Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неофрейдизм. 
Психоанализ. Т. 1. Фрейдизм и неофрейдизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если большинство теорий личности рассматривает структуру и динамику личности отдельно, то в теории Г. Олпорта это различение неприменимо. Структура личности изначально представлена как черты (трайты), в то же время поведение мотивируется трайтами. Иначе говоря, по большей части структура и динамика — это одно и то же. Личность, следовательно, есть динамическая организация тех психофизических… Читать ещё >

Неофрейдизм. Психоанализ. Т. 1. Фрейдизм и неофрейдизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гордон Олпорт

Комплексная цель:

знать

• особенности неофрейдизма как направления в психоанализе;

уметь

• описывать психологические черты человека;

владеть

• методикой социального анализа невротизма.

Так живая сила его ума Сломала все барьеры, И прошел он далеко за пределы Огненных стен мира И в уме и духе Преодолел безграничность Вселенной.

(Лукреций Кар).

Гордон Олпорт (1897−1967) — американский психолог, специалист в области психологии личности, общей и социальной психологии, психологии религии. В сферу его интересов входило также преподавание психологии и поддержка идей гуманистической психологии. Создатель диспозициональной концепции личности. Доктор психологии (1922). Профессор кафедры психологии Гарвардского университета (1942−1967).

Если большинство теорий личности рассматривает структуру и динамику личности отдельно, то в теории Г. Олпорта это различение неприменимо. Структура личности изначально представлена как черты (трайты), в то же время поведение мотивируется трайтами. Иначе говоря, по большей части структура и динамика — это одно и то же. Личность, следовательно, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде.

Сочетание «динамическая организация» подчеркивает, что личность постоянно изменяется и развивается, но в то же время это организация или система, связывающая воедино и соотносящая различные компоненты личности. Термин «психофизическая» напоминает, что личность — ни нечто исключительно ментальное, ни исключительно нервное. Организация предполагает действие как тела, так и психики, неразрывно связанных в единстве личности. Слово «детерминирует» поясняет, что личность включает в себе детерминирующие тенденции, играющие активную роль в индивидуальном поведении. «Личность есть нечто и делает нечто… Она есть, что лежит за специфическими актами и внутри индивида» .

Иначе говоря, для Олпорта личность не есть просто конструкт наблюдателя, как и не является чем-то проявляющимся только тогда, когда есть другой человек, на нее реагирующий. Напротив, личность обладает реальным существованием, включая нервные или физиологические сопутствующие условия.

Хотя термины «личность» и «характер» часто используются как взаимозаменяемые, Олпорт показывает, что слово «характер» предполагает некоторую систему условного обозначения поведения, в терминах которой оцениваются индивиды и их акты. Олпорт считал, что характер — понятие этическое, и говорил, что «мы предпочитаем определять характер как личность в оценке, а личность — как характер вне оценки»[1].

Темперамент и личность также часто смешиваются. Однако есть ясное основание для различения их в обычном словоупотреблении. Темперамент соотносится с диспозициями, тесно связанными с биологическими или физиологическими детерминантами, и соответственно мало меняется с развитием. Здесь роль наследственности больше, чем в отношении других аспектов личности. Темперамент наряду с умственными способностями и конституцией — тот сырой материал, из которого выстраивается личность.

Олпорт различал общие и индивидуальные черты. И если термин «черта» сохранился за общими чертами, то для индивидуальной черты Г. Олпорт нашел новый термин — «личная диспозиция». Хотя к личным диспозициям Г. Олпорт относится как к морфогенным чертам.

Черта определяется как «нейропсихическая структура, обладающая способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными, а также инициировать и управлять эквивалентными (согласованными по смыслу) формами адаптивного и экспрессивного поведения». Личная диспозиция, или морфогенная черта, определяется как «генерализованная нейрофизическая структура (принадлежащая индивиду), обладающая особенностью делать многие стимулы функционально эквивалентными, а также инициировать и управлять согласованными (эквивалентными) формами адаптивного и стилистического поведения» .

Как видно из определений, единственное реальное различие между этими определениями заключается в том, что черты, в отличие от личных диспозиций, не определяются как принадлежащие индивиду. То и другое — нейропсихические структуры, обладающие способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными и руководящие согласованными формами поведения.

Но нужны ли два определения? Используя понятие об общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у разных индивидов или групп индивидов. Используя понятие о личностных диспозициях, можно изучать человека и определить «уникально паттернированную индивидуальность» человека. Один подход совпадает с традицией психометрически ориентированной дифференциальной психологии, другой — с традицией клинической психологии.

Хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения. Олпорт пишет: «Специфический акт — всегда продукт многих детерминант, не только продолжительных установок, но и кратковременных, и необходимо их отличать от родственных понятий. Навыки тоже являются детерминирующими тенденциями, но черты в диспозиции носят более обобщенный характер, как в плане соответствующих им ситуаций, так и в плане реакций, к которым они ведут. Фактическая черта в определенной мере представляет результат комбинирования и интеграции двух или более навыков» .

Трудно провести различие между чертой, или диспозицией, и аттитюдом. Аттитюд это тоже предиспозиция; он также может быть уникальным; он может инициировать поведение и управлять им; он — продукт генетического фактора и научения. Тем не менее между чертой и аттитюдом остается различие.

Аттитюд всегда предполагает оценку (принятие или отвержение) объекта, тогда как черта — нет. Подводя итог, Олпорт пишет: «Оба понятия — аттитюд и черта — в психологии необходимы. Между собой они покрывают главные типы диспозиций, с которым имеет дело психология личности. Но поскольку понятие „аттитюд“ связано с ориентацией людей относительно определенных объектов среды (включая людей, культуру, общество), оно предпочтительно для социальной психологии»[2]. В психологии личности Олпорта интересует структура человека, и потому предпочтительным оказывается понятие «черта». Олпорт различает черты (или личные диспозиции) и типы по тому, насколько те и другие привязаны к индивиду. О человеке можно сказать, что он обладает чертой, но не типом. Типы — это идеальные конструкты наблюдателя, и индивид может быть к ним отнесен, но лишь с потерей своей отличительной идентичности. Личная диспозиция может репрезентировать уникальность человека, тогда как тип должен ее скрыть. Типы представляют искусственные различения, не слишком напоминающие реальность, тогда как черты — истинные отражения того, что действительно существует.

  • [1] Олпорт Г. Становление личности / Избранные труды. М., 2002. С. 41.
  • [2] Олпорт Г. Становление личности. С. 42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой