Оценка волевых качеств подростков (по А. И. Высоцкому)
![Реферат: Оценка волевых качеств подростков (по А. И. Высоцкому)](https://westud.ru/work/6418830/cover.png)
Оценки J- характерны для человека живого, экспрессивного, деятельного и некритичного. Обычно такие люди хорошо учатся в школе, добиваются успехов в профессиональной деятельности. Для них возможны индивидуальные правонарушения и высокая вероятность исправления поведения под воздействием воспитания. Оценки Q2+ характерны для человека независимого, самостоятельного, по собственной инициативе… Читать ещё >
Оценка волевых качеств подростков (по А. И. Высоцкому) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценка осуществляется с помощью метода наблюдения с ориентировкой па следующие признаки волевых качеств школьников.
- 1. Признаки дисциплинированности:
- 1) сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
- 2) добровольное выполнение правил, установленных коллективом (классом, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
- 3) недопущение проступков (уход без разрешения с заняти й, неявка на воскресник и т. п.);
- 4) соблюдение правил хорошего поведения при изменении обстановки.
- 2. Признаки самостоятельности:
- 1) выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
- 2) умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
- 3) умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
- 4) умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
- 3. Признаки настойчивости:
- 1) стремление постоянно доводить начатое дело до конца;
- 2) умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
- 3) умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
- 4) умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. п.).
- 4. Признаки выдержки:
- 1) проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и др.);
- 2) умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. п.);
- 3) умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.);
- 4) умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
- 5. Признаки организованности:
- 1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
- 2) планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
- 3) умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
- 6. Признаки решительности:
- 1) быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
- 2) пыполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
- 3) отсутствие растерянности при принятии решений и затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;
- 4) проявление решительных действий в непривычной обстановке.
- 7. Признаки инициативности:
- 1) проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
- 2) участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
- 3) активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
- 4) стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.
Построение личностного профиля с помощью опросника Р. Б. Кеттелла
К числу методик, изучающих личность по целому ряду взаимосвязанных характеристик, относятся 16 — факторный опросник Р. Б. Кеттелла, Миннесотский многопрофильный опросник (MMPI), опросник ЧХТ (черты характера и темперамента) и др.
Цель опросника Кеттелла (вариант для подростков), содержащего перечень биполярных показателей, — оценить развитость личностных качеств, составляющих 14 факторов. Краткая интерпретация 12 факторов опросника дана в § 2.3.1. Здесь мы приводим два недостающих фактора[1].
ФАКТОР J
Высокая оценка J + | Низкая оценка J -. |
Коэстения. | Зеппия. |
Осторожный индивидуализм. | Интерес к участию в общих делах. |
Действует индивидуально. Замкнутый. Препятствует общим интересам. Усталый. Холодно относится к общегрупповым нормам. | Любит совместные действия. Любит внимание. Подчиняет личные интересы групповым. Сильный, энергичный. Принимает общегрупповые нормы. |
Оценки J+ характерны для человека, который считается разумным, рассудительным и упорным. Он обычно уделяет много внимания планированию своего поведения, анализу собственных ошибок и способов их преодоления. Такие люди знают, что по своим взглядам они сильно отличаются от сверстников, имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают необходимым менять свое поведение и идти на поводу у группы. Отстаивая свою точку зрения, они могут быть жесткими и бескомпромиссными, не забывают несправедливого обращения и нс прощают обид даже своим друзьям. В силу этого они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком.
Оценки J- характерны для человека живого, экспрессивного, деятельного и некритичного. Обычно такие люди хорошо учатся в школе, добиваются успехов в профессиональной деятельности. Для них возможны индивидуальные правонарушения и высокая вероятность исправления поведения под воздействием воспитания.
ФАКТОР Q2.
Высокая оценка Q2+ | Низкая оценка Q2-. |
Самодостаточность. | Социабельность. |
Самостоятельность. | Зависимость от группы. |
Оценки Q2+ характерны для человека независимого, самостоятельного, по собственной инициативе не ищущего контактов с окружающими, предпочитающего работать в одиночку и самостоятельно принимать решения. У него хватает мышления, чтобы самостоятельно решать любые волнующие его проблемы.
Оценки Q2- характерны для человека несамостоятельного, зависимого и привязанного к группе. В своем поведении он ориентируется на мнение группы, нуждается в ее поддержке, советах и одобрении. Такой человек предпочитает жить и работать с другими людьми не потому, что он очень общителен, а потому, что у него отсутствуют инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Данная личность может легко попасть под влияние плохой компании и иметь неприятности с законом.
В предлагаемом варианте личностный опросник содержит 142 вопроса.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ
Ниже содержатся вопросы, цель которых — выяснить ваши взгляды и интересы. «Правильных» и «неправильных» ответов нет, так как каждый имеет право на свое мнение. Отвечайте точно и правдиво. Отвечая на каждый вопрос, вы можете выбрать один из трех вариантов ответа: «а», «б» или «в». Отвечая, помните о следующих правилах. Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову, старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда вы закончите всю работу примерно за 35 минут. Возможно, некоторые вопросы вам будет трудно отнести к себе; постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
1. Я хорошо понял инструкцию. | |||||||||||
а) да. | б) не уверен. | в) нет. | |||||||||
2. Во время коллективной загородной прогулки или похода я бы предпочел: | |||||||||||
а) в одиночку осматривать лес. | б) не уверен. | в) играть с товарищами вокруг костра. | |||||||||
3. Я люблю высказываться во время коллективного обсуждения. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
4. Если я сделал какую — то глупость, мне бывает настолько плохо, что хочется «провалиться сквозь землю» . | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
5. Я могу легко хранить увлекательные секреты. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
6. Когда я что — то решаю, то я: | |||||||||||
а) сомневаюсь, вдруг мне захочется изменить свое решение. | б) нечто среднее. | в) чувствую уверенность, что решение останется в силе. | |||||||||
7. Я могу напряженно работать над чем — либо, если стоит шум. | |||||||||||
а) да. | б) возможно. | в) нет. | |||||||||
8. Когда предложения товарищей расходятся с моими, я не говорю, что мое предложение лучше, потому что стараюсь не обидеть друзей. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
9. Я обычно прошу кого — нибудь о помощи, когда мне самому трудно выполнить какое — то задание. | |||||||||||
а) редко. | б) иногда. | в) часто. | |||||||||
10. Я предпочитаю проводить время: | |||||||||||
а) в шумных забавах. | б) трудно сказать. | в) в серьезной беседе о своих увлечениях. | |||||||||
11. Из этих характеристик мне больше подходит: | |||||||||||
а) надежный вожак. | б) нечто среднее. | в) симпатичный, приятный человек. | |||||||||
12. Собираясь на вечер или в гости, я чувствую, что мне не так уж интересно туда идти. | |||||||||||
а) да. | б) возможно. | в) нет. | |||||||||
13. Если я на кого — то справедливо сержусь, я обычно кричу,. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
14. Когда одноклассники меня разыгрывают, я обычно веселюсь вместе с остальными, не чувствуя ни малейшего огорчения. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
15. Меня раздражает, если кто — то разговаривает со мной, когда я о чем — то размышляю. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
16. Я могу сохранить бодрость, даже если дела идут плохо,. | |||||||||||
а) да. | б) не уверен. | в) нет. | |||||||||
17. Я стараюсь, чтобы мои интересы и увлечения совпадали с интересами одноклассников. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
18. У большинства людей больше друзей, чем у меня. | |||||||||||
а) да. | б) не уверен. | в) нет. | |||||||||
19. Я предпочел бы быть: | |||||||||||
а) актером эстрады. | б) трудно сказать. | в) врачом. | |||||||||
20. Я считаю, что моя жизнь идет более гладко, чем у многих других,. | |||||||||||
а) да. | б) возможно. | в) нет. | |||||||||
21. Бывает, что я не могу сосредоточиться на чем — то из — за посторонних мыслей,. | |||||||||||
а) да, часто. | б) иногда. | в) нет, почти никогда. | |||||||||
22. Мне хотелось бы играть на сцене, например в школьной самодеятельности,. | |||||||||||
а) да. | б) не уверен. | в) нет. | |||||||||
23. Слово «сильный» означает то же, что и слово: | |||||||||||
а) «могущественный» . | б) «суровый» . | в) «выносливый» . | |||||||||
24. Слово «правда» противоположно по смыслу слову: | |||||||||||
а) «фантазия» . | б) «ложь» . | в) «отрицание» . | |||||||||
25. Я полностью понимаю то, что проходим в школе. | |||||||||||
а) да. | б) обычно. | в) нет. | |||||||||
26. Когда мел скрипит подоске, у меня от этого пробегает «мороз по коже» . | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
27. Когда что — то никак не получается, мне удается сдержать свое раздражение, не срывая его на других людях. | |||||||||||
а) часто. | б) иногда. | в) редко. | |||||||||
28. Если кто — то в разговоре перебивает меня, то я: | |||||||||||
а) уступаю и даю ему высказаться. | б) трудно решить. | в) даю понять, что это невежливо, и не позволяю себя прерывать. | |||||||||
29. Я избегаю забираться в узкие пещеры (места) или подниматься на большую высоту. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) редко. | |||||||||
30. Я всегда не прочь показать другим, как хорошо я могу работать по сравнению с остальными. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
31. Я спрашиваю совета у родителей относительно своих дел и поступков в школе. | |||||||||||
а) часто. | б) иногда. | в) редко. | |||||||||
32. Я могу беседовать с группой незнакомых людей, не запинаясь и не затрудняясь в выборе слов. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
33. Когда люди говорят про меня что — то плохое, то меня это сильно расстраивает. | |||||||||||
а) да. | б) нечто среднее. | в) нет. | |||||||||
34. Мне больше нравится смотреть соревнование по боксу, чем танцы на льду. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
35. Если кто — то обидел меня, то я вскоре снова смогу' ему довериться. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
36. Я чувствую иногда, что мало на что гожусь и никогда нс совершу ничего стоящего. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
37. Когда группа людей что — то делает, я: | |||||||||||
а) принимаю в этом активное участие. | б) нечто среднее. | в) обычно только наблюдаю со стороны. | |||||||||
38. Я бы предпочел отправиться в путешествие: | |||||||||||
а) один. | б) трудно решить. | в) с группой. | |||||||||
39. Меня считают человеком, на которого всегда можно положиться и который все сделает точно и как следует. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
40. Читая приключенческую повесть, я: | |||||||||||
а) просто получаю удовольствие. | б) трудно решить. | в) волнуюсь, благополучно ли она закончится. | |||||||||
41. Я испытываю раздражение, если приходится тихо сидеть и ждать, пока что — то начнется. | |||||||||||
а) да. | б) нечто среднее. | в) нет. | |||||||||
42. Меня раздражает, если люди берут мои вещи без спроса. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
43. Слово «покупать» противоположно по смыслу слову: | |||||||||||
а) «давать» . | б) «одалживать» . | в) «продавать» . | |||||||||
44. Слово «госпиталь» так относится к слову «больной», как слово «столовая» — к слову: | |||||||||||
а) «голодный» . | б)" еда" . | в)" обед" . | |||||||||
45. Я всегда хорошо ладил со своими родителями, братьями и сестрами. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
46. Если одноклассники без меня играют во что — то, я: | |||||||||||
а) считаю это простой случайностью. | б) нечто среднее. | в) обижаюсь и сержусь. | |||||||||
47. Люди говорят, что я иногда не собран и легко увлекаюсь, хотя они и считают меня хорошим человеком. | |||||||||||
а) да. | б) возможно. | в) нет. | |||||||||
48. Находясь в автобусе или поезде, я говорю: | |||||||||||
а) своим обычным голосом. | б) нечто среднее. | в) как можно тише. | |||||||||
49. Я бы предпочел: | |||||||||||
а) быть самым популярным человеком в школе. | б) трудно сказать. | в) иметь самые лучшие оценки. | |||||||||
50. Находясь в компании, я часто шучу и рассказываю смешные истории. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
51. Я люблю говорить ребятам о том, что нужно соблюдать правила. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
52. Меня легко обидеть. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
53. Когда другие, отставая, тормозят мою работу, по — моему, лучше: | |||||||||||
а) подождать их. | б) трудно решить. | в) поторопить их. | |||||||||
54. Я больше восхищаюсь: | |||||||||||
а) знаменитым спортсменом. | б) трудно решить. | в) знаменитым поэтом. | |||||||||
55. Я бы предпочел провести свободное время: | |||||||||||
а) один, с книгой или коллекцией почтовых марок. | б) трудно решить. | в) занимаясь под руководством других каким — либо общим делом. | |||||||||
56. Я считаю, что мои дела идут хорошо и я делаю все, чего от меня можно ожидать. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
57. Мне трудно вести себя так или быть таким, каким меня хотят видеть другие люди. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
58. Если мне нечего делать вечером, я бы предпочел: | |||||||||||
а) позвать несколько друзей и заняться чем — нибудь вместе с ними. | б) нс уверен. | в) почитать любимую книгу или заняться любимым делом. | |||||||||
59. Мне бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на меня внимание. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
60. Когда приближается что — то важное, например экзамен или ответственное соревнование, я: | |||||||||||
а) остаюсь совершенно спокойным и хладнокровным. | б) нечто среднее. | в) становлюсь очень напряженным и теряю покой. | |||||||||
61. Если кто — то включает громкую музыку, когда я пытаюсь работать, я чувствую, что мне необходимо удалиться. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
62. Я легко схватываю новый ритм в танце или в музыке. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
63. Слово «шоссе» так относится к слову «колесо», как слово «тропа» — к слову: | |||||||||||
а) «пешеход» . | б) «нога» . | в) «телега» . | |||||||||
64. Если мать Сережи — сестра моего отца, то Сережин отец приходится моему брату: | |||||||||||
а) двоюродным братом. | б) дедушкой. | в) дядей. | |||||||||
65. Я часто с увлечением составляю большие планы, а потом выясняется, что ничего из этого не выйдет. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
66. Если меня застали в затруднительной, неловкой ситуации, я могу превратить все в шутку и выйти из положения. | |||||||||||
а) как правило. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
67. Когда я запоминаю что — то иначе, чем другие, я часто спорю о том, что произошло на самом деле. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
68. У меня бывает иногда так хорошо на душе, что буквально хочется петь и кричать. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
69. Я бы предпочел работу: | |||||||||||
а) безопасную и с размеренным ритмом, хотя и требующую напряжения. | б) нс уверен. | в) связанную с разъездами и встречами с новыми людьми. | |||||||||
70. Я люблю делать что — то совершенно неожиданное и поражающее других. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
71. Если бы все стали делать нечто такое, что я считаю неправильным, я: | |||||||||||
а) присоединился бы к ним. | б) не уверен. | в) делал бы то, что считаю правильным. | |||||||||
72. Я могу нормально работать, не ощущая неловкости, если за мной наблюдают. | |||||||||||
а) да. | б) возможно. | в) нет. | |||||||||
73. Я бы предпочел провести свободное время: | |||||||||||
а) в живописном парке. | б) не уверен. | в) на стадионе. | |||||||||
74. Отдыхая на море, на озере, я бы предпочел: | |||||||||||
а) смотреть рискованные лодочные гонки. | б) не уверен. | в) прогуливаться вдоль красивого берега с другом. | |||||||||
75. Находясь в компании, я большей частью: | |||||||||||
а) общаюсь с друзьями. | б) трудно сказать. | в) наблюдаю за происходящим. | |||||||||
76. Я всегда могу определить свои чувства, например, отличить усталость от скуки. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
77. Когда у меня все великолепно, я: | |||||||||||
а) готов почти что прыгать от радости. | б) трудно решить. | в) внутренне радуюсь, но внешне кажусь спокойным. | |||||||||
78. Я бы предпочел быть: | |||||||||||
а) инженером — мостостроителем. | б) трудно решить. | в) артистом балета или цирка. | |||||||||
79. Если мне что — то сильно досаждает, по — моему, лучше: | |||||||||||
а) стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь. | б) трудно решить. | в) найти способ разрядиться. | |||||||||
80. Я иногда говорю глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
81. Если я проигрываю важную игру, я: | |||||||||||
а) говорю: «В конце концов, это ведь только игра» . | б) трудно ответить. | в) сержусь или злюсь на себя. | |||||||||
82. Я стараюсь избегать переполненных автобусов и многолюдных улиц, даже если это удлиняет дорогу. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
83. Слово «обычно» означает то же самое, что и слово (слова): | |||||||||||
а) «иногда» . | б) «всегда» . | в) «как правило» . | |||||||||
84. Бабушка дочери сестры моего брата — это: | |||||||||||
а) моя мать. | б) жена моего брата. | в) моя племянница. | |||||||||
85. У меня почти всегда хорошее настроение. | |||||||||||
а) да. | б) среднее. | в) нет. | |||||||||
86. Если у меня все время что — нибудь портится или ломается, я, тем не менее, сохраняю спокойствие. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет, я выхожу из себя. | |||||||||
87. Я когда — либо чувствовал неудовлетворенность и говорил себе: «Я наверняка мог бы сделать нашу школу лучше, чем это удается учителям» ? | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
88. Я бы хотел быть: | |||||||||||
а) архитектором — проектировщиком. | б) трудно решить. | в) певцом или музыкантом в эстрадном оркестре. | |||||||||
89. Если бы представился случай совершить что — то действительно необычное и увлекательное, но в то же время опасное, я: | |||||||||||
а) вероятно, не стал бы этого делать. | б) не уверен. | в) определенно сделал бы. | |||||||||
90. Когда мне нужно сделать что — то по дому, я: | |||||||||||
а) очень часто просто. | б) нечто среднее. | в) всегда делаю это время. | |||||||||
91. Я обычно обсуждаю свои дела с родителями. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
92. Я участвую в обсуждении каких — либо дел моего класса. | |||||||||||
а) почти всегда. | б) иногда. | в) никогда. | |||||||||
93. Если какая — то сделанная мною работа должна быть показана важному лицу, я предпочел бы: | |||||||||||
а) показать лично. | б) трудно сказать. | в) чтобы ее показал кто — то другой без моего личного присутствия. | |||||||||
94. Погожим вечером я бы предпочел: | |||||||||||
а) посмотреть мотогонки б) трудно сказать. | в) послушать музыку на открытой эстраде. | ||||||||||
95. Мои манеры лучше, чем у большинства моих друзей. | |||||||||||
а) да. | б) не уверен. | в) нет. | |||||||||
96. Я легко усваиваю новые игры. | |||||||||||
а) да. | б) нечто среднее. | в) нет. | |||||||||
97. Я считаю, что большинству людей я кажусь порой угрюмым и унылым. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
98. Можно сказать, что я, как и большинство людей, слегка побаиваюсь разряда молнии. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
99. Я люблю, когда мне подробно объясняют, что и как следует делать. | |||||||||||
а) да. | б) трудно сказать. | в) нет. | |||||||||
100. Я иногда замечал, просыпаясь утром, что так ворочался и метался во сне, что вся постель в беспорядке. | |||||||||||
а) часто. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
101. Когда я по тихой безлюдной улице возвращаюсь домой вечером, мне часто кажется, что за мной кто — то идет. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
102. Мне неприятно в разговорах с одноклассниками рассказывать о своих переживаниях. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет, я не испытываю неприятного чувства. | |||||||||
103. Попадая в новую компанию, я: | |||||||||||
а) быстро осваиваюсь со всеми. | б) трудно сказать. | в) мне нужно много времени, чтобы узнать каждого. | |||||||||
104. Я думаю, что в ряду из пяти слов: «циркуль», «отвертка», «карандаш», «бумага», «линейка» — лишним является слово: | |||||||||||
а) «отвертка» . | б) «бумага» . | в) «линейка» . | |||||||||
105. Бывает так, что у меня без определенных причин резко меняется настроение,. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
106. Когда я слушаю радио или смотрю телевизор, а вокруг смеются, разговаривают, мне: | |||||||||||
а) хорошо. | б) трудно сказать. | в) это мешает и раздражает. | |||||||||
107. Если в компании я случайно скажу что — то неудачно или невпопад, то долго помню об этом и испытываю неловкость. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
108. Я, бывало, всерьез думал о том, что мог бы стать видным общественно — политическим деятелем, известным на всю страну. | |||||||||||
а) часто. | б) иногда. | в) никогда. | |||||||||
не думал. | |||||||||||
109. Меня чаше считают человеком, который: | |||||||||||
а) думает. | б) трудно сказать. | в) действует. | |||||||||
110. Меня легко вовлечь в действия, которые, как мне известно, являются плохими и неправильными. | |||||||||||
а) да. | б) иногда. | в) нет. | |||||||||
111. Я бы расстроился, если бы мне пришлось переезжать на новое место и заводить новых друзей. | |||||||||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | |||||||||
112. Я считаю себя: | |||||||||||
а) склонным к унынию и переменам настроения. | б) трудно решить. | в) вовсе не унылым. | |||||||||
113. Я часто провожу время или делаю что — то вместе с группой. | |||||||||||
а) очень часто. | б) иногда. | в) почти никогда. | |||||||||
114. Я больше люблю фильмы: | |||||||||||
а) музыкальные. | б) трудно сказать. | в) о войне. | |||||||||
115. Если кто — то испортил принадлежащую мне вешь, я: | |||||||||||
а) забуду об этом. | б) трудно сказать. | в) не упущу случая припомнить. | |||||||||
116. Можно сказать, что я довольно взыскателен и даже привередлив в выборе друзей. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
117. Мне легко подойти и представиться важному лицу. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
118. Я считаю, что при совместном обсуждении вопросов люди часто тратят больше времени и принимают худшее решение, чем если бы это сделал один человек. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
119. Я считаю, что делаю то, что должен делать в жизни. | ||||
а) да. | б) не уверен. | в) нет. | ||
120. Я чувствую себя порой настолько запутавшимся, что сам не понимаю, что делаю. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
121. Если кто — то спорит со мной, то я: | ||||
а) даю ему высказать все, что он хочет. | б) трудно сказать. | в) обычно перебиваю его раньше, чем он закончит. | ||
122. Если бы мне пришлось выбирать, я бы предпочел жить: | ||||
а) в тиши лесов, где слышно только пение птиц. | б) трудно сказать. | в) на многолюдной улице, где много происшествий. | ||
123. Работая на железной дороге, я бы предпочел быть: | ||||
а) проводником, имеющим дело с пассажирами. | б) трудно решить. | в) машинистом, ведущим поезд. | ||
124. Я думаю, что в ряду из пяти слов: «снизу», «около», «над», «позади», «между» — лишним является слово: | ||||
а) «снизу» . | б) «между» . | в) «около» . | ||
125. Если меня просят взять на себя новое трудное дело, я: | ||||
а) рад этому и показываю, на что способен. | б) трудно сказать. | в) чувствую, что не справлюсь. | ||
126. Если я поднимаю руку для ответа и другие одновременно делают то же самое, я испытываю возбуждение. | ||||
а) иногда. | б) редко. | в) никогда. | ||
127. Я бы предпочел быть: | ||||
а) учителем. | б) трудно решить. | в) ученым. | ||
128. В свой день рождения я предпочитаю: | ||||
а) чтобы меня заранее спросили, какой подарок мне хочется. | б) трудно сказать. | в) чтобы подарок был для меня сюрпризом. | ||
129. Я очень забочусь о том, чтобы не задеть и не обидеть других, даже в шутку. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
130. Если я увижу незнакомого человека с тяжелым чемоданом, то я: | ||||
а) предоставлю ему возможность справиться самому. | б) трудно сказать. | в) помогу ему. | ||
131. Перед тем как высказать что — то в классе, я заранее убеждаюсь в собственной правоте. | ||||
а) всегда. | б) как правило. | в) редко. | ||
132. Бывает так, что из боязни последствий я стараюсь уклониться от принятия решения. | ||||
а) да, часто. | б) трудно сказать. | в) нет. | ||
133. В угрожающей ситуации я могу улыбаться и сохранять спокойствие. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
134. Мне случалось почти что плакать над некоторыми книгами или пьесами. | ||||
а) да, часто. | б) иногда. | в) нет, никогда. | ||
135. Оказавшись за городом, я бы предпочел: | ||||
а) организовать классный пикник. | б) трудно сказать. | в) изучать в лесу различные породы деревьев. | ||
136. Во время коллективного обсуждения я часто замечаю, что: | ||||
а) занимаю особую позицию. | б) трудно сказать. | в) соглашаюсь с остальными. | ||
137. Мои чувства бывают так напряжены, что я, кажется, готов «взорваться» от их избытка. | ||||
а) часто. | б) иногда. | в) редко. | ||
138. Я предпочитаю друзей, которые любят: | ||||
а) дурачиться. | б) трудно сказать. | в) быть более серьезными. | ||
139. Если бы я не был человеком, я бы предпочел быть: | ||||
а) орлом на горной вершине. | б) трудно сказать. | в) тюленем в стаде, на берегу моря. | ||
140. Я обычно точный и аккуратный человек. | ||||
а) да. | б) нечто среднее. | в) нет. | ||
141. Мне действуют на нервы мелкие неприятности, даже если я знаю, что они не очень существенны. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
142. Я уверен, что ответил на все вопросы. | ||||
а) да. | б) может быть. | в) нет. | ||
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом. Специальный ключ, представляющий собой матрицу с отверстиями, накладывается на бланк с ответами. Каждый ответ («а» — «да», «б» — «не знаю», «в» — «нет») имеет свою условную стоимость в очках для каждого вопроса. Затем очки переводятся в условные баллы (стены). Оценка по факторам для каждого испытуемого приобретает символ при сравнении ее со средними оценками.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ФАКТОРАМ
Примечание. Первая цифра означает номер вопроса, буква — шифр ответа, далее через тирс идет стоимость ответа в баллах.
А: 2б — 1; 2в — 2; 3а — 2; 3б — 1; 22а — 2; 22б — 1; 42б — 1; 42в — 2; 62а — 2; 62б — 1; 82б — 1; 82в — 2; 102б — 1; 102в — 2; 103а — 2; 103б — 1; 122б — 1; 122в — 2; 123а — 2; 123б — 1.
В. 23а — 1; 24б — 1; 43в — 1; 44а — 1; 63б — 1; 64в — 1; 83в — 1; 84а — 1; 104б — 1; 124б — 1.
С: 4б — 1; 4в — 2; 5а — 2; 5б — 1; 6а — 1; 6в — 2; 25а — 2; 25б — 1; 26а — 2; 26б — 1; 45а — 2; 45б — 1; 65б — 1; 65в — 2; 85а — 2; 85б — 1; 105б — 1; 105в — 2; 125а — 2; 125б — 1.
D: 7б — 1; 7в — 2; 27а — 2; 27б — 1; 46б — 1; 46в — 2; 47а — 2; 47б — 1; 66б — 1; 66в — 2; 67а — 2; 67б — 1; 86б — 1; 86в — 2; 87а — 2; 87б — 1; 106б — 1; 106в — 2; 126а — 2; 126б — 1.
Е: 8б — 1; 8в — 2; 9а — 2; 9б — 1; 28б — 1; 28в — 2; 48а — 2; 48б — 1; 68б — 1; 68в — 2; 88а -2; 88б — 1; 107б — 1; 107в — 2; 108а — 2; 108б — 1; 127б — 1; 127в — 2; 128а — 2; 128б — 1.
F. 10а — 2; 10б — 1; 29б — 1; 29в — 2; 30а — 2; 30б — 1; 49а — 2; 49б — 1; 50а — 2; 50б — 1; 69б — 1; 69в — 2; 70а — 2; 70б — 1; 89б — 1; 89в — 2; 109б — 1; 109в — 2; 129б — 1; 129в — 2.
G: 11а — 2; 11б — 1; 31а — 2; 31б — 1; 51а — 2; 51б — 1; 71б — 1; 71 в — 2; 90б — 1; 90в — 2; 91а — 2; 91б — 1; 110б — 1; 110в — 2; 111б — 1; 111 в — 2; 130б — 1; 1 30в — 2; 131а — 2; 131б — 1.
H: 12б — 1; 12в — 2; 32а — 2; 32б — 1; 52б — 1; 52в — 2; 72а — 2; 72б — 1; 92б — 1; 92в — 2; 93а — 2; 93б — 1; 112б — 1; 112в — 2; 11 3а — 2; 113б — 1; 132б — 1; 132в — 2; 133а — 2; 133б — 1.
1: 1 3а — 1; 1 3в — 2; 33а — 2; 33б — 1; 34а — 1; 34в — 2; 53а — 2; 53б — 1; 54б — 1; 54в — 2; 73а — 2; 73б — 1; 74б — 1; 74в — 2; 94б — 1; 94в — 2; 114а — 2; 114б — 1; 134а — 2; 134б — 1.
J: 14б — 1; 11в — 2; 15а — 2; 15б — 1; 35б — 1; 35в — 2; 55а — 2; 55б — 1; 75б — 1; 75в — 2; 95а — 2; 95б — 1; 115б — 1; 115в — 2; 116а — 2; 116б — 1; 135б — 1; 135в — 2; 136а — 2; 136б — 1.
О: 16б — 1; 16в — 2; 36а — 2; 36б — 1; 56б — 1; 56в — 2; 57а — 2; 57б — 1; 76б — 1; 76в — 2; 77а — 2; 77б — 1; 96б — 1; 96в — 2; 97а — 2; 976- 1; 1176- 1; 117 В -2; 137а — 2; 137б — 1.
Q: 17б — 1; 17в — 2; 18а — 2; 18б — 1; 37б — 1; 37в — 2; 38а — 2; 38б — 1; 58б — 1; 58в — 2; 78а — 2; 78б — 1; 98б — 1; 98в — 2; 118а — 2; 118б — 1; 138б — 1; 138в — 2; 139а — 2; 139б — 1.
Q . 19б — 1; 19в — 2; 39а — 2; 39б — 1; 59б — 1; 59в — 2; 79а — 2; 79б — 1; 80б — 1; 80в — 2; 99а — 1; 99б — 2; 100б — 1; 100в — 2; 119а — 2; 119б — 1балл; 120б — 1; 120в — 2; 140а — 2; 140б — 1.
Q: 20б — 1; 20в — 2; 21а — 2; 21б — 1; 40б — 1; 40в — 2; 41а — 2; 41б — 1; 60б — 1; 60в — 2; 61а — 2; 61б — 1; 81б — 1; 81 в — 2; 101а — 2; 101б — 1; 121б — 1; 121в — 2; 141а — 2; 141б — 1.
НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
1. Стеновые нормы: мальчики 13−15 лет (и = 315).
Факторы. | Стены. | |||||||||
А | 0 — 3. | 4 — 5. | 7 — 8. | 9 — 10. | 13 — 14. | 16 — 20. | ||||
B | 0 — 2. | -. | ||||||||
C | 0 — 3. | 6 — 7. | 8 — 9. | 11 — 12. | 14 — 15. | 16 — 20. | ||||
D | 0 — 4. | 6 — 7. | 8 — 9. | 11 — 12. | 14 — 15. | 17 — 20. | ||||
Е | 0 — 4. | 5 — 6. | 14 — 20. | |||||||
F | 0 — 4. | 5 — 6. | 7 — 8. | 9 — 10. | 11 — 12. | 13 — 14. | 16 — 17. | 18 — 19. | ||
G | 0 — 3. | 5 — 6. | 9 — 10. | 13 — 14. | 15 — 20. | |||||
Н | 0 — 4. | 5 — 6. | 8 — 9. | 10 — 11. | 14 — 15. | 16 — 17. | 18 — 20. | |||
0 — 3. | 5 — 6. | 8 — 9. | 11 — 12. | 13 — 14. | 15 — 16. | 17 — 20. | ||||
J | 0 — 1. | 3 — 4. | 5 — 6. | 7 — 8. | 9 — 10. | 12 — 13. | 14 — 15. | 16 — 20. | ||
О | 0 — 1. | 3 — 4. | 5 — 6. | 7 — 8. | 9 — 10. | 12 — 13. | 14 — 15. | 16 — 20. | ||
Q2. | 0 — 4. | 6 — 7. | 8 — 9. | 11 — 12. | 14 — 15. | 16 — 17. | 18 — 20. | |||
Q3. | 0 — 4. | 2 — 6. | 7 — 8. | 11 — 12. | 13 — 14. | 17 — 20. | ||||
Q4. | 0 — 3. | 4 — 5. | 7 — 8. | 11 — 12. | 14 — 15. | 16 — 20. |
2. Стеновые нормы: девочки 13−15 лет (п = 245).
Факторы. | Стены. | |||||||||
А | 0 — 4. | 5 — 6. | 7 — 8. | 9 — 10. | 12 — 13. | 14 — 15. | 16 — 17. | 18 — 19. | ||
B | 0 — 2. | -. | -. | 9 — 10. | ||||||
C | 0 — 2. | 3 — 4. | 5 — 6. | 8 — 9. | 10 — 11. | 12 — 13. | 15 — 16. | 17 — 20. | ||
D | 0 — 4. | 5 — 6. | 9 — 10. | 11 — 12. | 14 — 15. | 16 — 17. | 18 — 20. | |||
Е | 0 — 2. | 5 — 6. | 9 — 10. | 12 — 13. | 14 — 20. | |||||
F | 0 — 5. | 7 — 8. | 9 — 10. | 11 — 12. | 13 — 14. | 15 — 16. | 18 — 19. | |||
G | 0 — 3. | 4 — 5. | 7 — 8. | 10 — 11. | 13 — 14. | 15 — 16. | 17 — 20. | |||
Н | 0 — 3. | 4 — 5. | 6 — 7. | 8 — 9. | 10 — 11. | 13 — 14. | 15 — 16. | 17 — 18. | 19 — 20. | |
I | 0 — 2. | 3 — 4. | 6 — 7. | 9 — 10. | 12 — 13. | 14 — 15. | 16 — 20. | |||
J | 0 — 5. | 16 — 7. | 8 — 9. | 11 — 12. | 13 — 14. | 15 — 16. | 18 — 19. | |||
О | 0 — 2. | 4 — 5. | 6 — 7. | 8 — 9. | 10 — 11. | 13 — 14. | 15 — 16. | 17 — 20. | ||
Q2. | 0 — 4. | 5 — 6. | 11 — 12. | 15 — 20. | ||||||
Q3. | 0 — 4. | 6 — 7. | 9 — 10. | 12 — 13. | 15 — 16. | 17 — 20. | ||||
Q4. | 0 — 4. | 5 — 6. | 8 — 9. | 10 — 11. | 13 — 14. | 15 — 16. | 17 — 18. | 19 — 20. |
- [1] См.: Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла — 95: руководство по использованию. С. 16−51.