Оффшорные финансовые центры
![Реферат: Оффшорные финансовые центры](https://westud.ru/work/6424537/cover.png)
Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб — объединение крупнейших коммерческих… Читать ещё >
Оффшорные финансовые центры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие оффшорного центра (англ. off-shore — находящийся на расстоянии от берега; вне территории страны). Это либо страна в целом, либо регион страны, на территории которой (которого) действует особо привилегированный режим, касающийся различного рода деловых, производственных, финансово-банковских, торговых и иных условий. Суть их состоит в том, что компаниям, банкам и прочим хозяйствующим организациям предоставляются законодательно оформленные льготы прежде всего в области налогообложения, а также в порядке ускоренного оформления фирмы, беспрепятственной финансовой, экспортно-импортной деятельности, установления льготных (низких) тарифов и пошлин либо их полного отсутствия; в такого рода странах или на территориях (зонах, центрах) на соответствующие фирмы и банки распространяется особая конфиденциальность.
Формирование оффшорных финансовых центров. Появление оффшорных банковских центров относится к периоду 1960;х гг., когда начался резкий рост евровалютного рынка. Многие страны, особенно небольшие, создавая оффшорные финансовые центры, стремились решить сугубо местные проблемы (рост занятости, привлечение финансовых ресурсов и т. д.). Поэтому эти страны охотно предоставляли те льготы, которых от них добивались банки, компании и иные организации для проведения своих операций. Целый ряд обстоятельств сделал необычайно привлекательным быстрое развитие оффшорных финансовых центров:
- • отсутствие специальных правил, регулирующих отток и приток финансовых средств;
- • международная основа сделок, что не затрагивало внутренней законодательной базы страны и облегчало деятельность центра по анклавному типу в условиях особого режима;
- • развитие современных средств связи и информационных технологий на основе создаваемых финансовых центров;
- • действие центра в условиях высокой внутренней социально-политической стабильности, устойчивой финансовой системы страны и соответствующего делового климата, обеспечивающего конфиденциальность сделок;
- • доступность оффшорных центров, поскольку они располагались на перекрестках оживленных международных путей сообщения или вблизи них (водные, земные, воздушные) и были соединены с мировыми рынками.
Типы оффшорных финансовых центров. Основателями оффшорных финансовых центров явились банки, они формировали местные финансовые рынки как транзитные, выполняющие роль каналов для трансформации финансовых ресурсов, а также нахождения для них «тихих гаваней». Первые оффшорные рынки появились в 1960;х гг. в Азии.
(Сингапур), Нассау (Багамские острова), на Каймановых островах, в Панаме (Латинская Америка); в 1970;х гг. — в Бахрейне (Персидский залив), на Филиппинах (ЮгоВосточная Азия), на Нормандских островах, в Шенноне (Европа); в 1980;х гг. — в США (Нью-Йорк, Майами, ЛосАнджелес), Швейцарии, Германии, Нидерландах (Амстердам), Бельгии (Брюссель), Канаде (Торонто), Японии (Токио), на Тайване (Тайбэй), в Гонконге; в 1990;х гг. — на Гибралтаре, Кипре, Виргинских островах, в центральноамериканских странах, ЮАР и др.
Приведенный перечень оффшорных финансовых центров примечателен тем обстоятельством, что они предоставляют максимальные налоговые и прочие льготы владельцам банков и их подразделений при максимуме «закрытости» самих операций. Эти особенности способствовали тому, что через эти оффшоры в 1990;е гг. проходили колоссальные денежные ресурсы, направляемые в различные регионы мира крупнейшими транснациональными банками. Поскольку ТНБ являются основными держателями денег, то они и контролируют оффшорные центры; они же основные заинтересованные субъекты многочисленных финансовых операций, суть которых сводилась к тому, что сотни миллиардов долларов из зоны бывшего СССР перемещались в формах траншей через эти оффшорные центры. Поэтому рассуждения на тему о том, что якобы «прощение» их владельцев может вернуть эти деньги (или их часть) в Россию и другие страны СНГ, весьма наивны — эти деньги находятся в обороте, они не лежат в форме золота (сокровищ), а выполняют функции международных денег, принося владельцам прибыли в таких стабильных и надежных формах, которые невозможны на неспокойных российских рынках капиталов.
Банки и отделения, действующие в рамках оффшорного рынка, занимаются сугубо международными банковскими и иными финансовыми операциями, отсюда и природа их льгот. Этим они отличаются от зон свободной торговли, которые предназначены в своей основе для операций в стране или зоне. Оффшорные финансовые центры различаются по ряду основных признаков или типу деятельности; выявлено по крайней мере три их типа с точки зрения правового статуса и характера деятельности:
- 1) центры, имеющие организационные или, во всяком случае, юридические связи с одним из трех ведущих мировых финансовых центров (Ныо-Йорк, Лондон или Токио). Соответственно, анклавные оффшоры обеспечивают эти центры (или один из них) необходимыми международными услугами, ради чего и создан указанный оффшор, либо центры открывают отделения (банка) в оффшорном центре. На этих рынках устанавливаются специальные (международные) счета отдельно от внутренних, которые являются свободными от ограничений, поскольку только на них распространяется льготный режим;
- 2) центры, в которых заключаются сделки исключительно между нерезидентами, поскольку внутренние и внешние сделки в них объединены и свободны от ограничений;
- 3) центры, или так называемые налоговые гавани, в которых сделки между банками либо вообще не облагаются налогами, либо норма налогообложения и иных форм платежей с банковских сделок незначительна (табл. 20.1).
Таблица 20.1
Налога, налоговые ставки и банковские проценты в наиболее крупных оффшорных центрах
Страна. | Виды налогов и ставки с банковских процентов. | |||||
подоходный процент от среднего уровня. | корпоративный. | на вывоз и репатриацию прибыли. | с банковского процента. | с платежей типа роялти, процент от уровня. | ||
Антилья. | Налогов нет, регистрационный взнос. | |||||
Антигуа и Барбуда. | ; | |||||
Антильские о-ва (Нидерланды). | 37−44. | 27−34. | ||||
Аруба. | 5−32. | 27−34. | ; | ; | ; | |
Багамские острова. | Нет. | ; | ; | ; | ; | |
Барбадос. | 25−40. | |||||
Белиз. | 15−45. | ; | ||||
Бермудские острова. | Нет. | -. | -. | -. | -. | |
Британские и Виргинские острова. | 3−20. | |||||
Гаити. | 10−30. | 10−30. | ||||
Гайана. | 33,3. | 35−45. | ||||
Гваделупа и Мартиника. | 5−56,8. | |||||
Гвиана (Франция). | 5−56,8. | |||||
Гренада. | ; | 30−40. | ; | ; | ; | |
Доминика. | 20−40. | |||||
Доминиканская Республика. | 15−30. | |||||
Каймановы острова. | ; | -. | ; | -. | -. | |
Монтсеррат. | 5−20. | 20−30. | ||||
Мэн. | 0−20. | ; | ; | ; | ; | |
Пуэрто-Рико. | 9−38. | |||||
Сент-Винсент. | 10−55. | |||||
Сент-Китс и Невис. | 5−55. | ; | ||||
Суринам. | 18−50. | 35−45. | ; | ; | ||
Теркс и Кайкос. | ; | ; | ; | ; | ; | |
Тринидад и Тобаго. | 5−35. | |||||
Ямайка. | 33,3. | 33,3. | 33,3. | 33,3. | ||
Примечание. Прочерк (-) означает, что налогообложения не существует.
Роль оффшорных финансовых центров выполняют европейские банковские центры — Лондон, Париж, Люксембург, Лихтенштейн и традиционно Швейцария, банки которой всегда имели репутацию не только надежных, но и наиболее «закрытых»; они работают на всех мировых валютных рынках, в том числе на рынках евровалюты. Здесь капитал выполняет свою классическую перераспределительную функцию, способствуя перемещению капитала из одной страны в другую в зависимости от характера льготных регионов регулирования финансовой деятельности нерезидентов.
Банки и иные финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью ее экономики.
Действуя на ее территории, они проводят внешние по отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля. Следует отметить, что раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная валюта. В настоящее время чаще всего достаточны гибкое финансовое законодательство, право открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствие налога на доходы или его льготный характер, упрощение процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т. п.
В ходе глобального кризиса объектом сильнейшей критики в рамках G-20 стали оффшоры, включая Швейцарию. Были предприняты попытки ужесточить подход к банкам и компаниям, действующим в этих оффшорных «зонах» и странах. Актуальна эта проблема и для российских банков и крупных компаний, большая часть которых инкорпорирована в них. Но неожиданно Россия заблокировала «жесткое» решение G-20. Тем не менее шаг за шагом принимаются меры по достижению прозрачности укрывающихся в оффшорах банков и компаний, которые уходят от уплаты налогов и совершают иные недозволенные операции. Это касается Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Монако, которые в 2010—2012 гг. вынуждены были либерализовать банковское законодательство и в значительной мере «открыть» банковские операции.
Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы
Парижский клуб. Это неформальное объединение государств-кредиторов, сложившееся вокруг «группы десяти» — стран, заключивших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах с МВФ. Непосредственной причиной возникновения «группы десяти» явился аргентинский кризис 1956 г., связанный с проблемой выплаты внешнего долга. «Группа» являлась своеобразным органом ведения переговоров, но поводу задолженности не только с Аргентиной, но и с другими странами. Позже эти функции перешли к Парижскому клубу. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство государства-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства.
Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием предоставления займа МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и на увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают эту программу в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу.
В настоящее время в Парижский клуб входит 19 стран, в том числе с 1997 г. и Россия. На его заседаниях рассматриваются вопросы государственной задолженности развивающихся стран. Наиболее активно клуб работал в 1980—1990;е гг., в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран; на его заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО. В связи с уменьшением задолженности России и других участников СНГ западным кредиторам Лондонский и Парижский клубы в XXI в. стали уделять больше внимания растущим долгам развивающихся стран, особенно стран Африки и Латинской Америки.
Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб — объединение крупнейших коммерческих банков-кредиторов (более 400). Он возник в начале 1980;х гг., после обострения кризиса международной задолженности. Лондонский клуб также действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями «большой семерки». По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.