Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шариат и ал-фикх

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мусульманское право делит все судебные дела на две категории: относящиеся к праву Бога (хакк Аллах) и относящиеся к праву человека (хакк Адам). Преступления первой категории совершаются против Бога, поэтому не могут быть прощены. Среди них — отступничество от веры. Наказание по праву Бога ждет и прелюбодеев. Ко второй категории относятся преступления, совершенные против людей. В отличие от первой… Читать ещё >

Шариат и ал-фикх (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шариат («прямой, правильный путь») — совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада, общий идейный источник, религиозно-этическая основа мусульманского права (ал-фикх). Большинство богословов считает, что поскольку в основу шариата легли положения, закрепленные Кораном и Сунной, то шариат также является божественным, данным раз и навсегда. Нормами шариата регулируется вся жизнь мусульманской общины: определяются правила выполнения религиозных обрядов и правила ведения хозяйства, налогообложения, аренды, торговли, охоты и рыболовства, условия заключения и расторжения брака, нормы морали и этики, запреты и меры наказания и пр. Понятия «шариат», «законы шариата» не имеют юридического смысла и используются для характеристики такого обобщающего понятия, как мусульманский образ жизни.

Шариат предписывает всем совершеннолетним дееспособным мусульманам соблюдение целого ряда предписаний и запретов. Степень обязательности этих предписаний различна и строго регламентирована. Согласно шариату, мусульман, совершающиххарам («недозволенное»)? ожидает после смерти строгое наказание. Считается, что избегающие харама получат «благость Всевышнего Аллаха», а отрицающие недозволенное будут сочтены «неверными».

Пищевые запреты касаются, прежде всего, употребления свинины и алкоголя. Свинья — животное, не входящее в состав стада кочевников, в том числе и арабов. Еще в доисламский период свинья, вероятно, была у народов Ближнего Востока сакральным жертвенным животным, что и определило жесткое табу в обыденной жизни. Шариат не только запрещает употребление в пищу мяса свиньи, но также куплю, продажу и даже приобретение продуктов на деньги, полученные от продажи свинины. Нарушение правил убоя других животных, разрешенных к употреблению, также делает их мясо ритуально нечистым. Запрет на употребление алкоголя (от арабского «ал-кухул») не является всеобъемлющим. В Коране пьянство осуждается по религиозным причинам: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (К 4:43). В современных условиях в различных странах этот запрет соблюдается с разной степенью строгости. В Саудовской Аравии, например, нарушителей подвергают жестоким уголовным наказаниям. В ряде стран, в частности в Египте, такие наказания не практикуются, но возможно общественное порицание, а в Турции, также стране традиционного ислама, на мужских собраниях и просто в обыденной жизни принято ограниченное употребление алкогольных напитков.

Запрет на взимание ссудного процента {риба) рассматривается как один из принципов создания мусульманского социально и экономически справедливого общества. Однако функционирование современного банковского дела без риба практически невозможно. В обход запрета в практику вошли специальные формы ведения экономической деятельности, например, используется принцип партнерства, что подразумевает либо получение фиксированного размера прибыли от клиента, взявшего кредит, — тем самым он превращается в делового партнера, либо существует практика получения дохода от перепродажи, что уже не квалифицируется шариатом как ростовщичество.

Многие предписания шариата касаются норм поведения в общественной и личной жизни: правила трапезы («ешьте пищу с краев и не ешьте с середины», «не пейте из горлышка» и др.), приветствий, поведения младших по отношению к старикам. Шариат требует, чтобы мусульмане уважали родителей и родственников. Непочтительное отношение к родителям расценивается как тяжкий грех.

Большое внимание уделяется статусу женщины, подробно разработаны условия заключения и расторжения брака, имущественные и наследственные права женщин, мужчине предписывается заботиться о женщине, поскольку она нужна ему, и он несет за нее материальную ответственность. Из Корана явствует, что женщина хотя и создана Аллахом, но не во всем равна мужчине: «Женщины имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (К 2:228). Женщины ограничены в праве на наследование (доля женщины меньше доли мужчины), в праве на дачу показаний в суде и др. Ограничения распространяются и на выбор супруга — по шариату мужчина может жениться на иудейке и христианке, но мусульманке разрешается брак только с мусульманином. Согласно Корану, мужчина может иметь до четырех законных жен одновременно при условии равного отношения к каждой из них (К 4:3). По нормам шариата мусульманкам предписано появляться вне дома в особой одежде (хиджаб). Единых правил хиджаба не существует. В одних странах женщины должны полностью скрывать фигуру и лицо, в других допускается ношение чадры, легкого покрывала, головного платка, закрывающего волосы и шею.

Обряды жизненного цикла обычно выполняются без пышных церемоний, дома. Зато после обязательного ритуала устраиваются пиршества с приглашением множества гостей. Сразу после рождения ребенку в оба уха шепчут слова «Аллаху акбар» (Аллах велик), с которых начинаются призывы на молитву, а затем формулу исповедания веры (аш-шахада).

На седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день новорожденным дают имя и обривают голову. В возрасте от семи дней до пятнадцати лет мальчики подвергаются обряду обрезания крайней плоти (суннат), символизирующему приобщение к исламу. При заключении брачного договора (никах) имам или человек, его заменяющий, читает специальную молитву, произносит благословение и первую суру Корана. Обряд происходит в присутствии свидетелей с обеих сторон. Невеста может прислать вместо себя доверенное лицо. Одной из первостепенных материальных обязанностей мужа перед женой является преподнесение брачного дара (махр). Иногда махр отождествляют с калымом — выкупом за невесту, уплачиваемым ее семье. Этот древний обычай, сохраняющийся у некоторых народов, не имеет ничего общего с исламом. Махр — это плата за брачные отношения, имущество махра принадлежит только жене и обеспечивает ее в случае вдовства или развода. Размер махра оговаривается в брачном договоре. В настоящее время, как и в прошлом, размеры махра могут быть очень значительными. Поэтому, хотя ислам осуждает безбрачие, многие мужчины могут жениться только в зрелом возрасте, накопив достаточные средства.

Похоронный обряд начинается с обмывания, производимого по определенным правилам, часто профессионалами, затем тело заворачивают в белый саван из трех полотнищ и хоронят как можно быстрее. Заупокойная молитва произносится имамом или близким родственником, во время захоронения молятся все присутствующие (обычно это только мужчины). Лицо покойного в могиле должно быть обращено в сторону Каабы. Поминки проходят на третий, седьмой и сороковой дни и через год после смерти.

Мусульманское право и правоведение (ал-фиюс) является составной частью шариата. На начальном этапе истории мусульманской общины не существовало никакой системы судопроизводства. Мухаммад лично решал судебные вопросы и выносил приговоры. Первые упоминания о назначении специальных судей (кади), которым халиф передоверял свои функции, относятся ко времени халифа Омара. Выполнение обязанностей судьи рассматривалось как религиозный долг по отношению к мусульманской общине. В теории кади не должны были получать жалования, но фактически жили на пенсии, выделяемые из доходов с имуществ, переданных в распоряжение культовых учреждений в благотворительных целях (вакф).

Единственным источником вероучения и права первоначально признавался только Коран. При Омейядах вторым источником были признаны хадисы. Однако и хадисы не могли ответить на все практические запросы, возникавшие в развивавшемся феодальном обществе. Постепенно был выработан комплекс правовых норм (ал-фикх), получивших религиозную санкцию.

При Омейядах и особенно при Аббасидах богословы-законоведы стали совершенствовать право, с тем чтобы сделать его сводом, способным охватить все явления и практические требования жизни. Богословы Смуджтахиды) обсуждали, комментировали, интерпретировали богословско-правовые источники и выносили свои решения. Эта деятельность получила название иджтихад («усердствование»). Кроме Корана и Сунны источниками мусульманского права были признаны «иджма» (единодушное мнение авторитетных правоведов) и «кийас» (суждение по аналогии).

В результате споров, взаимных уступок и компромиссов в VIII—IX вв. сложилось несколько суннитских богословско-правовых школ или толков (мазхабов), существующих до сих пор:

  • 1. Ханафитский мазхаб. Основателем-эпонимом этого толка был один из знаменитейших мусульманских богословов-законоведов имам ан-Нуман Абу Ханифа (ок. 696—767). Абу Ханифа и его школа, чаще прибегая к кийасу по сравнению с другими толками, выработали принцип истихсан («одобрение»), суть которого состояла в том, чтобы при решении неясных и спорных вопросов выбирать заключение, наиболее соответствующее интересам общины. Ханафиты отличаются от остальных толков также тем, что допускают широкое использование светского, местного права (адата), сложившегося еще до принятия ислама. К этому мазхабу принадлежит большая часть мусульман.
  • 2. Маликитский мазхаб получил свое название от имени его основателя имама Малика ибн Анаса (713—795). Маликиты являются строгими приверженцами Сунны, отвергают рассудочное толкование Корана, в ограниченных пределах допускают кийас. Этот мазхаб распространен в странах Северной, Западной и Центральной Африки, Судане.
  • 3. Шафиитский мазхаб основан имамом Мухаммадом ибн Идрисом аш-Шафии (ум. в 820 г.). Система права шафиитов представляет компромисс между ханафитской и маликитской, но стоит ближе к системе маликитов. Шафииты не одобряют применения принципа истихсан, считая, что он дает возможности для субъективного мнения. Наибольшее распространение получил в Индонезии, странах Западной Азии, Восточной и Южной Африки, в Египте.
  • 4. Ханбалитский мазхаб назван по имени Ахмада ибн Ханбала (ум. в 855 г.). Ибн Ханбал сам не создал системы права, но его взгляды систематизировали и развили ученики и последователи. Для ханбалитов характерны крайняя нетерпимость ко всем новшествам (бида) в делах веры, буквализм и отрицание любого свободного и рационального толкования Корана и хадисов. В качестве иджмы ханбалиты признают только согласное мнение сподвижников Мухаммада, к кийасу прибегают в исключительных случаях. Половина населения Саудовской Аравии придерживается ханбалитского мазхаба.

Шиитский мазхаб джафаритов сложился несколько позже и назван по имени учителя Абу Ханифы — Джафара ас-Садика (702—765). Мазхаб джафаритов выражает взгляды шиитских рационалистов, установивших свои «четыре корня права»: Коран, шиитское Предание, иджма и разум (акл). Джафариты признают временный брак, следуют принципу благоразумного скрывания веры (ат-такийа), позволяющему шииту среди суннитов выдавать себя за суннита, среди христиан — за христианина, отвергают кийас, в сборники хадисов включают только рассказы, подкрепленные авторитетом членов «семьи Пророка». В отличие от последователей суннитских мазхабов, считающих, что разработка богословско-правовых вопросов давно завершена, настаивают на том, что «врата иджтихада остаются открытыми». Это дает возможность довольно гибко приспосабливать шиитскую доктрину к требованиям времени.

Мусульманское право делит все судебные дела на две категории: относящиеся к праву Бога (хакк Аллах) и относящиеся к праву человека (хакк Адам). Преступления первой категории совершаются против Бога, поэтому не могут быть прощены. Среди них — отступничество от веры. Наказание по праву Бога ждет и прелюбодеев. Ко второй категории относятся преступления, совершенные против людей. В отличие от первой категории, начинать такие дела можно лишь по жалобе потерпевших или их родственников, которые могут отказаться от судебного преследования обидчиков и простить их. За убийство, ранение, членовредительство назначается кисас, или «воздаяние равным». Причем ислам не настаивает на кровной мести и призывает родственников погибшего по возможности простить убийцу, ибо прощение угодно Аллаху. В таком случае оговаривается дийа, или материальная компенсация. Дийа полагается за непредумышленное убийство, убийство чужого раба или «человека Писания». Наиболее развитая отрасль ал-фикха — личное право, регулирующее семейно-брачные и наследственные отношения.

В мусульманских странах даже в Средние века наряду с ал-фикхом действовали государственные законодательные акты, а в XIX в. стали применяться нормы европейского права. В настоящее время отдельные нормы ал-фикха признаются в качестве действующего права в тех странах, где преобладает мусульманское население. В большинстве исламских стран сохраняются шариатские суды.

Одна из характерных особенностей духовной жизни мира ислама — отсутствие института церкви как централизованной организации, которая осуществляет религиозную политику, устанавливает иерархию духовных лиц. Термин «мусульманское духовенство», часто употребляемый в литературе, не идентичен термину «духовенство» в христианстве. В христианстве человек становится духовным лицом через официальный акт «таинства священства» или приобщения к «божественной благодати». В исламе же такого обряда посвящения в сан не существует, как нет и строгой иерархии лиц, совершающих богослужение, стоящих во главе религиозной общины. Теоретически духовным лицом (имамом, муллой, муэдзином) может стать любой мужчина, отличающийся благочестивым поведением, знанием Корана и шариата. На практике, чтобы стать духовным лицом, особенно в крупных городах и поселениях, нужно пройти довольно длительную подготовку в медресе, исламских институтах и университетах, а нередко — получить поддержку религиозных авторитетов. В быту, повседневной жизни этим лицам не предписывается поведение, в чемлибо противопоставляющее их рядовым мусульманам. Одежда духовных лиц зависит от региональных обычаев.

Необходимость координации деятельности мусульманских государств на международной арене привела к созданию международных исламских организаций. Самая крупная и влиятельная, функционирующая на правительственном уровне, — Организация Исламская конференция (ОИК). Она имеет статус наблюдателя при Организации Объединенных Наций, при ней действует Исламский банк развития.

Ислам не только не утратил способности к развитию и вовлечению в свою орбиту новых приверженцев, но его влияние на формы государственного устройства, экономические, политические и иные сферы жизни современного мирового сообщества возрастает. Ислам и базирующиеся на его основе социальные, нравственные и культурные институты утвердились в современном мире в качестве одной из важнейших составляющих общемировой системы ценностей.

Вопросы для повторения

  • 1. Какое событие сыграло важнейшую роль в становлении ислама?
  • 2. Охарактеризуйте основные источники вероучения ислама — Коран и Сунну.
  • 3. Каковы основные догматы и «столпы» ислама?
  • 4. Когда и по каким причинам образовались основные направления в исламе?
  • 5. Что такое шариат и ал-фикх, в чем их различие?

Рекомендуемая литература

Ал-Бухари. ас-Сахих. Достоверные предания. Перевод с арабского А. Нирша. М., 2004.

Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Перевод с арабского Н. А. Гайнуллина. М., 2002.

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Керимов Г. М. Шариат — закон жизни мусульман. СПб., 2007.

Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. М., 2004.

Коран. Перевод смыслов. Перевод с арабского Э. Р. Кулиева. М., 2003.

Петрушевский И. П. Ислам в Иране VII—XV вв. Л., 1966.

Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.

Резван Е. А. Коран и его толкования. СПб., 2000.

Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2008.

Стецкевич ТА. У истоков мусульманской цивилизации. СПб., 2016.

Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика. СПб., 1996.

Холланд Т. В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю. М., 2015.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой