Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные публичные атрибуты внутренних установлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тот же самый иерархический принцип соподчиненное™ внутрицерковных источников присущ и другим конфессиям, упомянутым в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Важнейшими из таких источников являются, как правило, кодифицированные сборники основополагающих норм вероисповедания, затем по значимости следуют указания по внутрицерковным проблемам руководителей… Читать ещё >

Основные публичные атрибуты внутренних установлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутрицерковные установления, как правило, основываются на синодальной иерархии источников. В Русской православной церкви к наиболее авторитетным духовным источникам внутрицерковных установлений относят канонический кодекс вселенской Православной церкви — правила Апостольские, Вселенских и Поместных соборов и Святых отцов.

Рассматривая проблему иерархической соподчиненное™ источников внутрицерковных установлений, следует учитывать, что, в отличие от нрава общегражданского, важнейшим критерием разграничения тех или иных конфессиональных источников может быть только их духовный авторитет, понятие «юридическая сила», используемое в научном обиходе современных юристов и законотворческой технике, здесь едва ли применимо. Именно поэтому вышеупомянутое собрание канонов вселенской Православной церкви превосходит по своей авторитетности принятый Поместным собором РПЦ 8 июня 1988 г. Устав об управлении РПЦ.

Тот же самый иерархический принцип соподчиненное™ внутрицерковных источников присущ и другим конфессиям, упомянутым в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Важнейшими из таких источников являются, как правило, кодифицированные сборники основополагающих норм вероисповедания, затем по значимости следуют указания по внутрицерковным проблемам руководителей (духовных наставников) данных конфессий, изданные коллегиально или единолично. Издание актов такого типа регламентировано законодательством многих европейских стран, в частности новым Конкордатом Итальянской Республики от 18 февраля 1984 г.

Внутрицерковные установления религиозных организаций в некоторых случаях догматичны — это, как правило, нормы, устанавливающие конфессиональные отношения, базирующиеся на неизменных источниках Церкви, определяющих духовные устои данного вероучения.

Статья 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет основы статуса внутренних установлений религиозных организаций, т. е. конфессиональных объединений, уже зарегистрированных в органах юстиции. В то же время указанный Федеральный закон не предусматривает каких-либо ограничений в издании актов внутрицерковного управления и для религиозных групп (ст. 7). Данным Федеральным законом предусмотрено, что издание конфессиональными объединениями актов внутрицерковного управления «не должно противоречить законодательству Российской Федерации», т. е. законам и подзаконным актам, регламентирующим их деятельность.

Другой неотъемлемый атрибут издания внутрицерковных установлений религиозными организациями заключен в том, что соответствующие субъекты обладают гражданской правоспособностью юридического лица (ст. 49 ГК РФ), т. е. организация в этом случае обладает гражданскими правами и несет обязанности, предусмотренные их уставными актами. Возникновение гражданской правоспособности религиозных организаций обусловлено завершением регистрационных отношений с органом юстиции. Гражданская правоспособность религиозных организаций в полном объеме наступает после выдачи лицензии — специального разрешительного документа, санкционирующего осуществление религиозными организациями предпринимательских полномочий (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Многие виды предпринимательской деятельности религиозных организаций, предусмотренные их уставами, осуществляются на основе лицензий, выданных федеральными службами (в редких случаях — другими федеральными лицензирующими органами).

Принцип уважения государством внутренних установлений религиозных организаций, установленный н. 2 ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», означает прежде всего обеснечение публичными органами действенности актов церковного управления в богослужебной деятельности. Термин «государство», упомянутый в п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона, следует понимать в том буквальном значении, который дан ему действующей правовой системой Российской Федерации, прежде всего ее Конституцией. Государственно-правовой статус распространяется на республики в составе Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), однако последние не обладают правомочиями суверенного государства. Внутренние акты религиозных организаций не должны противоречить законам и иным правовым актам, принимаемым не только Российской Федерацией в целом или республиками в ее составе, но и соответствующим актам, принимаемым любыми другими субъектами РФ, не обладающими, в отличие от российских республик, госз’дарственно-правовым статусом, т. е. уставам, законам и подзаконным актам краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, ведомственным актам, принимаемым на основе предписаний Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»[1]. Таким образом, государственные органы субъектов РФ в соответствии с конституционными установлениями обязаны обеспечить возможность реализации гражданами их прав (например, защиту со стороны органов внутренних дел беспрепятственного осуществления обрядовой и церемониальной деятельности).

В п. 2 ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» воспроизведен термин «уважение», редко упоминаемый в законодательстве и относящийся к категории моральных терминов. Само, но себе это слово практически всегда употребляется применительно к конкретному человеку, но не корпоративному образованию. Однако филологическое истолкование того или иного термина отнюдь не следует отождествлять с его правовой значимостью. Принцип уважения государством внутрицерковных установлений следует воспринимать следующим образом:

  • • государство в лице публичных органов обеспечивает защиту права собственности конфессиональных объединений, закрепленного их внутрицерковными установлениями;
  • • государство и прежде всего органы исполнительной власти обязаны обеспечить все права и условия деятельности религиозных объединений, в том числе и не прошедших государственную регистрацию, защитить их от противоправных посягательств[2].
  • [1] Принцип приоритета законодательства Российской Федерации перед законодательством субъектов РФ определен ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Однако при возможных коллизиях в правоприменительной деятельности следовало бы обратить внимание и на определенные разночтения указанногоФедерального закона и Конституции РФ. Последняя, как известно, относит сферу регулирования и защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе и предусмотренных ст. 28и 30) к исключительному ведению Российской Федерации (в этом случае в соответствиис ч. 1 ст. 76 Конституции РФ должен применяться только федеральный закон). Конституционное понятие «регулирование» следует понимать в его буквальном значении, т. е. в данномслучае в установлении общеобязательных правовых норм, действующих на всей территорииРоссии (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). К предметам совместного ведения общефедеральныхи региональных органов отнесена лишь защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б"ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), в том числе и в сфере свободы совести и деятельности религи-озн ых объединен и й.
  • [2] Например, сотрудники органов внутренних дел обязаны принимать меры административного или уголовного принуждения в отношении лиц, препятствующих обрядовой и церемониальной деятельности, поскольку последняя регламентирована установлениями любойконфессии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой