Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Революция Мейдзи и реформы императора Муцухито

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из десяти человек: министра-президента, министров иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи. Кабинет нес ответственность только перед императором. Роспуск кабинета не был возможен ни в связи с отставкой отдельных министров… Читать ещё >

Революция Мейдзи и реформы императора Муцухито (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1868 г. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием «революция Мейдзи» («просвещенного правительства»).

Буржуазные реформы 1870— 1880-х гг. затронули различные стороны общественной жизни:

  • — в 1871 г. была проведена административная реформа: вся Япония была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми из центра чиновниками, которые комплектовались из числа самураев и местных князей, состоявших на службе у императора за жалование;
  • — в 1872 г. были отменены все сословные различия, хотя титулы и звания были сохранены; самураи и князья были приравнены в социальном плане ко всем остальным сословиям в стране; в качестве средств существования им назначалась пенсия, выплачивающаяся из казны;
  • — земля в 1872—1873 гг. была признана собственностью тех, кто ею реально владел, и закреплена за крестьянами. Зажиточное крестьянство освобождалось от земельной ренты в пользу князей и за выкуп получало право владеть землей и работать на рынок;
  • — с 1876 г. начало развиваться банковское дело, чему способствовало решение правительства капитализировать княжеские пенсии, заменив ежегодные выплаты единовременной компенсацией;
  • — в 1878 г. была введена всеобщая воинская повинность;
  • — государство взяло на себя реконструкцию и строительство наиболее крупных и экономически невыгодных промышленных предприятий (металлургические заводы, арсеналы, верфи и др.), а по закону 1880 г. продало их крупным торгово-промышленным компаниям — Миуи, Мицубиси, Фурукава.

В 1870—1880 гг. развернулось движение «за свободу и народные права» (Дзию мин-кэн ундо), в котором участвовали либеральные слои правящих классов и демократические круги японского общества.

Следствием революции Мейдзи явилось принятие в 1889 г. буржуазной Конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Для ее создания в Европу и США была послана специальная комиссия Ито Хиробуми, которая должна была, ознакомившись с лучшими нормами и институтами, отобрать наилучшие из них для Японии. Ито остановился на прусской Конституции Бисмарка 1850 г. Опубликованная от имени императора Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством и буржуазией, которая допускалась теперь к участию в законодательстве.

Конституция 1889 г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями; императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной. Император обладал правами:

  • — объявлять войну и заключать мир;
  • — заключать международные договоры;
  • — вводить осадное положение, сосредоточивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия;
  • — в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;
  • — в сфере гражданского управления определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц;
  • — назначать министра-нрсзидента (премьер-министра) и по его представлению всех остальных министров;
  • — объявлять амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановление в правах.

Император обладал всей полнотой исполнительной власти.

Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом.

Японский парламент состоял из двух палат: палаты пэров (советников) и палаты депутатов (представителей). В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором. Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах. По избирательному закону 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату парламента предоставлялось лицам мужского пола, не военнослужащим, достигшим 25 лет; уплатившим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет. Высокий имущественный и возрастной ценз отстранял от участия в выборах подавляющую часть японцев. В выборах первого японского парламента участвовало лишь около 1% населения.

Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. Законодательная деятельность парламента сводилась к утверждению законопроектов, предлагаемых правительством. Конституция 1889 г. предусматривала право императора издавать в промежутках между сессиями парламента указы, имеющие силу закона, с последующим представлением их на утверждение парламента, а парламент мог их отклонить на ближайшей сессии, и тогда они не действовали в ближайшее время. На практике такого рода указы издавались и в период сессии парламента, и вовсе не в экстренных случаях, а отклонялись они очень редко.

Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Так как императору принадлежало право роспуска парламента, правительство широко пользовалось возможностью откровенного давления на палату представителей. Ло Конституции, эта нижняя палата избиралась на четыре года, но никогда нс действовала до этого срока.

Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из десяти человек: министра-президента, министров иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи. Кабинет нес ответственность только перед императором. Роспуск кабинета не был возможен ни в связи с отставкой отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало их коллегиальной ответственности, ни при отклонении парламентом бюджета, так как Конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года. Вотум недоверия не был предусмотрен законом.

Конституция сохраняла деятельность совещательных органов при императоре: Тайного совета, Гснро (внеконституционного совещательного органа при императоре); Министерства императорского двора; Совета маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкования Конституции.

Конституция Японии 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии пошло по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях — Тайном совете и Генро. В 1895 г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военные получили дополнительную возможность давления на правительство и Парламент.

Судебная система в этот период была реорганизована на европейских началах. Согласно Закону об организации судов (1890 г.) были учреждены единые по всей стране суды. Территория страны была разделена на 298 округов, в каждом из которых создавался местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенцию которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая апелляция и разъяснение законов. Был установлен принцип несменяемости судей.

Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось: руководство предварительным расследованием, поддержание обвинения в суде, опротестование приговоров, осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию Уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале XX в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

С 70-х гг. XIX в. Япония встала на путь агрессивных войн и колониальных захватов. К территории Японии отошли о-ва Тайвань и архипелаг Пэнхуледао, был установлен контроль над Кореей, а в 1904 г. — протекторат Японии над Маньчжурией и Кореей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой