование, подлежащее правовой охране в Российской Федерации; отказаться от исключительного права на наименование места происхождения товара; принять решение о внесении изменений в сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования.

Как правило, переход исключительного права допускается, но установленным законом основаниям. К ним относится универсальное правопреемство (наследование, реорганизация юридического лица), а также обращение взыскания на имущество правообладателя. В и. 85 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъясняется, что исключительное право на НМПТ, принадлежащее индивидуальному предпринимателю, переходит по наследству только в случае, если наследником является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. С учетом особенностей НМПТ переход должен осуществляться только к лицу, производящему товар с особыми свойствами, установленными и указанными при регистрации наименования.

Вместе с тем ГК РФ устанавливает четкое правило: не допускается предоставление лицензий и отчуждение исключительного права на НМПТ.

По общему правилу прекращение действия юридического лица влечет прекращение действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ. В данном случае преемство в правах и обязанностях осуществляется при условии обеспечения правопреемником производства товаров с особыми свойствами, указанными в реестре. В течение действия правовой охраны наименования любое лицо, производящее товар, вправе стать субъектом исключительного права.

НМПТ охраняется на протяжении всего времени возможности производить товар, однако срок охраны свидетельства об исключительном нраве на НМПТ действует в течение 10 лег со дня подачи заявки в Роспатент.

Правовая охрана наименований мест происхождения обеспечивается рядом международных договоров: Парижской конвенцией, но охране промышленной собственности 1883 г., Мадридским соглашением о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах 1891 г., Соглашением ТРИПС, Лиссабонским соглашением об охране мест происхождения и их международной регистрации 1958 г., Минским соглашением о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г.

Парижская конвенция относит к объектам правовой охраны указание происхождения, которое понимается в широком смысле. Наименование места происхождения рассматривается как специальное понятие. В Соглашении ТРИПС употребление «географического указания» является отличным от содержащегося в российском законодательстве «наименования места происхождения». Географическое указание признается обозначением, позволяющим определить страну, регион или местность, а также содержащим иные характеристики, связанные с географической средой. Понятие является более широким относительно определения в Лиссабонском соглашении 1958 г. Последнее предусматривает прямое указание на название географического объекта. Минское соглашение устанавливает обязанность государств-участников обеспечить защиту прав на данные указания «в соответствии с национальным законодательством», исключая необходимость регистрации. В случае непризнания географических указаний в качестве наименований мест происхождения товара объект не попадает иод действие российского национального режима. ГК РФ не предусмотрено действие исключительного нрава на НМПТ, возникшее за пределами российской юрисдикции при отсутствии соответствующей государственной регистрации в Российской Федерации. Исключения допускаются в случаях, предусмотренных международными договорами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой