Curricula 2005.
Информационные технологии
Первая версия Computing Curricula — рекомендаций по преподаванию информатики в университетах — была опубликована в 1968 г. С тех пор эти рекомендации обновлялись примерно раз в 10 лет совместным комитетом по образованию под эгидой профессиональных ассоциаций Association for Computing Machinery (ACM) и IEEE Computer Society. В конце 1990;х гг. было принято решение о разделении Computing Curricula… Читать ещё >
Curricula 2005. Информационные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первая версия Computing Curricula — рекомендаций по преподаванию информатики в университетах — была опубликована в 1968 г. С тех пор эти рекомендации обновлялись примерно раз в 10 лет совместным комитетом по образованию под эгидой профессиональных ассоциаций Association for Computing Machinery (ACM) и IEEE Computer Society. В конце 1990;х гг. было принято решение о разделении Computing Curricula на четыре основные дисциплины (рис. 1.3, а): информатика (Computer Science — CS), программная инженерия (Software Engineering — SE), проектирование аппаратных платформ (Hardware Engineering — СЕ) и информационные системы (Information Systems — IS).
Рис. 1.3. Информационные потоки предприятия, а — 1968 г.; б — 2005 г.
Первый том в серии Computing Curricula 2001, посвященный информатике, был выпущен в конце 2001 г. (CS 2001 Computer Science). В качестве официальных рекомендаций по преподаванию ИС был утвержден документ «IS 2002 Information Systems», разработанный в результате совместного проекта ACM, Association for Information Systems (AIS) и Association of Information Technology Professionals (AITP). Рекомендации по преподаванию программной инженерии «SE 2004 Software Engineering» были выпущены в августе 2004 г. Наконец, документ с рекомендациями по преподаванию проектирования аппаратных платформ «СЕ 2004 Computer Engineering» был утвержден в декабре 2004 г.
В сентябре 2005 г. был выпущен обзорный том для всего проекта «Computing Curricula»[1]. В нем была впервые сформулирована потребность выделения еще одной самостоятельной дисциплины под названием «Информационные технологии» (IT 2006 Information Technology) (рис. 1.3, б).
В этом томе приводится карта (рис. 1.4) распределения знаний, которые получает студент при изучении дисциплин различных специальностей. На карте по оси ординат обозначены пять основных направлений изучения информатики:
- 1) организационные изменения и информационные системы (Organizational Issues & Information Systems);
- 2) прикладные технологии (Application Technologies);
- 3) технологии и методы программного обеспечения (Software Methods and Technologies);
- 4) инфраструктура система (Systems Infrastructure);
- 5) компьютерная архитектура и аппаратные средства (Computer Hardware and Architecture).
По оси абсцисс по возрастанию влево на карте обозначены: теория, принципы, инновации (Theory, Principles, Innovation), вправо — приложения, конфигурация, развертывания (Application, Deployment, Configuration).
Основное внимание при изучении разделов дисциплины «Информационные технологии» должно уделяться практическим вопросам (см. правую часть рис. 1.4). Отметим, что раздел, содержащий вопросы, связанные с изучением аппаратных средств и их архитектуры, вообще исключен. Накопление знаний в области ИТ осуществляется через формирование библиотеки ИТ. Библиотека передового опыта в области информационных технологий — Information Technology Infrastructure Library (ITIL) сегодня стала международным стандартом в сфере организации и управления ИТ. Использование в своей деятельности большого числа приложений (ИТ-сервисов) требует эффективного управления. Для этого формируется методология Information Technology Service Management (ITSM), которая позволяет эффективно управлять производством ИТ-сервисов, обеспечивает повышение их качества и экономическую эффективность деятельности ИТ-подразделений (служб, департаментов и т. п.).
Рис. 1.4. Карта распределения знаний при изучении дисциплин различных специальностей.
Рис. 1.4. Карта распределения знаний при изучении дисциплин различных специальностей (продолжение).
Другой подход к систематизации знаний об ИТ — Control Objectives for Information Technologies (СОbIТ). Он содержит основополагающие принципы системы управления в виде разработанного руководства, методологии и инструментов контроля и аудита информационных технологий. СОbIТ содержит около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления ИТ, аудита и ИТ-безопасности. Перевод аббревиатуры СОbIТ имеет несколько вариантов — наиболее корректный из них «Цели контроля для информационной и смежных технологий». Основная сущность СОbIТ — это методология стратегического управления информационными и смежными технологиями, непрерывность соответствия ИТ требованиям бизнеса, управление ресурсами ИТ с помощью ИТ-процессов для предоставления информации, необходимой организации для достижения ее целей.
Итология — наука об ИТ
Процесс стандартизации ИТ должен иметь методологическое основание, которое позволило бы обоснованно определять объекты, методы и инструменты стандартизации. При этом понятие «информационные технологии» трактуется следующим образом: ИТ включают в себя спецификацию, проектирование и разработку программно-аппаратных и телекоммуникационных систем и средств, имеющих дело с поиском и сбором информации, представлением, организацией, обработкой, безопасностью, хранением, передачей, а также обменом и управлением информацией. Такое толкование и единая методологическая база реализованы в виде методологического базиса открытых систем. Методологическую основу базиса открытых систем составляет совокупность концепций и основанных на них следующих эталонных моделей: концептуальная основа и принципы построения открытых систем; эталонная модель окружений открытых систем (Open System Environment Reference Model — OSE RM); эталонная модель взаимосвязи открытых систем (Open Systems Interconnection Reference Model — OSI RM); аппарат разработки и использования профилей ИТ/ИС, предназначенный для создания открытых систем в пространстве стандартизованных решений; таксономия профилей; концепция тестирования конформности систем ИТ исходным стандартам и профилям. Методологический базис ИТ, основную часть которого составляют спецификации ИТ различных уровней абстракции, формируется на основе иерархического подхода, что способствует анализу его структуры с помощью некоторой многоуровневой модели.
- [1] «СС 2005 The Overview Report Covering Undergraduate Degree Programs in CE CS IS IT SE a Volume of the Computing Curricula Series». [Электронный ресурс] Режим доступа: acm.org/education/curric_vols/CC2005;March06Final.pdf.