Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные формы предпринимательской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Корпорация (акционерное общество) — фирма, собственниками которой являются акционеры. Акция — ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли в форме дивиденда. Акционеры рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций. Акции бывают простыми и привилегированными. Держатели простых акций… Читать ещё >

Организационные формы предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За производство экономических благ отвечают фирмы. Фирма — субъект экономики, занимающийся производством товаров и услуг, объединяющий для этого экономические ресурсы, обладающий хозяйственной самостоятельностью и действующий с целью максимизации прибыли. Фирмы базируются на иерархическом принципе организации хозяйственной деятельности, в основе которого лежит планомерный порядок, основанный на прямых методах контроля (инструкциях и распоряжениях).

При рассмотрении природы фирмы в экономической теории сложились два подхода — технологический и институциональный.

Технологический (функциональный) подход основан на предположении, что предприниматель всегда обладает возможностью определить производственную функцию предприятия, анализ которой позволит ему использовать комбинацию экономических ресурсов, обеспечивающую оптимальный объем совокупного выпуска с точки зрения соотношения затрат и получаемой прибыли.

В рамках технологического подхода в качестве основной теоретической проблемы формулируется определение оптимального размера фирмы или эффекта экономии на масштабе. При этом не рассматриваются причины создания, закономерности развития и исчезновения фирм. Эта проблема исследуется представителями институционального направления, которые основное внимание уделяют не изучению условий максимизации прибыли, а объяснению причин возникновения и закономерностей развития и исчезновения фирм.

В рамках институционального подхода исследуются три теоретические проблемы:

  • — транзакционные издержки;
  • — виды экономических ресурсов;
  • — типы контрактов.

Транзакционные издержки — издержки производителя экономических благ, возникающие в сфере обращения и связанные с передачей прав собственности (см. гл. 4).

Фирма как социальный институт не упраздняет транзакционных издержек. В ней они модифицируются и принимают вид издержек административного управления, издержек измерения выполняемых работниками функций, издержек оппортунистического поведения сотрудников после заключения с ними трудовых контрактов. С транзакционными издержками тесно связана проблема «принципал — агент». Принципал — собственник ресурсов, владелец фирмы. Агент — субъект, наделяемый принципалом правом пользования ресурсами (наемный менеджер). Агент обладает более полной информацией, поэтому принципал не способен полностью контролировать наемных управленцев. У агентов, в свою очередь, может появиться стимул к оппортунистическому проведению и использованию полученных от принципала правомочий в собственных интересах.

Фирма — это коалиция владельцев факторов производства (активов). О. Уильямсон (США) выделил три типа активов:

  • а) общие — активы, ценность которых не зависит от использования конкретной формой (и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково);
  • б) специфические — ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее;
  • в) интерспецифические — взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается при их использовании в конкретной фирме.

В рамках фирмы владельцы обмениваются активами и совместно их используют. Данный процесс регулируется контрактами. Контракт — это соглашение, которое заключают экономические агенты — собственники ресурсов, специфирующее права и обязанности сторон.

В основе классификации контрактов лежат четыре важнейших характеристики:

  • — устойчивость экономических связей между агентами, которые могут иметь развитый, периодический либо непрерывный характер;
  • — степень неопределенности при исполнении контракта (высокая или низкая);
  • — виды ресурсов (общие, специфические, интерспецифические);
  • — наличие (отсутствие) гарантий выполнения сторонами соглашения своих обязательств.

На основании указанных характеристик выделяют три типа контрактов:

а) классический — заключается в случае, если сделка носит разовый характер, а степень неопределенности поведения сторон высока.

В этой связи все условия соглашения изложены на бумаге, а возникающие между контрагентами споры решаются в судебном порядке. Контракт не предусматривает устных договоренностей;

  • б) неоклассический — это долгосрочный контракт, заключаемый в условиях неопределенности. Фактически, это договор о сотрудничестве, в котором невозможно предусмотреть все будущие последствия (как позитивные, так и негативные). Для решения возникающих споров партнеры могут обращаться как в суд, так и к выбранному ими третейскому арбитру, а устные договоренности играют не менее важную роль, нежели положения, зафиксированные на бумаге;
  • в) отношенческий (имплицитный) — долгосрочный взаимовыгодный контракт, при заключении которого неформальные договоренности преобладают над формальными. Стороны гарантируют его выполнение в силу взаимной заинтересованности, ибо являются владельцами интерспецифических активов. Реализация такого контракта основана на иерархическом принципе организации экономической деятельности путем объединения индивидуальных действий контрагентов.

Фирма выступает как объединение, в основе которого лежит имплицитный контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Ее внутренняя организация позволяет оптимизировать транзакционные издержки, а деятельность основана на административных методах управления. При этом фирма использует также общие и специфические ресурсы, а ее взаимодействие с другими экономическими субъектами базируется на внешних (классических и неоклассических) контрактах.

Существуют различные типологии бизнес-структур. Выделяют предпринимательские, капиталистические, самоуправляющиеся, государственные, директорские фирмы, неприбыльные организации и т. д. Наиболее распространенными из них являются индивидуальное владение, партнерство, корпорация.

Индивидуальное владение (частнопредпринимательская фирма) — фирма, принадлежащая одному владельцу, который самостоятельно ведет хозяйственную деятельность в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль и несет личную имущественную ответственность по ее обязательствам[1].

Как правило, частнопредпринимательские фирмы являются субъектами малого предпринимательства. К преимуществам данной формы бизнеса относятся простота управления, минимальные транзакционные издержки, способность гибко реагировать на изменяющиеся рыночные условия, максимальная заинтересованность владельца в конечных результатах хозяйственной деятельности. Вместе с тем частнопредпринимательские фирмы нередко сталкиваются с ограниченностью финансовых ресурсов и трудностями при получении кредитов, а отсутствие специализированных управленческих знаний у их владельцев в случае совмещения ими функций собственника и менеджера снижает эффективность деятельности организации.

Партнерство — это фирма, организованная группой лиц, совместно владеющих и управляющих ею. Возможности партнерства шире, чем у индивидуального владения. Учредители фирмы способны эффективно взаимодействовать друг с другом. Здесь в большей степени можно использовать преимущества специализации в управлении организацией, легче преодолеть финансовые и иные ограничения.

Партнеры имеют право принимать активное участие в управлении совместным бизнесом, однако часть из них может ограничить свою роль вкладом в уставный капитал компании. Полученная прибыль распределяется между совладельцами фирмы пропорционально величине их пая.

Основными типами партнерства выступают товарищество и производственный кооператив (артель). В полном товариществе партнеры несут личную солидарную имущественную ответственность за результаты деятельности фирмы. В случае ее банкротства владельцы рискуют не только капиталом, но и своей личной собственностью. Солидарность товарищей предполагает, что в случае отсутствия имущества у одного из партнеров (либо части партнеров) убытки возмещают другие учредители организации.

Владельцы неполного товарищества в случае банкротства фирмы несут ограниченную ответственность, которая ограничена их вкладом в уставный капитал.

Наконец, в коммандитном товариществе (товариществе на вере)

наряду с основными участниками, отвечающими за деятельность фирмы личным имуществом, имеются партнеры (вкладчики), не участвующие в управлении фирмой и ответственность которых ограничена вкладом в уставный капитал фирмы.

Производственный кооператив (артель) является разновидностью партнерства и, как правило, объединяет мелких товаропроизводителей. В отличие от товарищества все стратегические вопросы члены кооператива решают совместно, на основе равного голосования. Кроме того, участники артели принимают личное трудовое участие в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Корпорация (акционерное общество) — фирма, собственниками которой являются акционеры. Акция — ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли в форме дивиденда. Акционеры рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций. Акции бывают простыми и привилегированными. Держатели простых акций имеют право голоса на годовом собрании акционеров, а вес этого «голоса» определяется долей акционера в капитале компании.

Особенность привилегированных акций состоит в том, что их собственники обладают правом на фиксированные дивиденды, независимо от результатов деятельности фирмы. Однако эти акции не дают владельцам права на управление компанией.

Как правило, капитал корпорации распределен среди большого количества акционеров, однако всегда существует агент, концентрирующий в своих руках контрольный пакет, позволяющий ему управлять компанией. Теоретически величина контрольного пакета составляет 50% + 1 акция, однако, в публичных компаниях с огромным количеством акционеров она может не превышать 10—15% простых (голосующих) акций. Для текущего управления корпорацией собрание акционеров избирает совет директоров, представляющий крупнейших собственников, который в свою очередь, привлекает на контрактной основе наемных менеджеров для повседневной работы.

Кроме акций, акционерные общества обладают правом выпускать долговые ценные бумаги — облигации. Лица, купившие облигации, становятся не собственниками, а кредиторами корпорации. Компания обязана выплачивать им заявленный процент, а по окончанию срока облигационного займа выкупить по номиналу облигации у их владельцев. В случае банкротства фирмы держатели долговых ценных бумаг, наряду с другими кредиторами, получают первоочередное право на возмещение ущерба.

Акционерные общества имеют ряд преимуществ перед другими формами организации бизнеса. К их числу относятся возможность аккумулирования значительных финансовых ресурсов путем эмиссии акций и облигаций, упрощенная процедура выхода акционеров из числа собственников, не требующая перерегистрации уставных документов компании, возможности расширения и диверсификации производственнохозяйственной деятельности по отраслям экономики, региональным и зарубежным рынкам.

Вместе с тем корпорация сталкивается с ростом транзакционных издержек. В ней обостряется проблема «принципал — агент», а большинство акционеров не обладают возможностью принимать участие в управлении фирмой. И хотя корпорации, будучи субъектами среднего и крупного бизнеса, обладают достаточно широкими возможностями лоббирования собственных интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, их деятельность «отягощена» сложной процедурой регистрации и отчетности перед государством. Наконец, прибыль акционерного общества фактически дважды облагается налогом: сначала фирма уплачивает налог на прибыль, а затем акционеры перечисляют в госбюджет налог на доходы, полученные в форме дивидендов.

Многообразие организационных форм предпринимательской деятельности создает широкие возможности для эффективного развития различных секторов и отраслей экономики.

  • [1] Согласно ГК РФ в России частнопредпринимательские фирмы действуют в формеобщества с ограниченной ответственностью (ООО). В этом случае ответственность владельца фирмы по ее долгам ограничивается величиной его вклада в уставный капитал.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой