Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические аспекты создания и развития системы кадетских корпусов в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преобразования, проходящие в России, особенно за последние годы, затронули практически все сферы жизни и деятельности нашего общества. Это относится, прежде всего, к экономике и политике, политической системе и политической жизни, военной сфере и образованию. В полной мере все это в той или иной степени сказывается на формировании человека современного и будущего российского общества, его… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава II. ервая
  • Историография проблемы и источники её изучения
    • 1. 1. Историография проблемы
    • 1. 2. Обзор источников
  • Глава вторая.
  • Создание кадетских корпусов как необходимое условие повышения уровня и качества подготовки военных кадров
    • 2. 1. Место и роль кадетских корпусов в системе военного образования России
    • 2. 2. Факторы, влияющие на формирование системы кадетских корсов
    • 2. 3. Сравнительный анализ эффективности деятельности системы кадетских корпусов царской России и довузовского военного образования в советский период
  • Глава третья.
  • Основные направления обучения и воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России и в зарубежных русских корпусах
    • 3. 1. Содержание образовательного процесса в кадетских корпусах
    • 3. 2. Основные направления воспитания кадет в учебных заведениях кадетского типа в царской России
  • Глава. четвертая
  • Воссоздание кадетских корпусов в современной России как одно из направлений обновления нашего общества и проведения военной реформы в стране
    • 4. 1. Возможности и особенности реализации опыта деятельности кадетских корпусов прошлого в аналогичных учебных заведениях
  • 61−570 004 (2331×3476×2 tiff)
  • Российской Федерации
    • 4. 2. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных кадетских корпусах страны и решения проблем, стоящих перед ними

Исторические аспекты создания и развития системы кадетских корпусов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования, проходящие в России, особенно за последние годы, затронули практически все сферы жизни и деятельности нашего общества. Это относится, прежде всего, к экономике и политике, политической системе и политической жизни, военной сфере и образованию. В полной мере все это в той или иной степени сказывается на формировании человека современного и будущего российского общества, его обучении и воспитании. Без решения этой сложнейшей задачи, а именно, формирования для общества, государства и его Вооруженных Сил нового человека, невозможно проведение демократических преобразований на постсоветском пространстве. Всякий раз мы будем идти не в ногу со временем, если преобразования в той или иной области будут не взаимосвязаны и противоречивы. Чтобы избежать этого, следует хорошо исследовать накопленный в нашей стране положительный опыт таких преобразований. Он имеется. В настоящий момент исторический опыт прошлого должен быть востребован также и для того, чтобы не пытаться решить важнейшую проблему приведения системы обучения и воспитания военных кадров в современных условиях методом проб и ошибок, как это было неоднократно в истории нашей страны. Задача данного исследования как раз и состоит в том, чтобы всесторонне изучить опыт работы кадетских корпусов нашей страны по обучению и воспитанию будущих офицеров, как в далеком прошлом, так и в современных условиях. Это необходимо сделать для того, чтобы на новом этапе развития общества и его Вооруженных Сил, по научному подойти к важнейшей государственной проблеме, а именно, проблеме подготовки военных кадров для страны. Это довольно дорогое удовольствие для населения современной России, испытывающей определенные сложности материального и финансового характера. Следовательно, к этой проблеме и относиться надо с высокой ответственностью.

61−570 006 (2326×3472×2 tiff) б.

История показывает, что воспитание и обучение молодежи любой страны является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. От того, как успешно выполняется эта функция, зависит развитие государства, его мощь, положение в мире, национальная безопасность и независимость. Не секрет, что созданная и имеющаяся в государстве система образования, в т. ч. и военного, во многом определяет эти слагаемые. При этом история развития человечества свидетельствует, что и само образование страны во многом зависит от степени развития государства, его общественно-политического строя, уровня демократизации и социального положения населения. В условиях коренного обновления российского общества, когда меняется не только политическая и экономическая системы, но, что для всей системы образования и воспитания очень важно, меняются также нравственные, духовные и материальные ценности граждан. Причем, что весьма характерно для России, в первую очередь, молодежи. Именно молодежь оказалась социальным слоем наиболее подверженным проводимым преобразованиям. Отсюда — рост нигилизма и разочарования среди молодежи, приобщение к наркотикам и проституции, сравнительно легкое вовлечение в преступные деяния, снижение уровня патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, его вооруженную защиту. В этих условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути воспитания и обучения военных кадров. Кадров, которые бы отвечали требованиям современного боя, отличающегося от боев прошедшего века возрастанием психологической и умственной нагрузки, увеличением роли «думающего» оружия. Боевые действия многонациональных сил против Ирака в ходе операции «Буря в пустыне» (1991г.) и войск НАТО против Югославии (1999г.), а также против талибов в Афганистане (2001;2002гг.) показали, что над этой проблемой в США и целом ряде других индустриально развитых стран мира задумались уже давно. Многие ар

61−570 007 (2317×3467×2 tiff) 7 мии этих стран стали профессиональными. Подготовка офицерского состава в них поставлена на довольно высокий уровень. Боевые же действия наших войск в антитеррористической операции в Дагестане и Чечне в 1999;2002 гг. показали, что, несмотря на героизм и самоотверженность rouhor проявленные в боях с бандформированиями, уровень обученности и подготовленности солдат и офицеров оставляет желать лучшего. Сейчас, когда общество это осознало и пошло по пути осмысленного совершенствования системы подготовки и воспитания военных кадров, как никогда ранее необходимо исследовать опыт предшествующих поколений. Этот опыт уникален. Российская военная школа имеет почти 300-летний опыт подготовки кадров для армии и флота и в настоящее время открыта для совершенствования, её потенциал огромен. Поэтому в современных условиях очень важно сохранить преемственность, славные традиции отечественной военной школы, чтобы не только не растерять накопленное столетиями, но, наоборот, приумножить славные достижения российской военной мысли.

Как представляется, своеобразным достижением нашей военной школы в далеком прошлом стало создание системы кадетских корпусов. На всем протяжении их существования выпускников отличало мужество, образованность, патриотизм, преданность родному Отечеству, чувство офицерской чести, взаимовыручка, флотское (войсковое) товарищество, коллективизм и высокие деловые качества. Далеко не случаен тот факт, что реформирование военного образования в современной России начато с воссоздания в стране системы кадетских корпусов и школ. Возрождение кадетского образования требует настоятельного изучения опыта этих заведений в организации учеб-t но-воспитательного процесса, т.к. многое из него в советский период развития военной школы просто утрачено.

Изучение опыта наших предшественников обусловлено также переориентацией с массового обучения и воспитания, характерного для советской.

61−570 008 (2326×3472×2 tiff) 8 военной школы, на развитие конкретной личности. Нельзя при этом также забывать о новых технологиях обучения и воспитания, давно активно используемых на Западе и сейчас постепенно входящих в практику работы и у нас. В полной мере это относится к компьютеризации учебного процесса, внедрению активных форм обучения, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, применению игровых приемов и методов и т. д.

Именно поэтому сейчас, когда речь идет о необходимости критического осмысления и творческого развития наследия наших предшественников, обращение с современных позиций к научной методологии приобретает особую значимость. При этом диссертант стремился руководствоваться всеми принципами научной методологии, не забывая основной исторической связи, смотря на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление возникло в истории, какие главные этапы в своем развитии проходило и чем стало теперь. Диссертант не только провел сравнительный анализ учебно-воспитательного процесса кадетских корпусов прошлого и настоящего, но и постарался исследовать причины, по которым в советский период истории опыт кадетских корпусов не использовался при подготовке военных кадров, хотя такая необходимость всегда присутствовала.

Актуальность научного исследования определяется следующим:

Во-первых, происходящими изменениями в государственном и военном строительстве, повлекшими за собой необходимость пересмотра всей системы обучения и воспитания будущих офицерских кадров армии и флота, приведения её в соответствие с преобразованиями в обществе. Развитие Вооруженных Сил не должно отставать от развития самого общества, т.к. это чревато непредсказуемыми последствиями. В новом тысячелетии страна должна быть и с новыми военными кадрами, формирование и подготовка которых в значительной степени зависит от того, как мы сумеем воспользоваться положительным оцьггом прошлого, накопленным в предыдущие годы.

61−570 009 (2328×3473×2 tiff) 9 и столетия. Возрождение России начинается не только с экономики. Во многом оно зависит также и от того, сколько расходует страна на содержание её защитников. История развития России и некоторых других стран показывает, что на определенных этапах именно чрезмерное увеличение военных расходов государства приводило к резкому ослаблению темпов проводимых политических и экономических преобразований. Поэтому обращение к опыту прошлого, в т. ч. в области создания и развития системы кадетских корпусов, как надежной, довольно эффективной и весьма необременительной для общества структуры, обеспечивающей обучение и воспитание кадров для армии и флота, а также и для других министерств и ведомств, имеет непреходящее значение.

Во-вторых, актуальность исследования подтверждается воссозданием в современной России системы кадетских корпусов, принятием в связи с этим ряда законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства. На протяжении довольно длительного времени в истории нашей страны эта проблема не поднималась в научной литературе, была просто предана забвению. Справедливости ради следует отметить, что многое из опыта кадетских корпусов прошлого использовалось при создании структуры суворовских и нахимовских военных училищ. Однако по целому ряду объективных и субъективных причин имевшийся опыт в советский период отечественной истории оказался невостребованным. Сейчас, когда в России произошли и происходят кардинальные изменения в образовательной системе, остро стал вопрос о необходимости исследования всего того, что было неоправданно забыто. В полной мере это относится и к опыту организации учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах царской России. Опыт этот ценен для современности тем, что он характерен своим существованием в рамках становления и развития капиталистической системы, как в нашей стране, так и за границей. Современная Россия после долгого перерыва снова выходит на этот.

61−570 010 (2326×3472×2 tiff).

10 путь развития. Следовательно, и в настоящий период стране может пригодиться то, что уже было в её истории. А именно, наличие частных школ, ВУЗов и дошкольных учреждений, спонсоров и попечителей учебных заведений, разнообразие учебных программ, путей и методов обучения и воспитания. В советский период все это отсутствовало. Сейчас же разнообразные формы собственности становятся объективной реальностью, что накладывает свой отпечаток на систему подготовки кадров для армии и флота. Чтобы они не стали полностью рабоче-крестьянскими, т.к. такая тенденция на протяжении последнего десятилетия стала уже довольно устойчивой, следует создавать такие довузовские учебные заведения, в которых было бы престижно учиться выходцам из всех слоев нашего современного общества. Такими заведениями призваны стать создаваемые кадетские корпуса. Именно они призваны стать своеобразными поставщиками в Вооруженные Силы, МВД, Федеральную пограничную службу, Налоговую инспекцию и полицию хорошо подготовленных и обученных кадров для получения высшего образования и направления для службы в офицерских званиях в названные структуры. Пойти же учиться в кадетский корпус после окончания, например, элитной частной школы и колледжа юноша может только при том условии, что учебное заведение такого типа также будет престижным и значимым в обществе.

В-третьих, актуальность данного исследования заключается также и в том, что практика последних лет свидетельствует о нерешенности целого ряда проблем в воссоздаваемых кадетских корпусах России. Анализ публикаций и работы некоторых кадетских корпусов показывает, что, к сожалению, в практике обучения и воспитания современных кадет не все обстоит так, как того хотелось бы. Это связано с целым рядом довольно серьезных причин. Среди них следует выделить несколько основополагающих. Таких, например, как наличие противоречий между социальным заказом общества и возможностью кадетских корпусов по подготовке воспитанников. В современ.

61−570 011 (2321×3469×2 tiff).

11 ных условиях отсутствуют подготовленные педагоги и воспитатели, имеющие опыт работы с кадетами разного социального положения. Не изжиты в практике работы многих педагогов стереотипы, выработанные ими в суворовских военных училищах, полученные опыт и навыки работы в ВУЗах СССР и России переходного периода. Серьезной причиной следует назвать также снижение престижа воинской службы. Все это в значительной мере отрицательно сказывается на отношении общества и его граждан к идее развития в нашей стране системы кадетского образования.

В-четвертых, актуальность определяется тем, что в индустриально развитых странах мира система кадетских корпусов успешно функционирует. Значит их опыт надо изучить, чтобы потом перенести на российскую почву. К этому следует добавить и то обстоятельство, что в современных условиях проявляется повышенный интерес к истории прошлого нашей Родины, в т. ч. к истории создания кадетских корпусов дореволюционной России.

В-пятых, актуальность исследования подтверждается наличием в современном кадетском движении различных взглядов на сущность создаваемых кадетских корпусов, их положение в обществе и образовательной системе страны, а также формы и методы организации и проведения учебно-воспитательного процесса. Нерешенность этих вопросов усугубляет положение корпусов, приводит к заметной примитивизации в деле обучения и воспитания современных кадет, снижает их социальный статус, а порою даже дискредитирует хорошее начинание по воссозданию кадетских в принципиально новых социально-политических условиях.

В-шестых, актуальность темы исследования определяется также необходимостью координации усилий всех заинтересованных сторон, ученых, педагогов, воспитателей, руководителей кадетских корпусов и представителей военно-учебных заведений страны в выработке единого подхода к системе кадетского воспитания и образования. Это необходимо для того, чтобы в.

61−570 012 (2275×3439×2 tiff).

12 современной России была четкая преемственность и взаимопонимание разных ведомств и учебных заведений в воспитании и обучении молодежи, подготовке её к воинской службе, защите Отечества. Изучение опыта предшественников позволит избежать в современном учебном процессе создаваемых кадетских корпусов ошибок, которые уже были в нашей истории.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является история создания и развития системы кадетских корпусов дореволюционной России, их аналогов за границей и современных учебных заведений подобного типа в нашей стране, а также их роль и место в структуре довузовской военной подготовки молодежи.

Предметом исследования является исторический аспект обучения в кадетских корпусах прошлого, его развитие в современных условиях и влияние на формирование из кадет настоящих защитников Родины.

Цели и задачи исследования:

Основная цель диссертации состоит в том, чтобы на основе доступных на сегодняшний день источников и литературы исследовать историю создания и развития системы кадетских корпусов в России, выяснить их роль и место в структуре довузовского военного образования, а также выявить влияние кадетского образования и воспитания на формирование современной молодежи, подготовку её к воинской службе и защите Отечества.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать историю создания и развития кадетских корпусов в России, их место и роль в подготовке военных кадров для страны на различных этапах отечественной истории.

2. Выявить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах прошлого и настоящего страны.

61−570 013 (2316×3466×2 tiff).

3. Провести сравнительный анализ эффективности довузовского военного образования дореволюционной России и советского образования для выяснения причин возврата к созданию системы кадетских корпусов.

4. Разработать некоторые предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в современных кадетских корпусах страны, основываясь на опыте дореволюционных корпусов, зарубежных русских корпусов, иностранных кадетских корпусов и отечественных нахимовского и суворовских военных училищ.

5. Выявить новое, что характерно для современного обучения и воспитания кадет в условиях происходящих перемен в стране, проведения военной реформы, преобразований в экономической и духовной жизни общества.

6. Показать необходимость всестороннего развития кадетского движения в нашей стране на опыте предшествующих поколений, но при неукоснительном соблюдении законов Российской Федерации.

Структура исследования обусловлена его задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Степень научной разработанности проблемы исследования.

Заключение

.

Россия вступила в 21-й век. Этот век особенный. После кровавого 20-го века он должен стать веком созидания. Очень жаль, что и новый век начался с террора (11 сентября 2001 года в США), последовавшей затем контртеррористической операции против талибов в Афганистане, не стихающих боев в Чечне и т. д. Отрадно, что в конце предыдущего столетия в нашей стране началась созидательная деятельность, в т. ч. в вопросах возрождения системы кадетских корпусов. Это еще раз только подтверждает справедливость утверждения об актуальности выбранной темы данного диссертационного исследования. Если к этому добавить то обстоятельство, что в современных условиях в обществе сложилась довольно негативная ситуация с воспитанием молодежи, которая наиболее подвержена впитыванию в себя как в губку всех пороков общества, таких как пьянство, наркомания, проституция, то в создании корпусов зачастую видится панацея от этих бед. Назвать фактором, способствующим воссозданию корпусов в современной России, однако это обстоятельство нельзя. Роль кадетских корпусов видится несколько иной, а не как перевоспитывающими молодежь учебными заведениями типа колонии или интерната советского этапа отечественной истории. Они призваны решать совершенно иные задачи. Помимо общеобразовательной подготовки у кадет должно воспитываться чувство любви к Родине, её истории, традициям, формироваться в ходе учебно-воспитательного процесса образ и качества защитника своего Отечества, а также развиваться чувства дружбы, товарищества, взаимовыручки, преданности военной присяги, знамени части и данному кадетом слову.

Естественно, что в современных условиях нельзя копировать всю систему кадетских корпусов прошлого нашей страны, т.к. прошло слишком много времени после прекращения деятельности последнего корпуса, да и.

61−570 241 (2333×3477×2 tiff).

241 ситуация в России значительно изменилась. Но если мы действительно желаем, чтобы воссоздаваемые кадетские корпуса были и в будущем «рассадниками великих людей России», то нынешние их руководители, педагоги, воспитатели, должны счесть своей обязанностью и долгом ознакомиться с жизнью, деятельностью, программами обучения и воспитания в прежних кадетских корпусах. Это позволит нам в новых условиях избежать ошибок прошлого, чтобы не идти по пути обучения и воспитания молодежи методом «проб и ошибок». Знание истории кадетских корпусов должно помочь в оценке их роли для государства, выборе правильных приемов и методов современного обучения и воспитания кадет.

Актуальность и новизна данного научного исследования, его практическая значимость подтверждается еще и быстрым ростом процесса воссоздания в России современных кадетских корпусов. Сейчас их уже более трех десятков, и как представляется, это еще не предел. Они имеются в крупнейших городах страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Владивосток, Калиниград и т. д.

За сравнительно короткий исторический период их существования в корпусах уже накоплен большой положительный опыт по организации и деятельности данных учебных заведений, проведению учебно-воспитательного процесса в них, патриотическому и духовному образованию кадет. При этом активно используется опыт кадетских корпусов дореволюционной России, опыт кадет старших поколений, их зарубежных коллег, а также все то хорошее, что было накоплено в советской школе, в т. ч. в суворовских военных училищах.

Предложения и основные выводы по теме диссертационного исследования:

1. Необходимо разработать концепцию воссоздания и развития системы кадетских корпусов в современной России, чтобы данный.

61−570 242 (2328×3473×2 tiff).

242 процесс носил целенаправленный, а не спонтанный характер. Концепции по возможности придать государственный характер, т.к. кадетские корпуса современности должны быть под эгидой российского государства, а не частных лиц или отдельных политических партий, общественных движений и т. п.

2. Для реализации концепции воссоздания и развития системы кадетских корпусов создать под эгидой Министерства образования РФ ассоциацию кадетских корпусов России, разработав для этого её устав и основные программные положения. В ассоциации иметь координационный центр, организующий и направляющий работу всех корпусов России, имеющий возможность разработку единых учебных программ и тематический планов, а также обеспечивающий финансовое обеспечение учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов.

3. Для дальнейшего развития кадетского движения необходимо разработать и внедрить Государственную программу воспитания детей и подростков через систему кадетских корпусов, положив в её основу Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы», приказ Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15 января 2001 года «О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации».

4. В стране силами ученых, историков, педагогов, работников музеев и кадетских корпусов подготовить цикл пособий по истории корпусов, их традициям, исследованию опыта учебно-воспитательной работы с целью пополнения библиотек современных корпусов, школ-интернатов, ВУЗов и т. д. для более.

61−570 243 (2336×3479×2 tiff).

243 активного распространения в современных условиях заветов и традиций старых русских корпусов.

5. В современной России необходимо организовать выпуск единого журнала под возможным названием «Кадет» или «Кадетский вестник», в котором регулярно публиковать материалы по истории кадетских корпусов, обмениваться опытом проводимой работы, рассказывать об успехах воспитанников корпусов, ставить проблемные вопросы и заострять на них внимание руководства Министерства обороны и образования страны.

6. Четко определить, что в отечественной истории система кадетских корпусов сыграла важную роль в подготовке для армии и флота офицерских кадров.

7. Необходимо констатировать, что огромный положительный опыт кадетских корпусов дореволюционной России в деле обучения и воспитания молодежи можно в полной мере использовать в современном учебно-воспитательном процессе, как в кадетских корпусах, так и в других военно-учебных заведениях страны.

8. Традиции военно-патриотического воспитания кадет, заложенные в кадетских корпусах царской России, в современных условиях необходимо не только сохранить, но и приумножить на благо всего нашего народа и родного Отечества.

9. Учебно-воспитательный процесс в современных кадетских корпусах строить исходя из требований руководящих документов, регламентирующих деятельность учебных заведений такого типа.

10. Допустить возможность финансирования кадетских корпусов не только государственными структурами, но частными лицами, для чего четко разграничить сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, — и платного, дав ему адекватную правовую основу.

61−570 244 (2331×3476×2 tiff).

11. Предоставить возможность выпускникам кадетских корпусов поступать в высшие военно-учебные заведения страны без экзаменов, учитывая их успеваемость и дисциплину в корпусе.

12.Общественность России, не говоря уже о воспитанниках кадетских корпусов, должна знать историю своей страны, в т. ч. историю создания и развития системы кадетского образования и воспитания, а также принимать все возможные усилия для продолжения славных традиций отечественного образования. Хорошо известно, что когда какой-нибудь народ подменяет свои собственные исторические учреждения чужеродными, он неизбежно теряет свободу.

13.Определить единую для кадет всех корпусов страны форму одежды, знаки отличия, нормы снабжения, порядок присвоения наименования и вручения знамен, основываясь при этом на традициях отечественных корпусов прошлого.

14.Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс единую программу по военно-техническому обучению кадет, естественно учитывая при этом специализацию корпуса.

61−570 245 (2334×3478×2 tiff).

Прило ж ен ия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Иностранный язык 4 4 4 4 4 4 4 284 Математика 6 6 125 Алгебра 4 4 4 4 4 206 Геометрия 2 2 2 2 2 107 Химия 2 3 2 2 98 Биология 1 2 2 2 1 1 9
  2. Информатика 1 1 1 1 1 2 2 910 География 2 2 2 2 811 Физика 2 2 3 4 4 1512 Астрономия 1 113 Природоведение 1 1
  3. Изобразительное искусство 1 1 1 315 История 2 2 2 2 2 4 3 17
  4. Музыка и танцы 1 1 1 1 4
  5. Этика и эстетика 1 1 1 1 1 1 1 7
  6. Трудовое обучение 1 1 1 1 4
  7. Физкультура 3 3 3 3 3 3 3 21
  8. ОВУ, СП, ОП, АП 1,5 1 1 1 1 1 1 7,5
  9. История армии 1,5 0,5 1 1 1 1 6
  10. Введение в специальность 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 5,5
  11. Всего часов 32 33 35 35 35 36 36 242
  12. Кириллов В В., Чернаков В. В. История создания и развития кадетских корпусов в России. СПб., 2000. — С.83.)61.570 246 (2342×3482×2 tiff)246
Заполнить форму текущей работой