Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная система обеспечения органов внутренних дел

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обязательным условием существования системы ЕИТКС является организация информационного объема. Постоянное возрастание информационных потоков в этой системе накладывает требования к осуществлению оперативного информационного обмена в интерактивном режиме — в масштабе времени, близком к реальному, а также к возможности реализации информационного взаимодействия между объектами и между пользователями… Читать ещё >

Информационная система обеспечения органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время складывается сложная, с современными технологиями, система информации правоохранительных органов.

В системе информационного обеспечения нормального функционирования ОВД особая роль принадлежит информационным центрам. Они снабжают подразделения ОВД статистическими, оперативно-справочными, оперативно-разыскными, дактилоскопическими, криминалистическими, архивными и научно-техническими сведениями.

Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — ГИАЦ) создан для формирования и ведения централизованных учетов, баз данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической, архивной и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия[1].

ГИАЦ проводит единую научно-техническую политику в системе МВД России в сфере создания, внедрения и развития информационнотехнических систем интегрированных банков данных общего пользования и специального назначения.

Функции ГИАЦ МВД России разнообразны и многочисленны. Отметим лишь приоритетные направления:

  • • формирование и ведение различных учетов, баз и банков данных информационных систем, автоматизированных банков данных специальных учетов, Межгосударственного информационного банка (МИБ);
  • • информационное обеспечение оперативно-разыскной деятельности ОВД, иных федеральных органов, наделенных такими полномочиями, и правоохранительных подразделений государств Содружества в сфере борьбы с преступностью;
  • • контроль за полнотой, своевременностью и достоверностью формирования централизованных учетов;
  • • нормативное совершенствование процессов формирования централизованных учетов;
  • • совершенствование ведомственной статистической отчетности;
  • • формирование, ведение и поддержка в актуальном состоянии электронных баз данных и представление информации;
  • • участие в создании, вводе в действие и обеспечении функционирования Единой информационно-телекоммуникационной системы в ОВД;
  • • установление по запросам НЦБ Интерпола при МВД России, МИД России и Центра розыска и информации Общества Красного Креста местонахождения (судьбы) иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, арестованных и осужденных на территории России и республик бывшего СССР;
  • • изучение, обобщение, распространение и внедрение положительного отечественного и распространение зарубежного опыта в области информации.

В настоящее время на ГИАЦ МВД России возложены функции мониторинга и управления программно-техническими комплексами информационной системы обеспечения деятельности МВД России.

Информационные центры территориальных органов МВД России, субъектов РФ являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки территориальных органов по оперативному обслуживанию объектов, представляющих оперативный интерес, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников.

Особо отметим, что информационные центры — основные подразделения в системе территориальных органов МВД России на региональном уровне в области информатизации: обеспечения статистической, оперативно-справочной, оперативно-разыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных. Они выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями ОВД, а также с ГИАЦ МВД России, который является для них головным органом.

Современные системы информационной поддержки ОРД нуждаются в более детальном освещении.

Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2) информационная система определяется как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Попытаемся эте весьма сложную систему охарактеризовать как организованную и упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, в том числе использующих средства вычислительной техники и связи, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Общепризнано, что классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций[2].

В качестве признаков классификации чаще всего используются область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

В ОВД можно выделить следующие основные виды информационных систем:

  • • информационно-поисковые системы;
  • • информационно-справочные системы;
  • • система научно-технической информации;
  • • экспертные, экспертно-консультирующие системы;
  • • автоматизированные системы управления;
  • • расчетно-аналитические системы;
  • • автоматизированные обучающие системы и некоторые другие.

Перевод информации в электронный вид существенно расширяет перечень учетов, интегрирует разнородные информационные ресурсы, совершенствует систему формирования и обработку запросов, выдачу информационно-содержательных ответов потребителям.

Идет активное развитие автоматизированных банков данных федерального (ИБД-Ф) и регионального (ИБД-Р) значения, находящихся соответственно в Главном информационном центре и на уровне субъектов Федерации.

Это наглядно видно на развитии автоматизированных дактилоскопических систем (АДИС) и автоматизированных систем идентификации (ЛИСПИ), имеющих прямой доступ к данным заинтересованных пользователей информации.

Введены в действие информационные ресурсы (ИР) по основным направлениям деятельности на основе унифицированного программного обеспечения.

В целом положительно зарекомендовали себя автоматизированные информационно-поисковые системы в оперативно-разыскной деятельности по раскрытию, расследованию преступлений, розыску преступников и лиц, без вести пропавших. Так, АИПС «Досье» в отношении лиц, имеющих устойчиво выраженную криминогенную ориентацию (воры в законе, преступные авторитеты, неоднократно судимые и т. п.); совершивших особо опасные преступления с межрегиональной направленностью, применяющих оружие, отличающихся профессионализмом исполнения, нередко имеющих серийный характер криминальных проявлений. Важно, что учет особо опасных преступников (рецидивисты, организаторы преступных формирований и др.) связан с централизованной фотои видеотекой, что существенно облегчит поисковую деятельность.

АИПС (ФР) «Опознание» служит установлению лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, и др.

Существенное значение имеют АИПС, отражающие учет фактов преступлений (раскрытых и нераскрытых) с характерными способами совершения и оставленными следами на месте происшествия для информационного обеспечения раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений и обнаружения похищенного имущества. Это АИПС «Сейф» — хищение ценностей из металлических хранилищ; АИПС «Оружие» формирует ранее указанные виды объектов и форм учета утраченного и выявленного оружия; АИПС «Автопоиск» — сведения об угнанных, задержанных и похищенных автотранспортных средствах. По результативности с ней, пожалуй, может сравниться лишь автоматизированная информационно-дактилоскопическая система (ЛИДС) «Папилон», которая с помощью компьютерных технологий может автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить сравнительный анализ.

Система учета похищенных предметов, антиквариата и культурных ценностей — АИПС «Антиквариат». Учету подлежат утраченные и выявленные предметы, представляющие историческую, художественную, научную ценность. Учетные данные используются в случаях розыска похищенного и установления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании.

АИПС «Вещь» обеспечивает сведениями о похищенных и изъятых номерных вещах, акже документах, ценных бумагах общегосударственного обращения; АИПС «Насилие» — сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, таких как место, время и способ совершения, описание изъятых следов, предмет посягательства и др.

Существенное значение имеют автоматизированные информационно-справочные системы (АИС), функционирующие в правоохранительной системе. Это АИС «Убийство», «Рэкет», «Разбой», «Расследование» (по организации расследования отдельных видов преступлений) и др.

Особо следует отметить АИС «Арсенал» (разработана Академией управления МВД России), которая эффективно служит для информационного обеспечения предварительного расследования. В комплект «Арсенал» входят следующие подсистемы:

  • — АИС «Картотека уголовных дел» (позволяет контролировать движение дела, соблюдение процессуальных сроков, количество и виды проведенных экспертиз, применение научно-технических средств и методов и др.);
  • — АИС «Доказательства» (осуществляет поиск информации по реквизитам протоколов допроса и зафиксированных показаний, а также анализирует материалы дел и другие операции).

Следует отметить создание и разработку экспертных систем (ЭС), которые близки к системам искусственного интеллекта. Например, ЭС «Блок» предназначена для сотрудников оперативных подразделений по борьбе с экономической преступностью и противодействию коррупции и помогает установить возможные способы подготовки и совершения криминальных деяний. Для выработки решения о способе совершения преступлений используются следующие группы признаков: экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы — носители информации. Сюда же следует отнести и информацию Росфинмониторинга, и некую, как отмечалось, высокую ценность в сфере экономической безопасности.

Самостоятельным направлением информационного обеспечения сотрудников полиции следует отметить современную разработку системы научно-технической информации (СНТИ), которая целенаправленна на совершенствование функционирования оперативных подразделений по выполнению ими задач борьбы с преступностью. Об актуальности и необходимости такой системы свидетельствует специально принятый ведомственный нормативный правовой акт, которым утверждается соответствующее Положение[3]. С учетом требований данного нормативного правового документа необходимо пояснить следующее.

Научно-техническая информация (НТИ) — документированная информация о достижениях науки и техники, об опыте деятельности ОВД и правоохранительных органов зарубежных государств. Она призвана содействовать (средствами НТИ) повышению эффективности правоохранительной практики, деятельности научно-исследовательских и образовательных организаций высшего образования системы МВД России.

Банк данных призван обеспечивать информацией сотрудников на различных уровнях — централизованного использования НТИ, банка данных НТИ МВД России (БД СНТИ) и регионального уровня (РБДНТИ).

Указанные банки НТИ выполняют следующие функции: сбор, хранение, обработка и распространение отечественных и зарубежных источников НТИ; своевременное доведение до сотрудников информации по актуальным вопросам укрепления законности и правопорядка, в том числе о новейших достижениях науки и техники; по подготовке и выпуску информационных сведений (специальных бюллетеней).

Дополним, что в этом направлении обобщаются информация по выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений, опыт выявления первичных данных; проводится оперативно-разыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства; исследуются отдельные виды криминалистических действий; процессуальные вопросы; государственная защита лиц и др.

В системе НТИ рекомендации классифицированы по следующим рубрикам: отечественный опыт оперативно-служебной деятельности («00»); опыт зарубежных стран («30»); результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ («НИ»); предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертациях («ДС»).

В современных условиях научно-технического прогресса, интенсивным развитием различных информационных структур закономерно возникла проблема разработки единой информационной программы (системы), которая сегодня теоретически в основном разрешена и внедряется в практику. От ее полного запуска можно реально ожидать существенного повышения эффективности борьбы с преступностью.

Назначение Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) в следующем.

Программно-техническая среда ЕИТКС призвана обеспечить формирование единого информационного пространства ОВД с использованием принципов сервисно-ориентированной архитектуры построения информационных систем (функциональности, доступности, технологического единства, возможности наращивания мощностей, управляемости и контролируемости).

Единая информационно-телекоммуникационная система, являющаяся сложной, разнородной, широкомасштабной и территориально-распределительной системой, создается на принципах типизации и унификации.

Обязательным условием существования системы ЕИТКС является организация информационного объема. Постоянное возрастание информационных потоков в этой системе накладывает требования к осуществлению оперативного информационного обмена в интерактивном режиме — в масштабе времени, близком к реальному, а также к возможности реализации информационного взаимодействия между объектами и между пользователями ЕИТКС. Это означает обеспечение высокой пропускной способности в интересах локальных (внутриобъектовых) и удаленных (межобъектовых) обменов, возможность работы пользователей в интерактивном режиме.

Следует особо отметить перспективу информатизации в этом направлении благодаря поддержке на самом высоком уровне управления.

В соответствии с перечнем поручений Президента РФ от 09.08.2011 № ПР-2291 принята Концепция единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, которая утверждена отдельным ведомственным нормативным правовым актом от 30 марта 2012 г.

Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее — ИСОД МВД России, или Система) определяет комплекс мероприятий по созданию Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности на базе ЕИТКС и направлена на обеспечение реализации в системе государственной политики в области информатизации, связи и технической защиты информации.

Имеющийся комплекс мероприятий по внедрению информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность ОВД является предпосылками создания ИСОД, цель создания которой — повышение уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов МВД России в борьбе с преступностью.

Основными задачами в достижении указанной цели являются:

  • — совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития ИСОД МВД России и ее компонентов;
  • — интеграция информационных ресурсов МВД России на основе единых информационных банков данных;
  • — создание и развитие единой информационной системы централизованной обработки данных для информационно-аналитической поддержки деятельности подразделений МВД России;
  • — организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационных и телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты информации и др.

Создание ИСОД МВД России направлено на достижение требуемого уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности; обеспечение оперативности формирования, достоверности и полноты сведений; повышение уровня информационной поддержки принимаемых решений; совершенствование межведомственного информационного взаимодействия, прежде всего в правоохранительной системе (полиции, СК РФ, прокуратуры, ФСБ России и других органов).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте сущность, функции и требования, предъявляемые к правоохранительной информации.
  • 2. Каковы основные источники информации, обеспечивающие ОРД?
  • 3. Раскройте содержание специальных учетов полиции.
  • 4. Определите назначение информационных центров МВД России (ИЦиГИАЦ).
  • 5. Выделите основные виды информационных систем ОВД.
  • 6. Раскройте сущность и назначение АИПС.
  • 7. Каковы перспективы информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений (на примере внедрения ЕИТКС)?
  • [1] Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитическийцентр Министерства внутренних дел Российской Федерации» создано в соответствиис распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 № 1474-р путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», созданного в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23.10.2010 № 1833-р.
  • [2] См. более подробно: Маркушин А. Г., Казаков В. В. Основы управления в органахвнутренних дел: учебник для вузов., 2016. С. 49—69.
  • [3] См.: Приказ МВД России от 31.03.2010 № 256 «Об утверждении Положенияо системе научно-технической информации Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой