Каковы способы преодоления культурного тока?
Данное условие касается обеих сторон — и тех, кто вливается в новое для них общество, и тех, кто выступает принимающей стороной. Их стратегии по отношению к иммигрантам также дифференцированы и зависят как от личностных характеристик, так и от того, какая политика проводится со стороны властей и как формируется нормативно-правовая база, касающаяся этой сферы. Обратим внимание на то, что в данном… Читать ещё >
Каковы способы преодоления культурного тока? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стратегии поведения людей, испытывающих культурный шок, могут сильно различаться. Покажем некоторые из них, оговорившись, что здесь обозначены так называемые чистые типы стратегий. Реальность, как правило, демонстрирует смешанные варианты. Скажем, человек включается в культуру постепенно, меняя стратегию от изоляции на первоначальном этапе, в ситуации слабого владения новым языком и привычками к взаимодействию. С выбранной стратегией связан и характер расселения мигрантов, в частности дисперсное, компактное, анклав.
Итак, первый тип. Стремление к изоляции, отграничению от иной культуры и даже отказу от внешнего культурного общения, когда люди селятся рядом, образуя анклавы — однородные в этническом отношении кварталы. Особенно это характерно для больших городов с их урбанистической нетерпимостью. Так возникали чайна-тауны, арабские, индийские кварталы, где повседневное протекание жизни было приближено к традиционной, привычной модели. Так переселенцы могли ощущать себя защищенными в чужой культуре. Однако подобная стратегия сильно затрудняет адаптацию к новой среде, она в лучшем случае имеет результатом маргинальное положение новичка (отчасти внутри, отчасти вне группы). В худшем — человек становится изгоем и рассматривается как возможная угроза группе.
Второй тип — противоположная стратегия, проявляющаяся в ассимиляции, т. е. инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность. Способы ассимиляции выбираются в зависимости от уровня образования, жизненных целей и мотивов людей. Эти способы могут быть относительно простыми, например решение проблемы встраивания в инокультурную среду посредством брачного договора, и довольно сложными и долгосрочными, как получение высокого уровня образования в стране проживания с целью включения в институциональные структуры доминирующей группы.
В любом случае этот процесс сопровождается ограничением общения с бывшими согражданами, расширением круга друзей и знакомых из среды доминирующей культуры, заменой старых культурных образцов новыми.
Обратим внимание на то, что в данном случае ассимиляция рассматривается как добровольная индивидуальная стратегия. В литературе часто встречается и другое значение понятия — как политика насильственной ассимиляции, которую осуществляет доминирующая группа по отношению к этническим меньшинствам.
Третий тип — агрессивное навязывание собственных культурных образцов представителям той культуры, в которой оказались иммигранты. Это происходит в случаях массовых иммиграционных процессов, перемещении в силу каких-либо экстремальных обстоятельств (война, изменение общественного строя), а также в ходе модернизационных процессов, когда меняется структура общественного хозяйства, следствием чего становится потребность в привлечении значительной массы рабочей силы. Оказавшись в другой культуре, люди группируются, делая при этом вид, что они по-прежнему находятся в своей культуре, и требуют от представителей культуры доминирующей максимального учета и даже соблюдения норм и правил именно их культуры.
Четвертый тип — взаимодействие как попытка индивида включиться в культурный диалог, не утрачивая собственных корней, но совмещая элементы разных культур. В этом процессе исследователи выделяют культуру-донора (которая больше отдает, чем получает) и культуру-реципиента (которая больше принимает). Эти роли не закреплены за культурами жестко и могут меняться в зависимости от процессов более высокого уровня. Результатом взаимодействия могут становиться новые формы культурной активности, индивидуального стиля жизни.
Для того чтобы такой диалог носил полноценный характер, необходимы определенные условия. Главным из них выступает баланс национального самосознания и заинтересованной установки на понимание другого.
Данное условие касается обеих сторон — и тех, кто вливается в новое для них общество, и тех, кто выступает принимающей стороной. Их стратегии по отношению к иммигрантам также дифференцированы и зависят как от личностных характеристик, так и от того, какая политика проводится со стороны властей и как формируется нормативно-правовая база, касающаяся этой сферы.