Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценки других людей (концепция «зеркального Я» Чарльза Кули (Charles Н. Cooley)): человек воспринимает себя на основе того, как другие воспринимают его и реагируют на него. Восприятие того, как другие реагируют на нас, называется отраженной оценкой; Идентичностью (эго-идентичностью), вслед за Эриком Эриксоном (Erik Н. Erikson), называют ощущение самотождественности личности. Это ощущение… Читать ещё >

Психологические аспекты коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель данной главы — сформировать представление о влиянии психологических факторов на коммуникацию. В теме будут рассмотрены следующие основные понятия: Я-концепция, личность, идентичность, face (публичный образ Я). Взаимосвязь между этими базовыми психологическими понятиями представляется очевидной, поэтому в некоторых случаях она не эксплицируется в тексте. В конце главы рассматривается теория вежливости, которая устанавливает взаимосвязь между характером коммуникации и выбором речевых форм вербального взаимодействия с понятием публичного образа Я (face) и определяет вежливость как выражение намерения говорящего уменьшить опасность, которой подвергается публичное Я (face) его самого и его собеседников в процессе коммуникации. Эта теория описывает стратегии коммуникации в зависимости от ее воздействия на публичный образ Я коммуникантов.

Личность. Я-концепция. Идентичность

Коммуникация, в том числе и межкультурная, — это в первую очередь межличностное взаимодействие. Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность — результат взаимодействия биологического, психологического и социального начал. Общество воздействует на личность на микрои макроуровнях. Микроуровень — ближайшее социальное окружение личности (друзья, семья, однокурсники, коллеги по работе и пр.). Макроуровень — социальная среда, то общество, к которому принадлежит личность (человечество вообще на конкретном этапе своего развития, государство, его отдельные структуры).

Все это воздействует на личность, она осознает себя частью общества, однако главным регулятором собственного поведения является она сама. То, как человек видит себя и как он истолковывает собственные действия, составляет Я-концепцию личности. В соответствии с ней человек ведет свою деятельность.

Источники знания личности о своем Я:

  • 1. Ранняя социализиция: имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своего ребенка, и детской Я-концепцией;
  • 2. Оценки других людей (концепция «зеркального Я» Чарльза Кули (Charles Н. Cooley)): человек воспринимает себя на основе того, как другие воспринимают его и реагируют на него. Восприятие того, как другие реагируют на нас, называется отраженной оценкой;
  • 3. Самонаблюдение;
  • 4. Социальное сравнение: самонаблюдение + наблюдение за другими;
  • 5. Членство в различных социальных группах — социальная идентичность;

Две стороны Я:

  • 1) Я — результат отделения человеком самого себя от окружающей среды, общества;
  • 2) Я — объект самопознания человека (самовосприятие и самопонимание).

Я-концепция может быть подвержена изменениям в течение всей жизни личности. Она зарождается в младенчестве, когда ребенок осознает свою «отдельность» от мира, и подвергается изменениям даже в преклонном возрасте.

Идентичностью (эго-идентичностью), вслед за Эриком Эриксоном (Erik Н. Erikson), называют ощущение самотождественности личности. Это ощущение тождественности нашего Я самому себе несмотря на изменения, которые происходят с нами в течение жизни.

Однако идентичность может пониматься и как «соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет определенные нормы, ценности, групповые установки, а также то, как воспринимают человека окружающие, с какой из групп его соотносят»[1]. Каждый человек является членом нескольких социальных групп, и в зависимости от характера той или иной группы, а также природы самой идентичности, выделяют разные ее виды.

  • [1] Словарь социолингвистических терминов / Рос. акад. наук, Ин-т языкознания; Рос. акад. лингв, наук; отв. ред. В. Ю. Михальченко. М., 2006. С. 200.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой