Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лютеранство и кальвинизм как становление новой рациональности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начавшееся в Германии реформаторское движение распространилось на многие страны Западной и Центральной Европы. Особо важной для формирования и распространения нового религиозного учения стала деятельность Жана Кальвина на посту руководителя протестантской общины Женевы. Жан Кальвин, юрист из Пикардии, за проповедь идей Лютера в 1534 г. был изгнан из Франции и обосновался в Женеве. Его доктрина… Читать ещё >

Лютеранство и кальвинизм как становление новой рациональности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поводом к началу Реформации стала продажа индульгенций — папских грамот, свидетельств об отпущении грехов. Тетцель, уполномоченный папы Льва X, собирал средства на возведение собора Святого Петра посредством продажи индульгенций в Германии.

Сама же Реформация началась с 95 тезисов, которые монах-августинец, доктор теологии Мартин Лютер (1483—1546) вывесил 31 октября 1517 г. на воротах Виттенбергской церкви. В них он обличал жадность и лицемерие католических священнослужителей, обосновывал запрет на торговлю папскими индульгенциями, отвергал учение о запасе сверхдолжных дел Христа, которым располагает католическая церковь, требовал прекратить выплату десятины с доходов церкви в пользу папского престола. В тезисах указывалось, что примирение грешника с Богом невозможно посредством покупки индульгенции, для этого необходимо внутреннее раскаяние.

Реформация — широкое общественное движение европейских народов в XVI— XVII вв., направленное на реформирование христианской веры, религиозной практики и церковной организации, приведение их в соответствие с запросами нарождающегося буржуазного общества.

Мартин Лютер считал невозможным спасение в силу заслуг перед церковью. Признавая греховность человека, он утверждал, что приблизить человека к спасению может только вера (Solo fide — оправдание «только верой»). Спасение души, по его мнению, происходит через «благодать», сходящую к человеку от Бога. Путь к благодати — «отчаяние, раскаяние, прощение». Все необходимое знание о Боге и вере, писал Лютер, содержится в «слове Божием» — Библии. Верующие не нуждаются в посредниках между ними и Богом. Они нуждаются в наставлении. Лютер выступил против разделения мирян и священников, лишая последних монополии на общение с Богом. В силу принципа всеобщего священства каждый верующий получал право проповедовать и совершать богослужение. Священник в протестантизме нанимался общиной верующих, он не мог исповедовать и отпускать грехи.

Библия признавалась единственным источником веры. В католицизме священные тексты существовали только на латыни. Чтение (а тем более — толкование) их было привилегией богословов и священников. Лютер перевел Библию на немецкий язык. Теперь каждый верующий мог (а по Лютеру, и обязан был) читать Священное Писание и следовать его истинам в своей жизни. Под руководством соратника Лютера Филлипа Меланхтона была проведена реформа церкви: монашество ликвидировалось, упрощалось богослужение и церковный культ, отменялось почитание икон.

Главным делом каждого человека, за которое он должен был отвечать перед Богом, теперь становилось исполнение его долга, полученного при рождении и определявшегося набором профессиональных и семейных обязанностей. Вера человека — это возможность через труд и Божественную благодать прийти к спасению души. В вопросах спасения Лютер отрицал свободу воли, так как воля человека принадлежит Богу.

Начавшееся в Германии реформаторское движение распространилось на многие страны Западной и Центральной Европы. Особо важной для формирования и распространения нового религиозного учения стала деятельность Жана Кальвина на посту руководителя протестантской общины Женевы. Жан Кальвин, юрист из Пикардии, за проповедь идей Лютера в 1534 г. был изгнан из Франции и обосновался в Женеве. Его доктрина была изложена в книге «Наставление в христианской вере» (1536). Главными религиозными идеями Кальвина были: трансцендентность Бога миру (Бог, в момент создания мира, определил всю его историю и в каждый конкретный момент в нее не вмешивается); божественное предопределение (каждый человек от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели); невозможность познать «истину» избрания.

Своей реформаторской деятельностью он основал новое течение в протестантизме — кальвинизм, получившее распространение во Франции (гугеноты), в Нидерландах, Шотландии, Англии и других европейских странах.

Протестантизм — сложившееся в результате Реформации направление в христианстве, ставшее третьим по времени (после разделения христианства на католицизм и православие) вариантом христианской веры и религиозной практики.

Ведущую роль в церковной организации играла религиозная община. Она избирала пастора и его помощников — пресвитеров (старейшин). В кальвинизме был еще более упрощен христианский культ. Одно из основных отличий кальвинизма от лютеранства — это отношение со светской властью. В лютеранстве признавалась зависимость церкви от государства, в кальвинизме церковь оставалась независимой. Кальвин хотел сделать протестантизм монопольной идеологией, позволявшей контролировать повседневную жизнь членов религиозной общины.

Развивая идею Августина о предопределении, Кальвин учил, что человек может сам способствовать получению Божественной благодати, будучи умеренным в удовлетворении своих потребностей, так как роскошь ведет к нравственному падению.

Прямая речь

Макс Вебер: «Кальвин не видел в богатстве духовных лиц препятствия для их деятельности; более того, он усматривал в богатстве средство для роста их влияния, разрешал им вкладывать имущество в выгодные предприятия при условии, что эго не вызовет раздражения в окружающей среде. Из пуританской литературы можно извлечь любое количество примеров того, как осуждалась жажда богатства и материальных благ, и противопоставить их значительно более наивной по своему характеру этической литературе Средневековья. И все эти примеры свидетельствуют о вполне серьезных предостережениях; дело заключается, однако, в том, что подлинное их этическое значение и обусловленность выявляются лишь при более внимательном изучении этих свидетельств. Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия — бездействие и плотские утехи — и прежде всего ослабление стремления к „святой жизни“. И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. Ибо „вечный покой“ ждет „святых“ в потустороннем мире, в земной жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, должно делать дела пославшего его, доколе есть день. Нс бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его. Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени»[1].

За поведением человека строго следила община, вводились суровые правила жизни, направленные против нарушения протестантской морали. Малейшие нарушения (улыбка, нарядный костюм и т. д.) членов общины приводили к тяжелым наказаниям: выговорам, позорному столбу, церковному отлучению, штрафу, тюремному заключению. Важно отметить, что, несмотря на строгость внутренней духовной дисциплины, Кальвин выступал за свободу церковной общины в делах веры и ее независимость от государства. Это способствовало зарождению институтов гражданского общества — основы западноевропейского цивилизационного пути.

Источник.

Жан Кальвин («Наставления в христианской вере»)[2]:

«Каким образом Бог воздействует на сердца людей… Когда человека называют слугой дьявола, может создаться впечатление, что он больше служит прихотям последнего, чем своему собственному удовольствию. Поэтому необходимо объяснить, что же происходит на самом деле. А затем разрешить вопрос, который ставит в тупик очень многих: следует ли приписывать Богу какое-то участие в злых делах, о которых Писание свидетельствует, что могущество Божье проявляется и в них… Итак, ослепление злых и вытекающие из него злодеяния именуются делами дьявола; и все же не следует искать причину вне воли их совершающих, из которой как раз и произрастает корень зла и в которой лежит основание царства дьявола, то есть грех. Действие Бога совершенно иное… Это в точности означает, что в отверженных Богом действует Сатана, что в них он осуществляет свое царство — царство порока. Можно также сказать, что каким-то образом в них действует и Бог, поскольку Сатана, являющийся орудием его гнева, но его желанию и велению толкает их в ту или другую сторону, чтобы исполнить Божий приговор. Я не говорю здесь об общем механизме действия (mouvement universel) Бога, которым поддерживается существование всех созданий и из которого они черпают силы делать то, что делают. Я говорю о его частном действии, которое проявляется в каждом конкретном деле. Поэтому, как мы видим, нет ничего абсурдного в том, что одно и то же дело осуществляется Богом, дьяволом и человеком. Но различие в намерениях и средствах заставляет нас заключить, что справедливость Бога остается безупречной, а коварство дьявола и человека проявляется во всем своем уродстве».

При английском короле Генрихе VIII от Рима отпала англиканская церковь. Она сохранила большую часть католических обрядов, но десятину Риму платить перестала. Главой англиканской церкви стал монарх Великобритании, он же назначал епископов. Одновременно в Англии и Шотландии сформировались еще две ветви протестантизма — пресвитерианство, в наибольшей степени отражающее духовную доктрину кальвинизма, и пуританство. Пуритане (от лат. pums — чистый) отказывались признавать власть государства в частной жизни людей и религиозных вопросах; настаивали на строгом соблюдении библейских норм в личной и общественной жизни; выступали против роскоши, стремились к самым простым формам труда и быта. Преследования пуритан со стороны англиканской церкви и королевской власти в первой половине XVII в. привели к тому, что многие из них переселились в Северную Америку, создав там многочисленные пуританские общины. Другая часть пуритан, тс, кто оставался в Англии и Шотландии, политизировались, именуясь инденендентами — независимыми.

Прямая речь

Я. В. Ревунепкова: «Среди пуритан постепенно усиливалось влияние идеи о том, что в церковных общинах не должно быть никакой разницы между проповедниками и мирянами, которым также дано толковать Слово божье. Ее отстаивали индепенденты (от англ, independent — независимый), считавшие каждую общину независимой. Их численность, несмотря на казни, возрастала. Они обвиняли в деспотизме не только епископат государственной англиканской церкви, но и синоды кальвинистской пресвитерианской церкви. Ни единой национальной церкви, ни податей на содержание духовенства, как они полагали, не нужно точно так же, как в первых христианских общинах. Духовенство должно жить трудом своих рук, школы должны быть нецерковными, а должности в государстве могут занимать люди разных религиозных убеждений — с такими взглядами против монархии Стюартов республиканская партия индепендентов»[3].

  • [1] Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 185—186.
  • [2] Кальвин Ж. Наставления в христианской вере / пер. с фр. А. Д. Бакулова. CRC WorldLiterature Ministries, USA, 1997. С. 307—309.
  • [3] Ревунепкова II. В. Протестантизм. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 94—95.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой