Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституция российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По решению Съезда народных депутатов СССР на референдум 17 марта 1991 г. был вынесен вопрос о сохранении СССР. Одновременно с этим в России на референдум был вынесен вопрос об учреждении поста Президента РСФСР. Народ положительно ответил на оба вопроса. Но последствия в каждом случае оказались разными. Так, 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого Президента России, и на этот пост был избран Б… Читать ещё >

Конституция российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционное развитие России: история, основные этапы

Акты конституционного значения появились в России в конце XIX — начале XX в. Это Манифест об освобождении крестьян 1861 г., Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.

В советский период было принято несколько конституционных актов: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г. (РСФСР — 1925 г.). Конституция СССР 1936 г. (РСФСР — 1937 г.), Конституция СССР 1977 г. (РСФСР — 1978 г.).

Перестройка, начавшаяся после 1985 г., выразилась в существенных изменениях всего строя общественной жизни. Распад СССР привел к появлению на мировой политической арене новых самостоятельных, независимых государств — бывших советских республик. Россия отказалась от социалистической идеологии в качестве основополагающей для развития государственного строя, провозгласив себя демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Глобальные перемены во всех областях общественной жизни получили отражение в развитии законодательства и, конечно, действовавшей в тот период Конституции (а точнее Конституциях СССР и РСФСР). Существенные изменения в Конституцию РСФСР, в частности, были внесены 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г., 21 апреля, 9 и 10 декабря 1992 г. Они заключались в следующем:

  • • провозглашен государственный суверенитет РСФСР;
  • • из текста Конституции исключены такие характеристики государства, как «советское» и «социалистическое»; соответственно наименование государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (РСФСР) изменено на «Российская Федерация — Россия» ;
  • • введен принцип политического плюрализма, позволявший создавать партии с различной идеологической и политической ориентацией и, главное, вести им борьбу за власть на равных основаниях; одновременно исключено из текста Конституции положение о руководящей роли КПСС;
  • • установлен конституционный принцип признания многообразия форм собственности и равной их защиты государством, среди этих форм закреплена и частная собственность;
  • • изменена доктрина конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе признана их естественно-правовая природа, первоочередное положение личных прав в структуре института (а не социально-экономических, как прежде), сами формулировки прав и их каталог изменились так, что гражданину была обеспечена свобода выбора линии поведения в любой сфере общественной жизни[1];
  • • изменено конституционное содержание принципа федеративного устройства России; субъектами Федерации признаны не только республики в ее составе, но и автономные образования (автономная область и автономные округа), а также территориальные единицы (края, области, города федерального значения);
  • • реформирована избирательная система, в частности, признана необходимость выдвижения альтернативных кандидатов и состязательность выборов;
  • • введен принцип разделения властей (вместо принципа советов) как системообразующий для организации государственного механизма;
  • • изменена природа народного представительства: постепенно вводился парламентаризм, в частности, это выразилось в том, что российский парламент стал работать на постоянной основе, парламентарии стали профессиональными политиками и приобрели свободный мандат (в отличие от императивного мандата, обладателями которого они являлись в советское время)[2];
  • • введены институты президентства и конституционного контроля (Президент РФ, Конституционный Суд РФ);
  • • закреплено местное самоуправление: вместо органов государственной власти, являвшихся частью государственного аппарата, появились органы местного самоуправления (особой формы публичной власти), которые не входят в систему государственных органов и решают вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность.
Параллельно с внесением упомянутых изменений в Конституцию РСФСР развивался процесс создания новой Конституции России. Он начался в 1990 г., когда приступил к работе первый Съезд народных депутатов РСФСР, которые были избраны на основе альтернативности и состязательности. На этом Съезде 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, 16 июня отменена руководящая роль КПСС (Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР), образована Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

Съезд одобрил общую концепцию конституционных реформ, положенных в основу проекта, а также главные положения проекта Конституции[3].

По решению Съезда народных депутатов СССР на референдум 17 марта 1991 г. был вынесен вопрос о сохранении СССР. Одновременно с этим в России на референдум был вынесен вопрос об учреждении поста Президента РСФСР. Народ положительно ответил на оба вопроса. Но последствия в каждом случае оказались разными. Так, 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого Президента России, и на этот пост был избран Б. Н. Ельцин, а 19−21 августа произошло событие, которое в современных учебниках нередко именуют «путчем». Но, так или иначе, оно стелю рубежом, отделившим советский период от нынешнего.

Решение народа, принятое по поводу сохранения СССР, не было принято во внимание политиками, руководившими тремя славянскими республиками. В декабре 1991 г. лидеры Белоруссии, России и Украины подписали так называемые Беловежские соглашения о прекращении действия Договора об образовании СССР 1922 г. и об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев официально объявил о прекращении существования СССР и о своей отставке.

Со 2 января 1992 г. началось проведение экономических реформ, либерализация экономики (в том числе приватизация объектов государственной собственности), последствия которых оцениваются неоднозначно. Упомянутые процессы вызвали противоречия в обществе и воплотились в противостоянии властей: команды Президента РФ и парламентариев. Политические кризисы декабря 1992 г.; февраля-марта 1993 г. привели к необходимости проведения еще одного «судьбоносного» референдума в апреле 1993 г. На этот референдум было вынесено четыре вопроса: 1) о доверии Президенту РФ; 2) об одобрении проводимой им социально-экономической политики; 3) о досрочных выборах Президента РФ; 4) о досрочных выборах народных депутатов.

На первые два вопроса большинство участников референдума ответили положительно. Для одобрения третьего и четвертого вопросов (по решению Конституционного Суда РФ) требовалось большинство голосов от общего числа граждан, включенных в списки участников референдума. Такого большинства голосов по этим вопросам не было подано.

Остроты конфликта между Президентом и народными депутатами референдум нс снял, и противостояние перешло на новую стадию. Президент РФ 20 мая 1993 г. издал Указ о созыве Конституционного совещания, на которое была возложена задача подготовки проекта новой Конституции. В течение лета и осени 1993 г. Конституционное совещание готовило проект Конституции.

Еще один, самый мощный конституционный кризис, вылившийся в вооруженное столкновение сторонников Президента с защитниками Белого дома, где находились депутаты парламента, произошел в сентябре-октябре 1993 г. Он ознаменовался печально известным Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым приостанавливалась деятельность Съезда народных депутатов РФ, Конституционного Суда РФ и Советов всех уровней, учреждался новый представительный орган власти в стране — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Президент своими указами также утвердил Положение о выборах депутатов Государственной Думы и Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации.

На общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием и вступила в силу с 25 декабря 1993 г. (дата официального опубликования).

  • [1] В сфере экономики граждане получили право заниматься предпринимательской деятельностью, стать наемными работниками или не работать вообще; в политической сфере — участвовать в деятельности любой политической партии или вообще не интересоваться политикой и не ходить на выборы; в сфере личных прав граждане России получили значительно больший объем возможностей в связи со свободой информации, передвижения, выбора места жительства (постепенно ушел в прошлое институт прописки, поездки в зарубежные страны стали обычной практикой для наших соотечественников); в культурной сфере получили поддержку свобода преподавания и творчества в самых разных их проявлениях.
  • [2] Императивный мандат и свободный мандат — это две формы взаимосвязи депутата представительного органа со своими избирателями. Императивный мандат означает, что депутат обязан выполнять наказы своих избирателей и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания, избиратели вправе отозвать его. Свободный мандат предполагает, что депутат юридически не связан наказами своих избирателей и не может быть отозван ими. (См.: Баглаи М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998. С. 166, 420).
  • [3] Появлялись в этот период и альтернативные проекты, например, проект группы депутатов-коммунистов, проект академика А. Д. Сахарова, проект, подготовленный по решению Политсовета Российского движения демократических реформ, проект рабочей группы под руководством С. М. Шахрая и др. Именно проект Конституционной комиссии до мая 1993 г. оставался официальным проектом Конституции РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой