Анализ объема производства и реализации продукции
Объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту; В табл. 5.1 показана методика анализа динамики объема производства за пять лет. Оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции; Объектами анализа объема производства и реализации продукции являются: Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей. Ритмичность производства… Читать ещё >
Анализ объема производства и реализации продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
- — оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;
- — проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;
- — определение влияния факторов на изменение величины этих показателей.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Для оценки выполнения производственной программы и анализа объемов производства продукции по отдельным видам и группам однородной продукции используют натуральные показатели объемов производства продукции (штуки, метры, тонны и т. д.).
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства, например, используется такой показатель, как тысячи условных банок.
Готовая продукция может быть реализована по оптовым, розничным и договорным ценам.
Объектами анализа объема производства и реализации продукции являются:
объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту;
структура товарной продукции;
- — качество товарной продукции;
- — ритмичность производства и реализации продукции.
Анализ динамики производства и реализации продукции
Начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции на основе расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков па складах предприятия не реализованной и не оплаченной покупателями продукции.
Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.
Пример
В табл. 5.1 показана методика анализа динамики объема производства за пять лет.
Таблица 5.1
Анализ динамики объема производства продукции
Показатель. | Первый базисный год. | Второй год. | Третий год. | Четвертый год. | Пятый год. |
Продукция, % к выпуску базисного года. | 100,0. | 108,4. | 121,2. | 132,2. | 150,0. |
Окончание табл. 5.1
Показатель. | Первый базисный год. | Второй год. | Третий год. | Четвертый год. | Пятый год. |
Продукция, % к предыдущему году. | 108,4. | 110,6. | 109,1. | 109,4. |
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска (реализации) продукции можно рассчитать по среднегеометрической, средневзвешенной. Расчет по среднегеометрической в нашем случае будет таким:
Мы видим, что за пять лет объем производства валовой продукции увеличился на 50% при среднегодовом темпе роста 9,5%.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также их отклонение от плана.