Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Я-концепция» лидерства Б. Шамира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личная идентификация означает то, что последователь подражает поведению лидера или принимает те же самые установки, чтобы походить на лидера. Например, получение одобрения лидера или общение с ним, позволяет удовлетворить потребность последователей в принятии и повышении самооценки. Влияние лидера, которое он оказывает в результате личной идентификации, может быть весьма значительным. При этом… Читать ещё >

«Я-концепция» лидерства Б. Шамира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Близкой к концепции харизматического лидерства Р. Хауса является «Я-концепция» Б. Шамира (В. Shamir), которая расширяет ее в области мотивационных процессов харизмы. Процессы мотивации позволяют объяснить влияние поведения лидеров на действия последователей. Автор использует четыре основных понятия: личная идентификация, социальная идентичность, интериоризация и самоэффективность.

  • 1. Личная идентификация означает то, что последователь подражает поведению лидера или принимает те же самые установки, чтобы походить на лидера. Например, получение одобрения лидера или общение с ним, позволяет удовлетворить потребность последователей в принятии и повышении самооценки. Влияние лидера, которое он оказывает в результате личной идентификации, может быть весьма значительным. При этом чем выше привлекательность лидера для последователей, тем сильнее влияние. Идентификация последователя с лидером происходит, как правило, в тех случаях, когда последователь имеет низкую самооценку, низкий уровень собственной идентичности и высокую потребность в зависимости от людей, наделенных властью.
  • 2. Социальная идентификация предполагает отождествление себя с группой людей: организацией, этнической группой, социальным слоем и другими группами. Например, человек может испытывать гордость от того, что он работает в известной корпорации или является членом местного спортивного клуба. Высокая степень социальной идентичности связана с предпочтением коллективистской ориентации. Харизматический лидер может стимулировать социальную идентификацию, способствуя выделению организации из ряда других, формируя уникальную идентичность, с которой могут ассоциироваться работники. Существует целый ряд средств, стимулирующих достижение этой цели — ритуалы, церемонии, символы.
  • 3. Интериоризация представляет собой процесс, в ходе которого подчиненные усваивают ценности и идеологию лидера. Благодаря этому процессу видение лидера «присваивается», т. е. становится собственным для последователей. По Б. Шамиру харизматический лидер делает это с помощью двух способов: преуменьшает значение внешних ценностей (например, выплат, отпуска или семейных ценностей) и преувеличивает внутренние ценности, например, удовлетворение, которое будет получено от самой работы, самореализации или самовыражения. Лидеры подчеркивают, что в результате их усилий будущее станет лучше. В своей крайней форме интериоризация ведет к тому, что человеку трудно отделить работу от других аспектов своей жизни — жизнь и работа отождествляются.
  • 4. Самоэффективность имеет индивидуальный и коллективный аспекты. Индивидуальная самоэффективность — это убеждение в том, что человек компетентен и способен достичь цели, а коллективная — что группа как единое целое компетентна и способна достичь цели. Харизматические лидеры пытаются увеличить и индивидуальную, и коллективную самоэффективность, с тем чтобы заставить последователей верить в то, что можно достичь исключительных результатов.

Условием возникновения харизматического лидерства является ситуация, при которой, с одной стороны, лидеру необходима поддержка своего видения, совместимого с ценностями последователей, а с другой — последователи активно ищут лидеров, которые разделяют их ценности. Большинство искусных харизматических лидеров способны настроиться на потребности и ценности последователей. Нередко они могут ясно сформулировать ценности и идеи, которые сами последователи, возможно, не в состоянии выразить в словах.

Харизматическим лидерам легче появиться в организациях, где последователи имеют отчетливо выраженный набор ценностей, например, в медицине или образовании, а не на оружейном заводе или табачной компании. Кроме того, харизматическое лидерство более вероятно там, где работа менее структурирована по сравнению с рутинной работой и где служащие больше интересуются внешней наградой, такой как оплата труда. Автор придает меньшее значение кризисным ситуациям, хотя и не отрицает их роль как одного из условий возникновения харизматического лидерства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой