Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ основных таких понятий как психотерапия, психокоррекция, не врачебная психотерапия, психологическое консультирование позволил уточнить содержание индивидуально психологического консультирования как самостоятельного вида психологической помощи. Индивидуальное консультирование направлено на создание психологических условий, располагающих клиента к принятию ответственности… Читать ещё >

Содержание

  • Глака 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО 15 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в i СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Теоретико-методологические предпосылки разработки системы психологического консультирования i 1.2. Сущность и особенности индивидуального 29: психологического консультирования в системе высшего: профессионального образования

1.3. Методы и критерии эффективности психологического 47 консультирования в системе образования

Глава 2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО j ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

2.1. Анализ зависимости личностно-профессионального развития обучаемых от индивидуального психологического консультирования

2.2. Овладение продуктивной- моделью индивидуального консультирования обучаемых в образовательном процессе

2.3. Совершенствование организационно-методических основ индивидуального психологического консультирования

I студентов

2.4. Оптимизация педагогического взаимодействия в процессе 177 индивидуального психологического консультирования

Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В системе высшего профессионального образования России на рубеже ХХ-ХХ1 веков все больше внимания уделяется вопросам всестороннего обеспечения процесса подготовки профессиональных кадров, которая направлена на всестороннее личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. Одной из составных частей этого обеспечения выступает социально-психологическая работа непосредственно в вузе, направленная на создание социально-психологических условий для эффективного обучения и воспитания будущих профессионалов, формирование и улучшение морально-психологического климата в студенческих коллективах, организацию психологической помощи и психологического просвещения студентов, преподавателей и других субъектов образовательного процесса.

Результаты анализа сложившейся практики профессиональной подготовки в вузах показывает, что в образовательном процессе на обучаемого активно действуют факторы, способные вызвать отрицательные переживания, поведение и действия. Недостаточное внимание педагогов к интересам и потребностям студентов приводит к тому, что они вынуждены самостоятельно преодолевать свои проблемы. В связи с этим возникает необходимость оказания студентам специальной психологической помощи.

В современной практике оформились такие виды психологической помощи, как психологическая терапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование. Анализ специфики студенческого контингента и возникающих у студентов психологических трудностей показывает, что в качестве наиболее приемлемой формы психологической помощи может быть рассмотрено психологическое консультирование.

Разработанность проблемы исследования. Содержательное и организационное обособление консультативной психологии в самостоятельную отрасль науки и практики произошло в начале 50-х годов, когда в США была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование «Консультирование и руководство» на «Консультативная психология». В качестве основных теоретических подходов психологического консультирования выступают такие научные направления, как глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн и др.), бихевиоральное направление (А. Эоллис), гуманистическое направление (Р. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Морено).

В отечественной психологии консультирование как самостоятельная отрасль психологической практики или, как дополнение к ее различным видам, рассматривалось в работах Г. С. Абрамовой, Ю. Е. Алешиной, А. А. Бодалева, А. Ф. Бондаренко, Г. В. Бурменской, Ф. Е. Василюка, П. П. Горностая, А. С. Гусевой, А.

A. Деркача, В. Г. Зазыкина, А. Ф. Копьева, Г. И. Марасанова, А. К. Марковой, Б. М. Мастерова, А. Н. Моховикова, Р. С. Немова, Н. Н. Обозова, А. Ю. Панаскжа, А. В. Скворцова, А. С. Спиваковской, В.

B. Столина, Т. А. Флоренской, А. В. Юпитова, И. С. Якиманской и др

Некоторые аспекты оказания психологической помощи людям, имеющим посттравматические стрессовые расстройства, методом психологического консультирования, рассматривались Р. А. Абдурахмановым, С. В. Захариком, В .Е. Поповым. В исследовании О. И. Жданова были рассмотрены вопросы использования психологической коррекции для более успешной адаптации к различным сферам социальной практики. Применительно к деятельности высших учебных заведений вопросы психологического консультирования исследовались, А Я. Анцуповым, А. К. Марковой, Ю. В. Синягиным, С. И. Съединым, JI. В. Темновой и др.

Вместе с тем возможности психологического консультирования в интересах совершенствования образовательного процесса и оказания индивидуальной психологической помощи обучаемым в прямой постановке никем не исследовались. Представляется перспективной разработка такого рода задач на базе теоретических предпосылок отечественной и зарубежной психологической теории и практики. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость для высшей школы, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертации.

Цель исследования — разработать акмеологическую модель индивидуального психологического консультирования, обеспечивающую совершенствование личностнопрофессионального развития обучаемых в вузе.

Объект исследования — процесс личностно-профессионального развития обучаемых в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования — индивидуальное психологическое консультирование как средство совершенствования процесса личностно-профессионального развития студентов и курсантов.

Гипотеза исследования:

Личностно-профессиональное развитие обучаемых в вузе, их направленность на овладение избранной профессией обусловлены проявлением разнообразных переживаний, вызванных воздействием факторов объективного и субъективного порядка. Преодолению отрицательных влияний переживаний на осознание, психологическое состояние, поведение и действия студентов и курсантов будет способствовать индивидуальное психологическое консультирование. Его эффективность определяется правильным выбором и использованием психоконсультационных средств, методов и процедур как компонентов системной технологии индивидуального психологического консультирования, организационно-методическим обеспечением и активным участием в нем всех субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность и содержание индивидуального психологического консультирования как средства воздействия на процесс личностно-профессионального развития обучаемых в вузе.

2. Разработать модель индивидуального психологического консультирования с учетом специфики личностных проблем студентов и курсантов.

3. Экспериментально исследовать особенности личностно-профессионального развития обучаемых в вузе и возможности индивидуального психологического консультирования по его совершенствованию.

4. Разработать практические рекомендации по использованию индивидуального психологического консультирования как средства совершенствования личностно-профессионального развития обучаемых в вузе.

Теоретике — методологическую основу исследования составляют общепсихологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн), акмеологическая концепция целостного развития личности в зрелом возрасте (К. А.

Абульханова, Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, И. Н. Семенов и др.), теоретические положения гуманистической психологии (К. Роджерс, Э. Берн, М. Эриксон, Н. Пезешкиан), интегративный подход к психокоррекционной работе (О. С. Анисимов, Ф. Е. Василюк, А. С. Гусева, Б. Д. Карвасарский, Г. И. Марасанов, А. Ю. Панасюк, В. Н. Цапкин), теория оптимизации применительно к духовным и социальным процессам (В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, А. Ф. Волков, Б. С. Гершунский, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, Ю. П. Сокольников, М. М. Поташник, Д. П. Познанский, Е. А. Яблокова). В качестве конкретно-научной методологии в трактовке и объяснении теоретических и эмпирических материалов использовался принятый в психологии и акмеологии субъектно — деятельностный подход (К. А. Абульханова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Р. Л. Кричевский и ДР-).

Методы исследования. В целях изучения ситуации востребованности психологического консультирования, как метода оказания психологической помощи студентам, выявления первичных личностных проблем и отношения к ним со стороны обучаемых использовались такие методы, как анкетирование, опросы, тестирование. Для проведения исследования воздействия индивидуального психологического консультирования на морально-психологическое психологическое состояние обучаемых применялись констатирующий и формирующий эксперименты, включенное наблюдение, диагностическое интервью. Эффективность оказания психологической помощи определялась с помощью тестирования, анализа результатов учебной деятельности, дневников самопознания (самоотчетов), метода экспертных оценок.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводились на базе Московского государственного социального университета (МГСУ), Института антикризисного управления (ИАУ), Военной академии РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН). Учитывался опыт проведения аналогичной работы в других вузах РФ. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (март 1997 — октябрь 1998 гг.) включал анализ и обобщение результатов психологических исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме психологического консультирования, разработку концепции проведения эмпирических исследований, подбор методик исследования.

На данном этапе на основе анализа существующих подходов к организации процедуры консультирования была разработана модель проведения индивидуального психологического консультирования обучаемых, уточнены методы и приёмы психологического воздействия на консультируемых.

На втором этапе (декабрь 1998 — февраль 1999 гг.) исследовались вопросы организации психологического консультирования в вузах, осуществлялось психологическое консультирование студентов МГСУ, ИАУ, Военной академии РВСН им. Петра Великого, выявлялись субъективные личностные трудности студентов различных курсов обучения. Всего к исследованию привлекались 318 студентов.

На третьем этапе (март1999 — февраль 2001 гг.) осуществлялись анализ и интерпретация полученных данных, экспертная оценка результатов и выводов исследования, разработка практических рекомендаций по проведению психологического консультирования студентов в вузе.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. На основе разработанной теоретико-методологической базы выявлены основные сущностные и содержательные признаки индивидуального психологического консультирования как средства воздействия на процесс личностно-профессионального развития студентов и курсантов вуза. Определены возможности психологического консультирования как средства воздействия на психологическое состояние и характер личностно-профессионального обучаемых.

2. Разработана акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования, в которой с учетом специфики личностных проблем обучаемых представлены структурно — фунциональные и динамические компоненты, системно объединенные общей целью — оказания психологической помощи обучаемому. Определены критерии и показатели продуктивности индивидуального психологического консультирования. Система критериев и показателей, выражающая сущностные признаки его продуктивного осуществления, выступает системным основанием для выявления уровня продуктивности индивидуального психологического консультирования.

3. Экспериментально исследованы особенности личностно-профессионального развития обучаемых в вузе, включающие их психологическое состояние, готовность и подготовленность к профессиональной деятельности, а также возможности индивидуального психологического консультирования по оказанию помощи студентам и курсантам. Исследованы и классифицированы субъективные психологические причины обращения обучаемых к психологу-консультанту. При этом выявлено и сопоставлено содержание продуктивного психологического консультирования в вузе с его сложившейся практикой. Доказательно представлены результаты экспериментального исследования личностно-профессионального развития студентов и курсантов, позволившие выявить уровни продуктивности индивидуального психологического консультирования.

4. Разработаны практические рекомендации по использованию индивидуального психологического консультирования как средства совершенствования личностно-профессионального развития обучаемых в вузе. Определены основные психолого — акмеологические условия и факторы продуктивного психологического консультирования в вузе и возможности по оптимизации всей консультационной работы.

Практическая значимость результатов исследования:

Разработанная акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования вооружает практических психологов системной технологией оказания квалифицированной психологической помощи студентам и курсантам вуза. Выводы и рекомендации диссертации могут в последующем использоваться в деятельности психологов по оказанию консультативной психологической помощи по разработанной методике. Предлагаемый структурно-психологический анализ деятельности психолога-консультанта может быть использован в качестве методической основы для формирования необходимых практических умений и навыков в ходе обучения начинающих психологов-консультантов. Разработанные практические рекомендации могут быть полезными для организации моделей ю консультативных бесед, реализации индивидуальных стратегий и техник при их проведения.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой на принципиальные положения психологической науки и непосредственноакмеологии, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимодополняемостью, сочетанием качественного и.

I количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютерной техники, репрезентативной выборкой испытуемых, проверкой результатов психологического консультирования в практической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уточненное представление о сущности и содержании индивидуального психологического консультирования обучаемых вузов, как процесса психологической помощи, направленного на актуализацию структур «Я — концепции» для преодоления ц противоречий между обобщенным образом профессионала и личностным восприятием процесса профессионального развития и деятельности в ее различных проявлениях: как определенного образа жизни, как деятельности по реализации учебно-профессиональных задач, как процесса приобщения к особому виду духовной практики. Оно направлено на: создание психологических условий, располагающих студента к принятию ответственности за свою деятельность и реализацию ее смыслаконструктивное перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивныепомощь обучаемому в обретении своего истинного, «духовного Я», готовности принять на себя социальную ответственность.

Результатом процесса консультирования выступает стабилизация аутентичности личности обучаемого за счет изменений в когнитивной (новые знания, навыки, умения, акмеологические инварианты по достижению целей деятельности), мотивационной (изменения в составе, иерархии и доминировании различных мотивов, возрастание длительности и перспективности служебной мотивации) и поведенческой (построение планов и перспектив по изменению действий и отношений) сферах личности.

2. Акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования в вузе, как совокупность взаимосвязанных структурно — функциональных компонентов, обеспечивающих продуктивно использовать психологом психоконсультационной технологии в соответствии с наиболее приемлемым алгоритмом. Она позволяет выделить индивидуальное психологическое консультирование как самостоятельное направление психологической работы, субъектами которого могут выступать практические психологи и психологически подготовленные педагоги, обеспечивая его связь с воспитательной, учебной, методической и научной работой вуза. В качестве основных критериев продуктивности индивидуального психологического консультирования психологического выступают: комфортность психологического состояния, позитивные изменения в готовности и подготовленности обучаемых и в целом уровня их личностно-профессионального развитиягармоничность связей и отношений среди обучаемых, морально-психологического климата в коллективеоптимальность организации индивидуального психологического консультирования в вузе.

3. Выявленные индивидуальные особенности морально-психологического состояния обучаемого, по которым требуется индивидуальное психологическое консультирование, проявляется как трехмерное пространство самореализации студента, курсанта: 1) неосознаваемые поведенческие проявления жизнедеятельности студента, включающие реализацию врожденных рефлексов и инстинктов, установок и привычек, следование правилам и нормам повседневной жизни и требованиям профессии- 2) сознательнодеятелъностная активность, направленная на решение учебно-профессиональных задач, освоение социальной роли будущего профессионала и связанная с проявлением творческой активности и самостоятельности в выборе целей и способов их достижения- 3) духовно-практическая активность, направленная на постижение смысловой стороны происходящих в жизни субъекта событий, освоение духовного опыта и традиций общества, выработку жизненной позиции гражданина. Интегративным фактором морально-психологического состояния выступает самосознание обучаемого.

4. Практические рекомендации, обеспечивающие повышение продуктивности индивидуального психологического консультирования в вузе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе работы нештатных кабинетов индивидуального консультирования в МГСУ, ИАУ, Военной академии РВСН имени Петра Великого, на научно-практических, психотерапевтических конференциях и семинарах, супервизиях, в ходе консультативной, психотерапевтической деятельности в Московской высшей школе психотерапии 1997;1999 годах. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедр политической психологии и менеджмента МГСУ, военной акмеологии и кибернетики Военной академии РВСН им. Петра Великого, излагались автором в ходе инструктивно-методических занятий и семинаров с различными категориями персонала вузов. На основании данных диссертационного исследования разработано учебно-методическое пособие, созданы наглядные пособия и материалы по методике проведения психологического консультирования. Общий объем публикаций по теме исследования составил 6,5 печатных листа.

Структура диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Выводы по главе: Обработка экспериментального материала и интерпретация полученных результатов показывают, что в ходе индивидуального психологического консультирования происходят значимые изменения психологических показателей личностно-профессионального развития студентов. В частности, проявляется усиление идентификации с социальными нормами и снижении склонности к риску, активизируется мыслительная переработка личностно значимой информации, возрастает эмоциональная открытость, свобода поведения, снижается эмоциональная напряженность и повышаются степени свободы воображения. Вместе с тем обостряется психологическая защита участников консультирования, что свидетельствует о личностной значимости для них результатов психотерапевтического воздействия. В качестве общей тенденции психологического становления студентов — участников психологического консультирования выступает стремление к персонализации, повышению энергетического потенциала «эго» на фоне одновременной идентификации с группой.

Дальнейшее распространение и использование результатов экспериментального исследования предполагает системное видение проблем высшей профессиональной школы. На первый план выходят вопросы о нормативной базе психологической работы и ее месте в системе целевых ориентиров подготовки профессиональных кадрово подготовке кадров психологов для осуществления психологической работы в вузахо научно-методическом обеспечении психологической работы в целом и психологического консультирования в частности, которые получили свое рассмотрение и решение в ходе исследования. Центральным является вопрос о совершенствовании подготовки профессиональных психологов к осуществлению психологического консультирования, для решения которого разработан и апробирован примерный план проведения профессионального тренинга, «Техника психологического консультирования», который опирается на основные принципы «психотехнической теории».

Совершенствование педагогического взаимодействия преподавателей и студентов вузов в интересах психологического консультирования может быть реализовано посредством гуманизации процесса преподавания, индивидуализации воспитательной работы, совершенствования педагогического общения. На основе теоретических положений концепции персонализации подготовки профессиональных кадров был разработан спецкурс, основу которого составляют четыре практических занятия^ проводимых в активных формах: 1) диагностика индивидуальных затруднений в основных сферах проявления активности- 2) ситуационно-ролевая игра как социально-психологический тренинг преодоления затруднений в деятельности- 3) упражнения в эмоционально-волевой саморегуляции- 4) отработка рефлексивных действий и самопомощи. В качестве содержательной основы преподавания были использованы полученные в ходе исследования обобщения причин, побуждающих студентов обращаться за помощью к психологу-консультанту: тревога, сомнение (неуверенность), уныние, потрясение, порочный круг конфликта, поиск участия, психологическая «интоксикация», склонность к манипуляции. В этом случае деятельность преподавателя приобретает черты индивидуально-воспитательной работы в интересах совершенствования личностно-профессионального развития учебной группы.

— 199-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме индивидуального психологического консультирования, имеющихся в акмеологии, отечественной и зарубежной психологии, позволяет отметить, что данный процесс рассматривается как неотъемлемая часть психологической помощи. Концептуальными средствами, обеспечивающими наиболее адекватное решение данной проблемы, выступают: глубинная психология — психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, транзактный анализ и др.- бихевиоральное направлениесоциальное научение, тренинг социальной компетентностисамообучениекогнитивная терапиярационально-эмоциональная терапия и др.- гуманистическое направление — гештальттерапия, групповая терапия, логотерапия, психодрамма. В отечественной психологии накоплен ценный материал, свидетельствующий о значимости духовного фактора и роли внешнего специализированного воздействия для его укрепления. Основным источником такой духовной помощи длительное время рассматривалась религия. В современных условиях проблема психологической помощи рассматривается в контексте психологической работы, направленной на укрепление психологического здоровья и повышение личностно-профессионального развития.

2. Сравнительный анализ основных таких понятий как психотерапия, психокоррекция, не врачебная психотерапия, психологическое консультирование позволил уточнить содержание индивидуально психологического консультирования как самостоятельного вида психологической помощи. Индивидуальное консультирование направлено на создание психологических условий, располагающих клиента к принятию ответственности за свою деятельность и реализацию ее смыслаконструктивное перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивныепомощь в обретении своего истинного, «духовного Я», готовности принять на себя социальную ответственность. Основным средством воздействия психолога в ходе консультирования выступает определенным образом организованный диалог, направленный на урегулирование эмоционально-смысловой жизни человека как. общественного существа (проблемы межличностных отношений, эмоциональные внутри личностные конфликты и переживания, проблемы социализации, выбора профессии, создания семьи и т. д.).

3. Психологическое и личностно-профессиональное развитие студентов может быть рассмотрено как значимый элемент духовной сферы, выражающий готовность и способность будущих профессионалов к выполнению своего долга. Психологическая структура психологического и личностно-профессионального развития представляет собой трехмерное пространство самореализации студента, образуемое следующими составляющими: 1) неосознаваемо — поведенческие проявления жизнедеятельности студента, включающие реализацию врожденных рефлексов и инстинктов, установок и привычек, следование правилам и нормам повседневной жизни и требованиям учебных коллективов- 2) сознательно — деятельностная активность, направленная на решение учебно-профессиональных задач, освоение социальной роли профессионала и связанная с проявлением творческой активности и самостоятельности в выборе целей и способов их достижения- 3) духовно-практическая активность, направленная на постижение смысловой стороны происходящих в жизни субъекта событий, освоение духовного опыта и традиций народа, выработку жизненной позиции гражданина и будущего специалиста.

4. Динамика психологического состояния студентов в процессе обучения в вузах может быть рассмотрена как процесс психологического становления, детерминированный внешними факторами становления личности: образом жизни, учебной и профессиональной деятельностью, социально-психологической общностью, и выражающийся в изменениях неосознаваемо — поведенческой, сознательно — деятельностной и духовно-практической активности студента составляющей. Данная структура психологического становления наиболее полно отвечает задаче оказания психологической помощи. Трудности неосознаваемо — поведенческого компонента могут быть преодолены средствами глубинной психологии и бихевиорально ориентированного консультирования. Затруднения в сознательно — деятельностных проявлениях преодолеваются приемами гуманистической психологии и рациональной психотерапии. Проблемы в духовно-практической составляющей могут быть преодолены за счет обращения к идеям логотерапии.

5. Ведущими факторами, оказывающими значимое влияние на процесс психологического становления студентов, выступают: возникновение внутренней конфликтности, самообвинения, изменение показателей самоуверенности и самоценности. Динамика психологического становления обусловлена тем, что при накоплении неопределенности в деятельности студента происходит актуализация смысловых структур отношения «человек — будущая профессия». Невозможность снятия затруднений приводит к исчерпанию и дискредитации актуализированных смысловых структур. На инновационной стадии происходит «достраивание» или «перестраивание» своего «Я» с учетом требований реальной учебной деятельности. Снятие конфликтности приводит к уменьшению смыслового расстояния между Я и требованиями учебно-профессиональной деятельности. Результатом данного процесса выступает перестройка Я субъекта деятельности, становление средств и способов регуляции учебной деятельности.

6. Проведенное исследование показало, что индивидуальное психологическое консультирование студентов выступает значимым фактором совершенствования основных показателей личностно-профессионального развития молодых людей. Главными направлениями личностных изменений служили: поведенческий, когнитивный и экзистенциально-семантический. Результаты психологического воздействия проявлялись в усилении идентификации с социальными нормами и снижении склонности к риску. У большинства студентов активизируется мыслительная переработка личностно значимой информации, возрастает эмоциональная открытость, свобода поведения, снижается эмоциональная напряженность и повышаются степени свободы воображения. В качестве общей тенденции психологического становления студентов — участников психологического консультирования выступает стабилизация аутентичности личности студента за счет изменений в когнитивной (новые знания, навыки, умения по достижению целей деятельности), мотивационной (изменения в составе, иерархии и доминировании различных мотивов, возрастание длительности и перспективности служебной мотивации) и поведенческой (построение планов и перспектив по изменению действий и отношений) сферах личности.

7. Основными направлениями расширения возможностей психологического консультирования в интересах оптимизации психологического и личностно-профессионального развития студентов выступают системные преобразования в сфере психологической работы вузов, направленные на изменение места и роли психологической помощи в структуре и содержании учебной и воспитательной работы. Основными факторами оптимизации выступают нормативные, кадровые и методологические изменения в реализации психологической работы. В рамках вуза изменения должны быть направлены на обеспечение взаимодействия психолога с представителями группы профотбора в интересах мониторинга психологического становления студентов. Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов должно быть направлено на гуманизацию преподавания, усиление индивидуально-воспитательной составляющей в процессе педагогического общения.

8. Разработка системы психологической помощи обучающимся должна опираться на принципы и методы личностно-профессионального развития. Развивая положения по психологическому и личностно-профессиональному развитию, можно говорить, о необходимости и возможности разработки системы психологического сопровождения процесса становления профессиональной • деятельности у студентов и педагогов как составной части психологической работы. В качестве основных организационных элементов данной структуры может быть рассмотрено целенаправленное взаимодействие органов управления, научно-исследовательских учреждений, системы переподготовки кадров психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Психологические трудности общения их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане .Дис.. канд. психол. наук.- М.: ВПА, 1994. -223 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 264с.
  3. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 119с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. 128 с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995. — 296с.
  6. Г. Сорок дней спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии.// Психологический журнал. -1994. -Т.14. N 4. -С. 3−19.
  7. А.Л. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицеров: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996
  8. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней: Пер. с англ. М.: Прогресс-Культура- изд. Агентства «Яхтсмен», 1995. -608с.
  9. А.И. Психологические состояния курсантов и их учёт в педагогическом процессе Вуза: Дис.. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1986.
  10. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Социальное здоровье России, 1993. — 172с.
  11. Ю.Е. Консультативная беседа./ Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О.В.(ред.). Введение в практическую социальную психологию. -М., 1996.
  12. Алешина Ю. Е Организация консультативной беседы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 2. -С.3−12.
  13. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. — 338с.
  14. Л.Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 1. С.3−18.
  15. Ю.Н., Черкасов А. В. Морально-психологическое обеспечение повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. -М.:ВПА, 1989
  16. Н.Д. Фактор адресата //Известия АН СССР, Серия лит. и яз. 1981, выпуск 40. — № 4. — С.356−367.
  17. А.Г. Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе / Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996. — С.522−534.
  18. Р. Психосинтез: теория и практика. -М., 1994, 314 с.
  19. Н. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1988. — 111с.
  20. А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога. Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1971. -23с.
  21. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. N 4. — С. 5666.
  22. А.Д., Крейдлин Г. Е. Иллокутивные вынуждения в структуре диалога // Вопросы языкознания. 1992. — N2. -С.84−99.
  23. . А., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982, с. 93.
  24. .А. Интегративность путь к краткосрочной лич ностно-ориентированной психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии. Сборник научных трудов Психоневро логического института им. В. М. Бехтерева. Том 131. — С-Пб.:
  25. М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986. — № 2. — С.156−169.
  26. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320с
  27. О.Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтинологии. Выпуск 1, часть 1.- С-Пб.: РГПУ им. А. Н. Герцена, 1991. 127с
  28. И.П. Психологические особенности индивидуальной беседы. / Актуальные проблемы подготовки психологов для системы народного образования. Чебоксары, 1993, с. 36.
  29. С.А., Кондратьев М. Ю., Лущук В. Социально-психологический диагностико коррекционный инструментарий. — М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-114 с.
  30. Г. Психотерапия супружеско семейных отношений: Учебное пособие. — М.: РГСИ, 1992. — 85с.
  31. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. М.: 1992. — 448 с
  32. Э. Трансактный анализ и психотерапия: пер. с англ. С-Пб., 1992,224с.
  33. Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 421 с.
  34. М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997. 298с.
  35. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия,, 1995. — 324с.
  36. А. А Психология межличностного познания. -Н.: Педагогика, 1981. 223с.
  37. А.А., Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия / Общение и диалог в практике обучения, воспитания и консультации. М.: АПН СССР, 1987. -С. 17−26.
  38. А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи // Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 4. — С. 91−98.
  39. И.В., Цыцарев С. В. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях -СПб., 1982, с. 93.
  40. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 1. — С.63−76.
  41. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов. Киев: Укртехпрес, 1997. — 215с.
  42. А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев: КГПИИЯ, 1991. — 189с.
  43. А.К. Эмпатия в клиент ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я — психологией // Иностранная психология. -1993. -Т.1, № 2. -С.57−63.
  44. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.9−16.
  45. Д. ' Жила была девочка, похожая на тебя. .Психотерапевтические истории для детей. М.: Класс, 1996.
  46. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
  47. Бублик J1.A., Черных И. И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: ГАВС, 1994.
  48. Н.С., Соколова Е. Т. О некоторых результатах внутридиалогического анализа психотерапии.// Мир психологии. -1996. -N3. -С. 75−82.
  49. Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии. 1994. -N 5. — С. 5−11.
  50. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: Изд. МГУ, 1990. — 136с.
  51. Г. П. Практическая консультативная психология // Вопросы психологии.- 1988. -N 1. С. 180−181.
  52. В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.
  53. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993
  54. Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж, НПО МОДЭК, 1995. — 256с.
  55. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал. -1995. Т. 16. — № 3. -С.90−101.
  56. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. -1992. № 1. — С. 1532.
  57. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд. МГУ, 1984. — 200с.
  58. Ф.Е. Психотехника переживания. М.:ТПО «Ахилл», 1990.-23 с.
  59. Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Московский психотерапевтический журнал. -1996. -№ 4. -С.48−68. '
  60. Василюк Ф. Е Типология переживания различных кризисных ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т.6. — № 5.-С. 104−111.
  61. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. — № 5.С.27−37.
  62. Вид В. Д. Параметры психотерапевтического процесса и результаты терапии/Юбозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева.-1994.-№ 2.--С. 20−26.
  63. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. — 172с.
  64. К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. -М: Класс, 1998.
  65. Военная психология: методология, теория, практика. М.: ВУ, 1998.
  66. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования офицеров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.-74 с.
  67. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1994.-287 с.
  68. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова -Л.:Изд. ЛГУ, 1984. -152с.
  69. Л.И. Гуманитарная психологии: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−30.
  70. Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996, 415с.
  71. В.В., Вахрамеева Л. Г. Диагностико коррекционная работа школьного психолога с акцентуированными подростками // Активные формы работы практического психолога. — Шадринск: ШГИ, 1994. — С. 110 119.
  72. Н.К. Сопоставительная стилистика профессиональной речи. М.: Изд. МГУ, 1988. — 141с.
  73. С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Класс, 1997.
  74. Г. В., Штыпель A.M. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях,-Л., 1982, с. 88.
  75. П.П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: проблемный подход. Киев: Наукова думка, 1995. — 127с.
  76. Р. Основы психологического эксперимента. Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.
  77. Л.Н. Диалогические высказывания с побудительной интенцией // Языковые единицы в речевой коммуникации: Межвузовский сборник. Л.: Изд. ЛГУ, 1991. — С. 125−131.
  78. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  79. P.P. Техника и практика психоанализа. Воронеж: НПО МОДЭК, 1994. -491с.
  80. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1991. -241 с.
  81. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: Изд-во Российской академии государственной службы, 1996. — 128с.
  82. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М .: Луч, 1993. — 71 с.
  83. Ю. Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта: тенденции развития клиент центрированной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал.-1993.-№ 3.-С. 75−92.
  84. Э. Терапия неврозов. М.: Госиздат, 1924.-186 с.
  85. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1987. -207с.
  86. К.А. Интерпретация текста. М.: Прогресс, 1985. — 278с.
  87. Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-1993.-N 4.-С.3−13.
  88. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. -344 с.
  89. А. В. Диагностика болезней (метод интервью). М.: Медицина, 1994. — 158с.
  90. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120
  91. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232с.
  92. Душа армии: Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. М.: ВУ, 1997. -620с.
  93. А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско юношеских конфликтов // Вопросы психологии. — 1995. — № 3. — С.38−45.
  94. ЮО.Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности .-Псков, 1994,280с.
  95. Ю1.Желявис Р. В. Групповая психологическая коррекция предневротических состояний при акцентуациях характера у подростков и юношей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: Изд-во Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1988.-17 с.
  96. Юб.Зейг Д. К. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза). М.: Класс. 1994.107.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982. — 120с.108.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.
  97. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. -М.: «Прометей», 1991.-219 с.
  98. Ш. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции Л.: Медицина, 1983. — 312 с.
  99. А.В. О чем говорит речь? // Московский психотерапевтический журнал. 1996. — № 2. — С.166−176.
  100. И.Кайдановская Е. В. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях .- Л., 1982.с.63.
  101. Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал.-1992, — Т. 13, № 6.-С. 54−62.
  102. Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. — С. 585−591.
  103. Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Т. 2. Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. — С. 49−109.
  104. С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С.50−57.
  105. С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консультации //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1994, -№ 1. — С.13−19.
  106. С.А. Проблема механизмов образования невротических симптомов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1993. № 1. — С.24−31.
  107. Ш. Караяни А. Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: Дис. канд. психол. наук. -М., 1993.
  108. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304с.
  109. .Д. Теоретическая концепция отделения неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. / Групповая психотерапия. М, 1990,3 84с.
  110. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993.
  111. Л.А. Вопросы теории речевого воздействия . -Л.: Изд. ЛГУ, 1978. 160с.
  112. И.М., Лауфер Н. И. Интерпретирующие речевые акты // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. -С.63−71.
  113. Г. А. О системе психологического воздействия //Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М.:АПН СССР, 1989.- 154с.
  114. Ковал ев Г. А. Психологическое воздействие: Теория, методология, практика: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1991. — 51с.
  115. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. -1987. — № 3. — С.41−49.
  116. ИО.Колпачников В. В. Индивидуальные модели консультативного процесса и психического здоровья о консультировании // Журнал практикующего психолога. 1997. — № 5. — С. 18−26.131 .Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. — 80с.
  117. Н.Г. Лингвистическая интерпретация мышления в его отношении к говорению //Вопросы психологии. 1979. -N. — С.79−90.
  118. Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск. 16, М.: Прогресс, 1985. -С.349−384.
  119. А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. — № 1. — С.33−48.
  120. А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.121−130.
  121. А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С.44−54.
  122. А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения: Дис. канд. психол. наук. -М., 1991.
  123. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. -№ 3. — С.17−25.
  124. X., Кэхеле X. Изучение результатов психотерапии // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. -С. 102−110.
  125. НО.Королюк Н. И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУЗов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: ГА ВС, 1994. — 27 с.
  126. Л. Личность психотерапевта // Групповая психотерапия. -М., 1990.-С.172−186.
  127. Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М.: Медицина, 1994.-222 с.
  128. МЗ.Крисненсер Т. Модель решения проблемы // Вестник РАТЭПП, № 1−2, с. 25.
  129. Кришталь В. В, Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982, с. 47.
  130. В.Н. Совершенствование системы морально-психологического обеспечения боевого дежурства: Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1999. — 20с.
  131. Г. М. Диалог и мышление. Минск: Изд. БГУ им. В. И. Ленина, 1983. — 190с.
  132. Кучинский Г. М. .Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. —С.252−264.
  133. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск:
  134. Университетское, 1988. 206с.
  135. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Пб, Социально-психологический центр, 1996.
  136. Ю. Смысл и специфика психологической помощи // Журнал практикующего психолога. 1995. — № 1. -С.93−109.
  137. О.Д. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976.397с.
  138. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психологический журнал. -1995. Т. 16. — № 6. — С.90−100.
  139. И.Б. Психологические особенности формирования мировоззренческих убеждений у курсантов высших военных командно-инженерных училищ: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  140. С. Этические проблемы психотерапии // Транс -культурные исследования в психотерапии. Сборник научных трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Том 124. Л.: Изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1989. С. 27−35.
  141. К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев: В ища школа, 1981. — 392 с.
  142. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
  143. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.
  144. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972.- 575с.
  145. А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журнал практикующего психолога. 1996. — № 3. -С.15−28.
  146. X. Аутогенная тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1975.
  147. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  148. Логический анализ языка. Язык речевых действий. -М.: Наука, 1994. 188с.
  149. A.M. О способах выражения волеизъявления в русском языке // Русский язык в школе. 1977. — № 2. -С.90−94.
  150. Н.А. Современные направления психотерапии и их клиническое применение.// Мир психологии. -1996. N3. -С. 157−159.
  151. Н.А. Искусство общения с больными. М: Медицина, 1991, — 112с.
  152. В.В. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986.
  153. Г. И. Психолого акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления: Автореф. дне. канд. психол. наук. — М., 1995. — 19с.
  154. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.:"Совершенство", 1998. -207 с.
  155. .М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998.-24с.
  156. А.В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С.146−151.
  157. Мей Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-144 с.
  158. Мелик Пашаев А. А. Л. С. Выготский и М. М. Бахтин: подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С.51−58.
  159. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа «Я» в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.61−68.
  160. Э., Калмыкова Е. С., Стинсон Ч. Транскрипты психотерапевтических бесед // Психологический журнал. 1996. — Т.17. -№ 3.-С. 129−136.
  161. Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров. М.: ВУ, 1997
  162. Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991.-N2.-С. 12−17.
  163. Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Класс. 1996.
  164. А.В., Попова М. В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы // Психол. журн. Т.20. — № 5. — 1999. — С. 15−19.
  165. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях./ Материалы межвузовской научно-технической конференции. М.:ВАГШ, 1994.
  166. Морозова Н.А. .Коммуникативные типы предложений-высказываний в художественном драматическом тексте (на материале пьес А.П. Чехова): Автореф. дис. канд. филол. наук. С-Пб., 1996. — 23с.
  167. А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Дис.докт. психол. наук. М., 1998.
  168. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ, I960. — 426с.
  169. П.А. Теория и практика в работе школьного психолога // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С.73−79.
  170. Наставление по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) в Вооруженных Силах РФ // Проект. М., 1996.
  171. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Б. С. Братусь, В. Л. Воейкова, С. Л. Воробьева и др. М.: Наука, 1995. -236с.
  172. Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 127−133.
  173. Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения // Вопросы психологии. 1985. — N5. -С.90−95.
  174. Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1992.-46с.
  175. Р.С. Основы психологического консультирования .- М.: Владос, 1999, 527 с.
  176. .Ю. Грамматика говорящего. С-Пб.: Изд. С-Пб Г У, 1994.-228с.
  177. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ. — 1987. — 304с.
  178. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. АПН СССР, 1987. 164с.
  179. Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Изд. АПН СССР, 1986. — 176с.197.0гинская М.М., Возин М. В. Мифы психотерапии и их функции./ Вопр.психологии., 1991 ,№ 4, с. 10.
  180. Основы морально-психологического обеспечения повседневной деятельности войск, подготовки и ведения боевых действий./ Под общей редакцией генерал-майора Ососкова В. П. М.: ВАД, 1996.
  181. Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. — 271с.
  182. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М.: Смысл, 1993. — 332с.
  183. В.Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Дис.. д-ра психол. наук. -М.: ВУ, 1995. -351с.
  184. Перлз Ф, Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания М., 1993,239с.
  185. В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  186. В. Ф. Психосемантика сознания. М., МГУ. 1988.
  187. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С. 107−108.
  188. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987. -С. 79−82.2Ю.Поздняков В. П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование //Психология в бизнесе.-1997-Июль-декабрь.-с. 122−127.
  189. В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих, после экстремальных воздействий. Дисс. канд. психол. наук. М.:ГАВС, 1992.-171с
  190. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
  191. Прикладная психология в высшей школе. Изд-во Казанского университета, 1979.-269с.
  192. A.M. К методическому обеспечению консультативной работы с педагогами ./ Детский практический психолог, 1994, № 1, с. 35.
  193. Проблемы психологического воздействия / Отв.ред. В. Н. Куликов. Иваново: Изд. ИвГУ, 1978. — 162с.
  194. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. В. А. Федоришина. Киев:.Радяпска школа, 1900. -160с.
  195. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С.99−112.
  196. Психодрама: вдохновение и техника.// Под ред. П. Холмса и М.Кар. -М.: Класс, 1997.
  197. Психологическая служба в ВУЗе. Изд-во Казанскогоуниверситета, 1981.-239с.
  198. Психологическая поддержка в вузе (круглый стол) //Психологический журнал. 1994. -.Т. 15. — № 5. — С. 102−116.221 .Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С.62−93.
  199. Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С.75−103.
  200. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. — 344с.
  201. Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия / Сост. Н. В. Коптева. Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр. -1993.- 220с.
  202. Психологическая консультация, профилактики и коррекция в работе войскового психолога. М.: Изд-во МО РФ, 1992. — 37 с.
  203. Психология в бизнесе. 1997. -Июль-декабрь. — С. 122−127.
  204. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -С-Пб.: Питер Ком, 1998. -752 с.
  205. Л.А. Проблема диалогизма сознания у М.М. Бахтина// Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 103−116.
  206. Л.А. Диалогизм как единица анализа познания // Познание и общение. М.: Наука, 1988. — С.24−34.
  207. В.А., Костин Г. В. Психологическое консультирование в ВВУЗе. М., ВУ, 1996.
  208. Г., Столин В. В. Психотерапия в обыденном сознании и в сознании психотерапевтов // Вопросы психологии. 1989. -N 4. — С. 125 134.
  209. Д. Это в ваших силах. М., 1993,240 с.
  210. Л. Трансформация. М., 1994, 210 с.
  211. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение.// Теория и метафоры.(Под ред. Арутюновой Н. Д. и Журинской М.А.).- М.: Прогресс, 1990.
  212. Р.У. Силы семейных уз. СПб., 1994,134с.
  213. К.Д. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994. 480с.
  214. М.В. Размышления о «теологической психологии» // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С.63−66.
  215. B.C. Психологические проблемы психотерапии // Психологический журнал. 1986. — Т. 7. — N 3. — С. 111−118.23 9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  216. Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. Т.: Медицина, 1979.- 639 с.
  217. Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — 219с.
  218. Н.К. Коммуникативный модус и метаречь // Логический анализ языка. М.: Наука, 1994. — С.82−92.
  219. Ю.С. «Психиатрическая» и «психологическая» психотерапия путь к единству // Моск. психотер. журнал, 1993. — N 4. -С.5−9.
  220. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192с.
  221. Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных Войск: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
  222. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  223. А.С. Актуальные проблемы гуманитаризации военного образования / Доклад начальника управления военного образования. -М.:ВУ, 1998
  224. В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  225. А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга програмно-целевой направленности: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 56 с.
  226. А.В. Метод беседы на телефоне доверия в профессиональных представлениях консультантов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 22с.
  227. В.А. Опыт психодиагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. -№ 4. — С.83−92.
  228. Современные образовательные технологии в образовательном процессе ввуза. М.: ВУ, 1998.
  229. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. М., 1998.
  230. А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: Изд. МГУ, 1988. — 200с.
  231. Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 6. — С.121−127.
  232. К. Как избежать роли спасителя./Вестник РАТЭПП, 1994,№ 1,с. 14.
  233. В.В. Самосознание личности. -'М.: Изд. МГУ, 1983. -286с.
  234. В.В., Бодалев А. А. Семья в психологической консультации.-М., 1989.
  235. В.Б. Психологическая помощь: Практические аспекты // Журнал практикующего психолога. 1995. — № 1. -С.65−92.
  236. В.М. Устная речь медиков в официальной и неофициальной обстановке: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Саратов, 1982. 19с.
  237. И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие //Вопросы языкознания, 1993, № 5. С. 70−82.
  238. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990.263с.
  239. А.С., Власов В. Н. Психологическая служба: помощь детям и подросткам Брянской области // Психологический журнал. 1995. -Т.16. -№ 5. — С. 122−131.
  240. A.M. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. М.: ГАВС, 1994.
  241. Л.Н. Индивидуальная воспитательная работа командира с подчиненными. М: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1987. -40с.
  242. Л.Н. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПАД981. -245 с.
  243. Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992. — 158с.
  244. Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психологический журнал. 1991. — Т.12. — № 6. — С.12−25.
  245. .А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Киев, 1980,203с.
  246. О.В. «Тайна сия велика есть» : Из дневника, участника круглого стола" Психотерапия и духовная жизнь" // Московский психотерапевтический журнал. 1992. -№ 1. — С. 161−168.
  247. Т.А. Диалог в практической психологии. -М: ИП АНСССР, 1991. -244с.
  248. Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. -Т. 15. — № 5. — С.44−55.
  249. Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А. А. Ухтомского //Общение и развитие психики. -М.: АПН СССР, 1986. С.21−30.
  250. Ф.Ф. Язык в процессе мышления и в процессе речи // Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1956, т.1. — С.126−130.
  251. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 338с.
  252. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
  253. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. -456с.
  254. А.Н. Преодоление психосексуальных трудностей офицеров методикой психоанализа: .Дисс.канд. псих. наук. М.: ВУ, 1996−218с.
  255. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследованиях коммуникативных процессов // Психолого-педагогические проблема общения. М. 1979.
  256. Д. Необычайная психотерапия: в 2-х кн.Кн.1 Данск, 1994,172с.
  257. К. Невротическая личность нашего времени, самоанализ. -М, 1993, 480с.
  258. Н.Ю., Макшанов С. И. Материалы к тренингу партнерского общения. СПб.: Институт тренинга, 1993.
  259. Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.
  260. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. -1992. № 2. — С.5−40.
  261. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: Физкультура и спорт, 1988.
  262. А.В. Морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил. Сущность, содержание, проблемы и перспективы. М.: ВАГШ, — 1993.
  263. Что такое психотерапия? Психотерапевтические тетради.Вып.1-СПб., 1993,45с.
  264. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психотерапии //Психологический журнал. -1993. Т.14. -№ 5. — С.3−12.
  265. Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М.: Класс, 1996.
  266. Л.Ф. Теоретические и практические аспекты психологического консультирования. СПб.: Изд. СПбУПМ, 1996. — 108с.
  267. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику -М., 1983.
  268. А. Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности. //Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. N3.
  269. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Д.: Медицина, 1990. — 192с.
  270. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  271. ЗОО.Энрайт Д. Позиция слушателя-терапевта./Вестник РАТЭПП, № 12, 1993, с. 42.
  272. М.Г., Росси Э. Л. Человек из февраля: гипнотерапия и развитие самосознания личности. М.: Класс, 1995.
  273. A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. — N6. — С.20−30.303 .Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -336с.
  274. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С.49−55.
  275. Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  276. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях вуза: Дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1982. — 233с.
  277. И.С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1997. — 16с.
  278. Л.Г. О диалогической речи // Л. Г. Якубинский. Избранные работы. Язык и его функционирование. -М.: Наука, 1986. -С.16−58.
  279. Assagioli R. Psychosyntesis. N.Y., 1971.
  280. O.Berne E. Games people play. N.Y., 1964.
  281. GroveD Resolving Feelings of Anger, Guilt and Shame.// David Grove Seminars. Edwardsville, 1989.
  282. Enciclopedia of Psychology. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili (EDS), Herder & Herder, N.Y., 1972, vol.1, p.25.
  283. Kobasa S.K., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study// J. Pers. and Soc. Psychol. 1982. V. 42. N 1. P. 109.
  284. Kratochvil S. Psychoterpie. Praga, 1976.
  285. Levin K. A dinamic theory of Personality. N.Y., 1955.
  286. Lewis R. Wolberg. The Technigue of Psychotherapy (part 1,2), N.Y.-S.F.-L., 1977.
  287. Moreno J.L. Psychodrama Vol. 1 Beacon, New York: Beacon House, 1964.
  288. PhilipsL. Human adaptation and his failures. Academic Press, N.Y. & London, 1968.
  289. Rashman S, Wilson G. The effects of psychological therapy. -Oxford. 9Pergamon press, 1980.-302p.
  290. Steve de Shazer. Words Were Originally Magic. W.W. Norton & Company, Inc. New York- London, 1994.
  291. Suzuki D.T. Living by Zen. London, Rider, 1950. 322 Watts A.W. The Way of Zen. New York, Pantheon. 323. Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelligence.- Baltimore: Williams and Wilkins, 1958. 297 p.
Заполнить форму текущей работой