Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности психомоторного развития человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие двигательных качеств {психомоторных способностей): быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и др. Так же, как и другие психические качества, двигательные качества формируются гетерохронно, неравномерно и имеют сензитивные периоды развития. Быстрота, ловкость и гибкость наиболее интенсивно совершенствуются в младшем школьном возрасте, сила — в подростковом и юношеском… Читать ещё >

Закономерности психомоторного развития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие психомоторной сферы — формирование психомоторной организации — идет по определенным законам и взаимосвязано с развитием других сфер психики (см. об этом гл. 8).

Психомоторная организация — это вся система движений, действий и деятельности человека.

Психомоторная организация спортсмена — это система движений и действий, формирующихся и проявляющихся при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений вида спорта.

Согласно Стамбуловой[1], развитие психомоторной организации человека включает следующие направления:

  • — развитие потребности в движении и формирование мотивационных компонентов двигательной деятельности. При занятиях спортом потребность в движении постоянно удовлетворяется и трансформируется в потребность в физической нагрузке[2]. Аналогичные преобразования потребности отмечаются при систематических занятиях активным отдыхом (человек уже не может представить свой отдых без походов, лыжных прогулок, спортивных игр и т. п.);
  • — развитие саморегуляции: повышение произвольности, совершенствование когнитивных, эмоциональных и волевых компонентов двигательной деятельности. Формируется умение ставить цель — определять двигательную задачу и выбирать средства се достижения — параметры движений и действий. Двигательная деятельность становится не только целенаправленной, но и вариативной, помехоустойчивой и экономичной;
  • — повышение двигательной обучаемости; накопление двигательного опыта {умений и навыков). Включаясь в различные виды деятельности (игра, выполнение бытовых и гигиенических обязанностей и т. д.), человек с раннего детства осваивает разнообразные движения. По мерс увеличения двигательного опыта, освоение новых двигательных навыков идет легче и быстрее;
  • — развитие двигательных качеств {психомоторных способностей): быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и др. Так же, как и другие психические качества, двигательные качества формируются гетерохронно, неравномерно и имеют сензитивные периоды развития. Быстрота, ловкость и гибкость наиболее интенсивно совершенствуются в младшем школьном возрасте, сила — в подростковом и юношеском, выносливость — в юношеском.

Важно подчеркнуть, что развитие двигательной сферы обеспечивается за счет опережающего психического развития, так как психические «механизмы» играют ведущую роль в реализации двигательных актов[3].

В процессе освоения и занятий различными видами деятельности у человека формируются структуры двигательных качеств, посредством которых реализуются трудовая, игровая, учебная и другие виды деятельности. Как и другие виды деятельности, занятия спортом «накладывают отпечаток» на особенности структуры двигательных качеств. Необходимые для реализации двигательной задачи качества становятся ярко выраженными и занимают ведущее место в структуре. Развитие качеств, которые не связаны с решением двигательной задачи, замедляется — имеет место эффект минимизации незначимых функций (рис. 5.3)[4].

Структура двигательных качеств в разных видах спорта (условное изображение).

Рис. 5.3. Структура двигательных качеств в разных видах спорта (условное изображение).

Структура двигательных качеств характеризуется выраженностью качеств и взаимосвязями между ними. В зависимости от особенностей двигательной деятельности некоторые качества проявляются взаимосвязано. Например, скорость и сила при гребле, скорость и точность при слаломе и т. п. Устойчивые взаимосвязи между двигательными качествами разрушаются и перестраиваются во время кризисов развития психомоторной сферы[5]. Это приводит к ухудшению саморегуляции и обучаемости.

Особенно заметно негативное влияние подросткового кризиса психомоторной сферы в видах спорта с ранней специализацией и кульминацией спортивной карьеры. Типичны случаи, когда 14—15-летние гимнастки и фигуристки показывают выдающиеся программы и буквально врываются в элиту мирового спорта. Но уже через год, в 16—17 лет, из-за перестройки организма, связанной с половым созреванием (которое при высоких нагрузках наступает именно в этом возрасте), девушки с трудом справляются со сложными упражнениями и резко снижают результаты.

В исследованиях Л. Л. Гужаловской, Е. П. Ильина, Ж. И. Фирилева и других авторов были выявлены некоторые закономерности психомоторного развития спортсменов (табл. 5.5).

Таблица 5.5.

Особенности психомоторного развития спортсменов и не-спортсменов.

Закономерность.

Спортсмен.

Не-спортсмен.

Акселерация: уровень развития двигательных навыков; обучаемость; возможности переноса двигательных навыков.

Выше.

Ниже.

Специализация.

Асимметрия. Минимизация незначимых функций.

Гармоничное развитие.

Экономичность.

Выше.

Ниже.

Помехоустойчивость.

Выше.

Ниже.

Как следует из табл. 5.4, благодаря занятиям спортом двигательные навыки развиваются раньше и более специализированно. У спортсменов по сравнению с не-спортсменами реализация движений отличается большей экономичностью и помехоустойчивостью. Также занятия спортом повышают способности к обучению двигательным действиям и расширяют возможности переноса двигательных навыков (т.е. спортсмены легче осваивают новые движения и могут реализовать их в более разнообразных условиях).

  • [1] См.: Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб, пособие. СПб., 1999.
  • [2] См.: Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 2006.
  • [3] См.: Коссов Б. Б. Познавательные процессы у спортсменов. Т. 2. М., 1976.
  • [4] См.: Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условияхстресса: учеб, пособие. СПб., 2001.
  • [5] См.: Стамбулова II. Б. Психология спортивной карьеры: учеб, пособие. СПБ., 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой