Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семейные факторы риска возникновения проблем и трудностей у детей и подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развод родителей, каким бы «благополучным» он ни казался, отражается на психическом и психологическом состоянии ребенка. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования показывают, что риск нарушений психологического состояния детей, переживших развод родителей, значительно выше, чем у детей из неразведенных семей. По данным, которые приводит Ф. С. Сафуанов, примерно у 20—25% детей… Читать ещё >

Семейные факторы риска возникновения проблем и трудностей у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие детской психотерапии и психологии развития сопровождается все более ясным осознанием роли семьи и родителей в психическом развитии ребенка. Уже в ранней работе 3. Фрейда «Анализ фобии нятилетнего мальчика», которую принято рассматривать как первый пример семейного консультирования, с очевидностью было показано влияние семейных отношений на психическое состояние ребенка, на возникновение у него психологических проблем.

Семья — это наиболее стабильный социальный институт, который сохраняет свое влияние на протяжении всей жизни человека. В семье он рождается, в семье оканчивает свои дни, но, несомненно, самым значительным, а иногда и драматическим, это влияние оказывается в детстве. Базовое доверие к миру и людям, чувство защищенности, образ себя и родителей, любопытство к жизни — все это закладывается в семье и определяет дальнейший путь человека.

Роль семьи в жизни ребенка на протяжении детства и отрочества, а также факторы риска, которые потенциально существуют в семье для ребенка, мы и рассмотрим в этом параграфе.

Говоря о семье, важно попытаться увидеть, что же представляет собой современная семья, каковы тенденции ее развития в контексте отношения к детству[1]. Назовем некоторые из них.

Прежде всего, для современной семьи характерно многообразие форм. Все больше становится семей нетрадиционного типа, основанных на таких формах партнерства, как незарегистрированный брак, пробный брак, гомосексуальные пары, патронатные семьи и др. Интересно, что, несмотря на тенденцию к появлению новых форм семьи, на неблагоприятные прогнозы относительно будущего семьи, данные некоторых исследований, проведенных в последнее время, говорят скорее об обратной тенденции. Так, исследование представлений подростков и юношей о своей будущей семье показало, что семья играет значимую роль в их будущей жизни. Все их описания семьи носят традиционный характер — это супружеская пара с детьми (желаемых детей, как правило, двое-трое и более)[2].

Отношения в семье становятся все более демократичными, происходит переход к гибкой системе ролей и партнерству. Примером этого является появление феномена «нового отцовства».

Не снижается число разводов и количество неполных семей.

Для современной российской семьи характерна высокая степень материальной, психологической и эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга, следствием чего становятся спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность.

Увеличивается число внебрачных рождений, что связано с ростом незарегистрированных браков.

Все больше становится семей с детьми, рожденными с применением новых технологий — в частности, семей, где дети рождены «суррогатными» матерями. В то же время увеличивается число семей, сознательно отказывающихся от рождения ребенка.

Помимо этого, современную семью характеризует разорванность поколений, отсутствие преемственности традиций. Нарушение межпоколенных связей приводит к падению престижа родителей, но при этом снижается и значимость сферы отношений со сверстниками, т. е. сверстники не выполняют функцию ресурса и поддержки.

Перечисленные особенности современной семьи приводят к возникновению серьезных психологических проблем, в первую очередь в сфере детско-родительских отношений и личностного развития детей.

Среди особенностей современной семьи следует отметить и изменения иерархии семейных ролей. Родители уже не всегда являются более знающими и опытными, чем дети. Всем известно, насколько быстрее взрослых дети осваивают современные компьютерные технологии. Благодаря этому во многих областях они оказываются гораздо более информированными, чем родители, что повышает их авторитет в собственных глазах и в глазах взрослых. Ощущение своей компетентности, по мнению детей, дает им право требовать большей самостоятельности.

В то же время проявляется и противоположная тенденция — усиление контроля и опеки со стороны родителей. Так, например, родители часто, вплоть до старших классов, провожают детей школу, дети не гуляют одни во дворе — этот «дворовый» пласт культуры уже исчез из их жизни. Электронные дневники, которые введены в школах, практически делают тотальным контроль их школьной жизни. И стремление к раннему развитию, и повышенный контроль за детьми-школышками обусловлены реальной социальной ситуацией — ни школа, ни социум, к сожалению, не могут обеспечить ни физическую, ни психологическую безопасность ребенка. И тем не менее, несмотря на все трансформации, семья остается главной общностью и главной сферой в жизни человека.

В настоящее время большинство психологов и психотерапевтов, в том числе и тех, кто не придерживается системного подхода, а работает на индивидуальном уровне, разделяют взгляд на семью как на систему. Так, большинство современных специалистов признают, что воздействие на одного члена семьи воздействует и на других ее членов, и на семью в целом и что нельзя помогать ребенку, не привлекая к работе родителей. Следовательно, процессы и события, происходящие в семье, как правило, становятся причинами возникновения проблем и трудностей у детей. Но прежде чем говорить о факторах риска, рассмотрим, каковы же основные задачи семьи по отношению к ребенку, т. е. те задачи, которые остаются неизменными, несмотря на новые тенденции в развитии семьи.

Согласно М. Раттеру, среди основных задач семьи на протяжении первых лет жизни можно выделить следующие[3]:

  • • обеспечение эмоциональных связей и создание условий для формирования привязанностей у ребенка;
  • • создание у ребенка базисного чувства защищенности;
  • • семья служит для ребенка моделью поведения и межличностных отношений;
  • • создание ребенку условий для развития и приобретения жизненного опыта. Это означает, что родители должны создавать для ребенка развивающую среду, не просто обеспечивать его играми, игрушками, книгами и т. п., но активно взаимодействовать с ним — вместе играть, рисовать, разговаривать, читать ребенку книжки, водить его в музеи, театры и т. д.

Перечисленные задачи дают основания для выделения тех семейных факторов, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей у ребенка, а при неблагоприятных обстоятельствах приводить и к нарушениям в развитии личности, к психическим расстройствам. Обычно при рассмотрении семейного контекста психотерапии выделяют следующие факторы риска (подчеркнем, что эти факторы лишь создают некоторую вероятность каких-то событий)[4].

  • 1. На ранних возрастных стадиях условием нормального развития ребенка является качество ухода за ним, т. е. удовлетворение его не только физиологических, но и эмоциональных потребностей. Как уже говорилось выше, Д. Винникотт называет это «хорошим холдингом». В случае если мать не может осуществлять полноценный уход за ребенком, существует риск развития слабого дефицитарного «Я», различных нарушений привязанности.
  • 2. Тип семейного воспитания также может являться причиной проблем и трудностей детей. В настоящее время существуют различные классификации типов семейного (родительского) воспитания. В частности, американский психолог Д. Баумринд предлагает выделять типы семейного воспитания на основании сочетания двух параметров — степени родительского контроля и характера эмоционального отношения к ребенку[5]. Таким образом, эта классификация включает следующие стили:
    • авторитарный — низкое принятие ребенка и высокая степень родительского контроля;
    • авторитетный — высокое эмоциональное принятие ребенка и высокий уровень контроля;
    • либеральный — высокое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля;
    • индифферентный — эмоциональная холодность и дистанцированность ребенка от родителей при низком уровне контроля.

В исследовании, которое предприняла Д. Баумринд, удалось установить связь между типом родительского воспитания и особенностями личности ребенка, показать, что с психологической и воспитательной точки зрения авторитетный стиль родительского отношения является предпочтительным.

Подробно стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка и подростка рассмотрены в работах А. Е. Личко[6],.

Э. Г. Эйдемиллера[7], А. И. Захарова[8].

3. В качестве фактора риска появления проблем и трудностей у ребенка можно выделить характер дисциплинарных воздействий, которые применяются в семье к детям — наказания и поощрения[9]. Судя по данным многочисленных исследований, наказания не являются эффективным средством воздействия на поведение ребенка. Установлено также, что отрицательные последствия наказаний не связаны с их суровостью, а зависят от частоты применений. Частые наказания провоцируют негативное, протестное поведение и вызывают у ребенка чувство вины, снижение самооценки, неприятие себя, являются фактором риска формирования высокой агрессивности и асоциального поведения детей. В применении дисциплинарных мер также очень важна их последовательность и непротиворечивость установок матери и отца.

Часто плохое поведение детей является средством привлечения к себе внимания родителей. Реагируя наказанием на плохое поведение, родители лишь подкрепляют его[10]. Нередкой ошибкой родителей является то, что, обращая внимание на плохое поведение, они не замечают, когда ребенок ведет себя хорошо. Между тем, поощрение хорошего поведения не менее значимо, чем наказание за плохое.

Родители, как правило, применяют к своим детям те методы воспитания, те дисциплинарные воздействия, с которыми сами сталкивались в детстве. В этом отношении показательны данные всероссийского опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012 г. Эти данные показывают, как транслируются из поколения в поколение определенные методы воспитания и представления о допустимых методах взаимодействия и воздействия внутри семьи[11].

  • 4. Разлука с семьей может быть причиной кратковременных проблем поведения у ребенка, а может стать и причиной более глубоких нарушений. Ребенок может остро реагировать на разлуку при госпитализации. Риск возникновения эмоциональных нарушений возрастает при многократных госпитализациях[9]. С наибольшей вероятностью острая реакция на разлуку возникает у детей в возрасте от семи месяцев до четырех лет. Переживания ребенка могут перерасти в сильный стресс. Фактором, усиливающим влияние детей на разлуку, являются переживания родителей. Исследования показывают, что вероятность возникновения эмоциональных проблем у ребенка повышается, если в течение первых четырех лет жизни у него очень часто происходили неприятные события.
  • 5. Утрата родителей. В исследованиях было установлено, что смерть одного из родителей повышает риск возникновения проблем у ребенка (особенно это относится к детям в возрасте трех-четырех лет). Наиболее травматичны ситуации, когда пол ребенка и умершего родителя совпадают.

Реакции ребенка на смерть родителя могут быть самыми разнообразными. Д. Оудсхоорн отмечает, что среди детей, потерявших родителя, по сравнению с контрольной группой, чаще проявляются легкие депрессивные синдромы, невротические реакции, поведенческие и школьные проблемы. Следует принимать во внимание, что возможны и отсроченные последствия — например, супружеские проблемы или депрессии во взрослом возрасте. Как правило, дети, у которых были определенные проблемы, имеют повышенный риск их углубления после смерти родителя. При этом значимыми травмирующими факторами являются не только утрата, но и горевание родителя, оставшегося в живых, болезнь родителя перед смертью, изменение семейного уклада, разрушение семьи, как правило, ухудшение социального и экономического положения семьи после смерти родителя[13].

6. Состав семьи (неполные семьи)[14]. Неполные семьи — это семьи, где ребенок воспитывается одним родителем, чаще всего матерью. В неполной семье единственный родитель лишен моральной и социальной поддержки второго супруга. Если это материнская семья, то мать помимо своей воли вынуждена выполнять и функцию отца, нести ответственность за семью. На наш взгляд, можно говорить о том, что в этом случае у матери происходит развитие «отцовской» функции, что, по-видимому, приводит к деформации функции «материнской» и к ролевой перегрузке матери. Поэтому неполную семью следует отнести к группе риска. Ребенок, воспитывающийся одним родителем, менее защищен, он может сталкиваться с негативной реакцией со стороны социума, но даже если ребенок не ощущает некоторой дискриминации, он, скорее всего, чувствует эмоциональный дискомфорт, который транслирует ему мать.

Неполная семья является существенным фактором риска и для обретения ребенком психосексуальной и полоролевой идентичности, поскольку в неполной семье отсутствуют образцы полового и полоролевого поведения. Нехватка образцов отношений между мужчиной и женщиной может в дальнейшем сказаться на супружеских отношениях повзрослевшего ребенка.

Характер влияния неполной семьи на развитие ребенка во многом зависит от причины, в связи с которой семья лишилась одного из родителей. Так, в семье, где отец умер, его образ идеализируется, для мальчика умерший отец часто становится образцом для подражания, а для девочки — идеалом мужчины. Разведенный отец, напротив, чаще всего подвергается осуждению, мать транслирует ребенку свое негативное отношение к отцу, что приводит не просто к формированию отрицательного образа отца, но разрушает и образ себя у ребенка, поскольку образ «Я» во многом складывается в процессе интроекции родительских фигур.

В последние десятилетия фигура отца и его влияние на развитие ребенка находится в центре внимания многих исследователей. Так, в исследовании О. Г. Калины и А. Б. Холмогоровой показано, что формирование позитивного отношения к отцу у подростков не связано непосредственно с присутствием отца в семье, достаточно, чтобы у ребенка был сформирован его позитивный образ[15]. В то же время существуют данные, которые указывают на то, что в подростковом возрасте у девочек для формирования адекватной самооценки, положительного отношения к себе, для нормальных отношений со сверстниками положительного образа отца недостаточно, необходимо реальное присутствие отца в семье[16].

Влияние воспитания в неполной семье на формирование образа тела у детей было показано в исследовании Н. М. Горшковой[17]. В работе изучались особенности образа тела у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в разные периоды детства (дети, воспитывающиеся матерями-одиночками, дети из разведенных семей и дети, проживающие с трех лет с отчимом). Все дети хотя бы в течение трех лет находились в неполных семьях, без отца. В работе была не только установлена связь между нарушением образа тела, образом «Я» и отцовской депривацией, но также было выявлено, что образ тела и телесные границы детей в каждой группе имеют свои типологические особенности. Исследование показало, что воспитание одним родителем, развод или повторный брак влияют не только на поведенческую или эмоциональную сферу ребенка, но и вызывают неосознаваемые изменения в образе тела и в образе «Я».

Исследования взаимодействия в триадах «мать — отец — ребенок», о которых мы писали выше, обнаруживают, что это особый тип взаимодействия. Следовательно, в неполных семьях дети испытывают нехватку не только отцовского влияния, но и опыта взаимодействия втроем.

7. Порядок рождения. Рождение в семье второго ребенка является серьезным фактором риска для психологического состояния первенца. Особенно высок этот риск, когда старший ребенок — дошкольник и разница между детьми составляет примерно три-четыре года. Как известно, первым обратил внимание на порядок рождения детей в семье А. Адлер.

В раннем возрасте, до трех лет, для ребенка рождение сиблинга может объективно изменить ситуацию в неблагоприятную сторону, так как забота матери о старшем ребенке и эмоциональное общение с ней вынужденно сокращаются, как бы ни пыталась мать компенсировать это. Но поскольку самосознание ребенка находится в зачаточном состоянии, «Я» еще не автономно, то и сиблинг не представлен в сознании ребенка как соперник, он еще не испытывает к сиблингу ревности или агрессивных чувств.

Однако ситуация меняется после трех лет, когда ребенок приобретает определенную личностную автономию и у него появляется осознание себя как отдельного от взрослых. Теперь младший ребенок начинает восприниматься старшим как соперник. Старший видит и чувствует, что любовь близких, которая была адресована лишь ему одному, вдруг начинает направляться другому. Всеми возможными способами первенец старается разрушить эту несправедливость, «вернуть» любовь. Он либо начинает регрессировать до младшего, капризничает, хнычет, просит кормить его из бутылочки, либо начинает привлекать к себе внимание негативным поведением. У ребенка может появиться энурез, ночные страхи или другая невротическая симптоматика. При этом он проявляет агрессию по отношению к маленькому, как бы пытаясь устранить соперника.

Негативные реакции на рождение второго ребенка могут наблюдаться и в более позднем возрасте, когда, казалось бы, ребенок уже должен ощущать себя «старшим», помощником мамы. Однако часто приходится сталкиваться с тем, что и в этих случаях рождение второго ребенка может спровоцировать негативную симптоматику у старшего. Дети становятся депрессивными, тревожными, апатичными. При этом кто-то может прямо выражать свою неприязнь к сиблингу, а кто-то вытесняет свои агрессивные чувства, проявляя преувеличенную заботу о маленьком. В этом случае особенно высок риск появления серьезных проблем. Задачей семьи в этой ситуации является перестройка семейных отношений, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым, а ощутил себя старшим, нужным. Конечно, в первую очередь в ситуации рождения второго ребенка отец должен взять на себя большую часть заботы о старшем ребенке, но этого недостаточно. Ребенку очень важно подтверждение материнской любви, мать, как бы это ни было сложно, должна найти время на эмоциональное общение с ним вдвоем, чтобы ребенок чувствовал, что именно он важен для мамы.

8. Развод родителей. Развод — это ненормативный кризис семьи, который затрагивает всю семейную систему и представляет собой серьезный риск для психического состояния ребенка[18]. Развод очень тяжело переживается и родителями, и детьми. Самым болезненным для ребенка в разводе является сепарация ребенка от эмоционально значимого родителя, страх потерять его любовь, ощущение потери безопасности. Травматичным для ребенка часто является не сам развод, а процесс распада внутрисемейных отношений, дисгармония в семье[19].

Развод родителей, каким бы «благополучным» он ни казался, отражается на психическом и психологическом состоянии ребенка. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования показывают, что риск нарушений психологического состояния детей, переживших развод родителей, значительно выше, чем у детей из неразведенных семей. По данным, которые приводит Ф. С. Сафуанов, примерно у 20—25% детей, переживших развод родителей, обнаружены психологические проблемы, в то время как у детей из полных семей этот показатель вдвое ниже. Наибольшие различия между детьми из разведенных и неразведенных семей лежат в области выраженности поведенческих проблем. Также у детей из разведенных семей чаще встречаются тревожные расстройства и расстройства настроения, снижение самооценки. В то же время результаты исследований показывают, что острые реакции детей на развод родителей являются обратимыми и значительно уменьшаются или исчезают в течение одного-двух лет после развода[20].

К отдаленным негативным последствиям развода относятся снижение самооценки, проблемы в межличностных отношениях, нарушения поведения, трудности в установлении отношений с противоположным полом и создании своей семьи, менее близкие отношения со своими родителями, большая частота разводов в собственных семьях и т. д.[21] Однако, как показывают новые исследования, большая часть детей с течением времени успешно справляются с последствиями развода и не отличаются от своих сверстников из неразведенных семей, т. е. последствия развода оказываются не столь фатальными[22].

В исследовании, проведенном Д. Баумринд, было обнаружено, что основными факторами, влияющими на переживание детьми развода родителей, являются пол и возраст ребенка, а также поведение родителей в послеразводный период[18]. Так, в младенчестве влияние развода на ребенка опосредовано матерью — ухудшается ее эмоциональное состояние, качество материнской заботы. В дошкольном возрасте дети очень чувствительны к разводу, в течение первых двух лет у них проявляются нарушения в эмоционально-личностной сфере, однако через три-четыре года реакции детей нормализуются, признаков перенесенной психологической травмы нс наблюдается. Более выраженный дистресс проявляется у девочек, но динамика адаптации у них лучше.

У младших школьников, как правило, последствия развода выражены не так ярко, но они более стабильны и длительны: ухудшаются успеваемость и дисциплина, почти все дети мечтают вернуться к ситуации «до развода», поскольку для них важна вся семья целиком, а не только мать.

Наиболее уязвимы к влиянию развода дети предподросткового и младшего подросткового возраста, особенно мальчики, девочки адаптируются к этой ситуации быстрее. Ресурсы совладания с трудной ситуацией у младших подростков еще ограничены, поэтому они часто воспринимают развод родителей «как утрату стабильности мира»[24]. Старшим подросткам легче адаптироваться к разводу родителей, гак как они обладают более эффективными стратегиями совладания с трудными ситуациями.

К сожалению, как бы негативно общество ни относилось к разводам, число их остается неуклонно высоким — разводится каждая третья пара. И поскольку разводы существуют, задачей психологов является помощь в преодолении негативного влияния разводов на детей и родителей[18]. Нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, «табуирование» этой темы лишь усиливает его тревогу. Сообщить ребенку о разводе должны оба родителя, чтобы ребенок был уверен в своей ценности и для мамы, и для папы. Ребенок должен иметь возможность обсуждать проблему развода с каждым из родителей. По возможности нужно стараться сохранить образ жизни самого ребенка (не менять школу или детский сад, не переезжать, стараться сохранить прежних друзей ребенка — это является важным ресурсом для него).

В дальнейшем развитие ребенка в разведенной семье зависит от качества отношений родителей после развода, от их способности к сотрудничеству в области воспитания детей. Как отмечает Г. Л. Будинайте, для благополучной адаптации детей к разводу важно разделение понятий «супружество» и «родительство», продолжение осуществления функции родителя супругом, который проживает отдельно от ребенка[26].

Таким образом, большинство исследователей соглашается с тем, что наиболее травматичным является не сам факт развода, а его последствия в случае, если прекращаются отношения ребенка с одним из родителей или если ребенок оказывается между двумя конфликтующими сторонами. Но нельзя не согласиться с тем, что даже при условии «бесконфликтного» развода семейные отношения оказываются нарушенными, в лучшем случае ребенок будет полноценно общаться с каждым из родителей, но очевидно, что в ситуации развода невозможно полноценное эмоциональное взаимодействие втроем. Следовательно, каким бы «хорошим» ни был развод, он наносит ущерб семейному взаимодействию, обедняя его.

9. Повторный брак одного из родителей, в первую очередь того, с кем живет ребенок, создает сложную межличностную ситуацию развития ребенка (чаще ребенок живет с матерью, поэтому в дальнейшем влияние повторного брака на личность ребенка мы будем рассматривать на примере повторного брака матери). Для того чтобы создать новую семью на основе повторного брака, должны быть решены задачи по определению новых границ семьи, новых правил и норм взаимодействия, новой ролевой структуры семьи, по формированию нового семейного самосознания — традиций, ритуалов, уклада. Одной из наиболее сложных проблем повторнобрачной семьи, как отмечает О. А. Карабанова, является включение нового супруга в процесс воспитания детей при сохранении роли родного отца[18].

Отношение детей к повторному браку зависит от возраста и пола детей, от отношений с родителем, который вступил в брак, от типа семейного воспитания, от истории семьи, от отношений с отчимом и т. д. В каждой семье возможны различные варианты и оттенки этих отношений, но в любом случае смешанная семья является сложной, эмоционально напряженной и потенциально конфликтной для ребенка, что дает основания отнести ее к группе риска.

Как показывают исследования Д. Баумринд, легче всего адаптируются к новому браку дети раннего и дошкольного возраста. И тем не менее в исследовании Е. II. Арнаутовой было выявлено, что для дошкольников из повторнобрачных семей характерны состояния беспокойства, высокий уровень тревожности, ощущение своей эмоциональной незащищенности в семье. Данные этого исследования показали, что характер детских переживаний в повторнобрачной семье опосредован качеством эмоциональной связи в диаде «мать — ребенок»: чем меньше выражена эмоциональная связь матери с ребенком, тем более тревожно и неуверенно он себя ощущает[28].

Наиболее тяжело переживают повторный брак родителя дети в предподростковом и младшем подростковом возрасте. Они проявляют болезненную чувствительность к попыткам отчима или мачехи выполнять воспитательную родительскую функцию, бурно протестуют, часто стремятся «обесценить» отчима или мачеху, нередко уходят из дома или пытаются сделать это. Старшие подростки, как правило, относятся к новому браку родителей толерантно[18].

Наиболее тяжело адаптируются к повторному браку девочки-подростки, они явно противостоят появлению нового члена семьи. Мальчики легче принимают повторный брак матери, часто устанавливают с отчимом товарищеские отношения. В то время как мальчики могут воспринимать отчима как посредника между собой и матерью, девочки видят в отчиме конкурента, соперника в отношениях с матерью. Такая реакция детей кажется парадоксальной: казалось бы, мальчики в первую очередь должны испытывать ревность по отношению к отчиму. Объяснить это можно тем, что отношения сына с матерью после развода в неполной семье складываются очень сложно (это и делегирование матерью функции мужа сыну, и проекция ею на сына негативных чувств к его отцу, и др.), отчим же становится неким «буфером» в этих отношениях. В семьях с девочками ситуация такова, что в младшем подростковом возрасте между девочкой и матерью устанавливаются очень близкие эмоциональные отношения, и девочки видят в отчиме потенциальную угрозу этим отношениям[30].

10. Психические нарушения у родителей. Отклонения от нормы у родителей также могут стать причиной поведенческих или эмоциональных проблем у детей. Прежде всего, психические отклонения у родителей непосредственно влияют на жизнь семьи и отношения ребенка с родителями. Например, в случае депрессии у матери ее эмоциональный контакт с ребенком нарушен, а восприятие поведения ребенка оказывается искаженным. Мать воспринимает поведение ребенка как неадекватное, увеличивает число требований к нему, часто наказывает, она более склонна к критике и «негативному вниманию»[31]. Поведение депрессивной матери по отношению к ребенку характеризуется непоследовательностью, нарушением границ, ребенок оказывается в условиях нехватки материнской любви. О матери, находящейся в депрессии, Д. Винникотт пишет, что она «постоянно не способна быть рядом с ребенком. Рядом с депрессивной матерью ребенок может чувствовать себя „совершенно покинутым“, он должен „возвращать к жизни“ отгородившуюся, ставшую недоступной мать, тратя на это много своей жизненной энергии. Он может жить… только поддерживая жизнь своей матери»[32].

Кроме того, психические нарушения у родителей повышают вероятность супружеских конфликтов и семейных разногласий, которые имеют прямую связь с появлением проблем у детей. Так же, как и в любой семье, в семьях родителей с психическими отклонениями работает механизм идентификации и подражания. Страхи, тревога, ипохондрические жалобы родителей транслируются детям, которые, в свою очередь, начинают воспроизводить такое же поведение.

С точки зрения М. Раттера, в целом можно предположить, что в семьях, где родители страдают психическими расстройствами, действуют те же факторы, что и в семьях, где родители здоровы, но реализуют неадекватные модели воспитания и взаимодействия с детьми[9].

11. Конфликты в семье. Факторами, влияющими на развитие личности ребенка и несущими в себе риск появления проблем и трудностей у ребенка, являются также нарушенные отношения в семье, конфликты между родителями. Исследования показывают, что существует связь между конфликтными отношениями в семье в предразводный период и ухудшением психического состояния детей, которое выражается в нарушении поведения, появлении невротических реакций, снижении настроения, ухудшении школьной успеваемости[34].

Говоря о показателях неблагополучного развития и о факторах, влияющих на возникновение проблем, следует подчеркнуть, что не существует однозначной связи между воздействиями, испытанными в детстве, и последующим появлением симптомов или проблем[35]. Эта связь опосредована различными факторами, среди них Д. Оудсхоорн выделяет следующие.

  • 1. Прежде всего, изначально существует различная индивидуальная чувствительность ребенка к неблагоприятным факторам воздействия.
  • 2. Любой тип поведения находится под воздействием множества факторов. Причиной проблемного развития может являться лишь комплекс событий, а не единичное событие. Налицо должно быть выраженное сочетание неблагоприятных факторов, т. е. влияние должно превышать пороговую величину.
  • 3. Чувствительность к вредным воздействиям зависит от возраста и стадии развития ребенка.
  • 4. Важно состояние ребенка до неблагоприятного события. Иначе говоря, важно, на какую «почву» это событие упадет.
  • 5. Важна позиция самого ребенка — он сам делает свой выбор. Ребенок может пассивно поддаться неблагоприятному воздействию, а может активно сопротивляться ему, травмирующее событие может актуализировать его ресурсы.
  • [1] См.: Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. См. также: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.СПб. — М.: Гардарики, 2006.
  • [2] Карпова В. М., Филиппова Е. В. Представление о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. № 4.С. 84−96.
  • [3] См.: Раттер М. Помощь трудным детям.
  • [4] См.: Раттер М. Помощь трудным детям. См. также: Оудсхоорп Д. II. Детская и подростковая психиатрия; Захаров Л. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.:Эксмо-Пресс, 2000.
  • [5] См.: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы консультирования.М.: Гардарики, 2004.
  • [6] См.: Яичко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013.
  • [7] См.: Эйдемиплер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001.
  • [8] См.: Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.
  • [9] См.: Раттер М. Помощь трудным детям.
  • [10] См.‘.Дрейкурс Р., Золи, В. Екатеринбург: Рама-Паблишииг, 2011. См. также: Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи. М.: Cogitocentre, 2004.
  • [11] Мотыль А. В., Дудченко О. И., Иноземцева Е. В. Кому и зачем нужна профессиональнаяпсихологическая помощь? М.: ООО «Деловые юридические услуги „ЛсксПраксис“», 2013.С. 71.
  • [12] См.: Раттер М. Помощь трудным детям.
  • [13] См.: Раттер М. Помощь трудным детям. См. также: Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия.
  • [14] См.: Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы консультирования.
  • [15] См.: Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М. :Форум, 2011.
  • [16] См.: Муратова Д. М., Филиппова Е. В. Представление об отце и отношение к будущемуу девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях // На пороге взросления.М. :МГППУ, 2011.
  • [17] Горшкова Н. М., Филиппова Е. В. Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, воспитывающихся без отца в различные периоды детства // Психологическая наукаи образование. 2013. № 3. С. 66—77.
  • [18] См.: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • [19] См.: Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К., Русаковская О. А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительстваребенка. М.: Генезис, 2011.
  • [20] См.: Сафуанов Ф. С, Харитонова Н. К., Русаковская О. А. Психолого-психиатричс-ская экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительстваребенка.
  • [21] См.: Wallerstein J. S., Lewis J. At., Blakeslee S. The unexpected legacy of divorce. N.Y. :Hyperion, 2000.
  • [22] См.: Сафуанов Ф. C. t Харитонова H. К., Русаковская О. А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительстваребенка.
  • [23] См.: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • [24] См.: там же.
  • [25] См.: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • [26] Будинайте Г. JI. Основные принципы психотерапевтической работы с супружескойпарой в ситуации развода // Системная психотерапия супружеских пар. М.: Когито-Центр, 2012. С. 330−341.
  • [27] См.: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • [28] Арнаутова Е. П. Повторный брак матери и эмоциональная связь ее с ребенком // Какпомочь ребенку войти в современный мир? М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1995. С. 80—94.
  • [29] См.: Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.
  • [30] См.: Там же.
  • [31] См.: Уэбстер-Страттон К., Герберт М. Проблемные семьи и проблемные дети. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
  • [32] Филлипс А. Винникотт // Д. В. Винникотт и аналитическая психология. С. 7.
  • [33] См.: Раттер М. Помощь трудным детям.
  • [34] См.: Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К., Русаковская О. А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительстваребенка.
  • [35] См.: Оудсхоорн Д. Я. Детская и подростковая психиатрия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой