Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка волевых качеств подростков (по А. И. Высоцкому)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценки J- характерны для человека живого, экспрессивного, деятельного и некритичного. Обычно такие люди хорошо учатся в школе, добиваются успехов в профессиональной деятельности. Для них возможны индивидуальные правонарушения и высокая вероятность исправления поведения под воздействием воспитания. Оценки Q2+ характерны для человека независимого, самостоятельного, по собственной инициативе… Читать ещё >

Оценка волевых качеств подростков (по А. И. Высоцкому) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценка осуществляется с помощью метода наблюдения с ориентировкой па следующие признаки волевых качеств школьников.

  • 1. Признаки дисциплинированности:
  • 1) сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
  • 2) добровольное выполнение правил, установленных коллективом (классом, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
  • 3) недопущение проступков (уход без разрешения с заняти й, неявка на воскресник и т. п.);
  • 4) соблюдение правил хорошего поведения при изменении обстановки.
  • 2. Признаки самостоятельности:
  • 1) выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
  • 2) умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
  • 3) умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  • 4) умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
  • 3. Признаки настойчивости:
  • 1) стремление постоянно доводить начатое дело до конца;
  • 2) умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • 3) умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  • 4) умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. п.).
  • 4. Признаки выдержки:
  • 1) проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и др.);
  • 2) умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. п.);
  • 3) умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.);
  • 4) умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
  • 5. Признаки организованности:
  • 1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
  • 2) планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
  • 3) умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
  • 6. Признаки решительности:
  • 1) быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
  • 2) пыполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
  • 3) отсутствие растерянности при принятии решений и затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;
  • 4) проявление решительных действий в непривычной обстановке.
  • 7. Признаки инициативности:
  • 1) проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
  • 2) участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  • 3) активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
  • 4) стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Построение личностного профиля с помощью опросника Р. Б. Кеттелла

К числу методик, изучающих личность по целому ряду взаимосвязанных характеристик, относятся 16 — факторный опросник Р. Б. Кеттелла, Миннесотский многопрофильный опросник (MMPI), опросник ЧХТ (черты характера и темперамента) и др.

Цель опросника Кеттелла (вариант для подростков), содержащего перечень биполярных показателей, — оценить развитость личностных качеств, составляющих 14 факторов. Краткая интерпретация 12 факторов опросника дана в § 2.3.1. Здесь мы приводим два недостающих фактора[1].

ФАКТОР J

Высокая оценка J +

Низкая оценка J -.

Коэстения.

Зеппия.

Осторожный индивидуализм.

Интерес к участию в общих делах.

Действует индивидуально. Замкнутый.

Препятствует общим интересам. Усталый.

Холодно относится к общегрупповым нормам.

Любит совместные действия.

Любит внимание.

Подчиняет личные интересы групповым. Сильный, энергичный.

Принимает общегрупповые нормы.

Оценки J+ характерны для человека, который считается разумным, рассудительным и упорным. Он обычно уделяет много внимания планированию своего поведения, анализу собственных ошибок и способов их преодоления. Такие люди знают, что по своим взглядам они сильно отличаются от сверстников, имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают необходимым менять свое поведение и идти на поводу у группы. Отстаивая свою точку зрения, они могут быть жесткими и бескомпромиссными, не забывают несправедливого обращения и нс прощают обид даже своим друзьям. В силу этого они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком.

Оценки J- характерны для человека живого, экспрессивного, деятельного и некритичного. Обычно такие люди хорошо учатся в школе, добиваются успехов в профессиональной деятельности. Для них возможны индивидуальные правонарушения и высокая вероятность исправления поведения под воздействием воспитания.

ФАКТОР Q2.

Высокая оценка Q2+

Низкая оценка Q2-.

Самодостаточность.

Социабельность.

Самостоятельность.

Зависимость от группы.

Оценки Q2+ характерны для человека независимого, самостоятельного, по собственной инициативе не ищущего контактов с окружающими, предпочитающего работать в одиночку и самостоятельно принимать решения. У него хватает мышления, чтобы самостоятельно решать любые волнующие его проблемы.

Оценки Q2- характерны для человека несамостоятельного, зависимого и привязанного к группе. В своем поведении он ориентируется на мнение группы, нуждается в ее поддержке, советах и одобрении. Такой человек предпочитает жить и работать с другими людьми не потому, что он очень общителен, а потому, что у него отсутствуют инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Данная личность может легко попасть под влияние плохой компании и иметь неприятности с законом.

В предлагаемом варианте личностный опросник содержит 142 вопроса.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ

Ниже содержатся вопросы, цель которых — выяснить ваши взгляды и интересы. «Правильных» и «неправильных» ответов нет, так как каждый имеет право на свое мнение. Отвечайте точно и правдиво. Отвечая на каждый вопрос, вы можете выбрать один из трех вариантов ответа: «а», «б» или «в». Отвечая, помните о следующих правилах. Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову, старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда вы закончите всю работу примерно за 35 минут. Возможно, некоторые вопросы вам будет трудно отнести к себе; постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

1. Я хорошо понял инструкцию.

а) да.

б) не уверен.

в) нет.

2. Во время коллективной загородной прогулки или похода я бы предпочел:

а) в одиночку осматривать лес.

б) не уверен.

в) играть с товарищами вокруг костра.

3. Я люблю высказываться во время коллективного обсуждения.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

4. Если я сделал какую — то глупость, мне бывает настолько плохо, что хочется «провалиться сквозь землю» .

а) да.

б) может быть.

в) нет.

5. Я могу легко хранить увлекательные секреты.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

6. Когда я что — то решаю, то я:

а) сомневаюсь, вдруг мне захочется изменить свое решение.

б) нечто среднее.

в) чувствую уверенность, что решение останется в силе.

7. Я могу напряженно работать над чем — либо, если стоит шум.

а) да.

б) возможно.

в) нет.

8. Когда предложения товарищей расходятся с моими, я не говорю, что мое предложение лучше, потому что стараюсь не обидеть друзей.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

9. Я обычно прошу кого — нибудь о помощи, когда мне самому трудно выполнить какое — то задание.

а) редко.

б) иногда.

в) часто.

10. Я предпочитаю проводить время:

а) в шумных забавах.

б) трудно сказать.

в) в серьезной беседе о своих увлечениях.

11. Из этих характеристик мне больше подходит:

а) надежный вожак.

б) нечто среднее.

в) симпатичный, приятный человек.

12. Собираясь на вечер или в гости, я чувствую, что мне не так уж интересно туда идти.

а) да.

б) возможно.

в) нет.

13. Если я на кого — то справедливо сержусь, я обычно кричу,.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

14. Когда одноклассники меня разыгрывают, я обычно веселюсь вместе с остальными, не чувствуя ни малейшего огорчения.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

15. Меня раздражает, если кто — то разговаривает со мной, когда я о чем — то размышляю.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

16. Я могу сохранить бодрость, даже если дела идут плохо,.

а) да.

б) не уверен.

в) нет.

17. Я стараюсь, чтобы мои интересы и увлечения совпадали с интересами одноклассников.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

18. У большинства людей больше друзей, чем у меня.

а) да.

б) не уверен.

в) нет.

19. Я предпочел бы быть:

а) актером эстрады.

б) трудно сказать.

в) врачом.

20. Я считаю, что моя жизнь идет более гладко, чем у многих других,.

а) да.

б) возможно.

в) нет.

21. Бывает, что я не могу сосредоточиться на чем — то из — за посторонних мыслей,.

а) да, часто.

б) иногда.

в) нет, почти никогда.

22. Мне хотелось бы играть на сцене, например в школьной самодеятельности,.

а) да.

б) не уверен.

в) нет.

23. Слово «сильный» означает то же, что и слово:

а) «могущественный» .

б) «суровый» .

в) «выносливый» .

24. Слово «правда» противоположно по смыслу слову:

а) «фантазия» .

б) «ложь» .

в) «отрицание» .

25. Я полностью понимаю то, что проходим в школе.

а) да.

б) обычно.

в) нет.

26. Когда мел скрипит подоске, у меня от этого пробегает «мороз по коже» .

а) да.

б) может быть.

в) нет.

27. Когда что — то никак не получается, мне удается сдержать свое раздражение, не срывая его на других людях.

а) часто.

б) иногда.

в) редко.

28. Если кто — то в разговоре перебивает меня, то я:

а) уступаю и даю ему высказаться.

б) трудно решить.

в) даю понять, что это невежливо, и не позволяю себя прерывать.

29. Я избегаю забираться в узкие пещеры (места) или подниматься на большую высоту.

а) да.

б) иногда.

в) редко.

30. Я всегда не прочь показать другим, как хорошо я могу работать по сравнению с остальными.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

31. Я спрашиваю совета у родителей относительно своих дел и поступков в школе.

а) часто.

б) иногда.

в) редко.

32. Я могу беседовать с группой незнакомых людей, не запинаясь и не затрудняясь в выборе слов.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

33. Когда люди говорят про меня что — то плохое, то меня это сильно расстраивает.

а) да.

б) нечто среднее.

в) нет.

34. Мне больше нравится смотреть соревнование по боксу, чем танцы на льду.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

35. Если кто — то обидел меня, то я вскоре снова смогу' ему довериться.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

36. Я чувствую иногда, что мало на что гожусь и никогда нс совершу ничего стоящего.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

37. Когда группа людей что — то делает, я:

а) принимаю в этом активное участие.

б) нечто среднее.

в) обычно только наблюдаю со стороны.

38. Я бы предпочел отправиться в путешествие:

а) один.

б) трудно решить.

в) с группой.

39. Меня считают человеком, на которого всегда можно положиться и который все сделает точно и как следует.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

40. Читая приключенческую повесть, я:

а) просто получаю удовольствие.

б) трудно решить.

в) волнуюсь, благополучно ли она закончится.

41. Я испытываю раздражение, если приходится тихо сидеть и ждать, пока что — то начнется.

а) да.

б) нечто среднее.

в) нет.

42. Меня раздражает, если люди берут мои вещи без спроса.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

43. Слово «покупать» противоположно по смыслу слову:

а) «давать» .

б) «одалживать» .

в) «продавать» .

44. Слово «госпиталь» так относится к слову «больной», как слово «столовая» — к слову:

а) «голодный» .

б)" еда" .

в)" обед" .

45. Я всегда хорошо ладил со своими родителями, братьями и сестрами.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

46. Если одноклассники без меня играют во что — то, я:

а) считаю это простой случайностью.

б) нечто среднее.

в) обижаюсь и сержусь.

47. Люди говорят, что я иногда не собран и легко увлекаюсь, хотя они и считают меня хорошим человеком.

а) да.

б) возможно.

в) нет.

48. Находясь в автобусе или поезде, я говорю:

а) своим обычным голосом.

б) нечто среднее.

в) как можно тише.

49. Я бы предпочел:

а) быть самым популярным человеком в школе.

б) трудно сказать.

в) иметь самые лучшие оценки.

50. Находясь в компании, я часто шучу и рассказываю смешные истории.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

51. Я люблю говорить ребятам о том, что нужно соблюдать правила.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

52. Меня легко обидеть.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

53. Когда другие, отставая, тормозят мою работу, по — моему, лучше:

а) подождать их.

б) трудно решить.

в) поторопить их.

54. Я больше восхищаюсь:

а) знаменитым спортсменом.

б) трудно решить.

в) знаменитым поэтом.

55. Я бы предпочел провести свободное время:

а) один, с книгой или коллекцией почтовых марок.

б) трудно решить.

в) занимаясь под руководством других каким — либо общим делом.

56. Я считаю, что мои дела идут хорошо и я делаю все, чего от меня можно ожидать.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

57. Мне трудно вести себя так или быть таким, каким меня хотят видеть другие люди.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

58. Если мне нечего делать вечером, я бы предпочел:

а) позвать несколько друзей и заняться чем — нибудь вместе с ними.

б) нс уверен.

в) почитать любимую книгу или заняться любимым делом.

59. Мне бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на меня внимание.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

60. Когда приближается что — то важное, например экзамен или ответственное соревнование, я:

а) остаюсь совершенно спокойным и хладнокровным.

б) нечто среднее.

в) становлюсь очень напряженным и теряю покой.

61. Если кто — то включает громкую музыку, когда я пытаюсь работать, я чувствую, что мне необходимо удалиться.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

62. Я легко схватываю новый ритм в танце или в музыке.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

63. Слово «шоссе» так относится к слову «колесо», как слово «тропа» — к слову:

а) «пешеход» .

б) «нога» .

в) «телега» .

64. Если мать Сережи — сестра моего отца, то Сережин отец приходится моему брату:

а) двоюродным братом.

б) дедушкой.

в) дядей.

65. Я часто с увлечением составляю большие планы, а потом выясняется, что ничего из этого не выйдет.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

66. Если меня застали в затруднительной, неловкой ситуации, я могу превратить все в шутку и выйти из положения.

а) как правило.

б) трудно сказать.

в) нет.

67. Когда я запоминаю что — то иначе, чем другие, я часто спорю о том, что произошло на самом деле.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

68. У меня бывает иногда так хорошо на душе, что буквально хочется петь и кричать.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

69. Я бы предпочел работу:

а) безопасную и с размеренным ритмом, хотя и требующую напряжения.

б) нс уверен.

в) связанную с разъездами и встречами с новыми людьми.

70. Я люблю делать что — то совершенно неожиданное и поражающее других.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

71. Если бы все стали делать нечто такое, что я считаю неправильным, я:

а) присоединился бы к ним.

б) не уверен.

в) делал бы то, что считаю правильным.

72. Я могу нормально работать, не ощущая неловкости, если за мной наблюдают.

а) да.

б) возможно.

в) нет.

73. Я бы предпочел провести свободное время:

а) в живописном парке.

б) не уверен.

в) на стадионе.

74. Отдыхая на море, на озере, я бы предпочел:

а) смотреть рискованные лодочные гонки.

б) не уверен.

в) прогуливаться вдоль красивого берега с другом.

75. Находясь в компании, я большей частью:

а) общаюсь с друзьями.

б) трудно сказать.

в) наблюдаю за происходящим.

76. Я всегда могу определить свои чувства, например, отличить усталость от скуки.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

77. Когда у меня все великолепно, я:

а) готов почти что прыгать от радости.

б) трудно решить.

в) внутренне радуюсь, но внешне кажусь спокойным.

78. Я бы предпочел быть:

а) инженером — мостостроителем.

б) трудно решить.

в) артистом балета или цирка.

79. Если мне что — то сильно досаждает, по — моему, лучше:

а) стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь.

б) трудно решить.

в) найти способ разрядиться.

80. Я иногда говорю глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

81. Если я проигрываю важную игру, я:

а) говорю: «В конце концов, это ведь только игра» .

б) трудно ответить.

в) сержусь или злюсь на себя.

82. Я стараюсь избегать переполненных автобусов и многолюдных улиц, даже если это удлиняет дорогу.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

83. Слово «обычно» означает то же самое, что и слово (слова):

а) «иногда» .

б) «всегда» .

в) «как правило» .

84. Бабушка дочери сестры моего брата — это:

а) моя мать.

б) жена моего брата.

в) моя племянница.

85. У меня почти всегда хорошее настроение.

а) да.

б) среднее.

в) нет.

86. Если у меня все время что — нибудь портится или ломается, я, тем не менее, сохраняю спокойствие.

а) да.

б) может быть.

в) нет, я выхожу из себя.

87. Я когда — либо чувствовал неудовлетворенность и говорил себе: «Я наверняка мог бы сделать нашу школу лучше, чем это удается учителям» ?

а) да.

б) может быть.

в) нет.

88. Я бы хотел быть:

а) архитектором — проектировщиком.

б) трудно решить.

в) певцом или музыкантом в эстрадном оркестре.

89. Если бы представился случай совершить что — то действительно необычное и увлекательное, но в то же время опасное, я:

а) вероятно, не стал бы этого делать.

б) не уверен.

в) определенно сделал бы.

90. Когда мне нужно сделать что — то по дому, я:

а) очень часто просто.

б) нечто среднее.

в) всегда делаю это время.

91. Я обычно обсуждаю свои дела с родителями.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

92. Я участвую в обсуждении каких — либо дел моего класса.

а) почти всегда.

б) иногда.

в) никогда.

93. Если какая — то сделанная мною работа должна быть показана важному лицу, я предпочел бы:

а) показать лично.

б) трудно сказать.

в) чтобы ее показал кто — то другой без моего личного присутствия.

94. Погожим вечером я бы предпочел:

а) посмотреть мотогонки б) трудно сказать.

в) послушать музыку на открытой эстраде.

95. Мои манеры лучше, чем у большинства моих друзей.

а) да.

б) не уверен.

в) нет.

96. Я легко усваиваю новые игры.

а) да.

б) нечто среднее.

в) нет.

97. Я считаю, что большинству людей я кажусь порой угрюмым и унылым.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

98. Можно сказать, что я, как и большинство людей, слегка побаиваюсь разряда молнии.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

99. Я люблю, когда мне подробно объясняют, что и как следует делать.

а) да.

б) трудно сказать.

в) нет.

100. Я иногда замечал, просыпаясь утром, что так ворочался и метался во сне, что вся постель в беспорядке.

а) часто.

б) иногда.

в) нет.

101. Когда я по тихой безлюдной улице возвращаюсь домой вечером, мне часто кажется, что за мной кто — то идет.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

102. Мне неприятно в разговорах с одноклассниками рассказывать о своих переживаниях.

а) да.

б) иногда.

в) нет, я не испытываю неприятного чувства.

103. Попадая в новую компанию, я:

а) быстро осваиваюсь со всеми.

б) трудно сказать.

в) мне нужно много времени, чтобы узнать каждого.

104. Я думаю, что в ряду из пяти слов: «циркуль», «отвертка», «карандаш», «бумага», «линейка» — лишним является слово:

а) «отвертка» .

б) «бумага» .

в) «линейка» .

105. Бывает так, что у меня без определенных причин резко меняется настроение,.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

106. Когда я слушаю радио или смотрю телевизор, а вокруг смеются, разговаривают, мне:

а) хорошо.

б) трудно сказать.

в) это мешает и раздражает.

107. Если в компании я случайно скажу что — то неудачно или невпопад, то долго помню об этом и испытываю неловкость.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

108. Я, бывало, всерьез думал о том, что мог бы стать видным общественно — политическим деятелем, известным на всю страну.

а) часто.

б) иногда.

в) никогда.

не думал.

109. Меня чаше считают человеком, который:

а) думает.

б) трудно сказать.

в) действует.

110. Меня легко вовлечь в действия, которые, как мне известно, являются плохими и неправильными.

а) да.

б) иногда.

в) нет.

111. Я бы расстроился, если бы мне пришлось переезжать на новое место и заводить новых друзей.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

112. Я считаю себя:

а) склонным к унынию и переменам настроения.

б) трудно решить.

в) вовсе не унылым.

113. Я часто провожу время или делаю что — то вместе с группой.

а) очень часто.

б) иногда.

в) почти никогда.

114. Я больше люблю фильмы:

а) музыкальные.

б) трудно сказать.

в) о войне.

115. Если кто — то испортил принадлежащую мне вешь, я:

а) забуду об этом.

б) трудно сказать.

в) не упущу случая припомнить.

116. Можно сказать, что я довольно взыскателен и даже привередлив в выборе друзей.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

117. Мне легко подойти и представиться важному лицу.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

118. Я считаю, что при совместном обсуждении вопросов люди часто тратят больше времени и принимают худшее решение, чем если бы это сделал один человек.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

119. Я считаю, что делаю то, что должен делать в жизни.

а) да.

б) не уверен.

в) нет.

120. Я чувствую себя порой настолько запутавшимся, что сам не понимаю, что делаю.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

121. Если кто — то спорит со мной, то я:

а) даю ему высказать все, что он хочет.

б) трудно сказать.

в) обычно перебиваю его раньше, чем он закончит.

122. Если бы мне пришлось выбирать, я бы предпочел жить:

а) в тиши лесов, где слышно только пение птиц.

б) трудно сказать.

в) на многолюдной улице, где много происшествий.

123. Работая на железной дороге, я бы предпочел быть:

а) проводником, имеющим дело с пассажирами.

б) трудно решить.

в) машинистом, ведущим поезд.

124. Я думаю, что в ряду из пяти слов: «снизу», «около», «над», «позади», «между» — лишним является слово:

а) «снизу» .

б) «между» .

в) «около» .

125. Если меня просят взять на себя новое трудное дело, я:

а) рад этому и показываю, на что способен.

б) трудно сказать.

в) чувствую, что не справлюсь.

126. Если я поднимаю руку для ответа и другие одновременно делают то же самое, я испытываю возбуждение.

а) иногда.

б) редко.

в) никогда.

127. Я бы предпочел быть:

а) учителем.

б) трудно решить.

в) ученым.

128. В свой день рождения я предпочитаю:

а) чтобы меня заранее спросили, какой подарок мне хочется.

б) трудно сказать.

в) чтобы подарок был для меня сюрпризом.

129. Я очень забочусь о том, чтобы не задеть и не обидеть других, даже в шутку.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

130. Если я увижу незнакомого человека с тяжелым чемоданом, то я:

а) предоставлю ему возможность справиться самому.

б) трудно сказать.

в) помогу ему.

131. Перед тем как высказать что — то в классе, я заранее убеждаюсь в собственной правоте.

а) всегда.

б) как правило.

в) редко.

132. Бывает так, что из боязни последствий я стараюсь уклониться от принятия решения.

а) да, часто.

б) трудно сказать.

в) нет.

133. В угрожающей ситуации я могу улыбаться и сохранять спокойствие.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

134. Мне случалось почти что плакать над некоторыми книгами или пьесами.

а) да, часто.

б) иногда.

в) нет, никогда.

135. Оказавшись за городом, я бы предпочел:

а) организовать классный пикник.

б) трудно сказать.

в) изучать в лесу различные породы деревьев.

136. Во время коллективного обсуждения я часто замечаю, что:

а) занимаю особую позицию.

б) трудно сказать.

в) соглашаюсь с остальными.

137. Мои чувства бывают так напряжены, что я, кажется, готов «взорваться» от их избытка.

а) часто.

б) иногда.

в) редко.

138. Я предпочитаю друзей, которые любят:

а) дурачиться.

б) трудно сказать.

в) быть более серьезными.

139. Если бы я не был человеком, я бы предпочел быть:

а) орлом на горной вершине.

б) трудно сказать.

в) тюленем в стаде, на берегу моря.

140. Я обычно точный и аккуратный человек.

а) да.

б) нечто среднее.

в) нет.

141. Мне действуют на нервы мелкие неприятности, даже если я знаю, что они не очень существенны.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

142. Я уверен, что ответил на все вопросы.

а) да.

б) может быть.

в) нет.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом. Специальный ключ, представляющий собой матрицу с отверстиями, накладывается на бланк с ответами. Каждый ответ («а» — «да», «б» — «не знаю», «в» — «нет») имеет свою условную стоимость в очках для каждого вопроса. Затем очки переводятся в условные баллы (стены). Оценка по факторам для каждого испытуемого приобретает символ при сравнении ее со средними оценками.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ФАКТОРАМ

Примечание. Первая цифра означает номер вопроса, буква — шифр ответа, далее через тирс идет стоимость ответа в баллах.

А: 2б — 1; 2в — 2; 3а — 2; 3б — 1; 22а — 2; 22б — 1; 42б — 1; 42в — 2; 62а — 2; 62б — 1; 82б — 1; 82в — 2; 102б — 1; 102в — 2; 103а — 2; 103б — 1; 122б — 1; 122в — 2; 123а — 2; 123б — 1.

В. 23а — 1; 24б — 1; 43в — 1; 44а — 1; 63б — 1; 64в — 1; 83в — 1; 84а — 1; 104б — 1; 124б — 1.

С: 4б — 1; 4в — 2; 5а — 2; 5б — 1; 6а — 1; 6в — 2; 25а — 2; 25б — 1; 26а — 2; 26б — 1; 45а — 2; 45б — 1; 65б — 1; 65в — 2; 85а — 2; 85б — 1; 105б — 1; 105в — 2; 125а — 2; 125б — 1.

D: 7б — 1; 7в — 2; 27а — 2; 27б — 1; 46б — 1; 46в — 2; 47а — 2; 47б — 1; 66б — 1; 66в — 2; 67а — 2; 67б — 1; 86б — 1; 86в — 2; 87а — 2; 87б — 1; 106б — 1; 106в — 2; 126а — 2; 126б — 1.

Е: 8б — 1; 8в — 2; 9а — 2; 9б — 1; 28б — 1; 28в — 2; 48а — 2; 48б — 1; 68б — 1; 68в — 2; 88а -2; 88б — 1; 107б — 1; 107в — 2; 108а — 2; 108б — 1; 127б — 1; 127в — 2; 128а — 2; 128б — 1.

F. 10а — 2; 10б — 1; 29б — 1; 29в — 2; 30а — 2; 30б — 1; 49а — 2; 49б — 1; 50а — 2; 50б — 1; 69б — 1; 69в — 2; 70а — 2; 70б — 1; 89б — 1; 89в — 2; 109б — 1; 109в — 2; 129б — 1; 129в — 2.

G: 11а — 2; 11б — 1; 31а — 2; 31б — 1; 51а — 2; 51б — 1; 71б — 1; 71 в — 2; 90б — 1; 90в — 2; 91а — 2; 91б — 1; 110б — 1; 110в — 2; 111б — 1; 111 в — 2; 130б — 1; 1 30в — 2; 131а — 2; 131б — 1.

H: 12б — 1; 12в — 2; 32а — 2; 32б — 1; 52б — 1; 52в — 2; 72а — 2; 72б — 1; 92б — 1; 92в — 2; 93а — 2; 93б — 1; 112б — 1; 112в — 2; 11 3а — 2; 113б — 1; 132б — 1; 132в — 2; 133а — 2; 133б — 1.

1: 1 3а — 1; 1 3в — 2; 33а — 2; 33б — 1; 34а — 1; 34в — 2; 53а — 2; 53б — 1; 54б — 1; 54в — 2; 73а — 2; 73б — 1; 74б — 1; 74в — 2; 94б — 1; 94в — 2; 114а — 2; 114б — 1; 134а — 2; 134б — 1.

J: 14б — 1; 11в — 2; 15а — 2; 15б — 1; 35б — 1; 35в — 2; 55а — 2; 55б — 1; 75б — 1; 75в — 2; 95а — 2; 95б — 1; 115б — 1; 115в — 2; 116а — 2; 116б — 1; 135б — 1; 135в — 2; 136а — 2; 136б — 1.

О: 16б — 1; 16в — 2; 36а — 2; 36б — 1; 56б — 1; 56в — 2; 57а — 2; 57б — 1; 76б — 1; 76в — 2; 77а — 2; 77б — 1; 96б — 1; 96в — 2; 97а — 2; 976- 1; 1176- 1; 117 В -2; 137а — 2; 137б — 1.

Q: 17б — 1; 17в — 2; 18а — 2; 18б — 1; 37б — 1; 37в — 2; 38а — 2; 38б — 1; 58б — 1; 58в — 2; 78а — 2; 78б — 1; 98б — 1; 98в — 2; 118а — 2; 118б — 1; 138б — 1; 138в — 2; 139а — 2; 139б — 1.

Q . 19б — 1; 19в — 2; 39а — 2; 39б — 1; 59б — 1; 59в — 2; 79а — 2; 79б — 1; 80б — 1; 80в — 2; 99а — 1; 99б — 2; 100б — 1; 100в — 2; 119а — 2; 119б — 1балл; 120б — 1; 120в — 2; 140а — 2; 140б — 1.

Q: 20б — 1; 20в — 2; 21а — 2; 21б — 1; 40б — 1; 40в — 2; 41а — 2; 41б — 1; 60б — 1; 60в — 2; 61а — 2; 61б — 1; 81б — 1; 81 в — 2; 101а — 2; 101б — 1; 121б — 1; 121в — 2; 141а — 2; 141б — 1.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ

1. Стеновые нормы: мальчики 13−15 лет (и = 315).

Факторы.

Стены.

А

0 — 3.

4 — 5.

7 — 8.

9 — 10.

13 — 14.

16 — 20.

B

0 — 2.

-.

C

0 — 3.

6 — 7.

8 — 9.

11 — 12.

14 — 15.

16 — 20.

D

0 — 4.

6 — 7.

8 — 9.

11 — 12.

14 — 15.

17 — 20.

Е

0 — 4.

5 — 6.

14 — 20.

F

0 — 4.

5 — 6.

7 — 8.

9 — 10.

11 — 12.

13 — 14.

16 — 17.

18 — 19.

G

0 — 3.

5 — 6.

9 — 10.

13 — 14.

15 — 20.

Н

0 — 4.

5 — 6.

8 — 9.

10 — 11.

14 — 15.

16 — 17.

18 — 20.

0 — 3.

5 — 6.

8 — 9.

11 — 12.

13 — 14.

15 — 16.

17 — 20.

J

0 — 1.

3 — 4.

5 — 6.

7 — 8.

9 — 10.

12 — 13.

14 — 15.

16 — 20.

О

0 — 1.

3 — 4.

5 — 6.

7 — 8.

9 — 10.

12 — 13.

14 — 15.

16 — 20.

Q2.

0 — 4.

6 — 7.

8 — 9.

11 — 12.

14 — 15.

16 — 17.

18 — 20.

Q3.

0 — 4.

2 — 6.

7 — 8.

11 — 12.

13 — 14.

17 — 20.

Q4.

0 — 3.

4 — 5.

7 — 8.

11 — 12.

14 — 15.

16 — 20.

2. Стеновые нормы: девочки 13−15 лет (п = 245).

Факторы.

Стены.

А

0 — 4.

5 — 6.

7 — 8.

9 — 10.

12 — 13.

14 — 15.

16 — 17.

18 — 19.

B

0 — 2.

-.

-.

9 — 10.

C

0 — 2.

3 — 4.

5 — 6.

8 — 9.

10 — 11.

12 — 13.

15 — 16.

17 — 20.

D

0 — 4.

5 — 6.

9 — 10.

11 — 12.

14 — 15.

16 — 17.

18 — 20.

Е

0 — 2.

5 — 6.

9 — 10.

12 — 13.

14 — 20.

F

0 — 5.

7 — 8.

9 — 10.

11 — 12.

13 — 14.

15 — 16.

18 — 19.

G

0 — 3.

4 — 5.

7 — 8.

10 — 11.

13 — 14.

15 — 16.

17 — 20.

Н

0 — 3.

4 — 5.

6 — 7.

8 — 9.

10 — 11.

13 — 14.

15 — 16.

17 — 18.

19 — 20.

I

0 — 2.

3 — 4.

6 — 7.

9 — 10.

12 — 13.

14 — 15.

16 — 20.

J

0 — 5.

16 — 7.

8 — 9.

11 — 12.

13 — 14.

15 — 16.

18 — 19.

О

0 — 2.

4 — 5.

6 — 7.

8 — 9.

10 — 11.

13 — 14.

15 — 16.

17 — 20.

Q2.

0 — 4.

5 — 6.

11 — 12.

15 — 20.

Q3.

0 — 4.

6 — 7.

9 — 10.

12 — 13.

15 — 16.

17 — 20.

Q4.

0 — 4.

5 — 6.

8 — 9.

10 — 11.

13 — 14.

15 — 16.

17 — 18.

19 — 20.

  • [1] См.: Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла — 95: руководство по использованию. С. 16−51.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой