Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Конституционность данной нормы была предметом рассмотрения КС РФ, который отметил следующее: «Наличие законодательно установленного срока, в пределах которого заинтересованные лица должны определиться с волеизъявлением на обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, не может рассматриваться как препятствие для реализации ими права на оспаривание в порядке надзора вступившего в законную силу судебного акта. Более того, неурегулированность данного вопроса приводила бы к неопределенности в спорных материальных правоотношениях и возникших в связи с судебным спором в процессуальных правоотношениях.
Следовательно, само по себе установление в части 3 статьи 292 АП К Российской Федерации срока для подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта в действующей системе арбитражного процессуального законодательства соответствует предназначению надзорного производства в арбитражном процессе, не препятствует заинтересованным лицам воспользоваться по своему усмотрению правом на оспаривание вступившего в законную силу судебного акта в целях исправления судебной ошибки и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы"[1].
Важно отметить, что подача надзорной жалобы предполагает обязательность исчерпания других имеющиеся возможностей для проверки законности указанного акта в судебном порядке.
Применим ли для надзорного производства порядок последовательного обжалования судебных актов?
Концепция последовательного обжалования заложена в АПК применительно ко всем проверочным инстанциям. Так, согласно ч. 3 ст. 292 АПК заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Зависит ли срок, установленный законом для восстановления пропущенного срока для оспаривания судебного акта в надзорном порядке, от субъекта, обращающегося с надзорной жалобой? С чем это связано?
Наличие института восстановления пропущенного срока — это гарантия защиты прав и законных интересов лиц, которые по уважительным причинам пропустили срок, установленный законом для оспаривания судебного акта.
Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, может быть восстановлен:
- • по ходатайству заявителя при условии подачи такого ходатайства не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта;
- • по ходатайству лица, указанного в ст. 42 АПК, не позднее шести месяцев со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.
- [1] Постановление КС РФ от 11.05.200 514″ 5-Π.