Закономерности психомоторного развития человека
![Реферат: Закономерности психомоторного развития человека](https://westud.ru/work/6424039/cover.png)
Развитие двигательных качеств {психомоторных способностей): быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и др. Так же, как и другие психические качества, двигательные качества формируются гетерохронно, неравномерно и имеют сензитивные периоды развития. Быстрота, ловкость и гибкость наиболее интенсивно совершенствуются в младшем школьном возрасте, сила — в подростковом и юношеском… Читать ещё >
Закономерности психомоторного развития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие психомоторной сферы — формирование психомоторной организации — идет по определенным законам и взаимосвязано с развитием других сфер психики (см. об этом гл. 8).
Психомоторная организация — это вся система движений, действий и деятельности человека.
Психомоторная организация спортсмена — это система движений и действий, формирующихся и проявляющихся при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений вида спорта.
Согласно Стамбуловой[1], развитие психомоторной организации человека включает следующие направления:
- — развитие потребности в движении и формирование мотивационных компонентов двигательной деятельности. При занятиях спортом потребность в движении постоянно удовлетворяется и трансформируется в потребность в физической нагрузке[2]. Аналогичные преобразования потребности отмечаются при систематических занятиях активным отдыхом (человек уже не может представить свой отдых без походов, лыжных прогулок, спортивных игр и т. п.);
- — развитие саморегуляции: повышение произвольности, совершенствование когнитивных, эмоциональных и волевых компонентов двигательной деятельности. Формируется умение ставить цель — определять двигательную задачу и выбирать средства се достижения — параметры движений и действий. Двигательная деятельность становится не только целенаправленной, но и вариативной, помехоустойчивой и экономичной;
- — повышение двигательной обучаемости; накопление двигательного опыта {умений и навыков). Включаясь в различные виды деятельности (игра, выполнение бытовых и гигиенических обязанностей и т. д.), человек с раннего детства осваивает разнообразные движения. По мерс увеличения двигательного опыта, освоение новых двигательных навыков идет легче и быстрее;
- — развитие двигательных качеств {психомоторных способностей): быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и др. Так же, как и другие психические качества, двигательные качества формируются гетерохронно, неравномерно и имеют сензитивные периоды развития. Быстрота, ловкость и гибкость наиболее интенсивно совершенствуются в младшем школьном возрасте, сила — в подростковом и юношеском, выносливость — в юношеском.
Важно подчеркнуть, что развитие двигательной сферы обеспечивается за счет опережающего психического развития, так как психические «механизмы» играют ведущую роль в реализации двигательных актов[3].
В процессе освоения и занятий различными видами деятельности у человека формируются структуры двигательных качеств, посредством которых реализуются трудовая, игровая, учебная и другие виды деятельности. Как и другие виды деятельности, занятия спортом «накладывают отпечаток» на особенности структуры двигательных качеств. Необходимые для реализации двигательной задачи качества становятся ярко выраженными и занимают ведущее место в структуре. Развитие качеств, которые не связаны с решением двигательной задачи, замедляется — имеет место эффект минимизации незначимых функций (рис. 5.3)[4].
![Структура двигательных качеств в разных видах спорта (условное изображение).](/img/s/8/32/1472132_1.png)
Рис. 5.3. Структура двигательных качеств в разных видах спорта (условное изображение).
Структура двигательных качеств характеризуется выраженностью качеств и взаимосвязями между ними. В зависимости от особенностей двигательной деятельности некоторые качества проявляются взаимосвязано. Например, скорость и сила при гребле, скорость и точность при слаломе и т. п. Устойчивые взаимосвязи между двигательными качествами разрушаются и перестраиваются во время кризисов развития психомоторной сферы[5]. Это приводит к ухудшению саморегуляции и обучаемости.
Особенно заметно негативное влияние подросткового кризиса психомоторной сферы в видах спорта с ранней специализацией и кульминацией спортивной карьеры. Типичны случаи, когда 14—15-летние гимнастки и фигуристки показывают выдающиеся программы и буквально врываются в элиту мирового спорта. Но уже через год, в 16—17 лет, из-за перестройки организма, связанной с половым созреванием (которое при высоких нагрузках наступает именно в этом возрасте), девушки с трудом справляются со сложными упражнениями и резко снижают результаты.
В исследованиях Л. Л. Гужаловской, Е. П. Ильина, Ж. И. Фирилева и других авторов были выявлены некоторые закономерности психомоторного развития спортсменов (табл. 5.5).
Таблица 5.5.
Особенности психомоторного развития спортсменов и не-спортсменов.
Закономерность. | Спортсмен. | Не-спортсмен. |
Акселерация: уровень развития двигательных навыков; обучаемость; возможности переноса двигательных навыков. | Выше. | Ниже. |
Специализация. | Асимметрия. Минимизация незначимых функций. | Гармоничное развитие. |
Экономичность. | Выше. | Ниже. |
Помехоустойчивость. | Выше. | Ниже. |
Как следует из табл. 5.4, благодаря занятиям спортом двигательные навыки развиваются раньше и более специализированно. У спортсменов по сравнению с не-спортсменами реализация движений отличается большей экономичностью и помехоустойчивостью. Также занятия спортом повышают способности к обучению двигательным действиям и расширяют возможности переноса двигательных навыков (т.е. спортсмены легче осваивают новые движения и могут реализовать их в более разнообразных условиях).
- [1] См.: Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб, пособие. СПб., 1999.
- [2] См.: Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 2006.
- [3] См.: Коссов Б. Б. Познавательные процессы у спортсменов. Т. 2. М., 1976.
- [4] См.: Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условияхстресса: учеб, пособие. СПб., 2001.
- [5] См.: Стамбулова II. Б. Психология спортивной карьеры: учеб, пособие. СПБ., 1999.