Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция культуры в техноцентрическом обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной социологии и культурологии проводится идея о последовательном освобождении от сначала личной, потом вещной зависимости и переход к свободному раскрытию творческих способностей, базирующемся на сугубо гуманистических ценностях. Подобный переход Р. Ингельгарт называет культурным сдвигом и описывает в терминах постматериализма жизненных ценностей и ориентиров: «.преобладающее внимание… Читать ещё >

Содержание

  • Анализ концепций эволюции культуры в техноцентрическом обществе
  • 61. Гуманистическая критика технической цивилизации. (стр. 12 — 49)
  • 62. Концепции развития технической цивилизации. (стр. 50 — 74)
  • Глава 2.
  • Становление современного типа культуры. 1. «Кризис искусства и формирование «массовой культуры», (стр. 75 — 103)
    • 2. Особенности современного проекта культуры, (стр. 104 — 143)

Эволюция культуры в техноцентрическом обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На пороге третьего тысячелетия человеческая цивилизация вступает в новую стадию своего развития — стадию построения информационного общества. Наиболее развитые страны Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии уже поднялись на первую его ступень. Понимание того, что этот процесс знаменует собой создание нового типа цивилизации и ведет к сущностным трансформациям в социогуманитарной сфере, находится еще на начальном этапе, но по мере расширения информатизации оно, несомненно, станет достоянием общественного сознания.

Концепция информационного общества возникает как рецепт разрешения основной антиномии философии культуры, сформулированной Ф. Ницше как противостояние рационально-инструментального и спонтанно-творческого элементов культурогенеза (восходящей, однако, еще ко времени становления промышленного общества, например, к различению «natura» и «cultura» у Б. Грасиана и ренессансных философов). Информационная цивилизация в этом контексте предстает как «культурно-исторический тип», объединяющий в себе, вследствие ориентации на производство и воспроизводство знаний, производительный потенциал техногенного общества с творческими возможностями традиционной культуры. Тем не менее, еще не четко зафиксирована специфика нового этапа цивилизационного процесса в сравнении с предыдущим — индустриально-техническим. Технический прогресс в обоих случаях оказывает определяющее влияние на развитие общества, поэтому и критика, и апология техноцентризма исходят, как правило, из констатации изменения формы и содержания культурных процессов под воздействием техники.

Оценка изменения формы и содержания культурных процессов под воздействием техники с антропологической точки зрения ведет к одной из двух диаметрально противоположных позиций в предвидении перспектив развития гуманитарной культуры в техногенном обществе. Сторонники «технологического оптимизма» видят в научно-техническом прогрессе главное средство решения всех экономических и социальных проблем. Информационное общество, материальной основой которого являются последние достижения научно-технической мысли, способно, по их мнению, обогатить духовно-культурный мир человека. Среди представителей этой точки зрения следует назвать Д. Белла, Э. Тоффлера, Й. Масуду, А. Кинга, А. Печей. Их оппоненты, наоборот, воспринимают всеобщую технизацию и технологизацию как угрозу для гуманитарной культуры, полагая, что она обесценивает общение, способствует возникновению предпосылок к самоизоляции, ведет к духовному обеднению и одностороннему развитию личности.

По мере перехода от индустриального общества к информационному не ослабевает рост технофобии, в котором отражается страх подавления человеческой индивидуальности грядущей компьютеризованной цивилизацией. Такой взгляд на судьбу культуры в технический век характерен для О. Шпенглера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма, К. Ясперса, Л. Мэмфорда и многих других выдающихся мыслителей XX века.

Две оценки тенденций воздействия научно-технического прогресса и информатизационного процесса на человека и его духовный мир, на культуру в целом в условиях перехода к информационному обществу — два разных полюса в анализе происходящего. Столкновение противоположных мнений свидетельствует, с одной стороны, о злободневности поставленной проблемы, а с другой — о ее принципиальной открытости, нерешённости. Вопрос, каким же окажется влияние темпов, характера и направления научно-технического прогресса на развитие технологий культуры и духовный облик человека, остается самым актуальным вопросом современности, без решения которого невозможно построение полноценного общества будущего.

Ответ на этот вопрос, однако, не представляется возможным найти в рамках классического противопоставления духовногуманитарного и инстументально-технического дискурсов. Возможное решение проблемы находится в таком исследовании структуры и динамики социокультурных процессов, которое будет учитывать глубокую сущностную связь культуры и технологии, их историческое взаимодействие, взаимопроникновение и коренные преобразования взаимоотношений культуры и технологии на современном этапе.

Степень разработанности темы.

Следует отметить, что, при видимом изобилии и даже избытке исследований, посвященных проблемам информационно-технического процесса, специальных трудов, анализирующих сущностные трансформации культуры в новом обществе и влияние темпов, характера и направления научно-технического прогресса на духовный облик человека, не так уж много. В первую очередь необходимо указать на работы создателей теорий информационного и постиндустриального общества: Д. Белла, Э. Тоффлера, Дж. Гэлбрейта, Ю. Хабермаса.

Концепция будущей цивилизации предложена в работах Э. Тоффлера. По мнению американского футуролога, она является одновременно и в высшей степени технически развитой, и антииндустриальной по содержанию.

Гуманистическую парадигму в анализе технического прогресса представляют труды н. Бердяева, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Л. Мэмфорда.

Особо следует отметить антитехническую эволюцию марксизма (от признания развития производительных сил главным фактором исторического прогресса у К. Маркса до демонстрации «одномерности'' индустриального человека у Г. Маркузе и т. д.).

В современной отечественной философской литературе вопросы информатизации и информационного общества, проблема влияния высоких технологий и техники на социогуманитарную сферу рассматриваются преимущественно в социальной плоскости. Работы А. И. Ракитова, А. П. Ершова, Р. Цвылева, В. В. Баталова, В. Л. Иноземцева, Фролова, Э — А. Араб-Оглы и других исследователей посвящены вопросам трансформации общественных институтов при переходе от социальной организации традиционного индустриального типа к информационной цивилизации. Кроме того, особо выделяются вопросы правового обеспечения свободной циркуляции информации, и проблема развития информационной культуры общества в период становления новой картины мира.

Цели и задачи исследования.

— Первичной целью данного исследования является попытка описания взаимосвязей технологических и креативных компонентов человеческой культуры;

— На основе описания данных взаимосвязейпроанализировать процесс влияния технического прогресса на развитие культуры общества в историческом аспекте;

— Снять ставшее односторонним противопоставление культуры и техники, продемонстрировав качественные изменения в модели мира на современном этапе;

— Обосновать методы исследования культуры, основанные на признании многомерности культурного процесса не только в содержательном плане, но и в структурном отношении;

— Исследовать культурологические концепции, проанализировав историческую трансформацию техники и технологии;

— Охарактеризовать сущность массовой культуры в информационном обществе;

— Проанализировать общие черты художественной практики сюрреализма и явления виртуальной реальности;

— Выявить связь явления «виртуальной реальности» с ситуацией постмодерна в современной культуре;

— Проследить направления вероятного развития культуры в информационную эпоху.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

— Продемонстрировать взаимную детерминированность творческой и технологической деятельности в рамках культурного процесса- - Проанализировать ада] адаптивные функции культуры, показав значение техники как эффективного механизма смыслообразования и технологии как необходимого инструмента культурогенеза;

— Принципиально развести (в техноцентрической границах цивилизации) индустриальное и информационное общества, что позволит в дальнейшем: 1) продемонстрировать необоснованность критики информационного общества за «демонизм» техники;

2)верно оценить созидательный потенциал инструментально-технологического элемента любой культуры;

— Показать воплощение в современности сущностного проекта культуры — стать новой природой человека, обеспечивающей его свободу.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования является сравнительно-морфологический анализ социокультурных типов с точки зрения взаимодействия человека и техники. При этом исследование не замыкается на какой-либо одной методологии выявления и именования культурноисторических типов (например, Шпенглера), но опирается на общие структурные элементы такого выделения. За исходный принцип принимается определение культуры как специфической формы человеческого существования — не адаптации к среде, а приспособления среды к себе. Историческая эволюция культуры предстает как развитие эффективности техники — от орудия к машине и от машины к информационному центру. Подобный подход позволяет не интуитивно, но достаточно строго описать собственно современный тип культуры.

Методологией раскрытия структурных взаимосвязей креативного и инструментального элементов культуры является системный анализ, учитывающий все многообразие подходов к этому сложному явлению.

Характер заявленной темы требует обращения не только к культурологическим и философским источникам, но и к историческим, социологическим, психоаналитическим и другим материалам, при условии, что их содержание анализируется на высоком уровне обобщения.

Научная новизна результатов исследования.

Научная новизна результатов анализа технологических детерминаций культурной деятельности состоит в следующем: Научная новизна результатов анализа технологических детерминаций культурной деятельности состоит в следующем:

— Выявлены новые аспекты техноцентрического общества;

— Прослежена эволюция культурологических концепций в свете анализа исторической трансформации техники и технологии;

— Обобщены различные подходы к проблеме взаимоотношения технологии и творчества;

— Проанализированы характерные отличия информационного общества от предшествующей индустриально-технической цивилизации;

— Исследованы особенности влияния информатизации общества на становлении современного облика культуры;

— Дано определение виртуальной реальности как одновременности технического и творческого начал;

— Выявлены основные характеристики массовой культуры в информационном обществе;

— Показана связь некоторых направлений в искусстве с явлением виртуальной реальности;

— Определены фундаментальные черты и характеристики современной культуры.

Теоретическаяипрактическаязначимость и с следов, а ния.

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве теоретической основы культурологического анализа современного общества.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по культурологии, философии культуры, теории и истории культуры, социологии техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании эволюционного процесса культуры было выделено проблемное поле — изучение взаимоотношений культуры как системы смысловых и ценностных форм и типов организации человеческого существования и техники как совокупности средств человеческой деятельности, создаваемой и применяемой для реализации этой организации.

В современной культурологической науке существуют две диаметрально противоположные позиции. Рассмотрение и сравнение между собой этих точек зрения составило основу для исследования тенденций развития современного культурного процесса.

Всестороннее исследование работ философов, концепции которых составляют гуманистическую парадигму, позволило сделать следующие выводы.

Концепции А. Вебера, Л. Мэмфорда, О. Шпенглера, Г. Зиммеля и других рассмотренных в данной работе философов по своему фактическому содержанию могут быть объединены в единый типологический ряд. Основой их критики цивилизации становится, в целом, недифференцированный подход к проблеме генезиса и фундамента культуры, неприятие существенности рационального элемента культурогенеза. Русский философ Н. А. Бердяева идеализирует дотехнологическое культурное развитие. Некоторая односторонность присуща и концепции Э. Фромма, предлагающей утопический проект индивидуального бегства от общественных проблем.

Наиболее всесторонним и полным представляется исследование Г. Маркузе. Американский философ и социолог отмечает, что развитое технологическое общество обладает творческим, культуросозидающим и освободительным потенциалом. Однако, констатирует философ, в современных ему условиях данный потенциал не реализован и реализовать его невозможно. Г. Маркузе критикует тоталитарность индустриальной техники, и как единственный способ преодоления данного факта предлагает «человечную технологию» (Э. Тоффлер), в которой техника нового поколения играет детотализирующую, гуманизирующую роль.

Теория информационного общества, разработанная сторонниками «технологического оптимизма» (Д. Белл, Э. Тоффлер, Й. Масуда, А. Кинг, А. Печей) ещё далека от завершённости, но уже с полным основанием можно говорить о новой парадигме, о новом типе реальности в социологии, политологии, куль турологии.

Современная ситуация такова, что предметом рефлексивного рассмотрения и отстранения стала научно-рационалистическая, прогрессистская установка Нового времени. По мысли британского философа Гидденса: «Наиболее выраженные черты (современности) — распад эволюционизма, исчезновение исторической телеологии, признание преходящего, исходной рефлективности и одновременно уход привилегированного положения Запада — ведут нас в иовгт волнующий универсум опыта"131.

Парадоксальность происходящего заключается в порождении современного состояния самой эпохой Нового времени, в их преемственности.

Новоевропейский тип культурно-исторической рефлексии отличался в целом ориентацией на разрушение традиционалистических предрассудков, был пропитан духом инновации. Но не стоит забывать, что именно в границах этого периода появилась романтическая рефлексия как реакция на рационалистический оптимизм и прогрессизм.

Техноцентрическую цивилизацию обычно критикуют с трёх позиций: традиционного общества, обыденного сознания с его ценностями здравого смысла и творчества. Однако техника уже стала традицией, обыденностью и творчеством, то есть самой реальностью. И как всякая реальность может быть подвергнута рефлексивному отстранению., каковое является сугубо человеческим способом бытия в мире.

В современной социологии и культурологии проводится идея о последовательном освобождении от сначала личной, потом вещной зависимости и переход к свободному раскрытию творческих способностей, базирующемся на сугубо гуманистических ценностях. Подобный переход Р. Ингельгарт называет культурным сдвигом и описывает в терминах постматериализма жизненных ценностей и ориентиров: «.преобладающее внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности уступило место заботе о качестве жизни. Беспрецедентно большая часть населения западных стран выросла в условиях о и ^ исключительной экономическом безопасностив результате таковая рассматривается по-прежнему как ценность позитивного характера, однако, её относительное значение не столь велико как в прошлом"1'47.

Экономический комфорт, обеспечиваемый современными технологиями, имеет фундаментальное значение как базис деидеологизации иг следовательно, демассификации сознания. Сегодня можно констатировать крушение власти идеологических Абсолютов. «Абсолютные нормы в сфере религии и культуры традиционно обеспечивали необходимое человеку чувство безопасностимежду тем за несколько десятков лет, прошедших после второй мировой войны, благосостояние и социальная защищённость невиданного ранее уровня, благодаря чему ощущение уязвимости стало терять свою остроту. Судьба среднего человека уже не столь зависима от воздействия непредсказуемых факторов, как это было в аграрную эпоху и на раннем этапе индустриального строя. Это обстоятельство способствует распространению нерелигиозных, постматериалистических ориентации, делающих меньший акцент на традиционные религиозные и культурные нормы, в первую очередь потому, что таковые неизбежно вступают в конфликт со свободой.

133 индивидуального самовыражения.

Творческие акты, производимые благодаря техническим. усовершенствованиям, позволяют говорить о современной развитой цивилизации как о реализации тех конструкций социума, которые ранее могли оцениваться как утопические.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что эмансипирующая роль техники в современной цивилизации гораздо более востребована и актуальна, нежели закабаляющая. Хотя, безусловно, в осуществление общегуманистического проекта современной культуры внесли вклад проницательные критики техноцентризма, начиная с Ж. Ж. Руссо. Доступная каждому творческая активность создаёт множество субкультур, которые в силу своей привязанности к индивидуальности к индивидуальности., имеют возможность не конкурировать друг с другом, что представляется осуществлённой утопией. Это демонстрирует именно современный проект культуры, в котором утопия технически осуществима в отличие от традиционного утопического сознания, которое ориентировано сугубо на идеологическое преобразование общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее-: Социальные последствия НТР, год 2000. М., 1986.
  3. Араб-Оглы Э. А. Техника и человек. М., 19 704. Базен А. Что такое кино? — М., 1972.
  4. Е.В. Развитие техники: уничтожение культуры или её инобытие.// Россиёская культура глазами молодых учёных. СПб., 1998.
  5. Барз’ел А. Взаимосвязанное общество и технологическая культура. // Информационная технология и проблема информатизации современного общества. М., 1991.
  6. Д. Культурные противоречия капитализма. // Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984.
  7. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М., 1999.
  8. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996^
  9. Н. Духовное состояние современной эпохи. // Философия творчества, культуры и искусства Т.1, М., 1994.
  10. М. Смысл истории. М., 1990.
  11. Н. Человек и машина. // Философия творчества, культуры и искусства. Т.1, М., 1994.
  12. Е.П. Ценность информации в информационном обществе.// Бытие и познание. -Саратов, 1999.
  13. Ю. Духовная ситуация времени. // Вопросы философии, 1993, № 5.
  14. Будущее в настоящем. М., 1984.
  15. А. Германия и кризис европейской культуры.// Культурология. XX век. Антология. -М., 1995.
  16. А. К вопросу о социологии государства и культуры.//Культурология. XX век. Антология,. М.>, 1995.
  17. Т. Теория праздного класса. М., 1984 .
  18. М. Избранные труды. М., 1991.
  19. В. Умирание искусства. // Самосознание европейской культуры XX века. -М., 1991.
  20. ., Виккери Э. Информационная наука в теории и практике. /7 Информационная технология и проблемы информатизации современного общества. М., 1991.
  21. Е. Философско-социологический анализ технической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Томск, 1989.
  22. Н. Человеческий фактор в механизме научно-технического прогресса.
  23. JI. Исследование альтернативных картин будущего.// Руководство по научно-техническому прогнозированию. М., 1977.
  24. О.В. Историческое развитие философии в диалоге философских культур: Проблема логики идей. СПб-., 1996.
  25. О.В. Философия «жизненного разума» X. Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина. Л., 1972.
  26. С.А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М., 1986.
  27. Г. Конфликт современной культуры.// Культурология. XX век. Антология -М., 1995.
  28. A.B. Учение о человеке в философии X.Ортеги-и-Гассета М.1978.
  29. А.Ф. Об отнологическом статусе виртуальной реальности.//Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  30. С.Н. Город и культура. СПб., 1992.
  31. С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  32. С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996.
  33. С.Н. Методология и методы исследования культуры. Л., 1984.
  34. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  35. Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе.// Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  36. Р. Модернизация и постмодернизация.//Новая постиндустриальная волна на Западе- М., 1999.
  37. В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире.//Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  38. В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе. Вопросы философии, № 12, 2000.
  39. Информатизация общества.//Социологический справочник Киев, 1990.
  40. Итоги науки и техники. Информатика. Том 14. М., 1990.
  41. М.С. Воображение как онтологическая категория.// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  42. М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара, 1996.
  43. М.С. Системный подход к гуманитарным знаниями. Л., 1991.
  44. М.С. Философия культуры. СПб., 19−9-6.
  45. М.С. Философия культуры: Становление и развитие Спб.7 1998.
  46. А. Л. Образ мира, — Искусство в культуре XX века. СПб., 1991.
  47. И. Собрание сочинений в 4-х томах. -М., 1963.
  48. Ю. Гуманистическое измерение прогресса техники и технологий: проблема формирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1990.
  49. Кара-Мурза С. Наука и кризис цивилизации.// Вопросы философии, 1990, № 9.73. «Карпинская Р'. Биология, идеалы научности и судьбы человечества.// Вопросы философии 1992, № 11.
  50. Квортруп J1. Эссе об информационном обществе. // Компьютеризация обще^атаа и человеческий фактор. М.7 1992.
  51. А. Грядущее информационное общество. // Там же.
  52. В. Человек и технология. Киев, 1992.
  53. М. Взаимодействие технического прогресса и прогресса духовной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1990.
  54. П. Культура постмодерна. М., 1997.
  55. A.C. Социальная реальность постмодерна: Смысл и символ. Спб., 1998.
  56. Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1991.
  57. .В. Виртуальный город. // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  58. Т.Б. Виртуальное и реальное в коммуникативном опыте. / / Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  59. Г. Одномерный человек: Исследование Идеологии Развитого Индустриального общества М., 1994.
  60. Дж. Видеотекст и информационное обследование. М., 1987.
  61. X. Техника, культура, общество: материалы и доклады ученых и профсоюзных деятелей на конгрессе.// Компьютеризация общества и человеческий фактор. М., 1988.
  62. Й. На пути к новому этапу становления общества.// США: ЭПИ. М., 1983, № 6.
  63. В.Р. Международные отношения и информационное пространство. // Россия. Духовная ситуация времени. М., 1999, № 1.
  64. H.H. Человек во Вселенной и на Земле.// Вопросы философии 1990, № б.
  65. Моисеев Н. Н Человек и ноосфера.// Вопросы философии 1990, № 3.
  66. Ш. Персидские письма. — М., 1956.
  67. B.B. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке.// Вопросы философии 1996, № 11.
  68. Наука и технология: методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. -М., 1992.
  69. Ф. О пользе и вреде истории для жизни.//Сочинения в 2-х томах. Т.1, М., 1990.
  70. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
  71. Новая технократическая волна на Западе. М., 1988.
  72. С. Минк А. Компьютеризация общества.: доклад президенту Франции.// Компьютеризация общества и человеческий фактор. -М., 1988.
  73. Д., Эбурдин П. Что нас ждёт в девяностые годы? М., 1993.
  74. О человеческом в человеке. М., 1991.
  75. Л.А. Две книги два образа культуры.// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. — СПб, 2000.
  76. Ортега-и-Гассет. Восстание масс.// Эстетика. Философия культуры. М.1991.
  77. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.1991.
  78. Ф. Р. Зодчие XXI века. М., 1983.
  79. Ю.М. Проблема социогуманитарного знания. История и современность. JI., 1990.
  80. А. Человеческие качества. М., 1980.
  81. К.С. Телевидение как этап в развитии виртуального пространства.// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  82. Постмодерн в философии, науке, культуре: Хрестоматия. Харьков, 2000.
  83. Постмодернизм и культура. М., 1999.
  84. М.М. Виртуальный другой и проблема идентификации в массовой культуре.// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  85. В.В. Виртуальная реальность художественного образа мир возможного. // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. — СПб, 2000.
  86. А.И., Андрианова Т. В. Философия компьютерной революции.// Вопросы философии, 1992, № 11.
  87. А.И. Компьютерная революция и информатизация общества.// Философские науки, 1988,№ 5.
  88. А.И. Наш путь к информационному обществу.// Компьютерная революция и информатизация общества М., 1990.
  89. В.Н. Реальность мира в кинематографе. // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2000.
  90. B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию.// Эпическая мысль 1991 года. М., 1992.
  91. Р.К., Стерледева Т.Д. XXI век: актуальные проблемы информатизации общества. //Новые идеи в философии. Пермь, 1999.163. Сумерки богов. М., 1985.
  92. Г. М. Техника. Культура. Человек. // Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века. М., 1986.
  93. Г. М. О.Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.
  94. Г. Публика и толпа. Санкт-Петербург, 1899.
  95. . Пути к информационному обществу. Сценарии и оценки для экономики и общества. // Информационная технология и проблема информатизации современного общества. М., 1991.
  96. А. Постижение истории. — М., 1991.
  97. А. Христианское понимание истории.// Философия истории: Антология. М., 1994.
  98. М. Исток художественного творения.// Работы разных лет. М., 1993.
  99. М. Наука и осмысление.// Новая технократическая волна на Западе. М., 1988.
  100. Хайт. Семинар в Jle Торе.// Вопросы философии, 1993, № 10.
  101. С. Столкновение цивилизаций. Становление нового порядка.// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. -М., 1999.
  102. М. Электронные издания: современное состояние и перспективы развития.// Итоги науки и техники. Информатика. Том -14 М., 1992.
  103. ХейзингаЙ. Homo Ludens. М., 1992.
  104. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии, 1994, № 10.
  105. H.A. Социологические и социально-психологические механизмы формирования публики.// Вопросы социологии искусства. Ленинград, 1980.2 03. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.
  106. Р. Информационная революция: что она сулит миру.// Мировая экономика и международные отношения. М., 1991 — № 4.
  107. Ф.Н. Информация, познание, социальное управление Кишинёв, 1991.
  108. Е.А. Философские проблемы виртуальной реальности.// Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб, 1996.
  109. В.И. Определение свойств виртуального.// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.2 08. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983.
  110. О.- Закат Европы М., 1993.
  111. С.М. Избранные произведения в б-ти томах. М. 1964.
  112. Э.П. Философия культуры во Франции XX века.// Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
  113. П. Человек и автомат: размышление о заменимости человека техническим устройством.// Вопросы философии 1996, № 3.
  114. А. Сюрреализм и Сальвадор Дали.// Дневник одного гения. М., 1991.
  115. И.А. Об образе виртуальной реальности.// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  116. А.Д. Виртуальное пространство как проект и как состояние сознания. // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции. СПб, 2000.
  117. К. Духовная ситуация времени.// Смысл и назначение истории. М., 1991.
  118. Fromm E. The Crisis of Psychoanalyze. N.Y.1970.
  119. Fromm E. Revolution of hope. Toward the Humanized Technology N.Y., 1968.
  120. Kroeber A.L. The Nature of Culture. -Chicago, 1952.
  121. Lifton R.J. Psychohistory. «Partisan Review», N.Y., 1970, vol. XXXVII, № 1.
  122. Macdonald D. A theory of Mass Culture.// Mass culture. The popular Arts of America.1. N.Y.1965.
  123. Making it happen. A positive guide to the future. Wash.1982.
  124. McLuhen M. The Gutenberg Galaxy. Toronto, 1962.
  125. McLuhen M. Understanding Media. N.Y. 1963.
  126. Mumford. L. The Myth of the Machine. -N.Y., 1967.
  127. Naisbitt J., Aburdene P. Megatrenda 2000. The new directions for the 1990's.1. N.Y., 1990
  128. Owen D. Face the Future. L., 1981.
  129. Rorti R. Contigency, Irony and Solidarity. Cambridge, 1992.
  130. Toffler A. Powershift. N.Y., 1991.
  131. Toffler A. The third wave. N.Y., 1980.
  132. Sorokin P.A. SOS: The meaning of the crisis Boston, 1951.
  133. Toffler A. The Future Shock. N.Y., 1973.
  134. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
  135. Through the 80's. Thinking globally, Acting locally.// Ed. By F. Feather. Wash., 1980.
  136. Veblen T. Essays. In our changing order. N.Y., 1934.24 9. Veblen T. The Institute of workmanship and the State of Industrial Arts. N.Y., 1964.
  137. Veblen T. The place of Sciences in modern civilization and other Essays. N.Y., 1964.1 70t>CvC.'.-- -iEP<�Ш -1 ail НОТ SXIS3. f
Заполнить форму текущей работой