Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути формирования деловых и личностных качеств руководителя в условиях бригадной формы организации труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повторное исследование проводилось примерно черев год после вышеописанного на ваводе «Вулкан» (поточное производство). Исследование было направлено на выяснение уровня социально-психологического климата в бригадах, определяемого такими факторами, как удовлетворенность производственной ситуацией в условиях бригадной формы организации и стимулирования труда и межличностные отношения как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИШ-МШДОЛЭГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РУКОВОДСТВА ПЕРВИЧНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
    • 1. Общесоциологические принципы исследования проблем личности, коллектива и руководства коллективом
    • 2. Проблема эффективности руководства коллективом во взаимодействии двух ее сторон — личности руководителя и коллектива
  • ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ БРИГДДИРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДЫ ОПЁНКИ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ)
    • 1. Особенности руководства бригадой нового типа как объект социологического исследования. ТО
    • 2. Методические аспекты исследования и оценки эффективности руководства в условиях бригадных форм организации труда
    • 3. Анализ профессионально значимых качеств личности бригадира, их взаимосвязи с эффективностью деятельности производственного коллектива и пути их формирования

Пути формирования деловых и личностных качеств руководителя в условиях бригадной формы организации труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В намеченной партией программе повышения эффективности общественного производства важное место занимают вопросы совершенствования управления трудовыми коллективами. Среди этих вопросов особое внимание привлекает внедрение и совершенствование коллективных форм организации труда, направленное на интенсификацию производства.

Задача интенсификации общественного производственного процесса приобретает особенно актуальное значение в силу того, что за последние два десятилетия в СССР коренным образом изменилась демографическая ситуация, став одной из важнейших социальных проблем страны.

Не случайно в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии среди объективных факторов, затрудняющих социально-экономическое развитие страны, на первое место было поставлено сокраще.

1) ние прироста трудовых ресурсов. Так, например, на Украине, по данным Госкомтруда УССР, практически исчерпаны в настоящее время все источники дополнительного вовлечения в производство рабочей силы. Более того, из-за объективно сложившейся демографической ситуации в предстоящие годы не только не ожидается прирост населения в трудоспособном возрасте, а напротив, его численность в 1985 г. будет несколько ниже уровня 1981 г. Дальнейший рост производства возможен только на базе совершенствования всей системы общественного производства, в том числе повышения эффективности управления этой системой и ее составляющими — трудовыми коллективами.

Новые возможности для действенного использования всего тру.

1) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М., 1981, с. 38. дового потенциала нашего общества, развития социалистической демократии, повышения производственной и социальной активности.

1) трудящихся открывает Закон о трудовых коллективах .

В этом историческом документе нашло яркое отражение усиление роли трудовых коллективов в обществе развитого социализма, утверзздение их в качестве основной его ячейки.

В последние годы все более широкое распространение получают новые организационные формы трудовых коллективов — производственные бригады, работающие на единый наряд с оплатой по конечному результату. В решениях ХКУ1 съезда КПСС говорится, что в одиннадцатой пятилетке эта прогрессивная форма организации труда должна стать основной. Ноябрьский (1981 года) Пленум ЦК КПСС указал на необходимость ускорить выполнение этой задачи.

Особое внимание уделяется совершенствованию форм бригадной организации труда. В частности, в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года» указано: «Проводить мероприятия по дальнейшему распространению и повышению эффективности бригадной формы организации и оплаты труда"^. По данным Госкомтруда СССР, благодаря бригадной организации в индустрии страны за пятилетку можно будет высвободить более двухсот тысяч человек. С 1 января 1982 года введена обязательная статистическая отчетность о развитии бригадной организации труда.

В связи с этим весьма актуальное значение приобретает проблема руководства таким первичным производственным коллективом,.

1) Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учрездениями, организациями». -Правда Украины, 19 июня 1983 г. с. 4.

2) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М., 1981, с. 202. как бригадеГ, работающая на единый наряд с оплатой по конечному результату.

Известно, что успешное решение задач подготовки эффективного руководителя, руководителя нового типа, работающего в сложных условиях высокоразвитого промышленного производства, возможно только на основе комплексного подхода — научно обоснованного выражения политики партии в области формирования руководящих кадров, обусловливающего тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся" ^.

Этим во многом объясняется то значительное внимание, которое уделяется советской социологией и социальной психологией проблеме руководства первичными производственными коллективами — одной из сложнейших проблем в области совершенствования деятельности трудовых коллективов. Значительный интерес ученых вызывает личность руководителя коллектива, которая зачастую определяет направленность коллектива, его социально-психологический климат и, в конечном итоге, его производственную эффективность.

Актуальность проблемы исследования и формирования профессионально значимых качеств личности руководителя объясняется особенностями развитого социалистического общества, заключающимися в возрастании значения «человеческого1» фактора, в прогрессе социалистических общественных отношений, которые утверждают человека как высшую социальную ценность. Закономерность развития производительных сил и совершенствования всех общественных отношений и обусловливает устойчивую тенденцию возрастания роли личности в условиях развитого социализма.

Однако, несмотря на многочисленное количество работ, посвя.

1) Материалы ХХУ съезда КПСС. — М., 1976, с. 71. ценных указанной проблеме, ряд важных вопросов данной проблемы изучен еще недостаточно. Так, специально не исследовались профессионально значимые качества личности руководителя первичного производственного коллектива (бригады), их влияние на трудовую активность коллектива в условиях бригадной формы организации труда. Мало исследованы также пути формирования оптимальных деловых и личностных качеств бригадира в условиях этой новой прогрессивной формы организации труда.

Итак, проблема, стоящая в центре данного исследования, выражается в двух основных формах. В условиях широкого внедрения бригадной организации труда с работой на единый наряд хозяйственные руководители, партийные комитеты, общественность нунда-ются в практических предложениях, способствующих повышению роли и увеличению производственной и социальной эффективности руководителя бригады. Однако в специальной литературе комплекс вопросов, связанных с измерением, формированием и развитием общественно-полезных деловых и личных качеств бригадира, до сих пор не нашел удовлетворительного освещения.

Указанная проблемная ситуация обусловила выбор объекта, определение предмета, целей и задач нашего исследования. В качестве объекта социологического изучения выступает личность бригадира как руководителя первичного производственного коллектива (бригады), предметом исследования является совокупность профессиональных и личностных качеств бригадира, определяющих эффективность его руководящей деятельности по выполнению возложенных на него обязанностей.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа имеющейся по данной теме научной литературы, опираясь на данные социологических исследований самого автора, разработать принципы и методику построения эталонной модели личности эффективного бригадира для измерения степени расхождения между наиболее значимыми качествами эталонной и эмпирической моделей реальных бригадиров. Сформулировать направления и пути оптимизации подбора, подготовки и расстановки бригадиров, работающих в условиях бригадной организации труда в промышленности и строительстве.

Соответственно вццвинутой цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать специфические особенности деятельности руководителя первичного производственного коллектива в условиях бригадной формы организации труда.

2. На основе теоретического и эмпирического материала определить набор качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности руководителя первичного производственного коллектива в условиях бригадной формы организации труда.

3. Разработать эталонную модель личности эффективного руководителя бригады.

4. Исследовать и получить реальную эмпирическую модель личности руководителя и сравнить ее с эталонной моделью.

5. Определить наиболее успешные пути формирования оптимальных профессионально-значимых деловых и личностных качеств руководителя первичного производственного коллектива данного типа.

6. Разработать практические рекомендации по оценке деловых и личностных качеств действующего бригадира или кандидата в бригадиры (или в совет бригады), предложения по формированию профессионально значимых качеств руководителя.

В соответствии с целью и задачами сформулируем гипотезы исследования.

1. Специфика эталонных моделей руководителей бригад в условиях производства различного типа определяется прежде всего содержанием и характером труда, социально-демографическим составом коллектива.

2. В структуре эмпирической модели личности бригадира наиболее высокой значимостью обладают профессионально-деловые, а наиболее низко оцениваются морально-психологические и педагогические качества руководителя бригады.

3. Эффективность руководства бригадой в большей степени зависит от наличия у бригадира комплекса знаний и практических навыков психологии управления коллективом, чем от развитости профессионально-деловых качеств.

Методологической основой исследования являются произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинаположения, сформулированные в Программе КПСС, решениях ХХУ и ХХУ1 съездов партии, последующих пленумов ЦК КПСС, постановлениях ЦК КПСС по идеологическим и хозяйственным вопросам, речах и статьях Ю. В. Андропова, других партийных и государственных деятелей.

Теоретической основой диссертации являются работы таких известных советских ученых, как Б. Г. Анальев, В. Г. Афанасьев, A.A. Бодалев, М. И. Бокович, Д. М. Гвишиани, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Мясшцев, Г. В. Осипов, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Е. В. Шорохова и др., в которых осуществлена общетеоретическая разработка категориального аппарата социологии и социальной психологии. Социальные и психологические проблемы личности, трудовых коллективов, вопросы руководства трудовыми коллективами, подготовки их руководителей освещены в работах Г. М. Андреевой, К.А.Абульхановой-Славской, Ф. Ф. Аунапу, Л. А. Буевой, Е. Е. Вендрова, А. Д. Глоточкина, К. К. Грищенко, Ю. Н. Емельянова, А. Г. Здравомыслова,.

A.Л.Журавлева, Д. П. Кайдалова, Н. М. Клуниченко, А. Г. Ковалева, Я: Л. Коломинского, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, Н. И. Лапина, Н. С. Мансурова,.

B.М.Михеева, В. Г. Подмаркова, В. Ф. Рубахина, А. А. Русалиновой, H.A.

Сакады, А. Л. Свенцицкого, Л. В. Сохань, Е. И. Суименко, Л.И.Уман-ского, А.В.ёилиппова, В. М. Шепеля, В. А. Ядова и др.

В работах перечисленных авторов глубоко раскрываются проблемы личности, ее структуры, динамика структуры личности и взаимосвязи различных ее сторон, а также взаимоотношения личности и коллективарассматриваются теоретические и практические проблемы трудовых коллективов, исследуются социально-психологические явления в процессах управления и руководствазначительное внимание в этих работах уделяется динамической структуре личности руководителя, его деловым и личностным качествам, стилям руководства, вопросам психологической подготовки руководителей .

В качестве источников диссертационного исследования автором использован опыт работы лаборатории социологических исследований кафедры научного коммунизма Киевского политехнического института, материалы социально-психологического исследования, проведенного в Институте психологии АН УССР, а также личный опыт преподавательской работы на курсах повышения квалификации бригадиров Главкиевгорстроя.

При решении задач исследования был использован комплекс общенаучных и социологических методов исследования, в том числе: метод теоретического анализа литературных источников, метод интервью, анкетирования, экспертных оценок, групповой оценки личности, контент-анализ документов, методы психологического тестирования, математической обработки социологической информации, корреляционный анализ, активные методы обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

— построена эталонная модель личности руководителя;

— дан анализ методических проблем оценки и измерения эффективности деятельности бригадиров, руководящих первичными коллективами с различным социальным содержанием труда;

— теоретически выявлена детерминация ряда деловых качеств и личностных свойств руководителя определенной формой организации труда;

— эмпирически подтверждено существование зависимости эффективности деятельности производственного коллектива от ряда оптимальных профессионально значимых качеств личности его руководителя, проявляющейся вероятностным образом и находящей выражение в статистических корреляциях.

Теоретическое и практическое значение работы: результаты исследования представляют собой определенный вклад в разработку проблем социальной психологии и социологии личности, проблем руководства трудовым коллективом. Они могут быть использованы при создании основ социально-психологической теории формирования структуры личности руководителя.

Материалы и результаты исследования являются основой для разработки конкретных методически рекомендаций по оценке эффективности управленческой деятельности бригадира, для отбора кандидатов в бригадирский резерв и совет бригадыпрогноза успешности их деятельности. Кроме того, материалы и рекомендации исследования определяют некоторые возможные пути формирования оптимальных профессионально значимых деловых и личностных качеств бригадиров, работающих в условиях бригадной формы организации труда и могут использоваться при разработке курса «Социально-психологические основы руководства бригадой, работающей на единый наряд с оплатой по конечному результату».

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях отдела психологии труда Института психологии Ж УССР (1978;1979 гг.), лаборатории социологических исследований кафедры научного коммунизма Киевского политехнического института (1981;1983 гг.). По материалам исследования были прочитаны доклады руководящим работникам Киевского завода искусственных кож «Вулкан», Белоцерковского завода сельскохозяйственного машиностроения им. 1-го Мая, а также в 1979;1980 гг. на Учебном комбинате Главкиевгорстроя прочитан курс «Основы психологии руководства для бригадиров», в котором отражены результаты данного исследования.

Структура диссертации построена с учетом сформулированных целей и поставленных задач и соответствует последовательному раскрытию содержания. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В приложении содержатся методические материалы исследования.

Результаты исследования — рекомендации по формированию деловых и личностных качеств руководителей бригад, учету мнения членов коллектива о способности к руководящей деятельности действующих бригадиров или о наличии таких способностей у рядовых членов бригад — были использованы администрацией предприятий, на которых проводилось исследование, при формировании бригад, выборах и назначении бригадиров и выборах членов советов бригад.

Повторное исследование проводилось примерно черев год после вышеописанного на ваводе «Вулкан» (поточное производство). Исследование было направлено на выяснение уровня социально-психологического климата в бригадах, определяемого такими факторами, как удовлетворенность производственной ситуацией в условиях бригадной формы организации и стимулирования труда и межличностные отношения как «по вертикали», так и «по горизонтали». Аналиэ результатов анкетного огдроса коллективов бригад и результатов их производственной деятельности показал, что наиболее эффективными являются бригады с высоким значением коэффициента социально-психологического климата бригады (Кспк в этих бригадах достигает значения от 0,74 до 0,90). Следует отметить, что значительный вклад в повышение коэффициента социально-психологического климата бригады вносят отношения между членами бригады и бригадиром. Сравнительный аналиэ динамики этого коэффициента говорит о воврастании уровня социально-психологического климата в бригадах предприятия. Первичное изучение уровня социально-психологического климата проводилось до начала работы по исследованию и формированию на предприятии профессионально значимых качеств бригадиров (В период проведения первичного исследования Кспк в исследуемых бригадах имел значения от 0,69 до 0,77). Иб проведенного опроса следует, что исследования, направленные на оценку эффективности работы бригадира, рекомендации по формированию бригадирского резерва и последующая подготовка руководящего состава бригад повысили уровень эффективности руководства в значительном большинстве бригад.

Следует отметить значительный интерес как бригадира, так и кандидатов в бригадирский резерв к повышению уровня подготовки к руководящей деятельности.

Результаты проведенных исследований, по нашему мнению, должны способствовать созданию научной основы для решения сложных вопросов расстановки руководящих кадров на уровне первичных коллективов в условиях бригадной организации труда, определять один ив путей повышения эффективности руководства трудовыми коллективами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Задача интенсификации общественного производства, сформулированная в решениях съездов КПСС и постановлениях ЦК партии, приобретает все более важное значение для общественных наук. Социологические исследования общественных отношений, в том числе и производственных, создают научный фундамент для управления трудовыми коллективами, являющимися основной ячейкой общества развитого социализма. Появление новых организационных форм трудовых коллективов, таких, как бригадная форма организации труда, диктует необходимость исследования производственных отношений, обусловленных конкретной организационной формой. Так, важное значение приобретает проблема руководства коллективом бригады, работающей на единый наряд с оплатой по конечному результату. Одним ив определяющих факторов производственной и социальной эффективности работы таких бригад является научно обос-| нованная, действенная система подбора, подготовки и расстановки бригадирских кадров. Важным элементом научной разработки этой системы представляется социологическое исследование личности руководителя бригады нового типа. Разработке указанной проблемы и посвящена данная работа.

Исходя И8 основных методологических принципов общесоциологической теории, сформулированных классиками марксизма-ленинизма, был определен подход к проблемеличнсшти, ее структуры и динамики^ее^азвития, ее свойствз^со^ен!1оетей^атакже подход к проблеме-взаимосвязи, взаимозависимости л^шюст-и-и-ее-социального окружения. В работе показано, что общественно-исторические процессы создают объективную необходимость формирования качеств личности членов общества, соответствующих уровню развития его производительных сил и социальных организационных форм.

Анализ существующей в настоящее время в социологии и социальной психологии разработки понятий личности, коллектива, руководства коллективом создал возможность рассмотреть понятие личности эффективного руководителя трудового коллектива. На этой основе построена эталонная модель личности бригад1фа — эффективного руководителя бригады нового типа, являющаяся определенным социальным типом, т. е. носителем наиболее существенных|^ социально и профессионально значимых качеств и черт, в которых отражены со ци, а ль ныеэкс пектац ии, ценностные ориентации определенных социальных групп, члены которых связаны между собой определенными производственными отношениями, складывающимися на основе социального содержания их трудовой деятельности. Такой с-" ————-группой в данном случае является социальное окружение бригадира на производстве.

Сравнительный анали8"эталонной-Модели личности бригадира и реально сложившейся эмпирической модели, созданной в резуль^ ^ тате конфетного социологического исследования и психологичен^ ской диагностики личности руководителей бригад на производств^ различного типа, показывает, что существует значительное различие этих^моделей. Наибольшее отставание в уровне развития деловых и личностных профессионально значимых качеств реальный бригадиров, по сравнению с эталонной моделью, проявляется в группе коммуникативных качеств и в группе качеств этического плана, которые в эталонной модели определены как ведущие, обеспечивающие эффективную деятельность как-^руководителя, так и всего коллектива.

Одним из путей устраненияч отставания-уровня развития качеств бригад^а, обусловливающих его деятельность как руководителя, от уровня качеств эталонного руководителя, с нашей точки зрения, является оптимизация системы подготовки бригадирских кадров в области психологии руководства и управленияв особенности это касается эмоционально-ролевого аспекта руководства, т. е. решения межличностных проблем, возникающих в условиях коллективного взаимодействия. Эта задача может быть в определенной мере решена при использовании в подготовке бригадиров активных методов обуяэния, сущность которых состоит не в пассивном усвоении преподаваемых знаний, а в формировании соответствующих социальных установок, создании внутренней ориентации на необходимость психологически грамотных действий и стимулировании их поиска в повседневной коммуникативной деятельности. Применение таких методов подготовки, как показывает практика, как правило, приводит к серьезной личностной переориентации человека, способствует формированию определенных личностных качеств.

Изложенные в диссертационной работе результаты исследования личностных особенностей бригадира и определения путей оптимизации системы подбора, подготовки и расстановки бригадирских кадров нашли свое отражение в практических рекомендациях, внедренных на ряде предприятий Украины и Белоруссии.

Проведенные исследования являются попыткой создания научной основы управления процессом формирования эффективного руководителя первичного производственного коллектива, работающего в условиях новых коллективных форм организации труда.

— 154.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е И8д. т.23. — 907 с.
  2. К. К 1д? итике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е И8д. т.1, с.221−429.
  3. К. Теэисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. З, с.1−4.
  4. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е иэд. т.46, ч.1. — 553 с.
  5. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1968. -689 с.
  6. К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е иэд. т.6, с.428−459.
  7. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. З, с.7−544.
  8. К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположности материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы «Немецкой ццеологии»). М., 1966. — 152 с.
  9. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Соч., изд.4-е, т.31, с.5−97.
  10. В.И. Очередные задачи советской власти. По лн, собр. соч., изд.5-е, т.36, с.165−208.
  11. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., изд.5-е, т.36,с.127−164.
  12. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г. Полн.собр.соч., иэд.5-е, т.40, с.213−220.
  13. В.И. Экономическое содержание народничества и 1фитика его в книге Г.Струве. Поли.собр.соч., изд.5, т.1, с.347−534.
  14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  15. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  16. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  18. Материалы февральского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1984.
  19. Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда: Постановление ЦК КПСС от 7 августа 1983 г. -Правда, 1983, 7 августа. 6 с.
  20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1978. — 62 с.
  21. О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учрендениями, организациями: Закон СССР. -Правда Украины, 1983, 19 июня. 4 с.
  22. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  23. К.У. Речь на встрече с рабочими и ИГР завода «Серп и молот». Правда, 29 апреля, 1984 г. х х х
  24. Абульханова-С лав екая К. А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. ^ Отв.ред. Шорохова Е. В. — М.: Наука, 1974, с.34−82.
  25. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: (Наука, 1982. — 199 с.
  26. Анализ конкретных ситуаций в убавлении производством. -М.: Прогресс, 1971. 300 с.
  27. З.М., Ермаков В. А., Фролов С. Ф. Производственный коллектив и социальное планирование. М.: Моек. рабочий, 1976. — 144 с.
  28. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Под ред. Полищука, Вид-ре нко А. Е. Киев: Здоровье, 1979. — 124 с.
  29. В.Г. Целостная структура человеческой личности. -В кн.: Проблемы исследования систем и структур: Материалы кконференции. М.: Изд-во АН СССР, 1965, с.175−178.
  30. В.Г. Человек в системе управления. Вопросы философии, 1972, № 8, с.41−52.
  31. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  32. В.И., Захарова Л. Н., Зотов Н. Д., Рожко К. Г., Селиванов Ф. А. Практикум по этике /Под ред. Бакштановского В.И./ Тюмень, 1973. — 141 с.
  33. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1977, с.183−204.
  34. В.Г. Производственно-техническая среда предприятия ^ и поведение работника. Социол.исслед., 19 822, с.139−147.
  35. Брюйн Польде. Подготовка кадров для управления предприятиями (Цели, программа, методы). -М.: Прогресс, 1968. 103 с.
  36. М.П., Русалинова A.A. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятии. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973, с.92−98.
  37. V 41. Буева А. П. Социальная среда и сознание личности. М: Изд. МГУ, 1968. — 268 с.
  38. К.П. Формирование социального в человеке. Минск: Наука и техника, 1980. — 160 с.
  39. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 142 с.
  40. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Наука, 1969. — 408 с.
  41. Волков И, П., Дуденко В. Н. Мастер организатор производства. — Л.: Лениэдат, 1974. — 118 с.
  42. A.C. Социалистический производственный коллектив и его структура. Дис. .канд.философ .наук. Киев, 1973.- 148 с.
  43. Л.К., Смурыгина И. П. О проблеме внутриколлектив- / ных требований к личности рабочего. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. — М.: Наука, 1980, с.71−79.
  44. Ю.С., Тощенко Ж. Г. Аттестация важное средство повышения эффективности труда инженерно-технических работников. — В кн.: Социальные проблемы новых производственных коллективов. Вып.1. — Красно^ск, 1974, с.60−67.
  45. В.И. О социально-психологической диагностике лич-/ ности в прикладном исследовании. В кн.: Социальная психология личности. (Ред. БобневаМ.И., Шорохова Е.В.). — М.: Наука, 1972, с.221−241.
  46. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. -М.: Мысль, 1967. 167 с.
  47. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.- 536 с.
  48. С.Г. Проблемы тестирования. В кн.: ПсихологияУ труда. ч.2. Информационный бюллетень Советской социалистической ассоциации, № 3(18), 1969, с.3−8.
  49. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
  50. В.В. Особенности взаимосвязи коллектива и личности в условиях развитого социалистического общества. Дисс. канд.философ.наук. Львов, 1974. — 158 с.
  51. A.A., Емшин П. С. Методика оценки деловых и морально-политических качеств руководителей и специалистов фоиз-водства. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. — 38 с.
  52. Я.А., Лоос В. Г., Шаров Е. В. Метод конкретных ситуа- VI ций в психологическом обучении руководителей производства, — В кн.: Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективом. Рига,
  53. Т.П. Роль социалистического производственного кол-^ лектива в воспитании сознательного отношения к труду. Авто-реф. дисс.кавд.философ.наук. М., 1967. — 163 с.
  54. М.В., Корыгов К. П. Трудовой коллектив: Проблемы развития. М.: Политиздат, 1975. — 191 с.
  55. А. Оценка деятельности научных и инженерно-технических работников. Социалистический труд, 1974, № 6,с.117−119,
  56. К.К. Психология труда и управления. Киев: Зна-^ ние, 1979. — 132 с. 1. Ч/
  57. К.К., Сакада H.A. Коллектив, руководитель, управление: социально-психологический аспект (на укр. языке). -Киев: Наукова думка, 1974. 160 с.
  58. К.К., Тихонович В. А. Коллективизм социалистического труда. Коммунист Украины, 1983, № 1, с.60−69.
  59. Л.И. Социальная ответственность социалистической ^ личности, ее структура и условия формирования. Дисс.канд. философ.наук. Киев, 1976. — 176 с.
  60. Ф.Г. Методы и процедуры получения экспертной информации. Экономика и математические методы. 1973, т. IX, 5, с.27−34.
  61. В. Введение в науку управления (пер. с франц.). -М.: Црогресо, 1969. 430 с.
  62. Е.И., Лебедь A.B., Левин Д. Л. Основы статистики. -М.: Статистика, 1969. 238 с. V
  63. Ю.Н. Деловые игры как средство социально-психоло-^ гического обучения мастеров промышленного производства.
  64. В кн.: Психология производству и воспитанию. Отв.ред. Кузьмин Е. С. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977, с.55−61.
  65. Ю.Н. Руководство коллективом как проблема соци- j альной психологии (По материалам зарубежных исследований).- Л.: Судостроение, 1975. 238 с. ^
  66. А.Л. Об изучении личности руководителя производственного коллектива. В кн.: Проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. — М.: Наука, 1982, с.78−82. (
  67. А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом. Автореф.дисс.кавд.психолог.наук. -М., 1976. 22 с. ра" в управлении. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976, с.41−63.
  68. A.A. Методы изучения личности. В кн.: Личность V при социализме. — М.: Наука, 1968, с.126−142.
  69. В.Н., Фриш A.C. Основная ячейка социалистического общества. М.: Политиздат, 1975. — 287 с.
  70. Искусство управления. Конкретные ситуации. Составитель Попов Г. Х. М.: Экономика, 1977. — 246 с.
  71. Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях.
  72. А.Л., Рубахин В.Ф. Проблема «человеческого
  73. Под ред. В. Н. Мясникова и Б. Д. Карвасарского. Л.: Ленингр. Университет, 1969. — 302 с.
  74. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1975. — 271 с.
  75. В.Е. Проблема личности: методология исследования и^ жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
  76. Н.М. Руководитель и подчиненный в системе управ-^ ления. И.: Экономика, 1979. — 187 с.
  77. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства . М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  78. Л.Н., Меренков А. В. Комплексные бригады: мнения, оцен-* ки, опыт внедрения. Социол.исслед., 1983, № 1, с.86−91.
  79. З.С. Социально-психологический тип современного / рабочего-строителя. Автореф.дисс.канд.философ.наук. М.^ 1974. — 27 с.
  80. А.Н. Оценка рабочими различных сторон бригадного 47 метода. Социол.исслед., 1982, № 3, с.113−115.
  81. Кон И. С. Личность. Философская энциклопедия. Т.З. -М.: Советская энциклопедия, 1964. — 584 с.
  82. Т.А. Социалистический производственный коллектив и ^ его воспитательные функции. Дисс.канд.философ.наук. -Одесса, 1971. 189 с.
  83. А.И. Социальное развитие производственного кол- ^ лектива: теоретические критерии и эмпирические показатели.- В кн.: Социальное развитие: теория и практика. М., 1982, с.55−67.
  84. Н.В. Ситуации в производственном коллективе. Киев: Знание, 1980. — 42 с.
  85. Критический аналиэ опыта управления производством в развитых капиталистических странах. В кн.: Проблемы научнойорганизации управления социалистической промышленностью. Под ред. Гвишиани Д. М. и Каменицера С. Е. М.: Экономика, 1974, с.686−697.
  86. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. — 167 с.
  87. Л. Управление производством в условиях бригадной ор-47 ганизации труда. Социалистический труд, 1982,№ 4, с.78−87.
  88. И.И., Максимов H.A. Руководитель и коллектив. -М.: Экономика, 1979. 154 с.
  89. Курс для высшего управленческого персонала (пер. с англ.) -М.: Экономика, 1970. 807 с.
  90. Н.И. Трудовой коллектив основная ячейка развитого социалистического общества. — М.: Знание, 1975. — 64 с.
  91. Н.И. Управление трудовыми коллективами и социальные V функции руководителя. Вопр. философии, 1977, № 5,с. 16−22.
  92. Н.И., Коржева Э. М., Наумова Н. Ф. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975. — 197 с.
  93. Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем. Вопр. философии, 1974, № 7, с.38−49.
  94. .Н. Морально-психологический климат коллектива.1. М.: Знание, 1976. 64 с. iч
  95. А.Я. Социологические и социально-психологические проблемы управления. Горький: Изд-во Горьковск. ун-та, 1975.- 138 с.
  96. Личность и труд. Под ред. Платонова К. К. М.: Мысль, 1965. 365 с.
  97. .Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 197 В. — 64 с.
  98. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов A.B. Актуальные проблемы психологии управления: Доклад на съезде психологов СССР. М., 1977. — 47 с.
  99. В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методические вопросы). Психологический журнал, 1982, т. З, № 5, с.73−81.
  100. A.C. О коммунистическом воспитании. М.: Учпедгиз, 1956. — 579 с.
  101. A.C. Сочинения. М.: Гослитиздат, 1951, т.5. — 384 с.
  102. P.A. Связь психологического климата в коллективе v с эффективностью труда. В кн.: Социальная психология и социальное планирование. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973, с.28−33.
  103. И.С. Оценка квалификации ИТР на предприятии. -Л.: Лениэдат, 1971. 68 с.
  104. Л.И. Деловая оценка работника в сфере управления. М.: Экономика, 1974. — 159 с.
  105. Методические рекомендации по аттестации руководителей и специалистов в промышленности. Киев: Ин-т экономики АН УССР, 1974. — 45 с,
  106. Методы социальной психологии (Под ред. Кузьмина Е.С.). -Л.: Иэд-во Ленинградского ун-та, 1977. 175 с.
  107. А.М. Коллектив, руководитель, личность. Кишинев: Картя Молдовеняска, 1976. — 167 с.
  108. Н.Ф. Понятие материи и современное знание о ее структуре. Вопросы философии, 1963, № 11, с.164−169.
  109. Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии.- М.: Наука, 1977, с.89−120.
  110. А. Условия эффективности работы бригад. Социа- v листический труд, 1981, № 6, с.58−63.
  111. Оценка работников управления. Под ред. Г. Х. Попова. М.: Московский рабочий, 1976. — 351 с.
  112. В.И., Максименка B.C. Количественные методы в со-и циологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982.- 270 с.
  113. В.Н., ^угунрва Э.С. Групповая оценка личности.
  114. В кн.: Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина К. С., В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977, с.108−120.
  115. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: И8д-во МГУ, 1982. — 168 с.
  116. A.B. К построению социально-психологической теории коллектива. Вопросы философии, 1973, № 12.
  117. А .В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе. В кн.: Методология и методы социальной психологии. — М.: Наука, 1977, с.136−147.
  118. К.К. Личность как объект социальной психологии. -В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, с.33−38.
  119. К.К. Психологическая структура личности. В кн.: Личность при социализме. -М.: Наука, 1968, с.62−78.
  120. К.К. Некоторые теоретические проблемы изучения у личности. В кн.: О чертах личности нового рабочего. — М.: Изд. АН СССР, 1963, с.54−68.
  121. В.Г. Введение в промышленную социологию. М.: Мысль, 1973. — 318 с.
  122. И.M. Стимулирование трудовой деятельности как спо-^ соб управления. Киев: Наукова думка, 1976. — 286 с.
  123. A.C. Установка и деятельность. Вопросы пси- ^ хологии, 1972, № 1, с.10−15.
  124. Проблемы социального регулирования на промышленных предприятиях. Киев: Наукова думка, 1973. — 156 с.
  125. Психологические исследования. Тбилиси- Мецниерба, 1973.- 403 с.
  126. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдинальном исследовании студентов). /Под ред. А. А. Бодалева. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 146 с.
  127. Т.И. Об оценке и самооценке в работе руководите-v ля производственным коллективом. В кн.: Ученые записки Свердловского гос.пед.ин-та, 1972, сб.136, с.21−32.
  128. В.П. Коллектив как социальная общность. M.: ^ Изд-во МГУ, 1978. — 216 с.
  129. H.A. К вопросу управления первичными производственными коллективами. В кн.: Проблемы социального управления на промышленном предприятии. — Киев: Наукова думка, 1972, с.24−32.
  130. A.A., Слободской А. Л., Файбушевич С. И., Черкасов Г.НУ О некоторых аспектах становления бригадной организации труда. Социол.исслед., 1963, № 2, с.96−102.
  131. Сборник психологических ситуаций (Под ред. Богачевой Р.П.) — Рига, 1974. 41 с.
  132. А.Л. Руководитель: Слово и дело (Социально-психологические аспекты). М.: Политиздат, 1983. — 159 с.
  133. Ю.А., Красноштанова B.C. Оценка степени влияния ^ руководителя на деятельность коллектива. В кн.: Цробле-мы управления горными предприятиями будущего. — М.: Экономика, 1972, с.256−258.
  134. Р.Х. Социальные проблемы управления производственным коллективом. М.: Знание, 1977. — 47 с.
  135. Ю.Б. Маркси8м-ленини8м и проблема личности. -Ташкент: Фан, 1969. 88 с.
  136. В.А. Социалистический производственный коллектив и эффективность производства. М.: Мысль, 1966. — 44 с.
  137. Л.В. Духовный прогресс личности и коммунизм. Киев: Наукова думка, 1966. — 262 с.
  138. Л.В. Ленинизм и проблемы прогнозирования развития личности. В кн.: Ленинизм и теоретические проблемы современного социального развития. — М.: Наука, 1974, с.190−204.
  139. Социальные проблемы производства /Ред. В. Г. Подмарков. -М.: Мысль, 1979. 292 с.
  140. Социально-психологические проблемы производственного кол-^ лектива. (Отв.ред. Шорохова Е. В. и др.). М.: Наука, 1983. — 239 с.
  141. Социальные резервы трудового коллектива. /Ред. Л. Н. Коган. ^ М.: Профивдат, 1978. — 328 с.
  142. Социальное управление и промышленный коллектив. /Ред.М.Е.
  143. Бударин. Томск: Изд-во Томск .ун-та, 1978. — 176 с,
  144. И.Г. Наставничество на производстве. М.: Экономика, 1982. — 104 с.
  145. И.Г., Калмакан H.A. Производственная бригада основа трудового коллектива. — М.: Экономика, 1973. — 123 с.
  146. И.Г., Курносов Д. М. Бригада на проивводстве. M.:v' Экономика, 1977. — 56 с,
  147. Труд, контакты, эмоции. Наблюдения, советы, рекомендации психологов (составитель Волков И.П.). Л.: Лениздат, 1980. — 174 с.154>/уледов А. К. Об огфеделении социалистических коллективов и ^ исследовании их живни. Философские науки, 1968, № 5, с .23−29.
  148. А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1980. — 324 с.
  149. Л., Лутошкин А. Психология и педагогика работы комсорга. М.: Знание, 1975. — 273 с.
  150. М.Д. К проблеме количественной оценки личных и ^ деловых качеств руководителей производства. М.: ЦНИЙТЭИС. — 42 с.
  151. A.B. Психологические аспекты управления. М.: Наука, 1973. — 187 с.
  152. С.С. Влияние социальных факторов на процесс форми- v рования руководителя первичного производственного коллектива. Дисс.кавд.философ.наук. М., 1980.
  153. С.Ф. Планирование социального развития трудового коллектива. М.: Знание, 1975. — 95 с.
  154. Фро лов С.Ф., Андреев Э. М. и др. Производственный коллектив и социальное планирование. М.: Моек. рабочий, 1976. — 144с.
  155. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973. — 588 с.
  156. В.К. К вопросу об интерпретации показателя интенсивности корреляционных связей в конкретных социологических исследованиях. Социологические исследования, 1977, № 1, с.140−148.
  157. А.Ю., Хрящева Н. Ю. К вопросу об эффективности руководства малой производственной и научно-исследовательской группой. В кн.: Психология личности и малых групп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977, с.116−123.
  158. И. Бригадная организация и нормы труда. Социали- ^ стический труд, 1983, № 3, с, 69−74.
  159. В.М. Пособие по психологии для мастеров и бригадиров. М.: Экономика, 1978. — 199 с.
  160. В.М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуа- ^ ции и их решение. М.: Моек. рабочий, 1972. — 120 с.
  161. В.М. Социальное управлениеепройзводственным коллективом (опыт социологического исследования). М.: Мысль, 1975. — 212 с.
  162. Г. К. Место социально-пситлогических факторов в повышении эффективности^работ^фоизводственных коллективов. В кн.: Проблемы индустриальной психологии. — Ярославль, 1972, с.192−208.
  163. Е.В. Социально-психологические проблемы воспита-V ния всесторонне развитой личности. В кн.: Социальная психология личности. -М.: Наука, 1979, с.5−24.
  164. Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии. В кн.: Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982, с.11−23.172 e Anderson N. (ed.) Projective Techiques. N.Y., 1952. -482 p.173.174,175'176,177 178 179 180 181 165 419 750 490 112- 169
  165. Bacon C.J. Leadership of the system development team. -J.Syst.Management, 1976, v.27, m 5, p.34−39. Dluzniewski B. Metody aktywizuace. Oswiata dorostych. 1967, N8 7, s. 28−36.
  166. Dluzniewski B. Metody aktywizuace w doskonaleniu zawodowym. Wroclaw, 1975. — 235 s.
  167. Giffin K., Patton B.R. Personal communication in human relation. Columbus, Ohio: Merril, 1974, X. — 388 p. Good B. A foundation of ggod management. — Engineering, 1977, v.217, № 7, p.570−573.
  168. Eysenck H.J. The Biological Basis of Personality. London, 1969. — 486 p.
  169. Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Manual for the Eysenck personality inventory. S.-Diego: Educ. and Ind. Testing Service, 1963. — 386 p.
  170. Meilyk E. Podrecznik diagnostyki psychologicznej. W-wa- NWN, 1967. — 538 s.
  171. Penrose L.S., Haven J.C. A new series of perceptual test: preliminary communication. Brit.J.Med.Psychology, 1936, v.18, № 1.
  172. Pietrasinski Z. Metoda sytuacijna. Sprawna kierownictwo. -W-wa, 1960. 320 s.
  173. Sarapata A. Eola kierownika w ksztaltowaniu sosbov/osci pra-cownika. Zarzadzanie, 1976, t.4, N2 2, s.6−8.
Заполнить форму текущей работой