Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предметная область и объект социальной и культурной антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. Ее познавательную направленность можно определить следующим образом: Биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с окружением… Читать ещё >

Предметная область и объект социальной и культурной антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная и культурная антропология представляет собой область познания, в рамках которой человеческое существование стало предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это было в прошлом. Ее содержание можно охарактеризовать двумя хорошо известными в истории европейской мысли формулами. В философском смысле границы очерчиваются знаменитыми вопросами И. Канта, на которые должна ответить антропология: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? наконец, что есть человек? На прагматическом уровне она должна соответствовать требованиям О. Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы мочь; мочь, чтобы предупреждать.

Предметная область социальнои культурно-антропологиических исследований. С начала становления этой науки и по настоящее время важной темой исследования является генезис культуры и общества. На основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека как вида исследователи строили и продолжают строить крупномасштабные теории. И хотя их авторы претендуют на реконструкцию исторической и преисторической реальности, такие построения не следует отождествлять с тем, «что было на самом деле». Это не более чем концептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные идеализированные схемы, служащие точкой отсчета при организации и интерпретации эмпирического материала. Концепции «первобытного общества» могут быть удобным инструментом для сравнения вариаций однородных явлений культуры, обнаруживаемых в достаточно простых сообществах; для оценки ранних стадий формирования личности или межличностных отношений; для объяснения перехода от сложных социокультурных форм к более простым и т. п., но не более. В настоящее время в науках об обществе и культуре отношение к таким моделям как к реальности (их онтологизация, реификация) встречается все реже.

Сейчас стало очевидным, что более эвристично для познания культуры рассматривать человека внутри современных институциональных, межличностных связей и в этом контексте прослеживать те представления о желаниях, намерениях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности. По-видимому, это может дать более достоверные сведения о генезисе культурных явлений, процессов, форм, нежели фантазии о прошлом, основанные на скудном эмпирическом материале.

Распространение антропологической идеологии на изучение процессов и явлений, происходящих в «индустриальных» обществах, ускорило развитие социальной и культурной антропологии. Работы, выполненные в США в 1920;х гг. в рамках Чикагской школы, определили формирование урбанистической антропологии с акцентом на исследовании неформальных объединений. Исследовательское направление «человеческих отношений», сложившееся в США в 1930;х гг., стимулировало изучение антропологических аспектов формальных организаций. Работы, связанные с неудачными попытками идентифицировать культуру через идею «национального характера» (1940—50-е гг.), способствовали становлению более тонких подходов в психологической антропологии. Изучение лингвистической коммуникации в модернизированных обществах (1960—70-е гг.) обусловило расширение спектра тем в области культурной семантики.

В настоящее время социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. Ее познавательную направленность можно определить следующим образом:

  • • изучение созданных людьми объектов, или, как их принято называть, артефактов (вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев); их порождения, складывающихся вокруг них отношений и взаимодействий;
  • • построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в природном и искусственном окружении, проявляющуюся в общих (культурно-антропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) проявлениях и формах;
  • • построение теоретических моделей макрои микродинамики культурных процессов.

В соответствии с такого рода познавательными задачами сформировались основные предметные области социальной и культурной антропологии:

  • • биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с окружением;
  • • способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном измерениях;
  • • процессы порождения и динамики знаковых систем;
  • • способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации;
  • • предпосылки, формы и технологии трансляции, освоения и использования культурного опыта;
  • • функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупновых отношений;
  • • условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни людей на уровне обществ и сообществ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой