Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности ценностных ориентаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. По мнению социологов, включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет выявить наиболее общие мотивы се поведения, которые связаны… Читать ещё >

Особенности ценностных ориентаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личностные ценностные ориентации и организационные ценности являются сильнодействующими факторами индивидуальной и групповой мотивации. По ним люди сверяют, что действительно важно и значимо, а что несущественно. Ценности влияют на выбор способа удовлетворения потребностей и интересов. Люди с разными ценностными ориентациями выбирают различные способы реализации схожих мотивов.

Ценностные ориентации личности — многозначное междисциплинарное научное понятие, которое разные авторы интерпретируют по-разному. Появление понятий «ценностные ориентации» и «ценностные установки» было связано с разработкой в 1950;х гг. теории мотивации, а затем в 1960;х гг. — теории ценностей.

Ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. По мнению социологов, включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет выявить наиболее общие мотивы се поведения, которые связаны с социально-экономической природой общества, его моралью, идеологией, культурой, достичь которых изолированно от общества невозможно. Можно выделить общие характеристики ценностных ориентаций:

  • 1) ценностные ориентации — это понятия и верования;
  • 2) ценностные ориентации имеют отношение к желательным конечным состояниям и поведению;
  • 3) ценностные ориентации управляют выбором и оценкой людей, поведения и событий;
  • 4) ценностные ориентации упорядочены, но относительной важности.

Ценностные ориентации являются сложным социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность личности человека, придающим смысл и направление его поведению. Они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностных ориентаций составляет основу его мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации связаны с личными убеждениями, влияющими па поведение, поэтому ряд исследователей определяют данное понятие как систему политических, мировоззренческих и нравственных убеждений человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе, в любой организации ценностные ориентации личности являются объектом целенаправленного воздействия, в результате которого формируются или изменяются ценностные установки работника, что ведет к преобразованию их в соответствии с ценностями корпорации. Ценностная установка является своеобразной программой деятельности человека.

Базируясь на данных утверждениях, американский психолог М. Рокич разделил все ценностные ориентации на две группы: инструментальные и терминальные ценности (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Виды ценностных ориентаций

Инструментальные ценности.

Терминальные ценности.

Высокие запросы.

Устроенная жизнь.

Широта взглядов.

Интересная жизнь.

Одаренность.

Чувство успеха.

Жизнерадостность.

Мир во всем мире.

Аккуратность.

Мир красоты.

Мужественность.

Равенство.

Великодушие.

Безопасность семьи.

Предупредительность.

Свобода.

Честность.

Счастье.

Изобретательность.

Внутренняя гармония.

Независимость.

Зрелая любовь.

Образованность.

Национальная безопасность.

Рационализм.

Удовольствия.

Преданность.

Спасение души.

Исполнительность.

Чувство собственного достоинства.

Воспитанность.

Общественное признание.

Ответственность.

Истинная дружба.

Самоконтроль.

Жизненная мудрость.

Ценностные ориентации характеризуют, с одной стороны, связь человека с обществом, его потребности и интересы, а с другой стороны, его стратегические цели и идеалы. Двойственность системы ценностных ориентаций личности заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека в деятельности, но и сама становится источником его целей. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания, дают основания для выбора целей и средств.

Ценностные ориентации характеризуются следующими основными признаками:

  • 1) их общее число, являющееся достоянием человека, сравнительно невелико;
  • 2) все люди обладают одними и теми же ценностными ориентациями, хотя и в разной степени;
  • 3) ценностные ориентации организованы в системы;
  • 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;
  • 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Ценностные ориентации человека динамичны: они видоизменяются по мере накопления опыта, получения образования, социального взаимодействия и т. д. Ценностные ориентации личности находятся под влиянием ценностей, существующих в обществе и в организации, в то же время нельзя игнорировать и наличие обратной связи, которая проявляется в воздействии ценностных ориентаций личности на ценности организации, членом которой она является. Ценностные ориентации представляют собой форму включения общественных ценностей в поведение личности — это основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы практического поведения людей. Итак, система ценностных ориентаций выступает важным регулятором активности человека, так как позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми ценностями социальной системы, частью которой он является. Ценностные ориентации как отражение ценностей социальной среды сами могут влиять на групповые нормы и ценности. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности деятельности, проявляющейся в общественно значимых делах и поступках.

Многофакторность влияния ценностных представлений на корпоративные ценности проявляется в их сложной структуре, на которую неоднократно обращали внимание российские исследователи.

С позиции управления организационной культурой более важной является система корпоративных ценностей, предложенная В. В. Козловым[1], состоящая из ценностей-целей, ценностей-средств, ценностей — ориентаций работников, ценностей — знаний сотрудников, ценностей-правил.

Ценности-цели носят установочный характер, а ценности-средства определяют пути их достижения. Ценности-цели, как правило, связаны с обеспечением реализации миссии компании, а ценности-средства определяют принципы функционирования корпорации, закрепляемые в нормах поведения сотрудников.

Используя информацию о корпоративных ценностях, руководство может сформулировать перечень ценностных ориентаций, которые фиксируются в ценностном портрете «идеального» работника и наилучшим образом позволяют реализовывать корпоративные цели. Все выявленные элементы необходимо представить в виде ценностной системы. Рассмотрим пример построения ценностной системы для компании «Роколор» (рис. 1.7).

Философию управления и развития компании Владимир Самохин реализует, ориентируясь только на русскую православную культуру, компании нужна сплоченная команда. Большинство решений в «Роколоре» принимают коллективно, а понятия «лидерство» и «корпоративная культура» заменены более близкими русскому духу — «первенство» и «соборность». Все должны понимать, что существует взаимная обязательность компании перед сотрудниками и наоборот.

Специальных инструментов выстраивания внутренних коммуникаций он не использует. Единственное, что действительно важно, — чувствовать, поддерживать связь с коллективом, доверять людям. Самохин старается подавать сотрудникам пример горизонтального управления, может позвонить кому-либо из них ночью, чтобы обсудить срочное дело, невзирая на порядок подчинения. Правда, менеджеры с западным образованием с ним не соглашаются — они не советуют обращаться к сотрудникам, минуя несколько ступеней иерархии. Конечно, нарушать субординацию вроде бы неправильно, но это верно для неконкурентной среды. В наших условиях такие формальности — непозволительная роскошь. Комментарии о работе компании и качестве продукции Самохин тоже принимает от кого угодно — даже уборщица может сказать, что с товарами компании что-то не так, и он прислушается к ее мнению. Коммуникация может осуществляться в любом направлении, а ответственность за выполнение процессов вес равно несет один человек. Полезнее быть открытым и слушать, что говорят окружающие. В компании полностью отсутствует насилие: никто никого не заставляет — если сотрудник сегодня не может работать, то он может уйти, за это его наказывать не будут.

Ценностная система компании .

Рис. 1.7. Ценностная система компании «Роколор» .

Ценности, в отличие от научных категорий, обладают не только познавательным, но и регулятивно-целевым значением, реализуясь в качестве норм в системе реально действующих общественных отношений. Являясь ядром культуры, именно корпоративные ценности раскрывают сущность «духовных кодов», регулирующих деятельность сотрудников.

Ориентированность на развитие задается именно ценностями, которые играют роль «определителя вектора активности». Возросшее число связей между организациями выступает основной причиной исследования их ценностного характера. С одной стороны, ценности представляют собой способность удовлетворения потребности, с целью создания новой ценности, что отражает экономическую сущность данного понятия. С другой, ценности характеризуют основные принципы, моделирующие поведение систем в процессе взаимодействия, что отражает социально-поведенческую сущность данного понятия. Таким образом, сущность ценности в современных условиях характеризуется интегрированным пониманием: формирование социальных ценностей приводит к созданию новых ценностей, способствующих наращиванию экономического потенциала социально-экономических систем.

Таким образом, для развития организационной культуры будем исходить из следующих пониманий ценности:

  • — ценность как значимость объекта;
  • — ценности как блага, необходимые социально-экономическим системам для удовлетворения определенных потребностей при создании новой ценности;
  • — ценности — это принципы, моделирующие поведение и выступающие условиями взаимодействия.

Учитывая изменение в современных условиях трактовки объекта управления как «расширенное предприятие», необходимо выделить группы ценностей, под воздействием которых происходит функционирования участников сети (рис. 1.8).

Ценности среды — это внешние (фоновые) ценности, характеризующие ценностную систему, сложившуюся во внешней среде, где функционируют участники. Данная группа ценностей отражает систему ценностей, принятую в обществе, формирует этические нормы, стимулирует деятельность различных организаций, направленную на реализацию целей.

Взаимосвязь ценностей участников сети.

Рис. 1.8. Взаимосвязь ценностей участников сети.

Ценности взаимодействия представляют собой ценностную систему, возникающую в процессе функционирования участников сети (потребителей, поставщиков, производителей, акционеров и др.). Данную группу можно представить в виде двух ценностных потоков ценностных оснований, инициирующих обмен деятельностью организаций в экосистеме (рис. 1.9).

Фрагмент контура ценностей взаимодействия.

Рис. 1.9. Фрагмент контура ценностей взаимодействия.

Следует отметить, что состав участников не является однородным, поэтому для достижения большей эффективности организациям необходимо не только идентифицировать ценностные ориентиры участников взаимодействия, но и уметь определять их приоритетность для каждого из них.

Ценности взаимодействия строятся на отношении между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям, он считается ценным, следовательно, создаются условия для продолжения взаимодействия, длительность и позитивный характер которых должны привести к формированию лояльного отношения между участниками и доверия. Управление ценностным единством в рамках организации выступает основой для повышения силы взаимодействия. Внутри системы ценности представляют собой социальное явление, продукт жизнедеятельности системы и ее элементов.

Именно в силу этих причин управление организационной культурой в современных условиях должно базироваться на учете различных групп ценностей, их взаимовлиянии и взаимопроникновении.

  • [1] Козлов В. В. Корпоративная культура. М.: Альфа-Пресс, 2009. С. 95.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой