Методика аудита налогообложения
Внутренние регламенты и иные локальные акты налогоплательщика (учредительные документы, решения общих собраний, решения совета директоров и иных органов управления, приказы, включая приказы о внутренних и внешних политиках, распоряжения, указания, положения, инструкции, коллективные договоры и т. д.); Особенности деятельности налогоплательщика, влияющие на процесс налогообложения (сезонность… Читать ещё >
Методика аудита налогообложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.
Целью методики аудита налогообложения является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области аудита налогообложения.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Задачами методики аудита налогообложения являются определение:
- • подходов к проведению проверки на различных этапах аудита налогообложения;
- • основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита налогообложения;
- • ответственности сторон при проведении аудита налогообложения;
- • порядка проведения конкретных процедур проверки;
- • порядка оформления рабочих документов и результатов аудита налогообложения.
При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам выполняются все этапы аудита:
- • предварительное планирование аудита налогообложения;
- • непосредственное планирование аудита налогообложения;
- • оценка системы внутреннего контроля организации по правильности, своевременности и полноте исчисления налогов;
- • проведение аналитических процедур (аудит по существу);
- • оценка результатов аудиторской выборки;
- • оценка влияния результатов аудита налогообложения на мнение аудитора о степени достоверности финансовой отчетности.
В соответствии с целью аудита налогообложения можно выделить следующие основные направления аудита налогообложения:
- 1) проверка элементов налогов и сборов;
- 2) проверка исчисления и уплаты налогов и сборов;
- 3) проверка заполнения и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций.
- 1. Проверка элементов налогов и сборов осуществляется в целях получения достаточных и надлежащих доказательств, но подтверждению правильности определения аудируемым лицом по конкретному налогу или сбору следующих обязательных элементов:
- • налогоплательщиков;
- • объекта налогообложения;
- • налогооблагаемой базы;
- • налогового периода;
- • налоговой ставки;
- • порядка исчисления налога или сбора;
- • сроков уплаты налога или сбора;
- • применяемых форм отчетности.
- 2. Проверка исчисления и уплаты налогов и сборов осуществляется в целях получения достаточных и надлежащих доказательств для подтверждения по конкретному налогу или сбору:
- • правильности формирования налоговой базы;
- • отражения текущих налоговых обязательств в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- • отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
- • классификации и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности с необходимой степенью детализации информации по налогам и сбору;
- • полноты и своевременности уплаты налога и сбора.
- 3. Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций осуществляется в целях получения достаточных и надлежащих доказательств по подтверждению по конкретному налогу или сбору:
- • полноты и точности заполнения финансовой отчетности и налоговых деклараций;
- • сопоставимости данных финансовой отчетности и налоговых деклараций;
- • соблюдения правил представления финансовой отчетности и налоговых деклараций.
Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом, и для ее уплаты обычно назначается определенная дата.
При проверке расчетов с бюджетом нельзя полагаться лишь на формальное соблюдение аудиторской процедуры. Поэтому окончательное заключение о состоянии расчетов с бюджетом должен делать руководитель проекта, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на формирование налогооблагаемых баз по налогам.
В ходе проведения аудиторской проверки налогообложения аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами.
Методики аудита налогообложения разрабатываются исходя из специфики организации и деятельности аудируемых лиц, а также вида налогов и обязательных сборов.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на территории всей Российской Федерации, если иное не установлено НК РФ.
В соответствии со ст. 13 НК РФ система федеральных налогов и сборов в Российской Федерации включает в себя:
- • налог на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ);
- • акцизы (гл. 22 НК РФ);
- • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (гл. 23 НК РФ);
- • налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
- • налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК);
- • водный налог (гл. 252 НК РФ);
- • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 251 НК РФ);
- • государственная пошлина (гл. 253 НК РФ).
Региональными налогами признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено НК РФ.
В соответствии со ст. 14 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие региональные налоги:
- • налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
- • налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
- • транспортный налог (гл. 28 НК РФ).
Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не установлено НК РФ. При этом ст. 12 НК РФ устанавливает исключение из данного правила для двух субъектов РФ — городов Москвы и Санкт-Петербурга. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 15 НК РФ в Российской Федерации установлен следующий перечень местных налогов и сборов:
- • земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- • налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.
Методика аудита налогообложения разрабатывается по той же схеме, что и методика аудита отдельных участков бухгалтерского учета и включает в себя шесть разделов.
Раздел 1 «Цель и задачи проверки отдельных налогов и сборов» раскрывает цели и задачи аудиторской проверки соответствующего налога.
Раздел 2 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов» содержит все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.
Раздел 3 «Источники информации для проверки» содержит документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов. Перечень первичных документов приводится по каждому налогу. Аудиторы, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну, за ее разглашение они несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Раздел 4 «Основные направления проверки налогов и сборов» определяет основные направления проведения проверки по существу. Проверяются следующие моменты:
- • действие федерального и регионального законодательства, а также нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
- • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- • какие налоги (сборы) должен уплачивать налогоплательщик;
- • действие актов законодательства о налогах и сборах во времени;
- • порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;
- • соответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ;
- • действия международных договоров по вопросам налогообложения;
- • решения, постановления, определения судебных органов, влияющих на организацию налогообложения в Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ);
- • режимы налогообложения (обычный режим, специальные режимы);
- • статус налогоплательщика и наличие подтверждающих этот статус документов (резидент / нерезидент, коммерческая / некоммерческая организация, бюджетная / внебюджетная организация, крупнейший налогоплательщик, налогоплательщик / налоговый агент, собственник / посредник, юридическое / физическое лицо и т. д.);
- • доходы из различных источников (в Российской Федерации, за пределами Российской Федерации и т. д.);
- • объекты налогообложения по каждому налогу и специальному режиму;
- • налоговая база по каждому налогу и специальному режиму;
- • налоговый период по каждому налогу и специальному режиму;
- • налоговые ставки по каждому налогу и специальному режиму;
- • порядок исчисления по каждому налогу и специальному режиму;
- • порядок уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
- • сроки уплаты по каждому налогу и специальному режиму;
- • специальные вопросы, присущие данному налогу и специальному режиму;
- • льготы и основания для их использования налогоплательщиком в предусмотренных законодательством случаях;
- • особенности деятельности налогоплательщика, влияющие на процесс налогообложения (сезонность, ритмичность, географическое местонахождение, климатические условия, сегментарность бизнеса, межправительственные соглашения и международные обязательства, специальные решения Правительства РФ и т. д.);
- • особенности организационной структуры налогоплательщика (вхождение в транснациональную и (или) национальную корпорацию, естественную монополию, сеть, холдинг, корпорацию и т. д., наличие филиалов и других обособленных подразделений, наличие оборудованных и необорудованных рабочих мест, место нахождения имущества, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика и т. д.);
- • внутренние регламенты и иные локальные акты налогоплательщика (учредительные документы, решения общих собраний, решения совета директоров и иных органов управления, приказы, включая приказы о внутренних и внешних политиках, распоряжения, указания, положения, инструкции, коллективные договоры и т. д.);
- • права собственности на активы и обязательства налогоплательщика, включая права собственности на товары, работы, услуги;
- • взаимозависимость при осуществлении деятельности налогоплательщика, включая договорные обязательства;
- • обоснованность ценообразования для целей налогообложения;
- • экономический смысл операций;
- • цель делового характера деятельности налогоплательщика;
- • обоснованность налоговой выгоды;
- • возможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- • наличие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства);
- • период создания и деятельности организации (незадолго до совершения хозяйственной операции, «спящая» фирма, разовый характер операций и т. д.);
- • ритмичность / неритмичность совершения хозяйственных операций;
- • наличие нарушений налогового законодательства в прошлом;
- • расчеты по налогам с использованием «проблемного» банка;
- • транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- • расчеты при использовании посредников при осуществлении хозяйственных операций;
- • акты контролирующих органов, решений и постановления судебных органов, решения о неисполнении и (или) отказе от исполнения обязательств, влияющие на процесс налогообложения;
- • правильность и своевременность оформления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (первичные документы, регистры, справки, расчеты, пояснения, расшифровки, внутреннюю отчетность и т. д.);
- • правильность заполнения и оформления бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности;
- • своевременность сдачи бухгалтерской, налоговой и иной отчетности в соответствующие адреса;
- • порядок и сроки урегулирования спорных вопросов с налоговыми, таможенными, финансовыми, правоохранительными и другими органами и организациям (государственными, общественными и т. д.);
- • порядок и сроки урегулирования спорных вопросов в судебных органах;
- • особенности налогообложения в условиях конкурсного производства, процедуры банкротства, реорганизации, ликвидации и т. д.;
- • обоснованность, правильность и оформление предъявляемых санкций со стороны налоговых, финансовых и других органов (недоимки, а также пени и штрафы);
- • порядок и сроки внесения исправлений, уточнений и корректировок по расчетам, уплате и оформлению документов по налогам;
- • списание безнадежных долгов по налогам и сборам;
- • отсрочка, рассрочка по уплате налога и сбора, инвестиционного налогового кредита;
- • оформление в учете и отчетности порядка и условий применения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов: залога имущества, поручительства, пени, приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика;
- • зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;
- • возврат сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
- • отсутствие налоговых и иных правонарушений;
- • соответствие расчетов и удержаний по налогам соглашениям и договорам об избежании двойного налогообложения.
Раздел 5 «Проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций» предполагает проверку предпосылок подготовки финансовой отчетности и налоговых деклараций, а также полноту, точность и сопоставимость данных и соблюдение установленных сроков их представления.
Раздел 6 «Классификация выявленных ошибок и нарушений» содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим налогам и сборам.
Учитывая изложенное, необходимо организовать процесс проверки по конкретному налогу так, чтобы план и программа проверки были достаточно компактными и универсальными и чтобы контроль качества проверки было удобно и легко осуществлять со стороны как руководителей проверки, так и руководства и собственников (представителей собственников) налогоплательщиков.
Методика является внутренним нормативным актом аудиторской организации, которым должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита налогообложения.