Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль государственных финансов в экономическом развитии стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов: На прим. 
Иордании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленными целями и задачами построен и материал диссертации, содержание которой структурно разбито на три главы. Первый раздел работы посвяшен особенностям экономического развития государств Ближнего Востока в первой половине 90-х годов. При этом в отдельном параграфе автор рассматривает хозяйственную эволюцию Иордании в исследуемый период. Во второй главе диссертации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическое развитиен Ближнего Востока в первой половине 90-х годов
    • 1. Особенности хозяйственного развития ,.,
    • 2. Тенденции в эволюции государственного и частнокапиталистического предпринимательства
    • 3. Экономическое развитие Иордании в первой половине 90-х годов
  • Глава II. Важнейшие структурные элементы государственных финансов
    • I. Общая характеристика государственных финансов стран Ближнего Востока
    • 2. Государственный бюджет
    • 3. Государственные финансы Иордании
  • Глава III. Государственные финансы и перспективы экономического развития стран Ближнего Востока
    • 1. Государственное планирование
    • 2. Планы экономического развития Иордании

Роль государственных финансов в экономическом развитии стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов: На прим. Иордании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предлагаемая диссертационная работа посвящена государственны? финансам арабских стран Ближнего Востока в первой половине 9б~х годов — их структуре, бюджетной политике, месту Финансовой систем* в экономическом развитии, т. е. одному из весьма важных и малоисследованных вопросов. Общеизвестна та большая роль, которую играют государственные финансы в современном обществе. Так или иначе, в большей или меньшей степени они связаны' со всеми остальными социально-экономическими процессами. Поэтому автор не ограничился разбором сугубо финансовых проблем, а попытался увязать их с анализом наиболее интересных и значимых явлений в хозяйственной жизни рассматриваемой группы государств. Правда, из-за ограниченности фактического материала и несовершенства имеющейся статистики поставленная задача не всегда могла быть выполнена в достаточной степани пол-, о.

И-збралньтН цл. я лзу^вн-ля регион весьма интересен с точки зрения места, которое он занимает в мировой политике и экономике. Здесь расположены такие крупные мировые производители нефти, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Ирак.

Несмотря на снижение удельного веса в общем энергопотреблении, можно с уверенностью утверждать, что в перспективе ближайшего десятилетия нефть сохранит ведущие позиции, а нефтедобывающие страны изучаемого региона, обладая громадными нефтяными запасами, по-прежнему будут играть заметную роль в мировой добыче и экспорте жидкого топлива, что беспечит им стабильный приток значительных валютных поступлений.

Неурегулированность арабо-израильского конфликта, медленное продвижение мирного процесса продолжали оказывать в первой половине.

90-х годов существенное влияние как на экономическую и политическую ситуацию в самом ближневосточном регионе, так и на международную обстановку в целом.

Отмеченная выше связь государственных финансов с другими сторонами жизни исследуемых стран оелозила необход/злость хотя бы коротко остановиться на узловых соплально-э:шл (^:лчееклх процессах, х и ~ х • 7 отличающих их развитие в перзол половине 90-х годов, дать хотя бы самые общие описания л оценки этих процессов, чтобы подчеркнуть то основное, что было характерно для всего ближневосточного региона.

В то же время автор диссертации более подробно рассматривает роль государственных финансов в — к он омI чес к см раззлтлл таллх стран, как неТтедобываю.-ле йра: зл-.елле монарх. Iл (Оаудсзская Аравля, ОАЭ,.

— г.

Оман, Катар)'", Ирак, Египет, Сирия, Ливан. Особое место в исследовании отводится Иордании. Это небольшое арабское государство находи ся в самом сердце Арабского Востока. За три неполных десятилетия оно проделало путь от эпохи средневековья к современности. 3 первой половине 90-х годов королевству удалось успешно выйти из затяжного и глубокого финансово-экономического кризиса в течение довольно короткого периода времен¿-1. Заметные сдвиги происходят повсеместно. Наряду с установившимися арабо-мусульманскими традициями, во всех областях жизни иорданцев все белее ощущаются новые веяния. 3.

— г > 1).

Указанные страны, а та :.:е Бахрейн, об^едлннлись в 1981 г. в региональную группировку — Совет сотрудничества арабских государств Перс идског о з ал ива (ССАГЛЗ). этой связи весьма интересны для изучения опыт реформирования ^ иорданской экономики, начавшегося в 1992 г. а также та роль, которую в этом процессе играют государственные финансы королевства.

В 60−80-е годы происходило повышение роли государства и государственных финансов, в частности, в процессе социально-экономического развития ближневосточных стран. Усиление вмешательства государства в хозяйственную жизнь, отражало объективную необходимость решения всего комплекса стоящих перед различными частями рассматриваемого региона проблем, связанных с преодоле-^ нием отсталости и завоеванием экономической самостоятельности.

В первой половине 90-х годов в ряде стран Ближнего Востока произошли существенные экономические перемены (Египет. Иордания. Сирия, страны Персидского залива), началась ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополненное государ* ственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Государства на Ближнем Востоке с преимущественно авторитарными режимами в настоящее время начинают приобщаться к таким моделям развития, которые доказали свою жизнеспособность и ^ универсальность в разных со цио политических системах. Речь идет о переходе к гражданскому обществу, о создании представительных институтов в виде парламентов и местных органов управления, о демократизации общественной жизни на основе возникновения многопартийности. появления политического плюрализма. Особое место в практике реформирования экономического пространства ближневосточных стран занимают вопросы либерализации экономических систем, проблемы разгосударствления и приватизации собственности, создания современных финансовых инструментов, свойственных рыночным экономикам, применения новых подходов к экономическому менеджменту, поиска новых управленческих методик в хозяйственной жизни.

В связи с этим, на основе изучения и обобщения опыта экономических процессов, которые повсеместно развертываются в исследуемом регионе, автор диссертации поставил перед собой задачу провести комплексный анализ государственных финансов в странах Ближнего Востока, показав их сущность, функции и роль. При этом важное место отводится исследованию государственных бюджетов, их роли в социально-экономических процессах, делается попытка проанализировать как по мере развития экономики изменяются приоритеты бюджетной политики, которая от решения текущих, хотя и очень важных, задач переходит к разработке и последовательной реализации долгосрочных целевых программ.

В соответствии с поставленными целями и задачами построен и материал диссертации, содержание которой структурно разбито на три главы. Первый раздел работы посвяшен особенностям экономического развития государств Ближнего Востока в первой половине 90-х годов. При этом в отдельном параграфе автор рассматривает хозяйственную эволюцию Иордании в исследуемый период. Во второй главе диссертации в рамках анализа государственных финансов ближневосточных стран особый упор делается на исследование их бюджетов. Кроме того, специальный подраздел посвящен государственны*/ финансам Иордании. Завершающая часть диссертационного исследования отражает сущность, роль и эволюцию планирования на различны} этапах социально-экономического развития стран Ближнего Зостока, взаимосвязь между государственными финансами и перспективами хозя? ственного прогресса изучаемых государств. Как и в предыдущих главе более подробно рассматриваются планы и программы экономического развития Иордании.

В процессе работы над диссертацией автор столкнулся с практически полным отсутствием обобщающих монографий по проблемам госуда стзенных финансов и экономического развития ближневосточных государств з перзой половине 90-х годов как в российской, так и зарубежной литературе. По существу, комплексный анализ государственных финансов арабских стран Ближнего Зостока и их роли в социально-экономических процессах, происходивших в этих государствах в современных условиях, предпринят впервые в российской и зарубежной арабистике. Б то же время особую значимость избранная тема приобретав*: в свете таких новых явлений в рассматриваемом регионе, как либерализация и реформирование экономики, приватизация, создание современных финансовых инструментов, свойственных рыночным экономикам.

Проведенное исследование может представлять определенный интерес для внешнеполитических и внешнеэкономических организаций и ведомств, занимающихся решением практических вопросов экономического, финансового и научно-технического сотрудничества с арабскими странами Ближнего Зостока. Аналитический материал и выводы, содержащиеся в диссертации, могут применяться для оценки финансово-экономической ситуации в регионе, при разработке прогнозов развития отдельных стран, выборе конкретных форм сотрудничества с ними.

Результаты неследования могут быть использованы при составлю ния курсов лекций, пособий, справок, а также служить базой для последующих разработок проблем социально-экономического развития как ближневосточных, так и развивающихся государств в целом.

Теорет, г ческoíи методологической основой диссертации послужили фундаментальные исследования таких российских востоковедов, как А. Э. Арабаджян, В. Я. Архипов, С. А. Былиняк, М. Я. Волков, 3.S. Ганковский, Л. С. Дьякова, И.Д.лзанов, А. С. Кодаченко, Л. П. Моисеев, Э. Е. Обминский, Ю. М. Осипов, Е. М. Примаков, Л. А. Фридман, Л. И. Хвойник.

Г. И.Чуфрин, Г. К. Широков, А. Я. Эльянов, З. А. Яшкин и др.

Огромное значение для диссертанта имели исследования различных с.-* лектов роли финансов в социально-экономическом развитии арабских стран, содержащиеся в трудах таких российских арабистов, как Р. Н. Андреасян, А. Г. Зирабов, М. Ф. Зидясова, А. Г. Георгиев, О'.Г. Герасимов, В. И. Гусаров, И. П. Иванова, З. А. Исаев, Р. З. Клековский, Л. И. Лучникова, З. А. Мелъянцев, 3.3.Мясников, З.З.паумкин, Б. Г. Сейранян, Л. С. Стоклицкий, А. А. Ткаченко, Н. А. Ушакова и др.

Важнейшую роль в изучении поставленных^ в диссертации проблем сыграли труды российских ученых, посвященные изучению.

Иордании. Среди них следует назвать работы В. ГХаврилина, В.В.Ко-решкова, Л. Н. Котлова, Е. А. Лебедева, Л. НРуденко, А. О. Филоника.

При написании диссертационной работы были также использованы исследования зарубежных ученых, занимающихся как общими проблемами финансово-кредитных отношений развивающихся стран, так и экономикой Иордании. Речь идет о работах, например, Т. Айзека, Р. Алибони, Дж. Варбурга, М. П. Мазура, Д. Таус-ента, Ф. Фешараки, З. Хершлага и др.

Представляется необходимым отдельно назвать работы экономистов из арабских стран, прежде всего из Иордании, в которых содержится ценный фактический материал, представляющий интерес для исследуемой темы. К таким работам можно отнести публикации Обеда аль-Хамида, Абделя аль-Кафи, Адиба Хаддада, Бассама ас-Сакита, Манура Абу Али, Махмуда Саввана, Мусы Лафи, Самира Амина, Тайсира Абеда, Яхъи ар-Рудаки и др.

Для изучения современных процессов, происходящих в финансово-экономической сфере как Ближнего Востока в целом, так и в отдельных странах региона, особенно б Иордании, наряду с трудами западных и арабских ученых прошлых лет, привлекались публикации 90-х годов в основном в зарубежных периодических изданиях.

Анализ, приведенный в предлагаемой диссертации, базируется на статистической информации, почерпнутой из изданий ООН и других международных организаций, статистических сборников государств рассматриваемого региона, а также на собственных расчетах и оценках автора исследования.

Естественно, что, учитывая ограниченность фактического и статистического материала, а также рамки одной работы, автору удалось рассмотреть лишь наиболее важные аспекты роли государственных финансов в экономическом развитии стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов.

Диссертант стремился, насколько это возможно, учесть новые соображения и выводы, появившиеся в последние годы в трудах зарубежных ученых по вопросам, включенным в круг данного исследования. При этом главное внимание он обращал на проблемы, которые еще не получили должного освещения или приобрели новые черты, нуждающиеся в дополнительном осмыслении. Заметное место в диссертации отводится рассмотрению перспектив экономического развития и роли в этом процессе государственных финансов изучаемых стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ роли государственных финансов в экономическом развитии стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов, проведенный в диссертации позволяет сделать ряд выводов.

Сложная военно-политическая ситуация в регионе негативно сказывалась на экономическом положении ближневосточных государств в первой половине 90-х годов. В частности, отрицательное воздействие на хозяйственное развитие исследуемой группы стран оказал иракско-кувейтский конфликт 1990;1991 гг.

Влияние кризиса в Персидском заливе на экономику отдельных государств имело существенные различия. Естественно, что наиболее пострадали агрессор и жертва оккупации — Ирак и Кувейт. Последний к середине 90-х годов практически полностью ликвидировал последствия иракского вторжения. Что касается Ирака, то его экономика в результате военных действий и более чем шестилетнег о действия экономических санкций ООН продолжает находиться в критическом состоянии.

Негативные последствия кризиса и военных действий в зоне Персидского залива на экономику других стран Ближнего Востока были не так значительны. Драматические события, развернувшиеся в рассматриваемом регионе, привели, например, к ухудшению финансового положения Саудовской Аравии и ОАЭ в связи с оплатой части расходов на содержание вооруженных сил антииракской коалиции, проведение операции «Буря в пустыне». а также помощь ряду стран, пострадавших от кризиса. Необходимо отметить, что уже к середине 90-х годов указанные страны в основном преодолели финансовые затруднения, вызванные иракско-кувейтской войной.

Кризис в Персидском заливе оказал противоречивое воздействие на экономику такой крупной ближневосточной страны, как Египет.

Наиболеезначительным положительным фактором участия АРЕ в войне против Ирака на стороне сип антииракской коалиции щщяется изменение полхода западных кредиторов к проблеме внешней задолженности республики, возобновление предоставления новых займов и кредитовСреди других положительных результатов следует отметить улучшение отношений с аравийскими монархиями, сближение яочяти^еских и экономических интересов с Сирией, а также повышение доходов от экспорта нефти в ! 990/01 г,.

Вместе с тем ряд факторов (возвращение егингяи, работавших в Ираке, Кувейте и других странах, оказавшихся в зоне конфликта, и связанное с этим прекращение поступлений от них денежных переводовнеобходимость создания новых рабочих мест в самом Египте, потеря рынков сбыта египетских товаров в Ираке, снижение доходов от иностранного туризма и др.), многиеиз которых носили временный характер, отрицательно сказались на египетской экономике в исследуемый ПерИОД".

Все сказанное выше, наряду с сокращением в отдельных странах исследуемого региона частных инвестиций, замедлением проведения в жизнь экономических программ и приостановкой осуществления ряда хозяйственных проектов, оказало неблагоприятное, но, однако, не решающее влияние на общее экономическое положение рассматриваемой группы стран, тем более, что производители нефти получили определенный временный выигрыш в результате повышения цен на нефть и увеличения ее экспорта.

В иелом итоги экономического развитая стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов можно оценить положительно. Темны прироста их ВВП в 1994;1995 гг. составляли в среднем примерно 4,0−4,5% в год. При этом наиболее динамично росла экономика нефтедобывающих аравийских монархий (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар), а также Египта и Сирии.

Государстг.а Арлзилжсю полуострова в исследуемой период проводили л=:олиику дш*ерсофикощш и сбзлздхсмрсизнкости развития национального хозяйства, расцшр&штя источников государственных доходов, не связанных с нефтью, создания и модернизации экспортных и имгшр гозаыещающих производств, стимутгиропт деловой ШСг1№ПОСТК МеДДЗОГО частного шдштдяд.

•{еф'^доСг'Ывш.отме страны региона проделал!— большую работу по оцет-? посчедггЕИй снижения мировых цен на нефть до уровня, соответствующего в реальном исчислении показателям 1973 г. Саудовская Аравия одной из первых перестала зозлагатъ чрезмерные надежды па распродажу иностранных активов как средство компенсации потерь от удешевления сзосгс основного жстгаропого товара. Предпринимались меры по нахождению новых источников доходов в казку. В частности*, в ловом пятилетнем пдзш нд 1995/^6−1999/2000 гг. первостепшпгс-е зшшэтш? удед-дгтся созданию лопалнптггинык рабочих месс, подготовке специалистов в соответствия с изменившимися потребностями национального хозяйства.

Результатом полкшдд аравийских монархии, напр: Бл"гяиой на ог. Б'ксимоогл нациомалыгых ^оз^сд от добы-ш и ЭКСПО р Г4 ¿-ШИЛОСЬ уи^решод м них в первой полооддо 90-х? одев о лсроухо очередь отраслей щкшьлнлен-чоета, одзирующилск ка нефти и газе (нефтеп^ерабйтьтдинийя, неф-техимичеоогд производство сжиженного пи?.а и удобрений). Наряду с тг'^м,. Здтпюа едгдддлдмдпий ищ оперед тздше виды обрабатывающей индустрии, как черная и цветная металлургия, производстБи строительных материалов, кибгля, ре-уйлы, п^ысшисс, электротехнического оборудования и др., пищевая и легкая промышленность.

В исследуемый период Египет осуществил первый этап программы. жоксмяческт: реформ (19*71−199.'? гг) и при^'гупшт к выпол-втер с-Й фал’д рефор% jupoi? ания при поддержке МВФ и МБРР. Несмотря ил вс? трулнг. гтгг и сложкосик нп пути с-*?д^кия ры~ нопно<1риентироваииой модпли экономивAPI:', с. тшл^глсь на помощь межнутт" родных оргякм.>г"шг^, сум? лт преодояе-^ кризис с пняшя^мч плагеждии, сальдо расчетов с лгхуубгжньшк партнер г нлтч’огйть ягтущ^-елиш.-:"'* иг-гткгшне резервы. В стране СОЗЛСНЫ условия: 771,4 к^упнт тх структурных праобразоллкийоднако правителы-тт': пог. т< спотет с и-< реализацией, опзсаяст, и^кнс-бшия л^.же в краткосрочном пттн? пзлютых проблем и обо г-тр гния трудностей с занятоеттло быстро растущего насуши я.

Сирия п начале 90-х годов такясл пстзлг" на путь углубления эко.

НС’чИ’ТГСКОЙ либгральпг"?тиИ с iicrn, K/ СО" г:?Л:И"г г* открытой зконошпч*-. Одншд «3 па^нойшнх итогов? т р о f о/г,» гн и и х с ?• и с rpmie реформ стало пометное з’енп^ки? позипмй частного и см^шэнкого секторов в хозяйстве CAP.

После чпрерптгяия в 190 г шегтиз/тг'тилетн^й гряждздекой пг>йш"т w ит'-онг." '-5'?1^'** Л^вчна Ti г^рвоиолорине «Ох r^.zop. продолжала со-чранят^ся ^от'м обстаногкз. Плртт реконструкции и развития етоаиы т-'я 1°9?-?002 it. ляетсяболее медяеттпымл татами, Т чем предполагалось. Показатели г"ко комического развитая Ливана в 1995 г., ориетггарок^чьте на программы госепшовленя:* щраггл ока-загшет HH.^ci* «ап~зг"трпл?чт"т7. TV-к согласно «гд^нк"*., темпы прироста ВВП составили в указанном году 5% но сравнению с 8% в 1994 г. а инфляция — 24% против 12% соответственно. Платежный баланс также ухудшился: его дефицит достиг 300 млн. доллЛ Несомненно, что финансово-экономические проблемы республики коренятся в высоком уровне государственного долга и наличии значительного бюджетного дефицита.

Одной из ближневосточных стран, вставших в начале 90-х годов на путь проведения глубоких социально-экономических реформ, является Иордания, которой в диссертации уделяется особое внимание.

После подъема 70-х годов, Иордания, начиная с 1984 г., вступила в полосу серьезного экономического кризиса, обусловленного факторами как внутреннего, так и внешнего порядка, и продолжавшегося до 1992 г. В последующий период положение в этой стране характеризовалось достаточно успешным экономическим развитием, политической и хозяйственной стабильностью.

Накопившиеся к началу 90-х годов социально-экономические проблемы Иордании были значительно усложнены кризисом в Персидском заливе. Ощутимый удар по экономике королевства нанесли сокращение доходов от экспорта иорданских товаров, реэкспортных операций, туризма и свертывание помощи арабских стран в ответ на проиракскую позицию, занятую королевством.

В условиях резкого ухудшения хозяйственной ситуации в стране во второй половине 1991 г. в Иордании начала осуществляться программа оздоровления экономики, разработанная при содействии МВФ еще в 1989 г. и прерванная иракско-кувейтской войной.

Последовательное выполнение рекомендаций МВФ обеспечило королевству поддержку фонда в решении двух главных вопросов — от.

1 БИКИ. 14.12.1995. срочки погашения внешней задолженности и привлечения новых иностранных займов и кредитов.

Перенесение платежей в счет погашения долга и свежие финансовые вливания, несомненно, способствовали оживлению экономики Иордании в 1992;1995 гг. Правительству страны, начиная с 1992 г., удалось добиться не только выполнения основных экономических показателей, предусмотренных программой оздоровления, но даже превысить отдельные контрольные цифры.

Анализ особенностей экономического развития стран Ближнего Востока в первой половине 90-х годов позволил выявить роль государственных финансов в этом процессе в исследуемой группе государств.

Исторически сложилось так, что в экономике и политике изучаемого региона государственные финансы занимают чрезвычайно важное место. Особая роль государства в экономическом развитии придает им еще большую значимость, поскольку именно они составляют материальную основу функционирования властных структур, их активного воздействия на экономику, вмешательства в процесс воспроизводства.

Вследствие процессов, которые произошли в экономическом базисе стран Ближнего Востока в предшествующий период, к началу 90-х годов государственные финансы заняли важное место в общей системе государственного капитализма региона. Достаточно отметить, что доля государственных инвестиций в общих капиталовложениях отдельных стран в первой половине текущего десятилетия колебалась в пределах 70−90%. В то же время удельный вес государственного сектора в ВВП различных частей Ближнего Востока составлял, по нашей оценке, от 40 до 80%.

В системе государственного регулирования экономики финансам также принадлежит немаловажная роль. Необходимо отметить, что в условиях происходящей в странах Ближнего Востока в 90-е годы экономической либерализации, сопровождающейся укреплением позиций частной собственности, воздействие государства на экономику начинает все в большей степени осуществляться рыночными методами, через сферу обращения, пользуясь именно ее рычагами, и в первую очередь финансами.

Коренная и наиболее сложная задача, стоящая перед рядом ближневосточных государств (Египет, Сирия, Ливан и др.), заключается в решении проблемы накопления. В этой связи одна из особенностей первой половины 90-х годов состоит в том, что значительно возросла роль внешних поступлений как источника покрытия государственных расходов исследуемой группы стран (исключая крупные нефтедобывающие государства Персидского залива).

Устройство государственных финансов в исследуемом регионе отличается некоторым разнообразием, что обусловлено исторически сложившимися различиями в уровне их экономического развития, соотношением классовых сил внутри страны и рядом других факторов. Важнейшей составной частью финансов всех стран Ближнего Востока является государственный бюджет, В большинстве изучаемых государств бюджет состоит из обычного бюджета и бюджета капиталовложений (или бюджета развития).

В расходной часта обычного бюджета отражаются расходы, связанные с текущей деятельностью государства, а в доходной — регулярные бюджетные дохода, главным образом налоги.

Бюджеты капиталовложений отражают государственные затраты на строительство казенных предприятий, развитие транспорта, энергетического хозяйства, кредиты государственным и частным предприятиям, погашение внешних и внутренних займов, Источником покрытия этих расходов являются чрезвычайные доходы, к которым относятся в основном внешние и внутренние займы, поступления в погашение ранее предоставленных кредитов. Бюджеты капиталовложений, как правило, составляются и используются с дефицитом.

Несмотря на многообразие форм финансовых взаимоотношений центральных правительств ближневосточных государств с местными органами власти, общей тенденцией является централизация бюджетных средств и установление действенного контроля за финансами т местных органов власти. Составляемые в исследуемом регионе долгосрочные инвестиционные программы разбиваются на годовые планы и включаются в бюджеты капиталовложений.

В связи с расширением внутренних и внешних функций государства и резким возрастанием расходов, доходная часть государственных бюджетов стран Ближнего Востока выросла в первой половине 90-х годов как абсолютно, так и относительно национального дохода. Тем не мене" это соотношение пока значительно ниже, чем в промышленно развитых странах.

Общая для стран исследуемого региона тенденция к увеличению государственных доходов в той или иной мере отражает постепенное развитие в них материального производства. С точки зрения источников формирования доходной части бюджетов ближневосточных государств особое место принадлежит крупным экспортерам нефти (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман). В аравийских монархиях в первой половине 90-х годов подавляющая доля бюджетных доходов приходилась на поступления от вывоза жидкого топлива. Решающим методом мобилизации доходов в госбюджеты большинства других стран Ближнего Востока являлись налоги, которые составляли в рассматриваемый период 35−80% общей суммы ординарных поступле-^ ний,.

В первой половине текущего десятилетия заметно расширились возможности правящих кругов государств региона использовать средства, собираемые в виде налогов, для накопления, а налоговую политику — как серьезный рычаг для поддержки частнокапиталистического предпринимательства. При этом необходимо отметить тенденцию к увеличению доли прямых налогов в общей массе налоговых поступлений в бюджет. ^ Важной статьей доходной части бюджетов стран Ближнего Востока в первой половике 90-х годов являлись также таможенные пошлины, которые продолжали зачастую, помимо фискальной, осуществлять протекционистскую функцию.

Наиболее либеральные таможенные режимы в регионе в рассматриваемый период существовали в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн). Так, для всех шеста аравийских монархий было характерно прежде всего отсутствие экспортных пошлин и сравнительно низкие ставки импортного обложения товаров.

Несмотря на определенные финансовые трудности в ряде стран Ближнего Востока, связанные с кризисом в Персидском заливе у одних государств (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман и др.) и осуществлением программ оздоровления (Египет, Иордания, отчасти Сирия), а также восстановлением экономики (Кувейт, Ливан) у других, в исследуемом регионе в первой половине текущего десятилетия наблюдалась тенденция повсеместного (за исключением Ирака) роста расходов государственного бюджета.

Изменения в структуре бюджетных расходов большинства рассматриваемых стран в исследуемый период по сравнению со второй половиной 80-х годов характеризовались следующим основными тенденциями: повышением (за редким исключением) удельного веса в бюджетах ассигнований на экономические, социальные и военные цели и некоторым сокращением доли расходов на содержание государственного аппарата.

Необходимо отметить, что в предшествующий период бюджетные ресурсы подавляющего большинства ближневосточных государств использовались главным образом на создание мощного государственного сектора. В первой половине 90-х годов при сохранении ^ указанных расходов на достаточно высоком уровне более широкое развитие получила поддержка и финансирование частного сектора за счет государственных бюджетов.

В рассматриваемый период при некотором снижении административно-управленческих расходов в общих бюджетных ассигнованиях региона, они росли как абсолютно, так относительно к национальному доходу государств Ближнего Востока. Общей чертой развития данной группы стран является постепенный переход от частичных административных реформ к более широким преобразованиям, затрагивающим все звенья исполнительной и законодательной власти.

Из-за неурегулированности арабо-израильского конфликта и опасений, связанных с сохранением режима Саддама Хусейна в Ираке, военные расходы в странах Ближнего Востока постоянно превышали их средний уровень в других развивающихся го | сударсгвах. В то же время ассигнования на оборону в девяти государствах изучаемого региона в 1995 г. были в 1,6 раза ниже по сравнению с 1985 г.

Ф.

В связи со значительным увеличением в первой половине 90-х годов государственных расходов, которому не соответствовали развитие финансовой базы и рост доходов, для большинства стран.

Ближнего Востока в исследуемый период был характерен бюджетный дефицит. При этом необходимо отметить, что в некоторых государствах рассматриваемого региона он имел тенденцию к сокращению.

Основным внутренним источником покрытия дефицита почти во всех государствах региона были кредиты эмиссионных банков, или так называемое «дефицитное финансирование». Ограниченность внутренних источников финансирования предопределила важное значение внешних займов и кредитов в покрытии бюджетных дефицитов стран исследуемого региона.

Что касается Иордании, которой в диссертации уделяется особое внимание, то экономический кризис, пережитый королевством во второй половине 80-х — начале 90-х годов, предопределил сложное положение государственных финансов страны.

Сокращение доходной части бюджета в 1991 г. объяснялось главным образом прекращением арабской финансовой помощи Иордании в связи с тем, что в период кризиса в Персидском зализе королевство заняло проиракскую позицию. При этом необходимо отметить, что внешние лаймы и кредиты традиционно играют важную роль как в финансировании экономического развитая страны, так и в покрытии хронического дефицита государственного бюджета.

Наиболее важное значение для улучшения ситуации с государственными финансами, а, следовательно, и общего экономического положения Иордании в 1992 1993 гг., имела представленная отсрочка погашения внешней задолженности по международным долговым обязательствам.

В течение 1994;1995 гг. иорданское правительство продолжало наращивать усилия по сокращению объема внешнего долга и отсрочке погашения просроченной задолженности. Учитывая, что Иордания в рассматриваемые годы последовательно проводила экономическую *г и финансовую политику, согласованную с МВФ, фонд оказывал всемерную поддержку королевству в вопросах реструктуризации внешней задолженности и привлечения новых кредитов и займов. В результате предпринятых мер к концу 1995 г, внешний долг страны удалось уменьшить с 7,4 млрд долл. в 1992 г. до 6,3 млрд долл. в 1995 г., или в 1,2 раза. Наряду с этим, общее оздоровление экономики привело к тому, что дефицит государственного бюджета до покрытия из внешних источников финансирования сократился в указанные годы с у 5,1% до 4,3% ВВП. Сумма бюджетных ассигнований в иорданскую экономику в 1995 г. на 7.4% превысила их объем в 1994 г.

Что касается доходной части госбюджетов Иордании в первой половине 90-х годов, то от 25 до 35% всех доходов государства, полученных из внутренних источников, приходилось на налоговые поступления. Величина таможенных пошлин, полученных в 1995 г., составила одну треть суммарных поступлений, предусмотренных бюджетом.

Переходя к оценке перспектив хозяйственного развития стран Ближнего Востока и роли государственных финансов в социально-экономическом планировании изучаемого региона, необходимо отметить, что деятельность расположенных здесь государств в первой половине 90-х годов была направлена на изыскание и мобилизацию дополнительных ресурсов и скрытых резервов экономического роста, а также увязку текущих хозяйственных решений с долгосрочными потребностями экономики. Не менее важна была в этой связи координация на национальном уровне экономического, социального и куль* турного развития. Правительства ближневосточных стран пытались решить названные цели путем разработки и претворения е жизнь различных планов и программ, При этом инвестиционная политика исследуемых государств была призвана оказать влияние на стихийный процесс межотраслевого перелива капиталов с целью изменения сложившейся структуры экономики.

Приоритетное развитие промышленности, предусматривавшееся в планах и программах многих стран изучаемого региона рассматривалось как основополагающая предпосылка преодоления экономической отсталости, укрепления материально-технической базы экономики. Кроме того, плановые задания в некоторых государствах (Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, ОАЭ и др) были нацелены на создание многоотраслевого хозяйства. В планах других (Иордания, Катар, Бахрейн, Йемен) чаще предусматривалось развитие отдельных, традиционных отраслей экономики или строительство ряда предприятий по переработке местного сырья.

Исходя из различных подходов к выбору приоритетных отраслей хозяйства, регулированию развития межотраслевых пропорций, то или иное ближневосточное государство в инвестиционных программах планировало норму накопления, объем капиталовложений и и-* сгруктуру. Государство через свою финансовую систему осуществляло прямое и косвенное воздействие на формирование и распределение инвестиционного фонда, непосредственно определяя норму накопления, и косвенно, содействуя импорту средств производства и одновременно поощряя развитие экспортных отраслей, увеличивающих валютную" выручку и обеспечивающих приток необходимых средств для осуществления плановых заданий.

Планы стран Ближнего Востока различались между собой по показателю объема инвестиций. Размеры капиталовложений определялись, как правило, путем разработок таблиц «ззтраты-выпуск», стоимостных укрупненных и межотраслевых натуральных, материzob альных балансов, выполняемых сгатлети^eiiклvи ол^з^амн, а специальными плановым—. учреждениями б странах иоолодуезого региона, К основным финансовым метода" воздействия государства на частнопредпринимательскую деятельность в %лжневосточных странах в первой половине SO-x годов в рамках планирования относилось создание смешанных предприятий и включение их в программу инвестиций, распределение слеге.:ы i длл о цз.:зтз.з.знх отру-, тур среди частных ¡-лук. компаний, льготное кредлтование, регулирование выпуска акций, установление определенной квоты в производстве и уел- -ч Г лицензирования, представлен, е лаяогкзых льгот .1 т.п. Г.

Развитее оосре^ л: пного производства трейузл ускорения трансформации и либерализации многоукладной економики, в том число ломки традиционной хозяйственной яамлнутостк. раеллренля е углубления ме-м-з-ладных связей, что обусловливает новые задачи государственного планирования и в его розах из: .е-хек ля роли системы государственных финансов. Проблема сбалансированного развития современных и традиционных укладов б л ичене воет очных о^деств превратилась в :3V 'зс'йгз" -iз*г-, хозяйственной деятельности государ —ззвз. в исследуемый пер лсд.

Действенность финансовых систем регуллрованлягЬ. трап региона во многом зависела от их приспособленности к особенностям развития всех типов хозяйства. 3 первой половине 90-х годов для них *ыл характерен постепенный переход к рыночным механизмам управления, отказ от принципов длрлзлз^Е, методов волевого понкузде-зил, когда государство отдает предпочтении нередко политическим целям в ущерб окономичееким. Однако надо иметь в виду то обстоятельство, что в условиях сохранения в экономическом базисе многих стран Ближнего Востока докапиталистических укладов государство вынуждено было прибегать и к использованию подчас нерыночных методов управления для решительного воздействия на их развитие.

К характерным особенностям государственного планирования и финансовых систем в странах изучаемого региона в первой половине 90-х годов следует также отнести осуществление в некоторых из них, помимо традиционных программ хозяйственного развития, планов восстановления экономики (Кувейт, Ливан), а также структурных рыночных преобразований, направленных иа либерализацию национальных хозяйств (Египет, Иордания, отчасти Сирия),.

В заключение представляется необходимым сделать несколько замечаний общего характера.

Создание в ближневосточных странах после обретения независимости моделей управления обществом и хозяйственным организмом предполагало повсеместное осуществление государством через систему государственных финансов распределительной, регулирующей функции в весьма серьезных масштабах. Сформированный для этой цели госсектор и разросшаяся на его основе государственная бюрократия со временем превратились в ощутимый тормоз развития, содействуя нарастанию массы негативных явлений в виде коррупции, бесхозяйственности, затратных методов хозяйственной деятельности. Это консервировало низкую эффективность аппарата управления, отрицательно сказывалось на работе всего воспроинводетвенного механизма.

Поиск средства противодействия накоплению нежелательных факторов, методов и путей ускорения экономического роста заставлял государства изучаемого региона в большей или меньшей степени пересматривать свои стратегии социальноэкономического развития.

Однако процесс обновления старых концепции осуществляется медленно. «Этому препятствует множество факторов. Среди них, в частности, традиционный подход и трактовка природы власти и роли в ней государства как института, олицетворяющего идею централизма. Имеют большое значение экономические факторы, которые выходят на передний план при перестройке сложившихся пропорций в экономике и производстве и могут в какой-то мере повлиять на воспроизводство. Не следует ив •» •даоцениватъи влияние социального фактора, при котором управленческая элита и преде гавители сопутствующих непосредственной деятельности государства в экономике структур могут демонстрировать недовольство нарушением выгодной им стабильности.

Имеются также основания предполагать, что курс на либерализацию экономики, приватизацию, создание элементов рыночных механизмов в разных частях Ближнего Востока является не столько результатом давления со стороны предпринимательской прослойки или крайних обстоятельств экономического плана, сколько необходимостью пополнять казну фискальными методами и соответствовать образу государства, ассоциируемого с западными демократиями.

В то же время веский довод в пользу перехода на рыночные рельсы заключается в том, что в ближневосточном регионе ширится осознание того, что развитие в изоляции от общепринятых норм и форм организации экономическое с и финансового пространства, утвердившегося в современном мире, не может более считаться перспективным. Все меньше остается возможностей для следования традициям в обстоятельствах, когда происходит глобализация торговли, интернационализация финансов и инвестиционной деятельности на фоне ускоренного разрастания информационных гехнопегий.

Одним из важных шагов на пути врастания в современную систему социально-экономических связей и отношений является приватизация. Однако процесс этот разворачивается в ближневосточных странах чрезвычайно медленно, даже там, где она рассматривается как один из ближайших пунктов в программах модернизации экономики и финансовых систем, обновления их организационных форм (Египет, Иордания и др.).

Существенным опасением, сдерживающим весь процесс, является отсутствие уверенности в том, что новоявленные держатели акций смогут продемонстрировать более высокую эффективность в управлении производством, чем государство в силу их раздробленности, отсутствия опыта коллективного управления, соперничества и т. п. факторов.

Представляется тем не менее знаменательным, что по сравнению с недавним прошлым Ближний Восток так или иначе изменяется, прогрессируя и продвигаясь в сторону своего переустройства и подтягивания к западным стандартам по все большему числу показателей. Заметную роль в этом процессе призваны сыграть государственные финансы рассматриваемого региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.З. Отраслевая структура экономики развивающихся стран. М&bdquo- 1934.
  2. А.З. Планы- программы экономического развития стран Азии. М. 1966.
  3. ., Шейнис В. Экономика развивающихся стран в цифрах. Опыт еправочно-статиетичеекого исследования. 1950−1985 it. Мм 1988.
  4. С.А. Развивающиеся страны: мирохозяйственные проблемы во взаимосвязанном мире. М., 1990.
  5. С.А. Валютные проблемы и экономический рост развивающихся стран. М., 1976.
  6. А.Г., Озолинг В. В. Нефтяные монархии Аравии. М. Д983. Герасимов А. Иракская нефть. М. 1969.
  7. В.Е. Развивающиеся страны. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических отношений. М., 1978.
  8. Гусаров Б. И, Социально-экономическое развитие Судана. М., 1983. ?^ Гусаров В. И., Сейфульмулюков, А М. 'Экономика Йеменской Арабской республики. М., 1972,
  9. И.Д. Новый механизм внешнеэкономической деятельности имеждународного сотрудничества. М., 1989.
  10. И.Д. Развивающиеся страны в современном мире: единоборство и многообразие, М, 1983,
  11. И.Д. и др. Развивающиеся страны в современном мире: новая сила в мировой политике и экономике. М., 1984, -«> Иванова И. П. О характере аграрных преобразований и эволюцииосновных форм земельной собственности в современном Египте. М., 1975.
  12. К даченко, А С. Экономическое сотрудничество развивающихся стран. М, 1968.
  13. Обминский Э. Е. Развивающиеся страны и международное разделение
  14. Обминский Э. Е, Концепции международного экономического поряд-* ка. М., 1977,
  15. Обминский Э, Е, Глобальные интересы и национальный эгоизм: экономический аспект. M. s 1990,
  16. Э.Е. Внешнеэкономические связи развивающихся стран. М, 1970
  17. Обминский Э. Е, Группа 77, Многосторонняя экономическая дипломатия развивающихся стран. М., 198!
  18. Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М. 1978, < Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.
  19. A.M. Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий, М., 1989.
  20. Стоклицкий С, Л, Ливан: бремя событий. М., 1990.
  21. С.Л., Фридман Л. А., Андрукович П, Ф. Экономическиеструктуры арабских стран. Экономико-статистический анализ, М., 1985,
  22. С.Л. Роль государства в мобилизации внутренних накоплений в странах Магриба. М., 1975.
  23. П.А. Египет в 1882—1952 гг.. Социально-экономическая структура деревни. М. 1973
  24. Хвойник П. И, Мировая торговля и экономический прогресс- разви-ч сающихся стран. М, 1974.
  25. П.И. Международная капиталистическая торговля (проблемы и перспективы развития). М., 1977.
  26. Г. К. Развивающиеся страны в мировом капиталистическомхозяйстве. М., 1987.
  27. Г. К. Промышленная революция в странах Востока. М., 1981.
  28. А.Я. Развивающиеся страны: проблемы экономичского роч ста и рынок. М. 1976.*
  29. В.А., Черевик Е. Д. Планирование экономического роста в развивающихся странах, М., 1986.
  30. В. А. С-ССР и развивающиеся страны: горизонты сотрудничества. М., 1991.
  31. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М., 1990. Развитие капитализма в арабском мире. М., 1988.
  32. Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. М., 1983
  33. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М, 1984.
  34. Освободившиеся страны Азии, Тенденции экономического развития. М ЮЧ^
  35. Восток: рубеж 80-х годов. (Освободившиеся страны в современном мире). М, 1983.
  36. Ближний Восток и современность. М., 1995, Ближний Восток и современность. М., 1996,
  37. Государственные финансы несоциалистических стран Азии. М., 1965. Финансы развивающихся государств. М. Л**65.
  38. Финансово-экономические проблемы развивающихся схран Азии. М., 1978.
  39. Современная Сирия (справочник). М., 1974. Арабская Республика
  40. Египет. Справочник. М., 1990.
  41. Государство Кувейт. Справочник М., 1990.
  42. Саудовская Аравия (справочник), М, 1980.
  43. Современная Азия. М., 1977,
  44. Fesharaki F., Issak D.T. OPEC, the Gulf and the World Petroleum Market. Colorado London, 1983.
  45. Fesharaki F» Issak D.T. OPEC, the Gulf and the World Petroleum1. Market. I 1983,
  46. Hershlag Z.I. The Economic Structure of the Middle East. Leiden. 1975.1.alcik H. The Ottoman Empire. The Classical Age. I., 1973.
  47. Mazour M.P. Economic Growth and Development in Jordan. I., 1979.
  48. Sayigh Y.A. The Arab Oil Policy in the 1970 s. L" 1983.
  49. Sayigh Y.A. The Arab Economy. Past Performances and Future Prospect, Oxf. 1982.
  50. Arab National and Regional Development Institutions. Statement of
  51. Financing Operations. Kuwait, 1983.
  52. Arab Banking and Aid Special Issue. L., 1983.
  53. Arab Resources: the Transformation of Society. Wash., 1983.
  54. Change and Development in the Middle East, L., 1981.
  55. Developing Economics. Tokyo, 1982.
  56. The Middle East in Global Strategy. Boulder (Colorado). L, — 1987.
  57. Middle East, Ten Years after Camp David. Ed. by Quandt W.B. Wash., 1988.
  58. Abdel-Fadil M. Development, Income Distribution and Social Change in Rural Egypt (19 524 970). Cambridge, 1975.
  59. Abu Jaber K. The Nature of the State in the Middle East, Exeter, 1987, Amin S, l1 economie arabe contemporaine. P., 1980.
  60. Al-Kuwari A.Kh. Oil Revenues in the Gulf Emirates. Patterns of Allocation and impact on Economic Development. L., 1978, Ai-Mallakfae R. Economic Development of the United Arab Emirates. L., V 1981,
  61. Nashashibi H.Sh. Arab Development through Cooperation and Financial Markets. Kuwait, 1979.
  62. Sabab S.F. The Oil Economy of Kuwait. L., 1980.
  63. Sullivan P. National Identity and Development in Kuwait: a Conflictbetween Tribalism and Technology. Exeter. 1987,
  64. Tibi B. Regional Subsystems and World Order. Exeter '987.
  65. Аль- Маазак аль-араби, Под ред. Лутфи аль-Холи, Каир, 1986, к*
  66. Ганем М С. Аль-Иктисад аль-кувейтий: дираса табиа аль-аджиб аль-Кувейтай. Эль-Кувейт, 1985,
  67. Аль-Гритли Али. Хамса ва ишрун амман. Дараса тахлилия ли-с-сийяса аль-иктисадийя фи Мыср. 1952 1977. Аль-Кахира, 1977. Аль-Гритли Али. Ат-Тарих аль-иктисадий ли-с-саура, 192−1966. Каир, 1974
  68. Э. Хиджрат аль-амаль ва с-сирз^т аль-ижтимаийя фи бупьдан аль-халидж. Аль-Джазаир, 1984.
  69. Мохамед Хашам Хавзджаки. Ат-Таи-чсамал аль-иктисадий фи-ль-халидж аль-арабий, Кувейт, 1983.
  70. Ф. Хаза аль-инфитах аль-иктисадий. Аль-Кахира, 19 75.
  71. My гавалли M. Аль V су ль ат тар^хийя ли р-расмалийя зль мысрийя ва гатаввурула. Аяь-Кахира, 1974.
  72. Аль-Асад Рифа-1 ат Али, Ат Татаввур аль-шсгисадий ва ль-иджтима и ва-с-сийяси фи аль-кутр аль-араби ас-сурий бейна ас-саура аль-ватанийя ва-с-саура ат табакийя, Димашк, 1973.
  73. Р. Ас-Сакафа ва-т-таимия, аль-иктисадийя фи Сурийя ва-ль-бульдан аль -мухаллифа. Димашк, '98!, 1. ternational Financial Statistics. Yearbook, 1985−1005. Wash
  74. UN Yearbook of National Accounts Statistics. N.Y., 1985−1995.
  75. UN Statistical Yearbook. 1985−1995, N. Y,
  76. Monthly Bulletin of Statistics. U.N., N.Y., 1985−1995.
  77. The World Bank Annual Report. 1985ч995. Wash.
  78. BP Statistical Review of World Energy, 1990 1995, London.
  79. Jordan. Departamerd of Statistics.
  80. The Military balance, 1994−1995. International Institute tor Strategic Studies. Stockholm, 1996.
  81. Economic Bulletin. National Bank of Eaypt. Cairo. 1985 1995.1. M’i' A
  82. Statistical Yearbook. UAR. Cairo, 1985−1995, Statistical Abstract of Syria, 1985−1995, Damascus, Statistical Abstract of Kuwait, 1985−1995, Kuwait.
  83. Аль-Банк аль-марказий аль-мысрий. Ат-такрир ас-еакавий, 19 851 995, Каир.
  84. Аль-Маджмуа аль-ихсаийя, 1985−1.995, Димашк.
  85. Saudi Arabian Monetary Agency (SAMA). Annual Report, 1985−1995, Riyadh.
  86. Хутта ат-танмийя аль-иктисадийя ва-ль-иджитимаыйя, 1986−1990,1. Амман.
  87. Centra! Bank of Jordan. Statistical Bulletin, 1985−1996, Damascus,
  88. The liashemite Kingdom of Jordan. Ministry of Planning. Statistical Bulletin, 1985−1996, Damascus.
  89. Ministry of Planning. ARE. Summary of Second Five Years Plan1987/88- 1991/92). July, 1987.
  90. Ministry of Planning. ARE. Summary of The Third Five Year Plan (1992/93- 1996/97). July, 1992.
  91. Building a Prosperous Peace. Middle East and North Africa. Economic Summit. Amman. October 29−31, 1995,
  92. The State of Kuwait. Facts and Figures. 1989 (Ministry of information.1. Kuwait), El Kuwait, 1990.
  93. Foreign Economic Trends, Report for the Arab Republic of Egypt. The
  94. U.S. Embessy. Cairo, June, 1992.
  95. Bank of America. Country Outlook. Egypt, 1995,
  96. Middle East. Egypt, Outlook 1995.
  97. Tax and Investment Profile, Jordan. L. 1987.
  98. Щ. Материалы периодаеской печати
  99. ЕШ. Country Profile, 1985−1996, London.
  100. The Middie East Economic Digest (MEED), 1985−1996, London.
  101. MEED Special Reports, 1985−1996, London.
  102. Financial Times, 1985−1996, London,
  103. Oil and Gas Jornal, 1990−1996.ordan Times. 1985−1997, Amman,
  104. Baghdad Observer, 1985−1996, Baghdad.
  105. Лль-Л храм, 1985−1996, Аль-Кахира.
  106. Аль-Ахрам .Аль-Изсгисадий, 1985−1996, Аль- Кахира.
  107. Тишрин, 1985−1996, Димашк,
  108. Ас-Саура, 1985−1996. Димашк.
  109. Ар-Рай, 1.985−1996, Амман.
  110. Дустур, 1985−1996, Амман. Аль-Халидж, !985−1996.
  111. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 19 851 997. Москва.
  112. Алия и Африка сегодня, 1985−1997, Москва. Ч
Заполнить форму текущей работой