Виды стратегий.
Планирование на предприятии
Действия, направленные на поиск путей получения синергического эффекта среди родственных фирм и превращение его в конкурентное преимущество. Фирма, расширяя свое поле деятельности за счет похожих технологий, аналогичного характера работы и каналов сбыта, того же сегмента рынка, достигает преимущества перед другими компаниями, переключающимися на абсолютно новые для них виды деятельности… Читать ещё >
Виды стратегий. Планирование на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внутри крупной фирмы разрабатываются стратегии трех видов:
1. Корпоративная описывает общее направление развития фирмы и прежде всего ее производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг, в том числе, какие необходимо иметь подразделения и куда следует направлять инвестиции.
Данная стратегия применяется в основном в дифференцированной компании, и ее разработка предусматривает обычно четыре вида действий:
- • действия по достижению диверсификации. Этот аспект стратегии определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и выделит позицию компании в каждой из отдельных отраслей;
- • действия по улучшению общих показателей деятельности в тех отраслях, где уже работает фирма. Должны быть приняты решения по усилению конкурентоспособности и доходности в долгосрочной перспективе;
- • действия, направленные на поиск путей получения синергического эффекта среди родственных фирм и превращение его в конкурентное преимущество. Фирма, расширяя свое поле деятельности за счет похожих технологий, аналогичного характера работы и каналов сбыта, того же сегмента рынка, достигает преимущества перед другими компаниями, переключающимися на абсолютно новые для них виды деятельности;
- • создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов в наиболее перспективные области. Ограничение свободы на инвестирование в непродуктивное производство позволяет передислоцировать средства в наиболее обещающие подразделения или выделить их на финансирование новых привлекательных приобретений.
- 2. Деловая (конкурентная, бизнес-стратегия) обеспечивает долгосрочность конкурентных преимуществ хозяйственных подразделений фирмы и включает частные стратегии:
- — товаро-рыночная (маркетинговая), определяющая номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы ее реализации;
- — ресурсно-рыночная, определяющая поведение предприятия на рынке материальных, финансовых и иных видов ресурсов;
- — технологическая, определяющая динамику технологического уровня применяемых производственных процессов;
- — инвестиционно-финансовая, определяющая способы привлечения, накопления и использования финансовых средств;
- — интеграционная, определяющая взаимодействие с другими предприятиями — деловыми партнерами;
- — организационная, определяющая адаптивную структуру предприятия и его подразделений, их численный и квалификационный состав;
- — социальная, определяющая трудовую политику, направленную на создание динамичного работоспособного коллектива;
- — социально-экономическая стратегия (налоги, природопользование, экология, охрана здоровья, охрана труда и т. д.).
Бизнес-стратегии определяют порядок действия фирмы на рынках каждого из ее продуктов, поэтому количество бизнес-стратегий равно количеству разнородных продуктов, которыми занимается предприятие. Если продукты однородны, то они могут быть объединены в ассортиментные группы, по которым строится единая бизнес-стратегия. Бизнес-стратегии строятся по каждому продукту предприятия относительно конкурентов, поэтому иногда они называются конкурентными стратегиями.
3. Функциональная разрабатывается функциональными службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегий: НИОКР, производственная (контроль за издержками, управление издержками, повышение эффективности операций), маркетинговая, финансовая, организационная стратегии, стратегия управления персоналом.
Разработка набора функциональных стратегий — весьма важный этап стратегического планирования, поскольку он является «переходным» от уровня стратегического планирования к оперативным планам подразделений. На российских предприятиях планирование функциональных стратегий — слабое звено процесса стратегического планирования вследствие недостаточной квалификации менеджеров и маркетологов. В результате стратегическое планирование становится формальной «бумажной операцией», никак не связанной с реальной деятельностью предприятия.
Сравнительная характеристика названных видов стратегий приведена в табл. 4.5.
При формулировании любой стратегии необходимо учитывать следующие ограничения:
- — уровень финансового капитала;
- — размер приемлемого риска;
- — потенциальные навыки и способности фирмы;
- — отношения в рамках рабочих связей фирмы;
- — противодействие конкурентов;
- — правовые и др. факторы.
Таблица 4.5
Сравнительная характеристика типов стратегий
Корпоративные стратегии. | Бизнес-стратегии. | Функциональные стратегии. | |
Стратегический фокус. | Капитал. | Конкурентные преимущества. | Эффективность. |
Стратегическая область. | Фирма как целостная организация. | Области бизнеса фирмы. | Процессы внутри фирмы. |
Стратегические ресурсы. | Капитал. | Внутренний потенциал. | Система. |
Критерии. | Эффективность капитала. | Стратегические позиции. | Доходность. |
Выбор вида стратегии имеет кардинальное значение для фирмы и влечет долговременные необратимые последствия. И хотя неверное стратегическое решение можно предотвратить принятием другого решения, но это потребует значительных ресурсов, возрастающих во времени. На практике к таким принципиальным решениям относятся планы реконструкции, расширения или ликвидации производств, коренного изменения профиля или специализации деятельности фирмы.