Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства. Положения данной нормы последовательно развиваются в ст. 6−8, 17−64, 69 и др. Конституции РФ. Указанные конституционные нормы дублируются также в отраслевом законодательстве о прокуратуре. Так, согласно абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона… Читать ещё >

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

• содержание отрасли прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (предмет, объект, субъект, полномочия прокуроров и правовые средства надзора);

уметь

• находить, толковать и применять нормативно-правовые источники, необходимые для эффективного осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

владеть

• навыками взаимодействия и коллективной работы, но вопросам прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Понятие, предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

В настоящее время надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного вида деятельности органов прокуратуры и закреплен в гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре. Причинами этому послужили идеи создания в Российской Федерации демократического правового государства, а также провозглашение в связи с этим приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и нормах международного права.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства. Положения данной нормы последовательно развиваются в ст. 6−8, 17−64, 69 и др. Конституции РФ. Указанные конституционные нормы дублируются также в отраслевом законодательстве о прокуратуре. Так, согласно абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре защита прав и свобод человека и гражданина относится к основным целям осуществления прокуратурой своей деятельности.

Таким образом, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина необходимо считать одним из приоритетных видов деятельности органов прокуратуры РФ.

В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ: от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46); от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»; от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (в ред. приказа от 28 ноября 2012 г. № 433) и др. — при осуществлении надзора в рассматриваемой сфере одними из главных задач органов прокуратуры являются:

  • — рассмотрение надзора за соблюдением прав и свобод личности в качестве одного из приоритетных направлений прокурорского надзора;
  • — акцентирование внимания на защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина;
  • — профилактика нарушения прав человека и гражданина.

Таким образом, задач по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина у органов прокуратуры РФ достаточно много, и их полное выполнение делает прокурорский надзор наиболее эффективным и действенным.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 31-?3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“» фактически выровнял общий надзор и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина по субъектам надзора. В то же время эти две отрасли различаются между собой не только по кругу законов, входящих в предмет надзора (общий надзор охватывает все законы и нормативные правовые акты, кроме тех, которые закрепляют права и свободы человека и гражданина, поскольку они входят в предмет рассматриваемой отрасли надзора). Однако основное отличие двух видов надзора заключается в источнике информации о правонарушении: если в общем надзоре это прокурорская проверка, то в надзоре за соблюдением прав личности — заявление, жалоба или иное обращение человека, гражданина. Кроме того, необходимо отметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет содержание предмета не только данного направления деятельности прокуратуры, но и входит в сферу других ее надзорных и ненадзорных направлений.

Разграничение в этом случае имеет довольно тонкую грань и заключается в том, что предметом надзора, определяемого ст. 26 Закона о прокуратуре, охватывается лишь соблюдение тех прав и свобод человека и гражданина, которые не охватываются другими направлениями прокурорской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Объектом прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является совокупность поднадзорных органам прокуратуры органов учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора. Это федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления, контроля, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Субъекты надзора — совокупность поднадзорных прокурору должностных и иных лиц, деятельность которых входит в предмет данного направления прокурорского надзора. Это должностные и приравненные к ним лица перечисленных органов и коммерческих структур.

Как видно, поднадзорных российской прокуратуре субъектов достаточно много, причем необходимо учитывать, что приведенный перечень остается открытым в части, указывающей на «иные федеральные органы исполнительной власти» .

В том, что прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина достаточно большим числом государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, руководителей организаций, проявляется ее уникальность, поскольку аналогов отечественной прокуратуры с точки зрения широты охвата поднадзорных субъектов нет во всем мире. В связи с этим можно говорить о принципе широкого состава (или широты состава) поднадзорных прокуратуре субъектов, который, хотя прямо не закреплен и не сформулирован в законодательстве о прокуратуре, но следует из его смысла и содержания[1].

Важной нормой является п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре, согласно которому органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативнохозяйственную деятельность организаций. Данная норма представляет собой один из принципов организации и деятельности российской прокуратуры — принцип невмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.

Благодаря указанному нормативному правилу, предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина становится более определенным, четким.

Основные права и свободы человека и гражданина, кроме Конституции РФ, закреплены во многих международных договорах, федеральных законах и иных актах. При этом права и свободы человека и гражданина можно разделить на три группы: личные, политические и социально-экономические. Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением каждой из них.

  • [1] Подробнее о принципах, следующих из смысла и содержания законодательства о прокуратуре см.: Ергашев E. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права: монография. Екатеринбург: Изд. дом УрГЮА, 2007; Черепанов Μ. М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: монография. Екатеринбург: Изд. дом Автограф, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой