ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π‘Ρ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΠΎ Π–. ПиаТС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π”ΠΎΠΎΠ½Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚. Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ развития Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ этапС являСтся ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π² слова ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π² ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΠΈΡ‰Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ «Π½Π΅ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅ΠΌ». Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ усваиваСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ слово являСтся символом, ΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚. Π‘ΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΈΠΌΠ²ΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ развиваСтся… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘Ρ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΠΎ Π–. ПиаТС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 33

Бтадия.

Π£Ρ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития.

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ новообразования.

БСнсомоторный ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚, Π΄ΠΎ 2 Π»Π΅Ρ‚.

ΠžΡ‚ΠΎΠΆΠ΄Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Π’Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ рСфлСксы, восприятиС ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, сСнсомоторныС ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π£ΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ рСфлСксов; ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°; диффСрСнциация срСдства ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ; Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ практичСского ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°; диффСрСнциация Π― ΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… людСй; интСрнализация повСдСнчСских схСм.

Π”ΠΎΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚, 2—7 Π»Π΅Ρ‚.

Π­Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ символизм; эгоцСнтризм ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ; качСствСнноС своСобразиС дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

Π˜Π½Ρ‚ΡƒΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅; ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ способ познания ΠΌΠΈΡ€Π°; дСцСнтрация восприятия ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ; рСпрСзСнтация ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, 7—11 Π»Π΅Ρ‚.

Π”Π΅Ρ†Π΅Π½;

трация.

Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ; Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° сохранСния.

ΠŸΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², событий ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ; Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ простых ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ (классификация, сСриация, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎ-ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ΅ соотвСтствиС).

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ,.

11 Π»Π΅Ρ‚ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅.

Π›ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°.

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… логичСских трансформаций.

Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-дсдуктивная Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°; рассуТдСния ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚афоричСскиС суТдСния.

Рассмотрим содСрТаниС стадий развития ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°.

1. БСнсомоторный ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚. Π‘Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° психичСская Тизнь Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° сводится Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡΠΌ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Π΅Ρ† ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ пСрСТивания собствСнного Ρ‚Π΅Π»Π° ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ воздСйствия. Но Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ считал ПиаТС, Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΎ стрСмлСниС ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΈΡ€, поэтому Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρˆ пытаСтся ΡΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΊΡƒΡ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹. ΠŸΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ позволяСт ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠ΅Π½ΡΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТныС ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ структуры. ΠΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ вмСстС с ΡΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ приводят ΠΊ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ точности, цСлСнаправлСнности ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ дСйствий, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ физичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ с Π½ΠΈΠΌΠΈ.

Как ΠΌΡ‹ Π·Π½Π°Π΅ΠΌ, Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ силами психичСского развития ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ процСссы ассимиляции ΠΈ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ этих процСссов Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ схСмы дСйствия — сСнсомогорныС, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΡƒΡŽ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡ познания. БСнсомогорныС схСмы ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ этот ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ.

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΡ‹ дСйствия — это элСмСнтарныС, сСнсомоторныС ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ простоту ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ) взаимодСйствия с ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ этой стадии Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ простых дСйствий ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π΅Π»Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡƒΠΌΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ экспСримСнты ΠΏΡ€ΠΎΠ± ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΠΊ, мыслСнно сопоставляя характСристики ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². Благодаря Π½Π°Ρ‡Π°Π»Ρƒ формирования ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ² Ρƒ Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π°Π»Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ прСдставлСния ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΌΠ°Π½Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ — осознаниС Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ссли ΠΎΠ½ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ нСпосрСдствСнным ощущСниям (Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΡŽ, слуху, Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ощущСниям).

ЭкспСримСнт

ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΌ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π° исслСдования процСссов ассимиляции ΠΈ Π°ΠΊΠΊΠΎΠΌΠΎΠ΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСниС ПиаТС. Он ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Π³ΠΎ 16-мСсячная Π΄ΠΎΡ‡ΡŒ Π›ΡŽΡΡŒΠ΅Π½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»Π° «Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ» Π½Π° ΡΠ΅Π½ΡΠΎΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΠ» Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ ΠΎΡ‚ Ρ‡Π°ΡΠΎΠ² Π² ΠΏΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉ спичСчный ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠΊ, оставив Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ‰Π΅Π»ΡŒ:

«Π›ΡŽΡΡŒΠ΅Π½Π° Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»Π° Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ° с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ открываСтся ΠΈΠ»ΠΈ закрываСтся ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠΊ, ΠΈ Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»Π°, ΠΊΠ°ΠΊ я Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΠ» экспСримСнт. Она ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ двумя ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ схСмами: ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΡ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΊΠ° с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π·Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΡŒ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΊΠ° ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅Π², Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ. ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ послСдний Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ ΠΎΠ½Π° испробовала ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ: засунула ΠΏΠ°Π»Π΅Ρ† Π² ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠΊ ΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠ²Π°Π»Π° Π΄ΠΎΡ‚ΡΠ½ΡƒΡ‚ΡŒΡΡ Π΄ΠΎ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π±Π΅Π·ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ.

ПослСдовала ΠΏΠ°ΡƒΠ·Π°, Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π›ΡŽΡΡŒΠ΅Π½Π° ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π»Π° ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ дСйствиС. Она ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ посмотрСла Π½Π° Ρ‰Π΅Π»ΡŒ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ нСсколько Ρ€Π°Π· ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π° ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π° Ρ€ΠΎΡ‚, сначала Ρ‡ΡƒΡ‚ΡŒ-Ρ‡ΡƒΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ всС ΡˆΠΈΡ€Π΅ ΠΈ ΡˆΠΈΡ€Π΅… ΠŸΠΎΡ‚ΠΎΠΌ Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΠ»Π΅Π±Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ½Π° сунула ΠΏΠ°Π»Π΅Ρ† Π² Ρ‰Π΅Π»ΡŒ ΠΈ, вмСсто Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅, ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²Ρ‹Ρ‚Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ, потянула ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ отвСрстиС. Π’Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ ΠΎΠ½Π° добилась успСха ΠΈ ΡΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΠ»Π° Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ"[1].

2. Π”ΠΎΠΎΠ½Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚. Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ развития Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ этапС являСтся ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π² слова ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π² ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΠΈΡ‰Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ «Π½Π΅ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅ΠΌ». Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ усваиваСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ слово являСтся символом, ΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚. Π‘ΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΈΠΌΠ²ΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ развиваСтся ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ся Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΏΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π³Π΄Π΅ символичСски ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ самыС Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ стороны ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Однако это ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ лишСно Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Если ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΎΡ…Π°ΠΏΠΊΡƒ Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ², Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… синиС, Ρ‚ΠΎ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ «Π§Π΅Π³ΠΎ здСсь большС, Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ синих Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ²?» ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚: «Π‘ΠΈΠ½ΠΈΡ…!».

ΠΠ΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° сохранСния ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… свойств ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, отсутствиС Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ соподчинСния, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ мноТСств, Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°Ρ… ПиаТС, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ ситуации, Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ спСцифику дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. НапримСр, пятилСтний Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сСмь ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†, Ρ€Π°Π·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ€ΡΠ΄, — это большС, Ρ‡Π΅ΠΌ сСмь ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ† Π² ΠΊΡƒΡ‡ΠΊΠ΅.

ΠœΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π΄ΠΎΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стадии эгоцСнтрично ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ. ПиаТС Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» качСствСнныС особСнности дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

— Π­Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ. ΠΠ΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, сосрСдоточСнного Π½Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, Π²ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ восприятия (Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ) Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² ΡΠΈΡ‚уациях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° позиция Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° явно ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½Π°. Π­Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ всСх ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… качСствСнных характСристик дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

ΠžΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Π½Π° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ яркиС качСства ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ·Ρ€Π°Ρ‡Π½ΠΎΠΌ сосудС большС, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ наглядная высота уровня Тидкости являСтся для Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ количСства Π²ΠΎΠ΄Ρ‹.

  • — ΠΠ΅ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΡ†Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ для ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. МоТно сколько ΡƒΠ³ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Ρ€Π°Π· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ΄Ρƒ Π² Π΅ΠΌΠΊΠΎΡΡ‚ях, дСмонстрируя Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΅ количСство Тидкости, Π½ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ для Π½Π΅Π³ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ, Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π² Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ.
  • — Π‘ΠΈΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌ. ВСндСнция Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ характСристики ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ нСспособности ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ (Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»Π΅ΠΉ).
  • — ΠΠ½ΠΈΠΌΠΈΠ·ΠΌ. БпСцифичСскоС ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π°Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ТСланиями ΠΈ Π²ΠΎΠ»Π΅ΠΉ («Π’Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ хочСтся ΠΏΠΎΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΎΠ±Π»Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ»).
  • — Π›Ρ€Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΌ. БпСцифичСскоС ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ Π²ΠΎΠ»Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° («ΠΠΎΡ‡ΡŒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ Ρ…ΠΎΡ‚ΠΈΠΌ Π»Π΅Ρ‡ΡŒ ΡΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΈ ΡΠΎΠ»Π½Ρ†Π΅ Π½Π°ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚»).
  • — Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ. БобствСнныС прСдставлСния ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° максимально Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹. Π’ Π΄Π΅Ρ‚ском ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ΠΎΠΆΠ΄Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ прСдставлСния ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹.
  • — Π’рапсдукция ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠΠ΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄, Ρ‚. Π΅. рассуТдСния ΠΎΡ‚ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, минуя ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅. Π›ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€: «Π›ΡƒΠΆΠΈΡ†Ρ‹ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π·Π»ΠΈ, ΠΈ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ стало Ρ…ΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ·-Π·Π° льда».
  • — ΠΠ΅Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚иворСчиям. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡Π° сам сСбС ΠΈΠ»ΠΈ мСняя Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π².

По Π²ΡΠ΅ΠΉ видимости, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ своСобразиС дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ становится ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ основой Π²Π΅Ρ€Ρ‹ Π² Ρ‡ΡƒΠ΄Π΅ΡΠ°, готовности Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ со ΡΠΊΠ°Π·ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ, стрСмлСния ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡΠΌ ΠΈ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ лСгкости Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π°, свойствСнных дошкольникам.

3. ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ПоявлСниС ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ мСняСт ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Он ΡΡ‚ановится способСн Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ счСта, сСриации, классификации ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠžΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ — ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ дСйствия, ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ свойством обратимости.

ИмСнно поэтому возраст с ΡΠ΅ΠΌΠΈ Π»Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ для Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° систСматичСского обучСния ΠΊΠ°ΠΊ формирования понятийного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ учатся ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ символами ΠΈ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ с Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, Π³Π΄Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ символы физичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ с Π½ΠΈΠΌΠΈ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ абстрактными идСями ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ дСйствиями ΠΈΠΌ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎ.

4. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ способны Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ всС Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ логичСских рассуТдСний, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ абстрактныС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, мыслСнно ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ мноТСство Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·. Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-дСдуктивная Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° позволяСт Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС «Π Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹, Ссли???» Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ — это систСма логичСских дСйствий, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ. Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, это систСма Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… логичСских Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ²: комбинативности, обратимости, ассоциативности ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ичности (ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ). На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ равновСсия рСализуСтся максимально эффСктивно — ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ измСнСния ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Ρ‰Π΅ Π΄ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ равновСсиС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ являСтся самым ΠΌΠΎΡ‰Π½Ρ‹ΠΌ биологичСским ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚ΡŒ умствСнноС дСйствиС, симмСтричноС ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ, Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ Π΅Π³ΠΎ.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ достоинства Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ПиаТС, повлиявшиС Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психологии дошкольника:

— ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ качСствСнного своСобразия дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС эгоцСнтризма;

Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ стадий ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ;

— ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ развития дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ·Ρ‹.

Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ПиаТС выступили ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ: — ПиаТС Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ» ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ способности ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π² ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. ПозднСС Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТныС структуры ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ познания;

— Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ оказалось ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, особСнно школьноС (ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ПиаТС ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния);

ΡƒΠ·ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΡ€ΡƒΠ³Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… влияний ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ способно ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ отклонСния ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡΡ‚ояния равновСсия систСмы, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… структур.

  • [1] ПиаТС Π–. Π‘ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ