ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ закономСрности ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психичСского развития Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅: ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСская ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ОбС эти ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π° ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ установки, поэтому ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ просто суммированы; Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, эклСктичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π½Π΅ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСского заимствования ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, понятий ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (Ρ‚Π°Π±Π». 14). Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… этой ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΎ мноТСство эмпиричСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ закономСрности ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психичСского развития Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅: ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСская ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ освоСния Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ студСнт Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½:

Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ

— ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психичСского развития Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСской ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹;

ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ

- ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятиями, ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ источники, Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ силы ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ психичСского развития;

Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ

- Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ситуаций Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ психичСского развития с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠΈ, Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ силы ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ психичСского развития: СстСствСнно-научная ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСская ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ психолог Π›. Π€. ΠžΠ±ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π°, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Выготского ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ «Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·Π°Ρ‚орского», «Π½Π°Ρ‚уралистичСского» ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, настаиваСт Π½Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π²ΡƒΡ… Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ дСтского развития: СстСствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСской. ВслСд Π·Π° Π’. ΠšΡƒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ½Π° рассматриваСт понятиС «ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°» ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ всСми Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ достиТСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ сообщСству модСль постановки ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ»[1]. ΠžΠ±ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π° считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ понятиС «ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°» ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ психологов Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… установок психологичСских школ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ сСгодняшнСй открытости российской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ знакомствС психологов со ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ.

ЕстСствСнно-научная ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ° прСдставлСна мноТСством Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ возрастной психологии, ΠΈ Π½Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ натуралистичСскиС установки Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… внСшнС нСсходных Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ биогСнСтичСская тСория, Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, классичСский Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌ, тСория ΠΊΠΎΠ½Π²Π΅Ρ€Π³Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², психоаналитичСскоС ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, концСпция ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ПиаТС. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ изучСния развития, Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠ΅ натуралистичСских мСтодологичСских позициях: этологичСскоС, экологичСскоС, ΠΈΠ½Π²Π°ΠΉΡ€ΠΎΠ½ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, социокогнитивноС ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… этой ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΎ мноТСство эмпиричСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… психичСского развития, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ исслСдования, ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ основныС аспСкты чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠΊΠΈ: ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-волСвая сфСра.

ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСская ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°, залоТСнная Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Выготского, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… российских психологов А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Π°, А. Π’. Π—Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΡ†Π°, П. И. Π—ΠΈΠ½Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ, П. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π°, Π”. Π‘. Эльконина, М. И. Лисиной, Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π°, Π›. А. Π’Π΅Π½Π³Π΅Ρ€Π°, Н. Н. Поддьякова, Н. Π€. Π’Π°Π»Ρ‹Π·ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, Н. Π“. Башиной ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…. Π—Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ послСдоватСли Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Выготского — Π”ΠΆ. Π‘Ρ€ΡƒΠ½Π΅Ρ€, М. ΠšΠΎΡƒΠ», Π‘. Π‘ΠΊΡ€ΠΈΠ±Π½Π΅Ρ€, Π . Π’Π°Π½ Π΄Π΅Ρ€ Π’Π΅Π΅Ρ€, Π”ΠΆ. Π’Π΅Ρ€Ρ‡ ΠΈ Π΄Ρ€. ЗакономСрности психичСского развития (ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ сущСствСнныС связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ явлСниями), сформулированныС Π² Π΅ΡΡ‚СствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСской ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°Ρ…, Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… аспСктах ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹.

ОбС эти ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π° ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ установки, поэтому ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ просто суммированы; Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, эклСктичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π½Π΅ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСского заимствования ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, понятий ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (Ρ‚Π°Π±Π». 14).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 14

ЗакономСрности психичСского развития Π² Π΅ΡΡ‚СствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСской ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°Ρ…

ΠŸΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹ психичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ЕстСствСнно-научная ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°.

ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ историчСская ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊ развития.

Π’Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, Π² Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅.

Π’ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС (ΠΊΠ°ΠΊ Π² «ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС» сущСствования ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° ΠΈ ΡΡ‚ановятся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития).

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ (Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ силы) развития.

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ наслСдствСнности: ΠΎΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΈ, способности ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ особСнности; созрСваниС; Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ срСды: ΠΊΠ°ΠΊ обстановка развития, Π² ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ для ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π΄Π»Ρ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; взаимодСйствиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² наслСдствСнности ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹.

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ самого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Условия развития.

ΠΠ°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°.

ΠœΠΎΡ€Ρ„ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ особСнности ΠΌΠΎΠ·Π³Π°; ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ° (Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° процСсса) развития.

ΠŸΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ (адаптация) Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄Π΅; ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ биологичСского Ρ‚ΠΈΠΏΠ° — ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ наслСдования свойств Π²ΠΈΠ΄Π° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ накоплСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°.

ΠŸΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ историчСски ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ способностСй, способов Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ общСствСнным ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ.

ПониманиС Ρ…ΠΎΠ΄Π°.

(направлСния) развития.

ΠžΡ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΎΠΈΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ состояния ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ (социализация).

ΠžΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ (индивидуализация) — ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡƒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠžΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, нивСлируСтся, подчиняСтся ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ биологичСским Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ общСствСнноисторичСских Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ².

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 1930;Ρ… Π³Π³. психологи Ρ…Π°Ρ€ΡŒΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², А. Π’. Π—Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΅Ρ†, П. И. Π—ΠΈΠ½Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ, П. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½, Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ развития ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ нСпосрСдствСнная практичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π° Π½Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅. ВСзис ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» ΠΏΠΎ-Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ психичСского развития, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ Π΄Π²ΡƒΡ…Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ (Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°) Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ развития. Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… отСчСствСнных психологов ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ усвоСниС общСствСнноисторичСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ самого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅

понятия «Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° развития, ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ развития Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. Как Ρ€Π΅Π·ΡŽΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠžΠ±ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π°, «ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ развития — это самодвиТСниС ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ благодаря Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅, Π° Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ наслСдствСнности ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ условиями, ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… зависит ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ личности»[2]. ΠΠΎΠ²ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° катСгория " Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ силы развития" , ΠΏΠΎΠ΄ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ стали ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΈΠ±ΠΎ собствСнно Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π»ΠΈΠ±ΠΎ взаимодСйствиС с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈ осущСствлСнии Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π»ΠΈΠ±ΠΎ противорСчия Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Эльконин ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ» идСю ΠΎ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ обучСния, ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ развития — содСйствиС ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дСтской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ возрасту.

  • [1] ΠžΠ±ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π° Π›. Π€. Π”Π²Π΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ дСтского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. Π‘. 30.
  • [2] ΠžΠ±ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π° Π›. Π€. Π”Π²Π΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ дСтского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. Π‘. 36.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ